"...Красивые, ухоженные и здоровые волосы - мечта каждой женщины. Недаром рекламу шампуня "Elseve" можно смотреть только с глухой завистью, в то же время тайно надеясь, что "уход день за днем" имеет смысл, и волосы в итоге станут такими же, как у красотки на телеэкране..."
Эти слова моей коллеги из публикации в красочной рекламной газете, которую каждую неделю бесплатно опускают в мой почтовый ящик, вызывает во мне противоречивые чувства. И вовсе не потому, что я - противница красивых и ухоженных волос. Просто мне всегда казалось, что ни на кого и ни на что никогда не надо смотреть с завистью, а тем более с "глухой". Да и красота рекламной "дивы" - вопрос деликатный. Скорее спорный. Но даже и не в этом дело. Всякий раз, когда моего слуха достигает реклама "Elseve", а случается, что она меня, простого обывателя, застает у кухонной плиты, я вздрагиваю, как от раската грома. "День за днем шампунь ухаживает за моими волосами",- слышу я певучий женский голос. Шампунь ухаживает, шампунь ухаживает... И я чувствую, как внутри меня, словно снежный ком, начинает расти протест против этого словесного абсурда. Просто этого не может быть, потому что не может быть никогда, как выразился однажды мой любимый классик. Шампунь - не няня, не бабушка и не мама, которые ухаживают за ребенком. И даже не звереныш, который ухаживает за своим детенышем. Шампунь - это всего лишь пахучая жидкость. Неживой, неодушевленный предмет. А. следовательно, сам по себе он не может ничего. Но с его помощью, согласна, можно ухаживать за волосами. Но только "с помощью". А вслед за "Elseve" за нами упорно начинают ухаживать мыло " Camay", всевозможные кремы и бальзамы... Как говорится, то же слово да не так бы молвил...
Все же мы живем в какое-то немыслимое, непредсказуемое время. Журналист меняет профессию не ради редакционного задания, а ради того, чтобы прокормить себя и свою семью. Вокруг полно безработных собратьев по перу, но почему-то не нашлось редактора, который бы отредактировал безграмотный перевод иностранного рекламного ролика.
Растиражированная, многократно повторенная нелепость...Чему уж тут завидовать? Нам бы голову сохранить в трезвом рассудке, чтобы не лишиться чувства юмора, иронии, а порою сарказма, которые необходимы, чтобы выжить среди нелепостей этой жизни, в том числе и рекламных...
Некоторые авторы рекламы, видимо, мыслят вообще "просто, очень просто" : а зачем, собственно, изобретать велосипед? Сказал же однажды поэт : "Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось... Как много в нем отозвалось..." И вот мы уже слышим: "О сколько в этом звуке... и "В" и "И", и "К", и "О". Это как бы с дружеским приветом к нам обращается некая компания "ВИКО". А чем она занимается, я, честно говоря, так и не поняла.
А как вам понравится некто "Хирро" - герой нашего времени?" (Имеется в виду какой-то напиток). Или, к примеру, девушка, демонстрирующая белоснежную шубку, а заодно и ножку, и звучащий за кадром голос: "Красота согреет мир"... Не правда ли, мы уже где-то слышали что-то похожее? Бедные классики, ну не могут они предъявить иск за плагиат...
"Памперсы", "Тампаксы"... Мне кажется, для них вполне достаточно рекламы в аптечном киоске или специальном магазине. Не правда ли?
Полагаю, что непревзойденными мастерами-первопроходцами отечественной рекламы навсегда останутся создатели своеобразной мыльной оперы в рекламе со своими страстями, коллизиями, развитием сюжета: "Выйдет ли наконец замуж Марина Сергеевна? Что подарит любимый мужчина на день рождения - колье или путевку на Канарские острова? Выздоровеет ли неожиданно заболевший Николай Фомич? Обзаведется ли ребеночком семейство Голубковых или их опередят жизнерадостные супруги-молодожены - Игорь и Юля?"
Реклама со своеобразным терапевтическим эффектом. Это тоже что-то совершенно новое. Порхают бабочки "МММ" в телевизоре - значит "МММ" существует!
Помня о предмете нашего разговора, никак нельзя обойти вниманием рекламу всевозможных чековых и инвестиционных фондов, трастовых и финансовых компаний, банков. Сколько их было? А ныне?
Помните, был такой "Чара-банк"? Незадолго до обвала появилась странная реклама. Какой-то кабак, все пьют, все гуляют. Этакий купеческий загул с плясками и цыганскими припевами "ой -лю-ли,лю-ли,лю-ли". И на фоне пиршества за кадром звучат слова : "Чара-банк - мы твердо стоим на ногах". Мне позвонила взволнованная приятельница, имевшая несчастие состоять в "Чара- банке": "Такая ужасная реклама, ты бы видела. Ой, боюсь, они допляшутся!"
Возможно, банк "Империал" - "хороший и устойчивый банк". Его ролики с Петром Первым, Екатериной, Тамерланом, собирающим камни, впечатляют. И вот очередная реклама из этой серии. Император Нерон под палящим солнцем утомляет своих полуобнаженных соплеменников песнопением: "Случилось страшное - матери кровь пролил"...
Когда я смотрю на сцену из мифической трагедии, разыгрываемой на моих глазах, я думаю не о Нероне и не о банке "Империал", ни вкладчиком, ни тем более учредителем которого не являюсь. Я думаю о другом. О нас. А ведь это с нами случилось страшное. Который год то тут, то там льется настоящая, а не мифическая кровь, жизненный уровень неуклонно падает, общество ожесточается. За окном не май 95-го, а Чикаго 30-х . А может, и похлеще!
И порою так хочется выключить радио, телевизор, сделать, как говорит ведущий популярной телепередачи, рекламную паузу. Просто побыть с собой наедине, почитать хорошую книгу, хоть на время отсидеться в нише тишины и покоя и стабильности. Но почему-то не получается. Видимо, просто нельзя взять рекламную паузу у жизни. Я выхожу на улицу и опять меня "обстреливают" слова, словечки. Глупые, пустые, не дающие пищи ни уму, ни сердцу, они кружатся и порхают вокруг меня, словно бабочки-однодневки, в отличие от которых удивительно живучи. В магазине, в метро, на троллейбусной остановке. Просто на улице. Там, где вместо вчерашнего стенда с наглядной агитацией типа "народ и партия едины" и "коммунизм - светлое будущее человечества" сегодня красуется реклама какого-нибудь напитка или призыв типа: "Всем, всем, всем! Билеты МММ!"
Всегда, когда я сталкиваюсь со словесной нелепостью, абсурдом, я вспоминаю чеховское неувядающее: "Подъезжая к сией станции... у меня слетела шляпа". И смеюсь. Но как проехать мимо абсурда жизни?
"И чего же вы хотите от рекламы? - может заметить незримый оппонент ,- ведь она - не что иное, как отражение реалий этой жизни."
Действительно, чего же я хочу? Пожалуй, чтобы ее делали профессионалы. Это целая наука. А раз так - значит, ей тоже надо учиться. Её не может делать каждый только потому, что за нее хорошо платят.. Еще я очень хочу, чтобы в нашем сегодня было поменьше непредсказуемости, бесконечного удорожания всего элементарно необходимого, отчаяния и отчуждения. Что ж, не все оседлали "госпожу удачу", не на всех наших соотечественников пролился долларовый дождь. Я ни в коем случае не призываю делить на всех поровну. Но, согласитесь, это как-то странно, что есть немало индивидуумов, которые азартно потирают руки, когда курс доллара растет. Увы, "гадкий рубленок" не превратился пока в прекрасного лебедя. Но почему, где, в какой стране обнищание валюты вызывает радость в сердцах некоторых соплеменников?
Но мы-то получаем в "рубленках"! Знакомая врач, работающая в женской консультации, поведала мне, что сегодня почти все будущие мамы страдают анемией, они вынуждены ложиться в больницу на сохранение беременности. Значит, и будущее дитя, находясь еще в утробе матери, недоедает. А это всё аукнется когда-то для тех и для других.
Учительница рассказала мне очень грустные вещи: дети воруют друг у друга бутерброды и фрукты, принесенные из дому, воруют одежду.
За все надо платить. И мы платим. За хаос жизни, за неразбериху политики и экономики мы расплачиваемся своим здоровьем, взрывом криминогенной ситуации. Мы все сегодня поставлены на грань выживания.
Видимо, не случайно, та же газета "Экстра-М" печатает на протяжении длительного времени отрывки из "Карманной энциклопедии экстремальных ситуаций" Анатолия Гостюшина -ведущего телепрограммы "Не быть динозавром" и "Самозащита в обществе". В одной из своих публикаций автор замечает, что к нашей российской или СНГовской действительности не подходят никакие зарубежные методики "Школ выживания". У нас и в этом свой особый путь. Поэтому, когда я смотрю на ведущую телепередачи "Комильфо" Алену, которая говорит, что она "одевается только в магазине "2х2" и демонстрирует на себе каскад чернобурок, я улыбаюсь: "Ой, ли Алена? И куда ты отправишься в этом наряде в то время, как оголодавшие воры опустошают чужие холодильники?"
Жизнь сама расставляет акценты и, пожалуй, не стоит их смещать. Чтобы выжить. Чтобы не попасть впросак. Чтобы не разучиться улыбаться, не взирая ни на что...