Странник Стелла : другие произведения.

Обзор эссе конкурса "Моя планета-2018": "конфеты" и "фантики"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Взгляд на эссе и очерки Виктора Князева "Идеальная женщина", Миксюсь "Алан-Гоа", Ольги Вербовой "Салют с борта теплохода" и "Письмо Дмитрию Борисову о Варшаве и Кракове", Ольги Оленниковой "Размышления о жизни на Земле", Сергея Хохлова "Географическая математика", Александра Котлова "Настоящая история бравого капитана Блада или о кое-что о реальных "джентльменах удачи", Александра Логинова "Особенности национальных ассоциаций или вспоминая Гоголя, Чехова и не только", Валентины Щербак "От Аполлона до Гиппократа", Евгения Казимирова "Альтернатива "Малому типовому набору", Анонима: "О царицах и царях", Татьяны Васильевой "Карты судьбы", М.Г "Неожиданная карта "шмяк!", Галины Долгой "Екатеринбург далекий и близкий".

  Сегодня я решила проанализировать две составляющих каждой конкурсной работы в номинации "Эссе": содержание, или раскрытие идеи и темы произведения и форму подачи его читателям. Насколько гармонична эта компоновка? Благодаря чему авторы сумели преподнести нам обычный (а может, и необычный) набор фактов? Да так, чтобы мы прониклись авторской идеей! А как иначе?
  
  Князев Виктор Алексеевич: Идеальная женщина
  Классика - именно та кладезь, из которой можно черпать факты, переосмысливать их, а то и трактовать по-своему. Так что автор воспользовался именно этим приемом. Известную всем сказку Пушкина "Золотой петушок" он преподносит нам в качестве иллюстрации к размышлениям об идеальной женщине.
  Текст полностью соответствует жанру эссе. В нем автор рассуждает на извечную тему и высказывает собственное мнение. На первом месте стоит аргументация: почему автор считает именно так? Благодаря умелой подачи фактов, не только плавающих на поверхности классического произведения, но и спрятанных где-то между строк, намеков и полунамеков складывается общее авторское видение. И оно воспринимается на "ура".
  Это еще и интересно! На примере сказки известного классика, уже в другом возрасте и вообще - совершенно в другое время (другое, то есть, отличающееся не только от того, когда сказку писали, но и того, когда мы эту сказку читали). Простым, доступным языком, без словесной шелухи или заумных завихрений мысли, когда и не знаешь, за какую ниточку держаться, автор ставит вопрос и пытается на него ответить. Но... предоставляя возможность читателям активно поучаствовать в этом обсуждении.
  
  Миксюсь: Алан-Гоа
  Еще одно эссе, построенное на интереснейшем, здесь - историческом материале. Читала не один раз и каждый раз поражалась объемом собранного материала. Точкой погружения в Прошлое стало современное событие: торжественное открытие в Монголии Величественного комплекса Дворца почитания Великих хатун (ханш). Но автор рассказывает не об этой церемонии, а сразу же погружает нас в мир первой хатун - Алан-гоа - женщины, почитаемой не только монголами, но и такими народностями Азии как казахи, киргизы, а также проживающими на территории России - бурятами, тувинцами, эвенками, якутами.
  Перед нами - полотно эссе, сотканного из фактического материала и домыслов, предположений, личных выводов автора. Исторические факты довольно зыбкие, так как появились еще раньше письменности или же в период ее начала. Нет достоверных сведений, есть древние легенды и сказания, поэтому трудно воссоздать историю там, где нет летописи. И автор не скрывает это, а рассуждает, ставит вопросы, пытается ответить на них.
  О "фантике". Он довольно красочный, хотя и без излишеств. Несколько возвышенный, что и вполне соответствует избранной теме - о великой прародительнице правителей, получившей имя Алан Гоа - как самый драгоценный алмаз Монголии:
  Говорят, что часто в небе над горами облака принимают формы женского лица. Это Мать-прародительница Монголии, красавица Алан-Гоа, появляется в Небесах во всей своей красе и удостаивает избранных чести увидеть её.
  Эссе из моей подсудной группы и получило от меня очень высокую оценку.
  
  Вербовая Ольга Леонидовна: Салют с борта теплохода
  Работа заявлена как очерк. Так и есть на самом деле. Автор рассказывает о поездке в День Победы из Балашихи в Москву, чтобы посмотреть салют на Красной площади. Подробное изложение одной экскурсии, с очень мелкими подробностями вроде увиденных в окне автобуса здания налоговой инспекции, ФСС (именно так, аббревиатурой!) и зеленых насаждений. Подробностей очень много!
  В левые окна автобуса - неприметное здание клуба "Милонга", куда я год назад ходила на занятия аргентинским танго. А далеко впереди - Пенсионный фонд (опять же, знакомое для бухгалтеров здание).
  И это отвлекает внимание от главного - чем же запомнилась эта экскурсия? Почему автор решила рассказать нам об этом событии?
  В очерке присутствуют вкрапления политической тематики, что вызывает недоумение. Навряд ли в путевых заметках это оправдано, а что касается эссе - до него автор пока не дотянула.
  Помню, как в феврале 2012 года я вместе с другими протестующими против нечестных выборов в Госдуму стояла около неё с белой ленточкой. Мимо проносились машины, сигналили нам в знак солидарности. Тогда ещё антимайданная истерика не захлестнула Россию, словно эпидемия чумы.
  Или здесь:
  Проплывая мимо, некоторые пассажиры махали рукой, выкрикивая: "Привет, Путин!". Я даже не подумала последовать их примеру. Обойдётся!
  Лишней информации здесь настолько много, что только в финале, в самом последнем абзаце, мы узнаем, наконец, о том, как прошла эта экскурсия.
  Очерк в моей подсудной группе и получил невысокую оценку.
  
  Вербовая Ольга Леонидовна: Письмо Дмитрию Борисову о Варшаве и Кракове
  Работа тоже объявлена автором как очерк. Из заголовка видно, что написана в эпистолярном жанре, однако при внимательном прочтении обнаруживается, что очерк может вполне существовать и без вступительной части:
   День добрый, Дмитрий! Вот я и вернулась в Москву из Речи Посполитой, поехать в которую меня изначально побудила одна некрасивая история.
  А также без части заключительной:
  Очень надеюсь, что Вы, Дмитрий, в порядке... И т.д.
  Счастливо! Оля.
  В очерке, опять же, много ненужных деталей:
  Потом вернулась в гостиницу, прошлась по магазинам, купила к ужину колбасы, хлеба и фруктов-овощей для салата. Хотя, по правде сказать, можно было с этим не заморачиваться...
  Эти детали лепят глаза и отвлекают от главного - от впечатлений о поездке в Польшу. Автор словно пытается "сфотографировать" буквально все, что увидел в дороге, чтобы через много лет с наслаждением перечитывать свои мемуары.
  Перенасыщение деталями бросается в глаза и при описании достопримечательностей. Практически все они обозначены, но это скупое перечисление без какой-то "изюминки". Было бы куда интереснее, если бы написать на определенную тему, раскрыв ее полностью, а не вскользь, например, о Твардовских, или - о Петре Высоцком, или - о национальном герое Тадеуше Костюшко, или - о храмах, о памятниках и пр. А так - винегрет. Галопом по европам.
  Еще бы и стилистику чуть подправить! Например, в словосочетании "одна некрасивая история" прилагательное имеет разговорный оттенок ("нечестный", "непорядочный"), что недопустимо в авторской речи.
  Весь этот серпантин упакован в "фантик" с надписью: "Дмитрию Борисову". И я, конечно, заинтересовалась, что это за человек. Поисковики в Интернете выдали только одного человека с таким именем - известного телеведущего. Потом, наконец, еще раз перечитала текст:
  С нетерпением жду, когда Вы выйдете на свободу.
  Оказывается, это политический заключенный. В связи с чем возникает вопрос: а нужно ли путевые заметки о Польше (а это не имеет никакого отношения к адресату!), выставленные на международном литературном конкурсе, облачать в "фантик" политических убеждений? Может быть, на эту тему можно высказаться на каком-то другом сайте?
  Очерк в моей подсудной группе и получил низкую оценку.
  
  Оленникова Ольга: Размышления о жизни на Земле
  Работа заявлена как очерк, хотя, судя по заголовку, вполне претендует на эссе. И судя по вступительной части текста, объясняющей причину обращения автора именно к этой теме:
  Откуда люди на земле? Неподдельный интерес и женское любопытство привели меня в глубокую древность.
  И все же начинала читать с опасением разочароваться. Сколько сейчас в сети подобных публикаций, претендующих на научную статью, но на самом деле оказывающихся подтасовкой исторических фактов! Однако, ознакомившись с текстом ближе, поняла, что это на самом деле не очерк, так как нет личного присутствия автора, его участия в тех событиях, да и не может такого быть, если они происходили много веков назад. Но это - эссе!
  Рассуждения разложены по полочкам, они на виду у читателя. Автор ведет нас ненавязчиво, в то же время пытаясь развязать все эти узлы. ("Попробуем их разгадать, домыслить").
  Рассматривая сегодняшний подход к анализу конкурсных работ - "конфета" и "фантик", с полной уверенностью заявляю: они не противоречат друг другу. Что вполне соответствует условиям конкурса "Моя Планета".
  А вот небольшие помарочки лучше подчистить:
  Семеро детей Иафета засели Африку, Европу и Азию - явно "заселили".
  Не углубляясь в достоверность исторических фактов (или кто-то был очевидцами и может поспорить?), отмечу выдержанный стиль автора: с деловыми нотками, но и с ностальгическими тоже, что характерно для женского взгляда:
  Характерно, что первоначально все произошедшие от Иафета народы считались Ариями - превосходящими над другими. Более красивы, стройные, сильные. Избранные. Атланты? Пришельцы с Сириуса? Встретиться бы с ними, поговорить о том, как на Земле зарождалось человечество...
  Очень неплохо!
  
  Хохлов Сергей Олегович: Географическая математика
  Прежде чем прочитать это эссе, еще в самом начале конкурса, ознакомилась с авторским разделом. И вовсе не для того, чтобы иметь общее представление о творчестве. Хотя... конечно же, и это имело место. Просто зашла, как в гости к незнакомому человеку и... не могла уже оторваться от чтива, как от накрытого чайного стола. Зачитывалась короткими рассказами и 'Занимательной философией'. Помните, была когда-то 'Занимательная физика'? И показалось мне, что соприкоснулась с чем-то очень знакомым, скорее, это были юношеские увлечения философией, а может, уже и некоторые лекции в университете. С знакомым до боли, но - потерянным в суматохе сегодняшнего дня - стремительно бегущего вперед, не дающего остановиться и просто подумать. Так что мое восприятие этого эссе сложилось не в спешке, оно как бы выверено временем.
  Итак, не о том, согласна ли я с размышлениями автора или нет. Сегодня разговор о 'конфетах' и 'фантиках'. А содержание и его подача здесь не конфликтуют. Они на месте. Кроме этого, текст читается и воспринимается легко. И есть желание вчитываться в него внимательно, опасаясь пропустить нечто главное.
  Автор рассуждает, выкладывает аргументы, не давит на читателя собственным мнением. И возникает ностальгия по советскому университету. Атмосфера именно такая. Некоторые аргументы кажутся уже известными, некоторые - неожиданны, но в любом случае эссе заслуживает внимание, так как отвечает всем требованиям жанра, хотя и обозначено у автора как очерк.
  Эссе в моей подсудной группе. Поставила не самую высокую оценку, но и далеко не низкую.
  
  Котлов Александр: Настоящая история бравого капитана Блада или о кое-что о реальных "джентльменах удачи"
  Интересно! Да еще и с таким количеством иллюстраций. Как здорово обыграны знакомые всем строчки:
  "Пятнадцать человек на сундук мертвеца.
   Йо-хо-хо, и бутылка рому!"
  Обыграны достоверными историческими фактами, воспоминаниями известных людей и личной, авторской точкой зрения.
  Отличное эссе! Прочитала с удовольствием. И тема интересная, и подробно, тщательно описаны герои и их поступки. И вот тут мерилом авторского мастерства является формирование отношения читателей к героям. Согласитесь, каждый не раз ловил себя на том, что нередко рождается симпатия к отрицательному герою. Это автор так емко и красочно описал его, что начинаешь сопереживать, даже если герой - негодяй.
  Несколько слов о подаче богатейшего материала, который автор переработал, прежде чем донести его нам. Эссе состоит из двух частей, и оба подзаголовка стилизованы под времена английской Ост-Индии: 'История ловкого пройдохи Томаса Блада, побывавшего во многих переделках, вышедшего сухим из воды и сумевшего обвести вокруг пальца самого короля Англии' и 'История Генри Моргана, страстного искателя приключений и богатства, прошедшего путь от рядового корсара до адмирала корсарского флота и занимавшего пост вице-губернатора Ямайки'. В них - и суть, и авторский взгляд, взгляд человека, увлеченного темой и раскрывающего нам ее с некоторой иронией.
  Думаю, что это эссе на сегодняшний взгляд самое добротно написанное по сравнению с предыдущими. Автор активный участник конкурса 'Моя Планета', и есть возможность сравнить эссе с другими его работами. Да, не без стилистических шероховатостей... Но это ведь поправимо, не так ли?
  
  Логинов Александр Борисович: Особенности национальных ассоциаций или вспоминая Гоголя, Чехова и не только
  Читая этот длинный двойной заголовок, была уверена в том, что под ним прячется эссе именно об 'особенностях' - с раздумьями, рассуждениями, размышлениями. С аргументацией!
  Однако... Была удивлена, что за ожидаемой публицистикой скрывается художественное произведение - рассказ о том, как строительная бригада вспоминала 'лошадиную фамилию' прораба, который готов был взять их на работу.
  В целом написан неплохо, хотя преобладают диалоги, если не сказать, что рассказ на них и построен. Другие виды речи - описание, рассуждение - почти отсутствуют.
  О публицистическом стиле ничего сказать не могу, так как он отсутствует. И в этом случае автор сделал попытку запрятать художественную 'конфетку' в документальный 'фантик'.
  И еще. По правилам русского языка этот заголовок все же нужно написать таким образом: "Особенности национальных ассоциаций, или Вспоминая Гоголя, Чехова и не только".
  Рассказ в моей подсудной группе, поэтому приходится оценивать его и в сравнении с другими конкурсными работами. Не соглашусь с автором о заявленном жанре 'эссе' и ставлю далеко не самую высокую оценку.
  
  Щербак Валентина Петровна: От Аполлона до Гиппократа
  Заголовок эссе интригует. Действительно, а что там, в этом огромном если не территориальном, то - во временном - пространстве? Какая связь может быть между богом света Аполлоном и знаменитым греческим целителем, врачом и философом? Вот и приходится подчиниться авторскому замыслу и напрячь память, свои познания в области древнегреческой мифологии. Вообще-то, златокудрый Аполлон был и покровителем искусств, и много еще чего, но - да, конечно - и богом-врачевателем. Вот где кроется эта связь!
  Идем дальше и находим еще и родственную связь. Оказывается, сыном бога Аполлона был бог Асклепсий, у которого еще через много поколений и родился Гиппократ. Тот самый, клятву которого дают до сих пор: 'Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно...'
  Эссе довольно компактное. Автор собрал нужный материал по теме и сделал выжимки, освободившись от лишней информации. Написано простым, доступным языком, так что читается легко. Идет рассказ о том, как проводилось лечение в храмах Асклепия, о руинах храма, сохранившихся до наших дней.
  И вот он, финал:
  От Аполлона к Гиппократу, от слепого поклонения богам к истинным научным знаниям - таков путь рождения медицины, как науки. Это и путь осознания лечебного действия минеральных вод. Путь зарождения бальнеотерапии.
  Очень познавательное эссе! Еще и с иллюстрациями. Оно в моей подсудной группе, поэтому поставила довольно высокую оценку.
  
  Казимиров Евгений Дмитриевич: Альтернатива "Малому типовому набору"
  И этот заголовок звучит многообещаюше! Альтернатива - это всегда нечто новое, выбор другого, не того, что преподносят всем. И что же предлагает нам автор? Конечно же, с долей юмора и иронии.
  Я отважился на этот спорный эксперимент, увидев в черновиках своих текстов ВСЕ перечисленные в оригинале "Малого типового набора" Алексея Свиридова и Александра Бирюкова штампы.
  Вот оно что! Штампы в текстах!
  И автор, осознав, что 'велосипед' давно уже изобретен, что все художественные приемы стандартны, создает свои общие принципы написания произведения. Вывернув наизнанку требования к фэнтези и реализму, он конструирует новые 'требования' к фэнтези-реализму и выбрасывает их на суд читателей. Что ж, в этом он не одинок, подобных 'инструкций' сейчас довольно много в Интернете. Но вот произведений, написанных по этим схемам и получивших мировое признание - нет.
  Эссе в моей подсудной группе, поэтому ставлю далеко не самую высокую оценку.
  
  
  Аноним: О царицах и царях
  Итак, что побудило автора обратиться к теме самосожжения индийских женщин? К теме не самой приятной и более того. К теме, в то же время горячо обсуждаемой в мировой прессе. Как ни удивительно, конкретный случай из жизни звезды индийского кино Дипики Падукон. И только потому, что она снялась в ленте "Падмавати". В фильме, повествующем о царице Рани Падмини (Падмавати), супруге правителя Ратана Сены.
  События средневековья трудно воссоздать с исторической достоверностью, о них повествуют в основном легенды. Так что не удивительно, что найдутся и те, кто будет оспаривать правдивость фактов. Но доходить до того, чтобы актера, а вовсе не историка-летописца обвинять во всех тяжких... и - назначить за его голову баснословную сумму... Это уже нонсенс.
  Автор довольно сдержанно, без лишних эмоций (подчеркивая даже свое равнодушие к теме) трактует ситуацию с одного ракурса: с эстетической точки зрения, отмечая при этом литературный талант Малика Мухаммада Джаяси, автора поэмы и... мужество и красоту женщин Раджастхана.
  Вот этот лаконизм, на мой взгляд, и делает эссе легко воспринимаемым, доступным для огромной читательской аудитории. И еще - не вовлекает читателей в дебри политики.
  'Конфетка' эссе и ее 'фантик' очень гармоничны!
  Эссе в моей подсудной группе и получило довольно высокую оценку.
  
  Васильева Татьяна Николаевна: Карты судьбы
  Как нравится эта тема! Карты - это нечто мистическое. Так было и так есть. А карты судьбы - это вообще фантасмагория! Читала с огромным удовольствием и несколько теплых слов уже написала в комментарии.
  Но здесь, в эссе, где веду разговор только о 'конфетах'и 'фантиках', не буду углубляться только в тему карт, а отмечу соотношение двух составляющих: раскрытие темы и подача материала. Насколько они соответствуют друг другу? Насколько глубоки.
  Обратили внимание на то, что тема разбита на подтемы, которые умело разложены по полочкам: что такое карты, виды карт и даже... карточный десерт. Автор словно шеф-повар, приготовила нам обед из нескольких блюд и подает их на стол по очереди: первое, второе, третье. Или словно дилер или крупье, разбрасывает по столу карты, предоставляя возможность нам, игрокам, получить удовольствие от игры.
  Трудно представить интересную игру без иллюстраций! Они тоже есть. Вы словно на презентации, сидите в уютном по-домашнему зрительном зале, а ведущий проецирует на экран слайды.
  Эссе в моей подсудной группе и получило от меня самую высокую оценку.
  
  М.Г.: Неожиданная карта "шмяк!"
  Еще одно эссе о картах! Но если в предыдущем оно было написано будто бы с высоты птичьего полета, охватывая широту темы, то здесь - камера настроена на определенный ракурс. И этот ракурс - мистические жизненные ситуации, выпадающие нам, словно карты во время игры. Трудно, нет, практически невозможно, предугадать, будет ли у тебя козырная карта, но вот если волею судьбы, счастливого случая она и выпадает - как на это можно смотреть?
  Ценность эссе в том, что автор не просто рассуждает по теме, но и удачно иллюстрирует свои выводы конкретными случаями из своей жизни. Вот где запрятана 'изюминка':
  в узловые моменты судьбы, известные лишь ему одному (от автора: картежнику, то есть, опять же - дилера или крупье!), сводит в одной колоде тех, кому необходимо встретиться.
  Жизнь как пасьянс. И эта игра проходит на зеленом сукне - огромном географическом пространстве, а еще - и в Паутине пространства информационного. Автор рассуждает о вероятности точек совпадения и по законам математики, и по законам мистики, высказывая предположение о создании нечто среднего - науки, которая бы объяснила, по какой именно формуле встречаются люди в этом мире.
  Опять же - отличное соотношение содержания и формы его подачи!
  
  Долгая Галина Альбертовна: Екатеринбург далекий и близкий
  Эссе о таком прекрасном, о таком дорогом мне городе - Екатеринбурге, а для меня - Свердловске - оставила 'на десерт'. Оно разбудило во мне приятные воспоминания о юности, об учебе в университете, о сокурсниках, о друзьях.
  Но - вернемся к тексту.
  Автор рассказывает о конкретной поездке - о встрече с людьми, интересующимися современной русской литературой Узбекистана. А еще - чтобы рассказать и о своем творчестве. Обычно такие встречи проходят довольно тепло и оставляют приятный след в памяти. Но этот текст - не путевые заметки и даже - не очерк - со всеми подробностями участия автора в событиях, о которых она нам рассказывает. Перед нами - интереснейшее эссе, в основе которого не только событие, но и - построенное на нем размышление. Об относительности места и времени. О том, как стремительно уходит история, оставаясь в музеях, а также - в нашей памяти.
  Эссе написано на душевной, чуть ностальгической, ноте. Не пересыщено лишними деталями, воспринимается легко, даже - с удовольствием. В принципе, в этом и есть его ценность. Творческая встреча - это всего лишь повод обращения к теме. На первом месте все же стоит облик Екатеринбурга, где именно и прошла эта встреча в рамках взаимного обогащения культур России и Узбекистана.
  Форма подачи материала, на мой взгляд, отлично гармонирует с его содержанием, и в этом чувствуется рука мастера.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"