Аннотация: Маленькие истории одной лагерной смены в лирической повести о любви и дружбе...
ЗАЕЗД
Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, Несбывшееся зовет нас, и мы оглядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов. Тогда, очнувшись среди своего мира, тягостно спохватясь и дорожа каждым днем, всматриваемся мы в жизнь, всем существом стараясь разглядеть, не начинает ли сбываться Несбывшееся? Не ясен ли его образ? Не нужно ли теперь только протянуть руку, чтобы схватить и удержать его слабо мелькающие черты?
Между тем время проходит, и мы плывем мимо высоких, туманных берегов Несбывшегося, толкуя о делах дня.
А. Грин
Здание старого железнодорожного вокзала с нетерпением ожидало каждой такой встречи, хотя внешне этого никак не показывало. Электрички стояли на своих путях, уныло опустив фары-глаза к земле, как будто чувствовали вину за то, что бросили свой любимый тупик в поисках счастья, но вернулись назад, вдоволь наглотавшись воздуха свободы и скорости. А Здание вокзала на них не обижалось, ведь сегодня у него будет праздник. Вечером сюда приведут столько детишек, что трудно будет их всех сосчитать.Среди электричек стоял поезд дальнего следования и всем своим видом показывал им, как много он повидал на своём веку и что в тупике этого старого вокзала ему даже очень нравится. У них была давняя дружба. Поезду нравился вокзал, потому что он не был похож ни на один другой из знакомых ему. Ведь мимо других вокзалов можно проехать, а этот...
В этот ты просто упираешься лицом и говоришь: "Привет! А вот и я!". Зданию вокзала же нравился поезд, так как, увидев именно его, оно понимало: сегодня праздник!
К шести вечера на скрытой от глаз площадке сбоку от железнодорожного полотна начали собираться дети разных возрастов с сумочками и пакетами, полными еды, их родители с чемоданами, рюкзаками и спортивными сумками, на которых виднелись наклеенные бумажечки с фамилией и именем. В суматохе слышался командный голос старшего флагмана, державшей в одной руке мегафон, а в другой - потерявшегося малыша: "Вожатым поднять таблички с номером своего отряда и проверить детей по списку. Кто потерял ребёнка?" И уже к девочке: "Тебя как зовут? Лиза? ...Кто потерял девочку Лизу, подойдите к старшему воспитателю. Родители, отойдите от своих детей! Дайте вожатым увидеть своих подопечных. Физрук, плаврук, военрук и работники кухни! Начинаем складывать личные вещи детей в грузовую машину!"
--
Ну что, Колька, не боишься в первый раз сам? - спросил участливый мужской
голос. - Не дрейфь, ещё и уезжать обратно не захочешь.
--
Я бы дома остался да во дворе гулял, - ответил Колька и футбольнул маленький
камешек.
В вагоне помещалось по два экипажа с сопровождающими лицами, то есть вожатыми, воспитателями и мамами, которые ехали поработать и побыть с детьми. Или ещё зачем-то. Детишки, вняв безысходности расставания с папами и мамами, начинали неосознанно играть в самостоятельность. Кто-то застилал постель, кто-то уже уничтожал свои запасы еды, кто-то играл в морской бой, кто-то читал. Те же, кто ещё не оправился от расставания, грустно смотрели в окно на пробегающие мимо деревья, столбы и бурьян. Но вот всё стихло, и только слышен мерный стук колёс и приглушённый разговор дежурных по вагону.
--
Успокоились. Завтра приедут на место и начнётся беготня. Интересно, кто
быстрее приедет - мы или наши вещи? - спросил флагман второго экипажа Эдик своего собеседника, флагмана четвёртого экипажа Диму.
--
Не знаю. Я в первый раз еду в лагерь вожатым, - ответил Дима и достал пачку
сигарет. - Куришь?
--
Да, но ты иди один. Детей нельзя самих в вагоне... А вот и проверочка.
В вагон тихо вошли старший воспитатель или, как было принято называть, старший замполит Галина Константиновна, старший флагман Светлана и женщина в белом.
--
Спокойно у вас? - спросила Галина Константиновна. - Кто дежурит после?
--
Да, всё в порядке, - ответил Эдик. - После нас воспитатели, но, может, мы и всю
ночь продежурим.
--
Э-э, ребятки, так не пойдёт, - вступила в разговор Светлана. - Так вы завтра в
лагере как мочалки вяленые ходить будете. А первый день сами знаете, какой.
Ладно, попозже ещё придем.
--
Да вы не волнуйтесь, - Эдик невольно потянулся. - Не в первый раз.
Утром, когда ласковое солнце через окошки вагона начало осторожно заигрывать с лицами спящих детей, Пете Баночкину, пионеру четвёртого экипажа, снился сон. Стоит Пётр Баночкин на капитанском мостике огромного белого лайнера в белом капитанском мундире и, конечно, с кортиком. Море, по которому плывёт чудо-лайнер, не очень спокойное, хотя солнце улыбается Пете. Вокруг капитанского мостика носятся крикливые чайки и разговаривают человеческими голосами: "Что будем делать?... Завтракать пора!.. Собирайте постели..." Вдруг капитанский мостик переворачивается, но Петр Баночкин успевает схватиться за штурвал. Что-то накрывает его лицо, и ему становится труднее дышать. "Дима, лети сюда!.. Кто это сделал?.." - кричат чайки.
Петя открыл глаза, вспомнил, что вчера его отправили в лагерь на Чёрное море. И у города какое-то странное название. Но почему он не может пошевелиться? Ну вот, началось. Его верхняя полка оказалась пристёгнутой к стене вместе с ним. Соседи по купе пошутили.
--
Кто это сделал? - услышал он голос вожатого, и полка сразу же приняла своё
обычное положение, а Петя, высвободившись из плена, уселся, свесив ноги.
--
Сейчас всем умываться и завтракать, а то скоро будет Тоннельная, -
проговорила старшая по вагону так, чтобы всем было слышно.
--
Ладно, идите умывайтесь, - продолжил Эдик. - В лагере разберёмся. А вы, девочки, уже поели? - обратился он к пробегающим мимо смеющимся Нате, Вите и Рите.
--
Да, мы просто решили сбегать в туалет перед тоннелями, - игриво ответили
девчонки в один голос.
--
Молодцы. Только не слишком торопитесь.
В этот момент в вагоне стало темным - темно, и начался неописуемый звуковой фейерверк, обычно сопровождающий продвижение поезда по тоннелю: горловые извержения разных тональностей и силы, стук ложек по стеклянным банкам, топанье ног, хлопки, свист и пронзительный визг. Ко всему этому добавился стук колёс, отражающийся от стен тоннеля и влетающий в приоткрытые окна вагона. И всё это как бы являлось окончательным разрывным моментом между прошлым и будущим, между домом и лагерем, между рутиной каждодневной, пока ещё беззаботной жизни и чем-то загадочным, непрожитым, влекущим и настораживающим.
Но вот стало светлеть, и, когда вагон полностью освободился от давящей со всех сторон горы, поступило указание готовиться к прибытию на конечную станцию, наводить порядок в купе, а пустые "чебурашки" из-под "Буратино" можно оставить на столах.
Поезд замедлял ход, сотни глаз выхватывали фрагменты гор, скал, цементного завода и неуклюжих построек портового города. Обитатели вагона уже толпились в проходе, готовясь выскочить на раскалённый перрон и перейти по мосту на привокзальную площадь для посадки в автобусы.
- Замполитам и флагманам вывести детей на перрон и пересчитать, - звучал из мегафона и без того громкий голос массовика Натальи Николаевны. Картина везде была одинаковая: дети вокруг своих замполитов и флагманы, помогающие спуститься замешкавшимся у выхода.
- Что, ласточки, топчетесь на месте? Спускайтесь и не суетитесь так, - сказал
Эдик Нате, Вите и Рите.
В это время мимо их вагона пробежал флагман первого экипажа Володенька, чтобы доложить Наталье Николаевне о готовности проследовать к автобусу. Володенькой его ласково называла добродушная Алла Ивановна, замполит первого экипажа. Дети же успели дать ему кличку Дробила.
- Сделай несколько снимков, Лёша, - попросила Наталья Николаевна фотографа, который уже настраивал объектив. Лёша профессионально "выхватил" несколько моментов, и по его лицу было видно, что парень доволен собой и осознаёт важность порученного ему дела. Да и на самом деле любил он больше делать неподготовленные снимки, когда каждый присутствующий на фотографии объект запечатлён в момент какого-то своего порыва, какой-то своей мысли и не смотрит нарочито замысловато в объектив. Да и знал Лёша, что послезавтра прибегут родители детей в профком и будут судорожно искать своих чад на уже вывешенных на доску объявлений фотографиях. Вот снимок выхода из поезда. Вот снимок передвижения к привокзальной площади. Вот снимок в автобусе. Вот снимок...Экспозицию подготовил фотограф Лёша Р. "У-у, - скажут родители, - вот молодец фотограф Лёша Р.! Вот какие все молодцы у нас!".
--
Построились по парам, - командовали флагманы старших экипажей, в то время
как флагманы и воспитатели младших экипажей соединяли ладошки малышей сами.
Колонна из пяти автобусов и машины сопровождения впереди, как игрушечная гусеница на верёвочке, медленно поползла по убелённому пылью городу мимо складов, цехов, жилых домов, мимо изрешечённого пулями вагона времён Второй мировой, монументов и одиноких пешеходов.
Дорожный серпантин пропускал такие колонны с полным замиранием сердца. Своими трещинками он чувствовал: по нему едет флотилия "Алые Паруса". "Аккуратнее", - внушал он и без того внимательным водителям. "Медленнее", - шептал он и без того ползущим, как черепахи, автобусам. "Крутой подъём и резкий поворот вправо! Встречный транспорт", - предупреждал он водителей.
--
Ну что, запеваем? - спросила воспитатель девятого экипажа Нина. - Какие
--
Ну, тогда поём. Что? Кому плохо? Коля, тебя тошнит? Коля, мы не можем
остановить всю колонну. Потерпи, зайчонок. На, попей водички, - уговаривала Нина.
Нина, студентка четвёртого курса литфака, решила поехать на практику именно в этот лагерь, потому что туда ехал Дима. А Дима поехал в этот лагерь без какой-либо определённой причины. Ехал и всё тут. К чему эти дурацкие "почему"?
Весь автобус безудержно пел двенадцатую песню, когда колонна преодолела перевал и перед взором детей и взрослых оказался обособленный от всего остального мира райский уголок.
Бухта встретила колонну изумрудными искрами. Будто игрушечные, висели белые кучевые облачка. Внизу, на другой стороне бухты, простирался город-мечта. Но тут колонна свернула вправо, и город исчез за виноградниками, оставляя в поле зрения только маяк у выхода в открытое море. Настоящий маяк с тысячью чаек, снующих то вверх, то вниз.
А внизу - фрегаты под парусами и на рейде. Пушки дают салют.Открывается занавес, и колонна, сигналя, медленно подъезжает к воротам сказочной страны...
--
Глянь, наши вещи уже приехали. Во дают, быстрее поезда. Как их теперь
только разгребать? - удивился Дима, обращаясь к Эдику.
--
Да всякий раз по-разному. А разбирать очень просто: каждый берёт свои вещи после того, как в кинозале пройдёт распределение по экипажам и им покажут кубрики в корпусе, - ответил всезнающий Эдик.
--
Флагманам и замполитам вести детей в кинозал, - гремел мегафон.
Всех дурманил присущий этому месту запах, где сливались ароматы цветов, самшита, пихт и с любовью приготовленного обеда. По обе стороны аллеи, ведущей от ворот к корпусу, умелая рука каменщика соорудила парапетики из природного камня. У них особая роль - на них любят сидеть дети, приезжая в лагерь и уезжая домой. Все приехавшие уже были в кинозале, из которого слышался неописуемый шум, и лишь никем не замеченный Коля остался сидеть на парапетике. Он ещё был бледен, но уже начинал проявлять интерес ко всему, что его окружало. По парапетику бегали муравьи и жучки, и Колька, найдя травиночку, начал играть. То подтолкнёт, то преградит дорогу избранному насекомому. Тут Колька увидел мох. Такой же зелёный и мягкий, как и у его бабушки в деревне. Он провёл по нему рукой и стал было предаваться воспоминаниям, как услышал перепуганный крик воспитателя Нины.
--
Коля, тебя все ищут. Ты почему не пошёл со всеми? А ну, бегом сюда, -
кричала Нина и сама бежала к Кольке. - И чтоб от меня ни на шаг не отходил! Понял?
- Понял, - ответил Колька и улыбнулся.
--
Кем хочешь быть, Николай? - спросила Нина.
--
Моряком, - сказал Колька.
--
Будешь! Обязательно будешь!
А кинозал гудел, словно невиданных размеров улей, периодически выпуская группки ошалевших от шума детей, которые шли на экипажные места, где флагманы и замполиты сообщали распорядок дня, свои требования и пожелания. Экипажные места были непохожи друг на друга и находились в разных уголках лагеря, представляя собой или беседку, или лавочки под сенью деревьев. Отсюда экипажи со своими флагманами направлялись за своим багажом на аллею перед корпусом, чтобы теперь уже окончательно расположиться в кубриках на всю смену. Времени до обеда было ещё достаточно, так что можно и осмотреться, и устроиться, и немного отдохнуть. Так думали и пионеры, и флагманы, и замполиты, и старший замполит Галина Константиновна, и старший флагман Света, и массовик Наталья Николаевна. Так думал и Колька, когда весь его экипаж малышей с флагманом Леной во главе забирал свой багаж и отправлялся в корпус. А Колька влез на парапетик, взял недавно брошенную травинку и начал опять играть с насекомыми. Нащупав в кармане фантик от ириски, Коля сделал что-то, напоминающее домик, и поставил его для муравьёв около облюбованного им островка мягкой, свежей зелени. Мох. Опять вспомнил дом у бабушки, и ком подступил к горлу, глаза увлажнились, но Коля не хотел, чтобы кто-то увидел, как он плачет. Стукнул кулачком по парапетику и побежал догонять свой экипаж.
Корпус состоял из двух частей, старой и новой, объединённых общей стеной. Стена эта была украшена необычайной красоты мозаикой.
Левым крылом этой стены было старое двухэтажное здание с квадратными колоннами при входе. На первом этаже обычно располагался обслуживающий персонал и администрация. Тут же были кладовые, бухгалтерия, кабинет начальника лагеря, то есть адмирала. Кубрики, комнаты для детей, на втором этаже были довольно большими. Толстые стены и маленькие окна защищали обитателей от дневного зноя. С другого торца здания была пристроена красавица-столовая. Или, как её принято тут было называть, камбуз. Фасад, полностью выполненный из стекла, был обращён к морю, хотя вид этот закрывали сосны и высокие пирамидальные тополя. Внутри столовая была украшена пейзажами и фрагментами резьбы по дереву на стенах и разными панно. По углам красовались финиковые пальмы внушительных размеров. У свободной стены стояло пианино. Видимо, в дождливую погоду здесь собирались попеть или просто поиграть.
По правую сторону от этой стены было более современное трёхэтажное здание с огромными стеклянными витражами. Холлы были украшены пальмами в деревянных кадушках, а мягкие диваны создавали домашний уют. Кубрики, снабжённые умывальником, здесь были небольшими, позволяющими разместить три-четыре кровати. Попадались и двухкомнатные кубрики. На третьем этаже размещались флагманы, воспитатели, медики, физрук, плаврук и военрук. Медпункт с изолятором находился на первом этаже в конце коридора, но зайти в него можно было и снаружи, и в хорошую погоду приём осуществлялся прямо под навесом.
Небольшой по территории лагерь мог служить образцом во всех отношениях. И в целесообразном расположении дополнительных сооружений, таких как кинозал с кинобудкой с одной стороны и радиорубкой с другой, пионерская в самом сердце лагеря, домики для обслуживающего персонала и других желающих, расположенные вдоль забора и ограждающие всё происходящее здесь от любопытного глаза извне. И в богатом разнообразии растений. Были тут и тополя неизмеримой высоты, позволяющей только догадываться об их возрасте, и ели, и сосны, и туи, и пихты, и даже заморские акации у моря, в период цветения выпускающие дивные розовые цветы, издающие головокружительный, одурманивающий запах. Да и сам лагерь располагался в живописнейшем уголке бухты с прекрасной панорамой морской глади и горной гряды.
По правую сторону от лагеря расположилась гидробаза. Гидробаза эта каждый день напоминала всем о своём существовании ровным гулом двигателей самолёта-амфибии, который иногда даже спускали на воду. Со стороны лагеря на этом здании почти во всю его высоту была выполнена мозаика, изображавшая трёх бегущих в плавках юношей с нереально удлинёнными телами, ногами и руками. Дверь с другого конца здания вела в комнату технического творчества. По левую сторону от лагеря через дорогу находился стадион, на котором проводилось большинство спортивных мероприятий и некоторые элементы игры "Зарница". Было ещё два особо функциональных места: Нижняя палуба и Верхняя.
Нижняя палуба представляла собой деревянную конструкцию с лесенками, ведущими к воде. Чуть выше был невысокий бетонный парапет, ограничивающий песчаную площадку с навесом. И пирс. Пирс, к которому иногда причаливали прогулочные катера и моторные лодки. Пирс, с которого разрешалось прыгнуть только избранным и то только на тихом часе в присутствии флагмана. Над ближней половиной пирса был навес из деревянных реечек, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга. Там проводили занятия лечебной физкультурой. От входа на Нижнюю палубу в сторону гидробазы тоже был выстроен парапет, не позволяющий зазевавшимся свалиться с двухметровой высоты.
Верхняя палуба, или Костровая, была хранительницей всех пионерских таинств и событий. Это была площадка сбоку от кинозала с розой ветров в центре. Со стороны моря стояла мачта с алыми парусами и разноцветными маленькими флажками. Эта мачта на нижней рее приютила рынду, звук которой придавал событиям флотилии едва уловимый дух реальности. И прямо под ней - якорь внушительных размеров. Всё это создавало неописуемую атмосферу вселенской беззаботности и счастья.
В своём кубрике мальчишки третьего экипажа разбирали вещи, чтобы оставить только необходимое, а остальное сдать на временное хранение.
--
А где камера хранения? - спросил белобрысый Павлик соседей по комнате.
--
Ты что же, уже всё разобрал? - удивился загорелый Денис. - Придёт флагман и
всех строем поведёт куда надо.
--
Строем... Каким ещё строем? - возмутился Стаська.
Пацаны познакомились ещё в поезде и всячески старались попасть в один экипаж. Но им повезло ещё больше, и они попали даже в один кубрик. Денис уже в третий раз был в "Алых парусах" и своими знаниями распорядка и традиций снискал себе уважение товарищей. Павлик тоже бывал в пионерских лагерях, но в других. Знал он, как себя преподнести и кому. Стаська... Тот вечно был всем недоволен. Петь надо - зачем поём? Петь не надо - почему не поём? Четвёртым в их кубрике оказался уже знакомый нам Петя Баночкин, волею судьбы переведённый из четвёртого экипажа в третий. В данный момент Пётр был в задумчивости, так как не знал, радоваться ему такой перемене или нет. В том экипаже над ним уже подшутили, и он боялся, что этим не кончится. Да и вообще Петя Баночкин пребывал в некоем мечтательном торможении. По его лицу трудно было догадаться, в каком он настроении, доволен или нет. На вопросы отвечал не сразу и зачастую невпопад. Свои же вопросы обдумывал столько, что никто не мог понять, какое отношение они имеют к настоящему моменту беседы.
Сейчас он лежал на заправленной кровати и смотрел в потолок.
--
Странно, - проговорил Петя, продолжая глядеть в потолок, - мух нет.
Пацаны переглянулись. Они вообще не предполагали, что он разговаривает.
- Действительно, - зацепился Стаська, - почему это здесь нет мух? Здесь, может, атмосфера не в порядке?
- Суперпроблема - мух нет! Ты случайно не дурак, Баночкин? - не выдержал Денис.
- Я? - переспросил Петя, явно не ожидавший такой реакции на безобидную реплику. - Почему?
- Что "почему"? Почему случайно или почему не дурак? - съязвил Павлик.
- Почему атмосфера не в порядке? - серьёзно произнёс Петя.
Раздался хохот. "И здесь начнётся", - догадался Петя. Стук в дверь и голос Любови Ивановны прервали ход событий в кубрике.
--
Что вы там копошитесь? Хуже девочек. Все уже стоят с вещами, а вас
приглашать приходится. А ну-ка, выходим из кубрика, - выпалила она.
Каждый из четырех парней выходил к экипажу в коридор с разным настроением. Из строя слышались недовольные выкрики, ставящие под сомнение статус особенности четвёрки. Денис в свою очередь поставил под сомнение наличие ума у выкрикивающих. "Вам до Петюни Баночкина ещё тарахтеть и тарахтеть", - чётко резюмировал он.
--
Кто тут чем недоволен? - начал было задаваться Стаська. - После обеда
разберёмся.
--
Я тебе разберусь, - пообещала Любовь Ивановна и зашагала по лестнице на первый этаж к камере хранения.
--
Вас здесь только не хватало! - в один голос промолвили кладовщик и старший
флагман, увидев третий экипаж. - Пусть сначала малыши сдадут вещи. А вы подождите на улице. Вас позовут.
--
Ладно, третий экипаж, на выход! - скомандовала раздосадованная Любовь Ивановна. - Будем ждать на улице. Разучим песню какую-нибудь.
--
Почему какую-нибудь? Давайте учить "Ребята, надо верить в чудеса...", -
предложил Денис.
--
Или "Флотилия, отчаливай...", - добавили девочки.
Сигнал на обед сегодня не давали, и экипажи прибывали в столовую по мере готовности. Запах в ближайшей округе был таким, что и сигнал не требовался. Шум на камбузе казался живым организмом, который затихал с собранными со столов крошками. Сейчас же он жил мириадами звуков. Здесь были и возгласы флагманов, и уговоры замполитов, и команды дежурным по столовой, и разговоры детей, и стук ложек и вилок, и скрип двигающихся стульев, и указания старшего замполита. Но никакой шум не мог повредить тому аппетиту, который появлялся у всех благодаря морскому воздуху и вкусу поданных блюд. И всё это являлось лучшим снотворным, и даже самые энергичные засыпали к концу тихого часа.
- Подъём, первый экипаж! - рявкнул Владимир. - Что, горн не слышали, что ли?
- Вы кого, Володенька, спрашиваете? Все уже около столовой, ждут полдник и хотят идти на море. А вы что, проспали, Володенька? - откликнулась Алла Ивановна, стоявшая в проёме своей двери.
- Ну и дела, с первого дня такую самостоятельность показывают, надо бы их урезонить, - пришёл в недоумение Володя, проигнорировав последний вопрос Аллы Ивановны.
- А что же, Володенька, взрослые люди уже.
- А потом нам отвечать, если что.
- Да, надо быть повнимательнее. Не дай Бог что.
- Ладно, побегу к ним, а то и вправду на море попрутся. Нужно ещё много успеть перед вечером знакомств.
У столовой была настоящая неразбериха, и Володя догадывался, что первый экипаж был и там на первых ролях.
--
Только с флагманом или замполитом можно передвигаться экипажам по
территории флотилии, - слышался голос Натальи Николаевны. - Первый экипаж, отошли от прохода. Девятый экипаж, флагман здесь?
--
Здесь воспитатель, - отозвалась Нина.
--
Проходите на полдник.
Малышня с заспанными глазками стала подниматься по лесенке к дверям столовой, чтобы получить стакан какао и по четыре печенья "Октябрь". Полдник надо было съедать прямо здесь, и малыши молча жевали и медленно переносились в реалии происходящего после приснившихся мам, пап, бабушек, дедушек и героев из любимых мультиков. Они смотрели на всё широко раскрытыми глазами и как губки впитывали все движения Нины, её интонации и взгляды. Девочки не отходили от Нины ни на шаг и, бывало, даже неосознанно держали её за руку или за одежду. Мальчики же продолжали процедуру знакомства и показывали друг другу свои маленькие безделушки, нежно согреваемые в потайных карманчиках, чтобы не потерять. То были металлические и стеклянные шарики, колпачки от ручек, солдатики, цветные стёклышки, трубочки, самолётики и всякая другая всячина.
Уже известный нам Колька быстрее всех проглотил свой полдник, подошёл к Нине и шепнул: "Можно я к парапетику сбегаю? Пока все здесь доедают. Там у меня дела".
--
Нет, Николай! Никто никуда сам ходить не должен. Понятно? А то как мы всех
собирать потом будем, а? - в ответ спросила Нина.
--
Понятно, - пробормотал Колька и отвернулся, понурив голову.
Нина принялась вытирать детям ротики, а Колька, недолго думая, побежал к парапетику. На бегу он потерял сандалик и, завернув за угол столовой, остановился, выглянул, схватил потерянный предмет и побежал дальше. "Как она может не понимать важность моей просьбы? - думал Колька. - Я же должен проверить, кто поселился в моём домике из фантика".
По территории сновали незнакомые Кольке люди и участливо спрашивали его, куда он бежит. "Что им за дело? - раздражался Колька. - Бегу и бегу себе". При этой мысли Колька споткнулся о бордюр и упал. Ударился ладошками и свёз коленку. Так и не добравшись до интересующего его предмета, Колька побрёл искать воду, чтобы умыться.
--
Где этот несносный ребёнок? - возмущалась Нина, стоя перед построившимся
экипажем. - Елена Михайловна, побудьте с детьми, а я пойду его искать.
Нашёлся Колька в медпункте, где ему обрабатывали коленку, и был он такой бледный, что Нина не решилась его ругать. По дороге к ожидавшему экипажу Нина всё-таки попыталась объяснить Николаю, как вести себя в коллективе. Колька молча слушал и соглашался. Присоединившись к экипажу и объясняя мальчишкам, какое приключение с ним произошло, Колька и не заметил, что остановила их Нина около того самого парапетика, куда Колька рвался. Оглянувшись, Колька увидел своё сооружение и остался доволен.
--
Дети, - сказала Нина, - это вход на территорию лагеря, и выходить отсюда
категорически запрещено. Да вас и не пропустят вахтенные дежурные из старших экипажей. Теперь пойдем дальше. Кстати, все запомнили номера своих кубриков? Где столовая, все уже знают. Теперь мы идем к медпункту. И предупреждаю, - если вы поранились или плохо себя чувствуете, сразу говорите об этом воспитателю или флагману. Понятно?
Дети кивали и шли мелкими, но быстрыми шажками, так как не успевали за Ниной.
--
А вот и медпункт. Врача зовут Елизавета Матвеевна. Ещё есть медсёстры. Это
Лариса Ивановна и Маргарита Евгеньевна. Теперь идём на наше экипажное место, то есть место, где мы будем проводить разные мероприятия, играть, разучивать песни и просто отдыхать.
В кабинете начальника лагеря, а точнее адмирала флотилии, проходило совещание. На повестке дня были организационные вопросы.
- Товарищи, - начал совещание Валерий Николаевич, - начало смены всегда
предполагает определённые трудности для всех нас, но все здесь люди опытные, не в первый раз приезжают в этот лагерь, и я надеюсь, что совместными усилиями мы справимся. Наталья Николаевна, проследите, пожалуйста, чтобы воспитатели проконтролировали благоустройство своих детей. Во время ужина я буду проводить обход. А сейчас я предоставляю слово Елизавете Матвеевне.
--
Уважаемые товарищи! - заговорила Елизавета Матвеевна. - Самая главная
задача пребывания детей на море - это их оздоровление, и поэтому мы должны приложить все усилия, чтобы дети уехали отсюда поправившимися, загорелыми и здоровыми. На обходе мы будем проверять наличие скоропортящихся продуктов у детей, которые им могли дать родители в дорогу. Воспитателям и флагманам разрешаю оставить у детей только конфеты, печенье и фрукты. Всё остальное - варёное и жареное - немедленно выбросить.
--
Зинаида Николаевна, - обратился к кладовщику Валерий Николаевич, - как
обстоят дела с постельным бельём и парадной формой?
--
Воспитатели уже получили всё на свои экипажи. Вот только в первом
экипаже не подобрали форму одному мальчику. Нет его размера, - ответила Зинаида Николаевна.
--
Ну, что ж, надо как можно быстрее заказать в ателье, - резюмировал Валерий
Николаевич.
Когда совещание кончилось, все его участники разошлись выполнять свои обязанности. В кабинете остался только его хозяин. Он налил себе кофе, закурил и, глядя в окно, проговорил: "Ну, понеслась, родная". В этот момент зазвонил телефон, и начались рабочие будни.
Бухта сверкала под солнцем миллиардами искорок, маня к себе своей непостижимой тайной, которой не дано быть разгаданной. Полоска открытого моря между маяком на краю Толстого мыса и солярием у Тонкого почти всегда отличалась по цвету от воды в бухте, особенно во время шторма. Сегодня же погода была ясная, и по горам медленно плыли причудливые тени маленьких облачков. На вершине одной горы виднелись, как их здесь называли, "гидрометеорологические шары".
С темнотой картина менялась: лунный след на тёмной воде, движущиеся по горным дорогам огоньки автомобильных фар, проблески маяка и звёздная бездна. По праздникам эту картину дополняли разного рода салюты и фейерверки.
Но сейчас светило солнце. Повсюду летали чайки. Одни ловили замешкавшуюся рыбёшку, другие, летая в прибрежной зоне, пытались заполучить еду от людей. Около пирса плавал непонятно как попавший сюда лебедь. К людям он привык и почти не боялся рук, дающих ему крошки хлеба или печенье. И даже имя получил - Яшка. Где он укрывался на ночлег, никто не знал. Но каждое утро он уже плавал в акватории нашей флотилии. И все его знали, ждали и любили.
Необыкновенно голубое небо было усеяно маленькими кучевыми облачками, которые играли, убегая друг от друга. Но наблюдать такой "небесный футбол" удавалось не каждый день. Случалось, что небо оказывалось полностью затянутым дождевой бескрайней тучей. А иногда, не мешая солнцу, в небе висело одно большое пышное облако, которое видоизменялось на глазах, выстраивая немыслимые фигуры животных и чудовищ или просто разные мордочки.
Вода в бухте жила своей жизнью. По её глади сновали небольшие рыболовецкие судёнышки, моторные лодки и маршрутные катера. Счастливчикам удавалось наблюдать передвижение стай дельфинов. Как правило, эти счастливчики вскакивали и с криком "Дельфины!" показывали в их сторону указательным пальцем.
А горы отрезали всё происходящее от остального мира.
Незаметно подошло время ужина. Экипажи стояли у входа, ожидая открытия дверей камбуза. Как обычно, в день заезда по территории и по столовой дежурил первый экипаж. В основном, в первом экипаже были те, кто уже не раз побывал здесь, и справлялись они с задачей дежурных, или вахтенных, просто играючи. Вот дверь открылась, экипажи направились на свои места, и началась процедура поглощения пищи.
--
Здесь не хватает одной порции, - сказала Алла Ивановна своим дежурным. -
Как вы считали?
--
Да, вроде, правильно всё было. Сейчас доставим, - ответила Настя.
--
Давайте, девочки, быстренько! И сами садитесь кушать, - подгоняла Алла
Ивановна дежурных. - Нам сегодня очень быстро нужно будет убрать столовую, потому что сразу после ужина вечер знакомств.
А тем временем суета первого ужина закономерно перерастала в вечернюю взбудораженность. Покинувшие камбуз группировались около кинозала. Из радиорубки звучало объявление: "Всем работникам лагеря подойти к кинозалу".
которая была старше них лет на пятнадцать и старалась с первого дня создать в своих владениях доброжелательную атмосферу.
--
Уже надеваем халаты, - ответила Лариса Ивановна.
В восемь часов зал был полон. Флагманы и замполиты ходили между рядами и пытались добиться тишины.
--
Пеночкин! Ты можешь помолчать хоть две минуты? - обратилась к крепышу
Диме его замполит Елизавета Ивановна. - Пятый экипаж слышно даже на улице.
--
А что сразу "Пеночкин"? - возмутился Дмитрий. - Или вам моя фамилия
понравилась?
--
Ну да, - не растерялась Лиза. - Даже не знаю, как я раньше жила и не знала
такой чудесной фамилии. Вот бы мне мужа с такой. И была бы я Елизавета Ивановна Пеночкина. И дети у меня были бы Пеночкины. Вот бы жизнь была.
--
Да, Елизавета Ивановна, вам бы такая фамилия пошла, но только теперь я молчу, а вы говорите, - резюмировал Дмитрий.
--
Ты прав, поговорим позже, - сказала Лиза и отвернулась к сцене, на которой уже собрались адмирал, старший замполит и старший флагман.
--
Добрый вечер, дорогие друзья! - обратился к присутствующим Валерий
Николаевич. - Поздравляю вас с прибытием в нашу замечательную флотилию "Алые Паруса"! Мы с нетерпением ждали вас, готовились к встрече и надеемся, что вы интересно проведёте здесь каникулы, найдёте хороших друзей, отдохнёте и поправитесь. Сейчас мы познакомим вас с теми, кто делает всё возможное, чтобы обеспечить ваш отдых. Это, в первую очередь, наши повара, работу которых вы уже сегодня оценили. Это врачи, которые будут внимательно следить за вашим здоровьем, и многие другие, без кого ваш отдых не получился бы полноценным.
--
Сейчас на сцену выйдет один из самых главных людей флотилии, - взяла слово
старший воспитатель. - Это шеф-повар Вера Николаевна.
Дети вскочили со своих мест и с криками "ура" и "браво" стали аплодировать Вере Николаевне. Приветствие длилось больше минуты, и потребовались немалые усилия флагманов и замполитов, чтобы зал успокоился.
--
Добрый вечер, - начала было говорить Вера Николаевна, но дети опять
закричали и стали хлопать.
Когда воцарилась тишина, Вера Николаевна продолжила:
--
Спасибо за такой тёплый приём! Я надеюсь, что всё, что наш коллектив поваров
приготовит для вас, вам понравится. Понравился сегодня обед и ужин?
--
Да, очень! - кричали в ответ ребята.
--
Вот и хорошо. Приходите за добавкой, - закончила свою речь Вера Николаевна.
Зал опять заполнился аплодисментами. И только на лавочке, где сидел седьмой экипаж, происходило что-то непонятное.
--
Что случилось? Почему вы плачете? - спросила воспитатель седьмого экипажа
Вероника Андреевна сидящих с краю лавочки Лизу и Ваню. - Домой хотите?
Лиза и Ваня кивнули головами и продолжали плакать ещё сильнее, видимо, потому, что на них обратили внимание и будут жалеть.
--
Ну, Лизонька! Ванечка! Тут же весело будет! Или вас посадить в кубрик, и вы
всю смену там будете плакать, а мы будем купаться, загорать, играть? - пыталась успокоить детей Вероника. От такой перспективы дети заплакали ещё сильнее, и в наступившей в зале тишине слышались всхлипывания, никак не вписывающиеся в праздничную атмосферу вечера знакомств.
--
Кто это там плачет? - спросила Наталья Николаевна со сцены.
--
Да это седьмой экипаж. Братик с сестричкой домой захотели, - ответила
Вероника.
--
Вот ещё! Только приехали, и уже домой. Так дело не пойдёт. Сейчас наш
старший флагман поиграет со всеми в игру.
Вскоре слёзы у детей высохли, и вечер знакомств продолжился. Вероника сидела между Лизой и Ваней и прижимала их к себе. Дети наперебой рассказывали какие-то свои истории и смеялись.
--
А теперь позвольте вам представить наших уважаемых медиков. Это врач
Елизавета Матвеевна, которая работает в нашем лагере уже несколько лет, и медсёстры Лариса Ивановна и Маргарита Евгеньевна, - продолжала Наталья Николаевна.
На сцену вышли медики.
- Дорогие ребята, - Елизавета Матвеевна начала свою речь, - мы очень рады видеть вас в нашем лагере. Здесь вы поправите своё здоровье, будете принимать солнечные и морские ванны. Но всё это делать необходимо в меру. Нельзя переохлаждаться и перегреваться. Если вы почувствовали недомогание, сразу скажите об этом воспитателю или флагману, а если такой возможности нет, то любому взрослому поблизости. Ни в коем случае не ешьте зелёных фруктов и обязательно мойте руки перед едой.
Остальных сотрудников просто представляли, но зал реагировал на всех громкими аплодисментами. Когда церемония знакомства завершилась, Света начала разучивать с детьми разные игры и песни флотилии. В девять часов вечер подошёл к концу, и детей пригласили на второй ужин. Алла Ивановна уже встречала всех у дверей столовой и руководила девочками, которые разливали кефир по стаканам и собирали грязную посуду.
--
Не все сразу. По экипажам подходим и берём кефир, - предупредила Алла
Ивановна. - А вы, девочки, молодцы! Очень хорошо сегодня поработали. Спать будем без задних ног. А вот и Владимир Викторович. Напоите его кефирчиком.
--
Спасибо, девочки! - сказал Володя, выпив три стакана сразу. - Как настроение?
--
Нормальное, только вот набегались за сегодня, - ответила за всех Ксюша.
--
Ничего, сейчас приведёте себя в порядок, и отбой, - сказала Алла Ивановна,
отвела своего флагмана в сторону и спросила:
--
Ну что, Володенька, как впечатления?
--
От дежурства по территории или от чего? - не понял Володя.
--
Да от всего.
--
Всё в порядке, только ноги уже гудят. Сейчас всех уложим, и сам завалюсь.
Отбой сегодня обещал быть быстрым, так как все утомились после дороги и вообще за весь день. По этажам ещё сновали ребятишки. Замполиты и флагманы следили, чтобы все легли и заснули. Как обычно в первый день после отбоя проводился педагогический совет в пионерской комнате.
--
Кто пойдёт на педсовет? - спросила Любовь Ивановна Никиту.
--
Да мне всё равно. Хотите, я пойду? - ответил Никита и заглянул в кубрик к мальчикам. - Я не понял, Баночкин! Ты почему ещё не в кровати?
--
Да я не могу понять, в какую сторону головой ложиться.
--
А ты чередуй - один день в эту, другой в ту.
--
Мне эта идея приходила в голову, но вдруг я забуду, как я спал предыдущей
ночью? - пожаловался Петя, серьёзно восприняв идею флагмана.
--
А ты ставь крестики на спинке кровати и не забудешь, - продолжал
разыгрывать Петю Никита. - Через две минуты зайду, чтобы все спали.
Не успел Никита выйти из кубрика, как там раздался хохот.
--
Ну, Баночкин, ты тормоз! - хохотали Денис, Стаська и Павлик.
--
Да я как-то сразу и впрямь не догадался крестики ставить, - оправдывался Петя.
От этих слов парни просто попадали с кроватей от смеха. Петя тоже улыбнулся, но как-то виновато.
Через десять минут после отбоя на этажах была тишина, и только слышался шёпот флагманов и замполитов.
--
Я на педсовет, Любовь Ивановна, - сказал Никита.
--
Иди. А я ещё тут побуду и тоже приду.
Снаружи были видны все, кто находится внутри стеклянной конструкции пионерской комнаты. Педсовет ещё не начался, и все просто бурно обсуждали события дня. Из присутствующих сразу можно было выделить тех, кто в лагере впервые. Они молчали и слушали остальных. Это были в основном студенты пединститута, которым необходимо было пройти летнюю практику. К половине одиннадцатого педсовет начался.
--
Уважаемые коллеги, попрошу тишины! - обратилась Наталья Николаевна к
присутствующим. - Прежде чем перейти к основной теме нашего педсовета, я хотела бы отметить хорошее дежурство первого экипажа. Никаких замечаний! Просто молодцы! Завтра дежурит второй экипаж. Вахтенные дежурные по территории вместе с вахтенным начальником, то есть флагманом, должны быть в парадной форме. Пароль, Эдуард Константинович, сообщат на утренней планёрке. Напоминаю, пропускать на территорию лагеря можно только по паролю. А вы, Евгения Георгиевна, проследите, чтобы у девочек в столовой были косынки на головах. Если что не понятно, спрашивайте у Веры Николаевны. Ну вот, кажется все пришли. Завтра после завтрака работа по экипажам. Нужно выбрать командиров, физоргов, редакторов. В десять часов командирам экипажей прийти в пионерскую. Будут выборы в Совет флотилии. Сейчас я предоставляю слово Светлане Эдуардовне.
--
Уважаемые коллеги! - начала свою речь Света. - До открытия смены у нас остаётся два дня, и нам необходимо за это время подготовить экипажи. Дети должны уметь пройти строем, сказать речёвку и спеть строевую песню. Парадные форменки, гюйсы и пилотки выглажены. Завтра репетиция вноса флага на Костровую, поэтому флагманам первого, второго, третьего и четвёртого экипажей необходимо быть на Костровой в десять часов после экипажной работы. И давайте с первого дня без опозданий, пожалуйста.
Педсовет подошёл к концу. В пионерской комнате остались только Наталья Николаевна и Светлана Эдуардовна.
Какими же вы были, сны первой ночи вдали от дома детей хороших и очень хороших? Какую картину можно было бы увидеть на большом экране снов? Как эти сны изменят к утру своих режиссёров? Будет ли продолжение этих снов или они забудутся с пробуждением? Об этом почему-то думалось флагману второго экипажа Эдику, когда после педсовета он отправился посидеть на пирсе. Тишина давила и поглощала, и, если бы не песня сверчков и не редкие всплески волн, можно было бы сойти с ума от всей этой непостижимости, которая висела чёрным, украшенным россыпью бриллиантов куполом, позволяя к себе прикоснуться. Ему нравилось сидеть здесь, на пирсе, одному и просто думать, просто вспоминать дни и ночи прошлого года. Тем более было, что вспомнить. Он тогда встретился с Эльзой. Эдик шёл по территории в корпус, чтобы немного вздремнуть после партии покера, а Эльза бежала на кухню в свою смену к четырём утра. Эдик спросил, не найдётся ли на кухне чаю. Так они и познакомились. Каждую свободную минуту Эдик забегал на кухню поболтать с Эльзой, и через два дня он уже думал, что это серьёзно. Выходной день, который им выпало провести вместе, он помнил поминутно. Да и Эльзе, вроде, было интересно с Эдуардом. Они ели в городе шашлык, гуляли по набережной, катались на катере и к вечеру вернулись в лагерь, держась за руки. Эдик проводил свою спутницу до её домика, но они так и просидели на лавочке, разговаривая, до четырёх утра, когда Эльзе надо было идти на работу. Все стали замечать их отношения, когда Эльза вдруг уехала. И никто не знал, куда и зачем. Только ловил Эдик на себе участливые взгляды коллег.
Он закурил. Завтра предстоит дежурство. Вахтенный начальник! Пароль, видимо, будет "Новороссийск". Пора спать. Подзаняться режиссурой своих снов.
ЭКИПАЖНЫЕ ДЕЛА
Утро первого дня было великолепным. Чтобы не опоздать на планёрку, надо было встать без пятнадцати семь. И вот сегодня брели замполиты и флагманы по одному человеку от экипажа на эту, как её ещё называли, "пятиминутку". Кто-то шёл, забыв причесаться, кто-то и вовсе ещё не проснулся.
В хорошую погоду планёрка проходила около пионерской комнаты на экипажном месте пятого. Вот и этим утром старший замполит Галина Константиновна уже сидела за столом и просматривала свои записи, чтобы ничего не забыть.
--
Ну вот, я вижу, что все подошли. Сегодня дежурит второй экипаж. Вы,
пожалуйста, Евгения Георгиевна и Эдуард Константинович, не забывайте, что, помимо дежурных по столовой и территории, у вас остаются ещё другие дети. А ещё всё осложняется тем, что сегодня предстоит с утра важная экипажная работа с выборами. Так что сразу после завтрака соберите весь экипаж, кроме дежурных по КПП, и проведите необходимую работу. Все остальные действуют по плану. Купания пока ещё не будет, так что всё свободное время уделите подготовке к открытию смены. Приведите в порядок парадную форму, походите строем, разучите песни. Да, в девять будет обход. Замполиты, проследите, чтобы в кубриках был порядок. Кровати, тумбочки и так далее. У меня всё, если нет вопросов, я предоставляю слово Светлане Эдуардовне.
--
У меня вопрос, - очнулся Эдик. - Какой пароль?
--
Пароль сегодня "Новороссийск", - сказала Светлана Эдуардовна. - Я как раз
собиралась об этом сказать. Не забудьте, что форма одежды дежурного флагмана, то есть вахтенного начальника, - жёлтая рубашка, пилотка и галстук. Парадная одежда и у дежурных по территории. Напоминаю также, что флагманам, вносящим флаг, необходимо явиться к 10 часам на репетицию. А сейчас слово Елизавете Матвеевне.
Елизавета Матвеевна уже шла от медпункта к собравшимся и начала свою речь издалека.
--
Доброе утро всему педколлективу! - радостно поприветствовала она. - Я опять хотела бы обратиться ко всем с просьбой - следить за чистотой в кубриках, чтобы дети мыли руки перед едой, не переохлаждались и не перегревались на солнце. От наших совместных усилий зависит, насколько дети улучшат своё здоровье.
Звуки горна возвестили о подъёме, и замполиты с флагманами отправились к своим экипажам.
--
Просыпайтесь, ласточки, - напевала Нина, заглядывая в кубрики девочек и
мальчиков.
--
А я уже не спал, - вылез Колька из-под одеяла и побежал умываться.
--
Первый экипаж, подъём! - прогремел на весь второй этаж голос Володи. -