Административный идиотизм в Российской Федерации - это не исключение из правил, а самое настоящее правило жизни. Для ныне живущего поколения россиян такого рода традиции восходят к временам Хрущёва, и насчитывают шесть десятков лет.
Можно сказать, что сейчас свой век доживают те, кто родился на заре эпохи советско-российского административного идиотизма.
Почему он появился и как развивался у нас в стране - вопрос интересный, но его трогать мы не будем. Это рассуждения на целый многотомник. Отмечу лишь, что, по всей видимости, советский партийный официоз, при котором появилось такое явление, был лишь благоприятным сопутствующим фактором для него, но никак не самим источником.
Об этом говорит тот факт, что с середины 80-х и до наших дней, когда диктат государства в деле построения бизнеса вроде бы пропал, и все производственные оргрешения на местах оказались в частных руках, административный идиотизм не исчез, а наоборот, усилился - и в государственных структурах, и на частных предприятиях.
Успешный бизнес в России - крайне редкое явление, и подтверждением тому служит чрезвычайно низкий уровень жизни в стране. Даже там, где нелепая государственная система запретов, законов и правил, удушающая любую инициативу и возможность успеха, на корню, не может воздействовать непосредственно на деятельность предприятия, ситуацию добивает окончательно сам хозяин дела и его ближайшее окружение.
С точки зрения человека, умеющего работать и любящего свой труд, в России командуют мало того, что неспециалисты, так ещё и злонамеренные по отношению к своему коллективу и бизнесу идиоты.
Итогом такого положения дел стал тот факт, что большинство работающих в РФ трудятся не по своему изначальному профилю (настоящие дипломы порядка 70% работающих не соответствуют их сфере деятельности). Процветает тупое, бессмысленное исполнение распоряжений и приказов, эффективность и качество труда составляют в среднем 25-30% от уровня развитых стран.
Хорошо трудиться на российских предприятиях невыгодно для работника. Гораздо выгоднее просто "отбывать свой срок" и не проявлять никакой инициативы, как было и до реставрации капитализма, в последние годы СССР.
Такое отношение к делу, стиль работы и конечный результат, который очень часто бывает плачевным для целых предприятий, обусловлен в большинстве случаев теми правилами, которые устанавливают сами руководители, и теми поступками, которые они постоянно совершают.
Вот самые распространённые в России примеры.
Нанимаем терпеливых кретинов! Главное требование - не уважать себя!
Очень часто при трудоустройстве в российские фирмы соискатель, отправив резюме и заполнив все необходимые анкеты, оказывается в положении "потеряшки во Вселенной". Он неделями не получает никакого ответа, иногда не может дозвониться, чтобы выяснить результат, а если и дозванивается, то с ним разговаривают сквозь зубы или по хамски типа: "Вам сказано подождать - вот и ждите! Мы решаем!". При этом человек понимает, что на самом деле его данные просто отложены в базу на случай, если придётся заткнуть дыру, образовавшуюся из-за постоянной текучки кадров.
При таком отношении человек с нормальным интеллектом, уверенный в себе и уважающий себя - а именно такие люди и есть настоящие специалисты! - уже на этапе соискательства примет решение не связываться с таким предприятием, где его изначально не уважают.
Как бы не выглядела такая фирма внешне, становится совершенно ясно, чего стоят специалисты, из которых она состоит.
Корпоративная дедовщина
В армии как? Полгода - дух, потом черпак, потом дед, потом дембель...
На работу устроился, и на полгода ты кто? Стажёр, или "специалист на испытательном сроке". Заработок ниже плинтуса, даже по сравнению с теми, кто работает в пять раз хуже тебя, чуть что - разносы и наказания (ты на особом внимании!), и никаких перспектив, пока эти полгода не пройдут. Если выдержишь, конечно.
Неважно, что ты можешь, умеешь и знаешь. Важно, что у тебя испытательный срок.
В конце концов, становится ясно: стараться бесполезно. И вредно, особенно, если ты лучше тех, кто здесь уже работает. Ты - угроза для них. Их заменят тобой. Они это знают, и сделают всё, чтобы ты ушёл сам.
Стоит ли туда вообще устраиваться, если так?
Ну, а если тебе по барабану, как работать, зато ты специалист по подсиживанию и дружбе с шефом - то через полгода ты успешно вольёшься в коллектив, вытеснив кого-то из работающих предшественников.
Ура! Новые штрафы!
Штрафование на работе стало нормой. Штрафуют за всё, изымая в "фонд предприятия" иногда до половины зарплаты. В том числе и за курение не в отведённом месте, и за курение не вовремя, и за разговоры не о выполняемом задании, и за неправильный внешний вид. Могут оштрафовать за наушник, торчащий из уха. Или за жвачку. За невыполнение нормы выработки, размер которой неизвестен тому, кто назначает штраф - и даже нормировщикам. Потому, что нормы нет.
Перечень штрафов в их разнообразии на некоторых предприятиях поражает воображение. И в то же время очень сложно найти список действий, за которые положены премии или поощрения.
В общем, прекрасная схема для мотивации собственного увольнения работника, который пришёл зарабатывать, а не унижаться.
Мы своим не верим!
Начальство постоянно уверено, что сотрудники приходят не работать, а деньги получать: знакомая картина? И для того, чтобы убеждаться в честности работников, заодно - чтобы их мотивировать, и для того, чтобы ещё и оценивать, сравнивая между собой, кто лучше (а точнее - кто хуже!), придумываются и вводятся самые разные рейтинги и системы баллов.
Человека анализируют на каждом шагу. Он вынужден думать не о своём деле, а о том, как получить непонятно зачем нужный балл или не получить "дырку в права".
Само собой, на такого рода игры согласны лишь те, кто успешно позволил вытереть об себя ноги ещё на этапе приёма на работу. Тот, кто не уверен в себе и кто сам не считает себя специалистом.
В коллективах, одержимых рейтингами и оценками, процветает подсиживание коллег, взаимное недоверие, вредные советы сослуживцам (чтобы их подставить и, сбив их показатели, улучшить свои).
Всё это говорит об одном: начальство не доверяет тем, кто на него работает. Сам хозяин фирмы уверен в том, что "за пультом его атомной станции орудует стая обезьян".
Уважающий себя специалист, случайно попавший на такое предприятие, там не задержится. Останутся только настоящие бездари.
От звонка до звонка!!!
Кроме конвейерных производств и работ со сменными графиками, на которых явление и убытие сотрудника с непременным постоянным пребыванием на рабочем месте между этими моментами обусловлено самой технологией, а так же работы в присутственных местах, существует масса других видов деятельности, где жёсткая пунктуальность вовсе необязательна.
Есть работы - и таких становится в современном мире всё больше! - на которых даже само пребывание сотрудника на рабочем месте не имеет решающего значения. В наше время специалист, любящий своё дело, может успешно выполнять производственные задачи, даже не выходя из дома. Причём даже успешнее, чем в каком-то подвальном офисе.
Но где вы встречали официальную работу по ТК в РФ со свободным графиком? Это крайне редкое явление. Человек должен по звонку явиться и не раньше звонка уйти - это главное! Удивительно, но гораздо меньшее значение придаётся тому, что и как он сделал между этими звонками.
Эта особенность российского "организационно-делового" менталитета тесно смыкается с другим негласным правилом:
Время - деньги! Труд - ничто!
Сдельная оплата труда в России - редкость. Если, конечно, это не частный заказ или глобальная шабашка, на которую привлекают независимые бригады строителей. На большинстве производств, особенно для "синих воротничков", оплата почасовая... или помесячная. Впрочем, для воротничков белых это вообще незыблемое правило: я в месяц получаю - не зарабатываю, а именно получаю! - столько-то...
Итог: люди не знают, сколько стоит их конкретный труд, их реальные усилия, они в полном неведении о ценности того конечного продукта, который они производят. Им, если честно, прибыль предприятия вообще параллельна, и они будут рады, если узнают, что получили больше, чем на самом деле заработали.
Здесь начинается не просто демотивация труда, а самая настоящая антимотивация: каждый такой работник заинтересован в разорении своей работы. Ему становится интересно забрать больше, чем вложил - причём на законных основаниях!
Удивительно, но зачастую даже сами хозяева фирм не ведают, сколько приносят прибыли производимые конкретным сотрудником (а то и целыми отделами!) действия. Понятие рентабельности внутри предприятия попросту исчезает. А вместе с понятием исчезает и рентабельность.
Труд специалистов, зачастую даже творческих, нивелируется и опускается до уровня труда вахтёра или консьержки.
Это, конечно, очень хозяйственно!
Без согласования не чихать!
Согласовывать любое действие, которое хотя бы чуть-чуть отличается от рутинного, всё время писать бумажки для страхования своей пятой точки, загружать своего руководителя мелким головняком, о котором он и знать не должен, вместо того, чтобы на месте легко решать возникающие простые проблемы - правда, знакомо? Время и силы тратятся иногда на ненужные действия в таких объёмах, что можно создать ещё целое дочернее предприятие. Деятельность фирмы превращается в мышиную возню.
И всё для того, чтобы "не ошибиться".
Непрофессионалы под руководством непрофессионалов - вот и весь секрет.
Отгул хочешь? Да ты алкаш!
Бывает так, что человеку важно по каким-то причинам не идти на работу, а посетить совсем другое место, или остаться дома. Заболел, или справка какая-то нужна. Или срочно отремонтировать домашний санузел. Жизненно необходимо.
Сотрудник, предупреждая начальство заранее, просит отгул. И в ответ - примерно такая фраза, как в заглавии этой главы. Или отповедь о том, что сюда он устроился не личные проблемы решать, а работать на родную корпорацию! И болеть тут некогда - всем! Даже если ты уже переделал всё на неделю вперёд и на работе откровенно маешься дурью, ты должен присутствовать! Как все! А не разлагать коллектив своим отсутствием!
И так далее.
Вам не верят. И вас не уважают. Вот и всё.
Или вы - действительно лоботряс, не понимающий смысла коллективного труда на благо хозяина?
Тогда зачем вас тут держат?
Ааа, воспитывают. Делают человеком из обезьянина.
Спасибо, родное предприятие!
В туалет по расписанию
Для успешной работы предприятия необходимо, чтобы все находились исключительно на рабочих местах в отведённое для работы время. Во время обеденного перерыва все должны быть в столовой. И так далее.
Курить в строго отведённом для этого месте - ладно, разумно. Но перекуры по расписанию с точностью до полуминуты, когда сотрудники строем ходят в курилку - это уже что? Даже некурящим, остающимся на рабочих местах, становится при этом странно и неуютно. А что говорить о тех, кого повели выкуриваться? Это уже не работа, а какая-то зона или концлагерь.
В последнее время начали появляться рабочие расписания, учитывающие даже перерывы на оправку. Причём совсем не на конвейерных производствах.
Разговоры по мобильному телефону запрещены даже там, где они никакого воздействия на рабочий процесс не оказывают.
Жёстко контролируется доступ в Интернет. Конечно, если вы набрали на работу детей малых, которые приходят играться в танчики, а не работать - то так и должно быть.
Более того: существуют специальные "комиссары" (менеджеры по соблюдению регламента), неусыпно следящие за этим самым регламентом, и получающие временами больше специалистов.
Без таких производственных комиссаров, как признаются многие руководители, их предприятие прогорит. Никто работать не будет.
Конечно - те, кто приходят РАБОТАТЬ, здесь работать не останутся.
Что можно сказать об уровне ума тех, кто такие правила сочиняет и об уровне профессионализма и самоуважения тех, кто соглашается их выполнять?
Блиц-допросы
Временами сотрудников начинают пытать, что им нравится, а что не нравится. В компьютеризированных офисах это происходит в виде электронного опроса, там, где невозможно - раздают анкеты-формуляры. И каждый должен отчитаться.
Ну и какие ответы можно получить, раздавая такие задания - "расскажи шефу, почему он козёл"?
Конечно, "правдивые"! В том числе - особенно, если опрос анонимый - вы получите и кучу доносов на товарищей.
В общем, среди работников, которые и так себя не уважают, насаждают корпоративное лицемерие. Думая, при этом, что "улучшают работу".
Каков будет итог?
Четыре смены в сутки слабо?
В общем, на наших предприятиях с низкой зарплатой и высокой текучкой кадров вечно не хватает людей при невероятном уровне безработицы в стране. И те, кто считается там специалистами, почему-то должны спасать положение, закрывая собой организационные дыры, созданные их "гениальным руководством".
Как правило, на амбразуры бросают именно стажёров на испытательном сроке. Особенной прибавки к жалованью это не даёт, это даёт лишь надежду на то, что этот срок закончится раньше, чем ты сдохнешь. Рабочая неделя может оказаться и 60, и 100 часов - легко.
Очень часто человек ломается раньше, чем заканчивается пресловутое стажёрство.
Ну и что? Дураков, которых работа любит, на улице бродит хоть отбавляй.
Каменный лик шефа
Часто ли начальство хвалит сотрудника в России, даже если он это заслужил? Благодарности выносит, часики дарит или просто руку жмёт за успешное выполнение задания, улыбается и спасибо говорит за то, что благодаря вам, уважаемый, я на "Лексусе" езжу, а не на трамвае?
Это элементарная психология: очень весомой мотивацией, не стоящей ни копейки, но приносящей весомую прибыль, может быть элементарное признание реальных заслуг.
Где вы такое видели? И часто?
Отчуждённость
Есть низшие касты, есть высшие - и всякое человеческое общение между ними невозможно.
Ты начальник - я дурак. Я начальник - ты дурак.
Начальнику не с руки влезать в проблемы дурака, даже если эти проблемы касаются его эффективности. Общаться на какие-то темы, кроме выдачи задания и разноса за неправильное выполнение (или объявления об увольнении) - это ниже плинтуса, это недостойно начальника.
Даже - и особенно! - когда у такого начальника образование дворника и он устроен на свою должность по знакомству.
И командует отделом переводов с японского, например.
Кто кому свой
"Бизнес, ничего личного" - это не про Россию. Трудоустройство на злачные должности тупых, но своих, и спихивание в низы по доходности, но в пиковые по нагрузке ниши "чужих", хоть бы они и были наилучшими специалистами - обычное явление.
Ну, конечный итог вам понятен.
И, кстати, такой расклад во многом объясняет причины того положения дел, которое мы рассматриваем.
Никакого вольнодумства!
Настоящий специалист - всегда творец. И время от времени у него рождаются желания сделать что-то новое, необычное, странное, выходящее за рамки привычных заданий.
Думаете, это будет позволено, даже без ущерба для работы? Очень маловероятно, что среднестатистический российский начальник согласится хотя бы на малейший эксперимент.
А через некоторое время выяснится, что нечто подобное стало модой на проклятом Западе, пока мы тут всё необычное запрещали.
Ну, а настоящему творцу такое отношение - и к себе, и к делу, надо?
Вы спросите напоследок, какие я дам вам советы?
Если вы умный и честный человек, то мои советы в этой области вам не нужны, вам и так всё ясно.
А если вы дурак - то что-то советовать бесполезно. Вы абсолютно правы во всём, что делаете, и вы всё всегда делаете правильно.
Единственный совет для дураков - в заголовке: Курс на скалы! Полный ход!
Вперёд, мои хорошие. Чем быстрее достигнете цели - тем лучше.