Я поступал в школу в 1958-м году и считаю это своим везением, так как начиная с 1956-го года в школьном образовании СССР произошли многие полезные изменения. Во-первых, в 1956 году была отменена плата за обучение в старших классах, а в 1958-м ввели дополнительный 11 класс обучения и вместо обязательного семилетнего, было введено обязательное восьмилетнее образование. Правда 11-тилетку через 5 лет отменили, как неудавшийся эксперимент, и мы уже заканчивали 10 классов.
В старших классах у нас ввели трудовую практику на Главпочтамте на Садовой. Но она была для девочек, а мальчишек учили ездить на мотоциклах и даже рассказывали об устройстве автомобиля и мотоцикла. Скорее всего уроки автодела были от клуба ДОСААФ и было это организовано, как подготовка к службе в армии.
Поступить в 121 школу было не так просто - для этого было недостаточно жить поблизости. Нужно было пройти вступительный отбор и собеседование с будущим учителем младших классов. Критериев отбора я не знаю, но, поступая в школу, я уже бегло читал.
После 8-го класса из нашего "А" ушли пять человек - Инна Рожкова, Наташа Рябова, Наташа Дудник, Коля Калашников и Ярновский. Переформатирование состава класса происходило и дальше, поэтому из 36 учеников второго класса "А", школу в 1968 году закончили 27 человек.
Но выпускникам года рождения 1951-го повезло не только с десятилеткой - им отменили экзамен по химии для поступления в непрофильное химии высшее учебное заведение!
И, более того, 1968 год был последним годом выпуска, в котором была серебряная медаль по окончании школы за особые успехи в учёбе.
Особо это радует меня, так как я был награждён этой медалью.
Из нашего класса её получила также Сусанна Авруцкая.
В наше время в Одессе была замечательная традиция - выпускники всех школ собирались в определённый день у памятника Дюку де Ришелье на Приморском бульваре и получали от представителя ГОРОНО темы для экзаменационных сочинений по русскому языку и литературе.
1968 год выпуска был последним для этой традиции.
С 1969 года она была отменена в связи с трагическим событием, произошедшим во время собрания школьников у Дюка.
Так что я не напрасно называю наш выпуск 1968-года везунчиком.
И, наконец - вишенка на торте!
Поступившие в институт выпускники 1968-го года пошли учиться не первого, а второго сентября, так как первое было выходным днём!
По этому поводу моя мама устроила в нашем доме небольшое Party, на которое пришли и поступившие и не поступившие ученики класса "А".
Мы гуляли всю ночь и где-то в четыре часа утра Party завершилось танцем Васи Якименко на столе, где он, сняв рубашку, отбивал чечётку и кричал:
"Я голый Вася!". Моя мама подтвердила это заявление, что и убедило Васю слезть со стола.
С чего начинается "Одесса"
17 апреля 1967-го года на экраны СССР вышел фильм Гайдая "Кавказская пленница". Очереди в кассы кинотеатров стояли огромные, особо на вечерние сеансы. А рядом с нашей школой, буквально на расстоянии одного квартала был кинотеатр "Одесса". И конечно же "Кавказская пленница" заняла самый большой зал кинотеатра.
Обычно киносеанс делился на две части, первая - это новости, "Фитиль" или "Хочу всё знать", потом зажигался свет и делался небольшой перерыв, в который можно было опоздавшим на сеанс найти своё место в зале. Сам зал перед экраном имел небольшую свободную площадку, на ней перед сеансом иногда что-то происходило.
В тот день 17 апреля я должен был получать паспорт и на этом основании получил у Павла Никитича Беганя разрешение пропустить несколько уроков. Получил я паспорт быстро, но в школу возвращаться не захотел, а решил пойти в кино, благо на утренние сеансы желающих было не так много. Билеты я купил сразу на несколько просмотров. И, уже отсмотрев фильм три раза подряд, решил сделать четвёртый просмотр, но тут произошло неожиданное.
Вернее, само происшествие неожиданным не было, оно было обычной практикой завуча школы Василия Григорьевича Воротняка.
По договорённости с администрацией кинотеатра, он приходил в зал с табуреткой и во время перерыва между двумя частями просмотра ставил табуретку на подиум перед экраном, залезал на неё и с удвоенной высоты рассматривал сидящих в зале, выискивая школьных "казёнщиков" среди зрителей. С неумолимостью судьбы называл фамилии пойманных на месте преступления и ждал, пока они понуро выбирались наружу. Наказание за преступление было жестоким - кроме обычной выволочки за "казёнку" от завуча или классного руководителя и вызовом родителей в школу, резко понижалась оценка за поведение в четверти. А вот это уже могло повлиять на возможное получение медали.
Меня спасло то, что сидел я в самом последнем ряду зала, да ещё и пригнулся за спинки предыдущего ряда. Словом, Воротняк меня не увидел, но и я в четвёртый раз не увидел "Кавказскую пленницу".
Баядерочки
У нас был достаточно спортивный класс. Из девочек Галя Брацлавец и Лена Сухова занимались в спортивной школе N 2 художественной гимнастикой, Лина Павло тоже ходила в секцию гимнастики, но спортивной, а мальчишек в конце седьмого класса соблазнили греблей на байдарках и каноэ.
В Одессе была очень хорошая школа гребли. И тренер детской юношеской школы ? 6 - Лесяк Евгений Викторович сам отбирал по одесским школам своих будущих учеников. Надо сказать, что тренер он был от Бога и подготовил многих спортсменов, в том числе и Олимпийского чемпиона 30-х и 31-х Олимпийских игр в классе каноэ Юрия Чебана.
Так вот, Евгений Викторович соблазнил заниматься греблей пятерых ребят - меня, Олега Журавчука, Юру Дурнева, Лёню Ткачука, Юру Третьякова.
Юра Дурнев и Лёня Ткачук после первых проб на байдарке-двойке, быстро перешли на одиночные каноэ. У них были хорошие успехи и занимались они греблей вплоть до окончания школы. А мы продолжали грести на байдарках-двойках в своё удовольствие.
Вообще-то все начинают с байдарок, чтобы получить навык баланса и это самое главное в гребле. Но нам просто нравилось плавать на байдарках, а о высоких результатах мы как-то не помышляли.
Юра Третьяков к тому времени учился в последнем классе музыкальной школы. Вот такой был многостаночник. Жил он поблизости 121-й школы, и я очень часто заходил к нему в гости после школы. Мы крепко дружили, и Юрины родители поощряли эту дружбу. У Юры была бабушка, которая его боготворила и почему-то очень меня уважала. Она вкусно картавила, когда говорила: - Наш Югочка - Моцагт!
Однажды, когда я в очередной раз пришел к Юрке в гости, а сам он куда-то испарился на минуточку, бабушка попросила меня зайти к ней в комнату "на то, чтобы серьёзно поговорить".
- Понимаешь, Витенька, наш Югочка - это Моцагт, а эти баядегочки его до добга не доведут! Ты должен с ним поговогить и отговогить от этих баядегочек!
Ну что же мне было делать? Конечно я бабушке пообещал "отговорить" Юрку от байдарок.
Но всё получилось само собой. Зима в тот год была очень суровой, море ледяным, так мы и отошли постепенно от гребли.
А вот "баядерочки" остались!
Историческая указка
Учитель истории Василий Васильевич Осадчий был фанатом футбола и мог говорить о нём часами, поэтому отвлечь его от темы урока ничего не стоило.
Ещё у него была длинная указка, которую он обязательно приносил в класс даже тогда, когда указывать было не на что.
А Юра Третьяков всегда находил повод для того, чтобы отвлечь учителя от урока или рассмешить класс какой-то своей выходкой. Он сидел на первой парте как раз под учительской кафедрой и все школьные годы брал на себя роль классного шута. С юмором у него было всё в порядке, язык очень острый, а уж непоседлив он был, как вьюн.
Конечно это раздражало учителей, но только Василий Васильевич нашел средство борьбы с Юркиными проказами - это была учительская указка. Когда Юрка слишком расходился, Василий Васильевич перегибался через кафедру, за которой сидел и хлопал Юрку указкой по башке. Конечно не сильно, но обидно. И вот мы - Юрка, я и Ян Гельман решили разыграть театральную интермедию и отучить преподавателя от этой привычки.
Я и Гельман сели на вторую парту за Юркой, а он, как всегда стал веселить класс. И когда смех в классе достиг своего апогея, Василий Васильевич привычно перегнулся через кафедру и хлопнул насмешника по макушке. Юрка закатил глаза и упал вбок на пол. А мы с Гельманом стали горестно причитать над его безжизненным телом, повторяя: - Василий Васильевич, что же Вы наделали, он уже не дышит! Галёрка класса тоже выла нам в тон.
Василий Васильевич стал белым, как мел и сам чуть не свалился с кафедры, а мы с Гельманом схватили Юркино бездыханное тело за руки-ноги и потащили его к выходу из класса. Дело в том, что напротив нашего класса был медпункт и по сценарию интермедии мы должны были втащить Юрку туда, а уж там бы он пришел в себя. Но, то ли тащили мы его неудобно, то ли нервы у героя мизансцены не выдержали - но Юрка в процессе перетаскивания рассмеялся в голос. И вовремя, ибо играй мы сцену и дальше у Вас.Васа. бы случился инфаркт - лица на нём не было совсем.
С тех пор указка больше в нашем классе не появлялась.
И надо отдать должное учителю - никаких санкций против артистов не было. Да и случай этот не был оглашен в истории школы. Во всяком случае по сегодняшний день.
Шевиотовый костюм
С Юрой Третьяковым связано ещё одно воспоминание о школе.
Труд в нашем классе преподавали столяр и слесарь. Начало трудового воспитания пришлось на шестой класс и в восьмом завершилось. Столяр был отцом Лены Чебаненко, с которым её мать давно развелась. Он много рассказывал о сортах дерева для мебели и слушать его было интересно. Конечно, ничего из дерева мы не делали.
А вот слесарь, которого звали Борис Степанович Мирошниченко был фигурой колоритной.
Урок он начинал фразой: "Мать вашу мать! Беремо напилок та будемо пилять!"
Собственно, кроме "пыляния" обрубка металла мы больше ничему не учились. Но процесс запомнился.
Юра Третьяков общего языка с Борисом Степановичем не нашел скорее всего потому, что в глазах учителя оставался лишь Моцартом. А как можно Моцарта научить работать напильником учитель не понимал. Напряжение в отношениях привело к трагическому для шевиотового костюма случаю.
Была весна с раздольем огородной зелени, а Юра обожал бутерброды с редиской. Бабуля паковала их в новенький Юркин портфель в огромном количестве даже в ущерб учебникам. И вот, в один прекрасный день Юра, занимаясь выкладыванием любимых бутербродов на подоконник школьного коридора, заметил внизу во дворе у дверей во флигель Бориса Степановича в новом тёмно-синем шевиотовом костюме. Уж не знаю ради чего тот пришел в школу таким красивым, может получить отпускные или принёс заявление об увольнении, но выглядел трудовик франтом.
И тут Юра, ни минуты не раздумывая, выбирает удобную позицию, открывает окно и ловким броском одной левой отправляет бутерброд с маслом и редиской прямо в цель.
Ну, вы же понимаете, что он не надеялся попасть в шикарный костюм. Однако попал точно в произведение портновского искусства на котором мгновенно расплылось жирное пятно с хвостиками редиски посередине. Каким образом Борис Степанович за считанные секунды оказался на месте метания бутерброда мне объяснить трудно. И то, что он не выкинул Юрку вслед за редиской следует отнести к восьмому чуду света. Правда, мы все повисли на слесаре, словно тяжелые гири, но при желании он бы мог стряхнуть нас, как пылинки с плеча - мужик был крепкий.
Надо отдать должное и его выдержке - случай не перешел в разряд судебных разбирательств у директора школы.
Никто кроме костюма не пострадал.
Школьные игры
Самой любимой игрой в школе была маялка. В неё можно было играть и группой и с самим собой. Но в школе, конечно, играли группой. Побеждал тот, кто мог дольше всех подкидывать ногой то ли тряпку для вытирания доски, свёрнутую в комок, то ли старый носок, принесённый из дома и наполненные песком или чем-то сыпучим. Маялись в неё в школьных коридорах, в классе на переменке, во дворе, да где угодно. Среди моих товарищей были подлинные виртуозы, не только подкидывавшие "маялку" более сотни раз, не давая ей упасть, но и делавшие это за спиной, исполняя так называемые "люры" или даже "люры-пары".
Второй любимой игрой в школе был футбол на подоконниках в коридоре, в который играли двое, слепив маленький комок бумаги в мячик и загоняя его метким щелчком в "ворота" противника, выставленные двумя пальцами - большим и указательным.
Но играли в футбол и на улицах города, однако не футбольным мячом, а маленьким резиновым, который стоил 22 копейки в магазине Динамо. Играли на Соборке или около библиотеки Горького на ул.Пастера.
Дед Яна Гельмана жил на Пастера 22 и Янка был активным участником всех футбольных сражений.
Зимой, особо в последние два года школы (9-10классы), когда зимы были очень холодными, мы увлеклись коньками. Стадион Черноморец около Водного института заливали водой и получался прекрасный каток, который и по выходным работал до 22 часов. Было сделано искусственное освещение и мы пропадали на катке до поздней ночи. Хорошо катались на коньках Лина Павло и Люся Бондарь. Но самыми лучшими на коньках был Саша Сечковский и, конечно же наш Моцарт - Юра Третьяков.
Поглазеть на наши выкрутасы на коньках приходили Миша Вдовец, Витя Янченков и Миша Видерман. Конечно коньки можно было купить в магазине Динамо, но самые лучшие привозились из Ленинграда и Москвы. Они стоили восемь рублей с копейками и лучшими были "дутыши" для хоккея и "норвеги" - беговые.
У Саши Сечковского были и те, и другие, чем он очень гордился.
А у меня были только "дутыши", зато с третьего класса за прекрасные показатели в учёбе я стал владельцем фотоаппарата ФЭД 2, что позволило мне быть школьным фотокорреспондентом и заснять на плёнку историю моего класса, его игр, праздников и достижений.
Может быть эта фотогалерея будет когда-нибудь выставлена на сайте нашей школы.
Запись и литературная обработка: Елена Рышкова, апрель-май 2024 г.