Данное стихотворение метафорически описывает тему трендов.
О том, что представляет собой метафорическая поэзии применительно к моим стихам, читайте в моей статье 'О метафорической поэзии'
Ниже даются ключи смыслов, раскрывающие суть вложенных в тескт метафор.
Тренд- концептуальное ядро мейстрима., который представляет собой мощное актуальное явление общественной жизни, проистекающее в различных сферах: искусстве, науке, индустрии и т.д.
Тренд формирует мейнстрим с нуля, а мейнстрим, набрав силу, укрепляет исходный и формирует вторичные тренды, некоторые из которых могут стать превзойти по мощности первоначальный тренд. Но вторичные тренды так же лежат в концептуальном русле изначально заданного тренда. В противном случае это не тренды, а явления- фрики, подражательного либо спекулятивного характера.
Тренды в своём развитии проходят естественный путь от возникновения до упадка и распада. После того, как мейнстрим ушёл на другие направления, а тренд распался, на его обломках образуются группировки апологетов. Обычно это представители элитарных структур, которые формировали и эксплуатировали мейнстрим с изрядной для себя пользой. В образах стихотворения это планеты маленьких принцев, вокруг которых летают волки, суть- подпевалы, падальщики, мусорщики.
Показательный пример означенного явления- это история русского рока. В 80-е, на волне перестроечных процессов, это был мощнейший и внешне перспективный мейнстрим. После 91-го года культурная среда нашей страны претерпела качественные изменения, и русский рок в новую картину шоу бизнеса не вписался. Массовый слушатель тяготел к разухабистой попсе и западному року новой волны, представителями которой являлись группы 'Нирвана', 'Ред хот чили пеперс', 'Ганс энд роуз' и т.д. Продвинутая часть слушателей тяготела к индепендет- музыке, выдающимися представителями которой являются Ник Кэйв и Том Уэйтс. Лидер данного музыкального направления, студия 'Мute' регулярно выдавала шорт- листы с альбомами годных команд, о которых в нашей стране ранее совершенно ничего не знали. На столь богатом и разнообразном фоне русский рок слился и закуклился в маргинальном сегменте шоу- бизнеса. Единственной его крупной удачей 90-х можно считать альбом группы 'Аукцион' 'Птица'. Но эта группа по стилю исполнения ближе к индепендент музыке, хотя формально относилась к русскому року. К слову сказать, мало кто понимает в чём творческая суть индепендент- музыки и что делает её продвинутым культурным явлением. Индепендент - это музыка саунда, который представляет собой гармоничное сочетание всех составляющих музыкального произведения, как то: мелодия, ритмическая структура, аранжировка, драйв, эмоциональный настрой, смысл текста и звучание голоса, этот текст произносящего. Там, где все эти составляющие удалось гармонично сочетать и возникает индепендент. Другие музыкальные направления к такой гармонии не стремятся, выделяя из общего списка лишь наиболее выгодные для себя составляющие. Попса- это настрой и драйв, рок- это настрой, драйв и некоторая осмысленность текстов. Для того, что бы понять что такое мощный плотный саунд, послушайте песню Ника Кэйва 'Red right handпо праву считается неким эталонном индепендент- музыки.
К началу нового века деятели отечественного рока освоились в изменившихся условиях и потихоньку отжали для себя небольшую, но более- менее престижную нишу. Начало новому периоду положил фестиваль 'Нашествие' и одноимённый альбом, в котором были представлены молодые, ранее неизвестные широкой публике коллективы. Эта новая волна пробудила интерес слушателей к рок- музыке. Заплесневелые рок- идолы использовали данный интерес как тяговую силу, при помощи которой несколько восстановили своё утраченное ранее реноме.
После чего снова закуклились в нише 'Нашего радио'. Там одни и те же композиции стоят в ротации годами. Это и есть андроиды из стихотворения. Апологеты былого тренда утратили ранее присущие им человеческие качества, как то творческую составляющую своей деятельности и разумную инициативу в поисках нового. Голая машинерия крутит шарманку с целью извлечения прибыли.
Пример рок- музыки наиболее показателен в иллюстративном плане, но по мощи процессов деградации он и рядом не стоит с трендом культа победы. Совковый культ победы был сделан скверно, он был каким- то кондовым, дубовым и, в целом, маловразумительным. Но в то же время, его отличала характерная для совка добротность и основательность. В 90-е годы культ победы вышел из мейнстрима, в т то время людей больше интересовали совершенно другие вопросы. Начиная с середины нулевых годов идеологическая машина российского государства начала активно возвращать это культ в мейнстрим. Был взят за основу кондовый культ совковых времён, к которому применили полный арсенал технических средств, ставших доступными в последние десятилетия. Компьютерная графика, интернет, пиар, политические технологии и т.д. В результате получилось нечто совершенно отстойное. Образно- фактологическое наполнение культа потеряло связь с объективной реальностью. Производимая конвейерным способом кинопродукция псевдоисторического содержания достигала наконец-то уровня голливудских боевиков. Там уже ненавязчиво подстилают даже супергероев.
Фильм 'Белый 'Тигр' как раз об этом. Подробный разбор низкопробных поделок культа требует большого объёма текста. А мне, честно говоря, совсем не хочется копаться в
Той куче навоза. Но дать символическое определение означенному явлению всё же необходимо. На мой взгляд, в качестве символа лучше всего подходит Ржевский мемориал, который, года полтора назад царь-батюшка самолично изволили презентовать широкой общественности. Какие ассоциации у зрителя вызывает сие нетленное произведение монументального искусства? Расчленёнка. Верхняя часть человеческого тела падала откуда-то сверху и насадилась на прутья строительной арматуры.
Не памятник воинам- освободителям, а воплощенный в металле бэд трип.
Страшная, травмирующая психику галлюцинация, вызванная употреблением психоактивных веществ. ) При взгляде с иного ракурса возникает другая ассоциация: недострой. Начали возводить монумент, но выделенные средства, как всегда, распилили и хакрыть нижнюю часть строительного каркаса было уже не на что. Разумеется, пиарщики власти дали подробное описание ассоциативных рядов, заложенных в данное образное решение. Про это много написано в интернете. А вот здесь-то и начинается самое интересное. Внедряемые в сознание массового зрителя ассоциативные категории не должны противоречить ассоциациям обиходным либо устоявшимся. Азы рекламного бизнеса. Без преувеличения, дважды два. Лобовое противостояние двух диаметрально противоречащих друг другу ассоциативных рядов- это двойная работа рекламщиков. Успех в которой может быть достигнут только методом проб и ошибок. В случае насущной необходимости, на такой шаг, разумеется, пойдут. Но какой необходимостью было вызвано образное решение Ржевского мемориал? К тому же, сколь- либо интенсивной работы по внедрению нужных творцам ассоциаций не проводилось вовсе.
Итого: могучая идеологическая машина власти совершила деяние, за которое рекламного дизайнера где-нибудь в провинции могут уволить по причине неполного служебного соответствия. Но всем пох. Как такое возможно? Ответ здесь только один: казус Ржевского мемориала являет собой эгрегориальное навждения. Творцы культа победы долго и упорно загружали в коллективное бессознательное халтурные и безответственные решения. А затем количество бэгов перешло в иное качество и творцы сподобились явно не нужной им реакции. Так называемый волновой откат. Творцы крутили колесо сансары, порождая волны чёрной кармы, эти волны отразились от дальних препятствий и накрыли творцов обратным ходом. Но эгрегор- лишь тонкая оболочка на коллективном бессознательно народа в целом. Поэтому коллективное бессознательное таким образом послало присущему ему народу сообщение: Идеологическая машина власти полностью оторвалась от объективной реальности и возносится на небеса собственного ЧСВ.
Что является воистину благой вестью для всех идейных противников существующего общественно- политического строя. Лиха беда начало. И к следующей круглой дате мы наверняка увидим по телевизору нечто удивительно эксклюзивное. Скоро начнут чудить по-взрослому. Упомянутые в стихотворении военные термины являются отсылками к тренду культа победы. Здесь имеет место высшее достижение апологетики трендов. Здесь уже не просто андроиды, но андроиды с переклинившей в их головах операционной системой.
Ну а в целом тренд культа победы является лишь наиболее яркой иллюстрацией принципов жизненного цикла трендов. Рассмотрению которых я и посвятил данное стихотворение.