Недавно присутствовал при разговоре, в ходе которого собеседники пытались выяснить для себя что же такое шансон. как общий жанр музыкального искусства. В итоге разговор скатился на многословные споры и к достоверному мнению так и не пришли.
Как бы вдогонку к этому дискурсу, я решил написать тест песни, которая аутентично соответствовала бы классическому французскому шансону, что называется, на слух и при этом бы лежала строго в русле присущей шансону тематики. "На слух"- это в плане наличия в стихотворении внутренней мелодии, которая становиться слышна, если текст напеть соло а капелла. Наличие такой мелодии, кстати говоря, отличает хороший песенный текст от посредственного. В посредственном тексте своей мелодии нет, мелодия, она приходя извне, из музыкального сопровождения и формирует шаблон восприятия, который намертво приклеивается к дурного качества тексту, придавая ему иллюзорное свойство стихотворной мелодичности. Если посмотреть на известные вам песни под таким углом зрения, то открываются по- настоящему интересные вещи.Так, практически все тесты попсовых шлягеров имеют свою внутреннюю мелодию.
В бардовской песне такие мелодичные тексты, скорее, исключение, нежели правило. Но при этом особняком стоит эстрадный бард Высоцкий, в репертуаре которого есть много мелодичных стихов. В текстах русского рока всё зависит от конкретного исполнителя. В репертуаре групп "Пикник, "Аукцион". "Телевизор" мелодичных текстов много. А вот у "великого поэта" БГ, они- редкое исключение. Тоже самое относится и к репертуару группы "Кино". И последний пример наиболее показателен для понимания того, что такое навязанный извне шаблон поэтической мелодии во всей его красе и тяжести. Ведь именно песни Цоя чаще всего пели и поют под аккомпанемент на трёх аккорда. Казалось бы, уж этим-то текстам внутренняя мелодия должна быть присуща по факту их востребованности у самодеятельных исполнителей. Однако. здесь всё не так проста. Песни Цоя, кстати. самые доступные в плане преодоления навязанного шаблона. Для того, что бы избавиться от его наваждения, нужно несколько раз подряд пропеть то немногое, что есть у группы "Кино" из мелодичных текстов. Навскидку, п памяти. этому критерию хорошо соответствуют ранние песни "Электричка" и "Дождь идёт с утра". Если старательно напевать их раз за разом, до тех пор, пока не надоест, а затем исполнить что-то хитовое. скажем, "Пачку сигарет" или "Группу крови", то фонетическое убожество "чавкающего". "шамкающего" стиха предстанет во всём его сомнительном великолепии.
Но вернёмся к французскому шансону.
Жаннет Коллет жуёт багет
Ведь ей не по деньгам жульен
У божоле так- сяк букет
Но арманьяк за гранью цен
Которым мадемуазель
Отдать способна франков дань
На птичьем праве жизнь, а цель
Не подниматься в эту рань
Чтоб на работку поспешать
В контору душную, к месье
Который чей-то муж и зять
Он при делах и он рантье
Там тётки- грымзы зорко бдят
Чтоб вдруг не вышел адюльтер
Случился огорчений ряд
-Вы заблудились, мистер сэр?
Я в этом городе сама
Порой. блуждаю в трёх домах
Париж несносен, здесь зима
Увы и ах, увы и ах...
Но до зимы-то далеко
И может быть. на этот раз
Её переживу легко
Простите. яхта есть у вас?
Хи хи ха ха, гламур, шарман
Терпила янкес рот открыл
Он работяга, но карман
На лесопилке свой набил
И посетить решил Париж
Для романтИка, без жены
Комси комса, но это лишь
Вопрос цены, вопрос цены
Данный текст аутентично близок к оригинальным образцам жанра в параметрах своей поэтической мелодики и общей жанровой тематики. То. что у нас раньше называлось "блатняк", а сегодня принято считать шансоном- тоже шансон,, но особого. специфического рода. Прямого аналога нашему блатняку у французов нет. Французская уголовщина испокон веку ведёт себя тишайше и не ищет широкой известности ни в какой форме. Поэтому. близкий к блатняку раздел жанра локализован не в уголовной, а в профессиональной тематике. Это нечто вроде тех песен, у Высоцкого, где он пел про шахтёров, дальнобойщиков, золотодобытчиков и т.д. Современный эстрадный бард Растеряев со своими "Комбайнёрами" тоже очень точно попал в этот жанровый формат.
А тематический мейнстрим классического шансона- это наблюдения и размышления "за жизнь" в её, пусть м и мимолётных, но глубоких и ярких впечатлениях. (Ура! Наконец-то смог вразумительно перетолмачить взятое из авторитетного источника определение, написанное на языке, к которому со школьных лет питаю странную смесь ненависти и обожания. Совковая школка умела творчески совмещать взаимоисключающие параграфы :))
В стихотворении "за жизнь" про Жаннет рефлексируется благодатная тема молодой особы, которая пытается вести самостоятельную жизнь в большом городе, подальше от родительской опеки. При наличии красивой внешности, такие особы, чаще всего живут в самых дешёвых съёмных квартирах и питаются впроголодь. Причиной тому- повышенные расходы на всё, связанное со своим внешним видом. Умение найти оптимальный баланс между желаемым и жизненно необходимым- вопрос практического навыка, который достигается со временем, методом проб и ошибок. Такого опыта нет у недавней ПТУ- шницы, пару лет назад приехавшей в Париж из деревни или райцентра. Отсюда и многочисленные коллизии сложного социально явления, которое во французской культурной традиции именуется "блеск и нищета куртизанок". Среди этого блеска и нищеты возможность мимолётной интрижки с некоторой для себя выгодой воспринимается как милость чего-то свыше. В ментальной традиции французов, англичан. американцев и даже, где-то в чём то немцев, этические и прикладные аспекты сопутствующих интрижкам политесов отработаны со скурпулёзной тщательностью, обличены в изящные, привлекательные формы романтического, авантюрного, порывистого и т.п толка. Прочее- вопрос цены, в определении которой нет ни слова простоте. По этой причине тема блеска и нищеты куртизанок востребована широкой публикой и является одним из ведущих лейтмотивов французского шансона. А что у нас? У нас всё, как всегда. Сяло. дярёвня, совок- мутант, чванливый, хамский аул Масквабад, откровенно глупОй, но подколодный кишлак Сепебе. Дождь идёт с утра, будет, был и есть. И карман мой пуст. а блядей шесть. Позвонили мне и любви хотят. Я в нулях на дне. Куда дели яд? Как-то так. Здесь, что называется всколыхнуло и напомнило о всей этой колхозной куртизанщине первой половины 90-х годов, в её конкретном питерском проявлении. Молодые люди говорят, что сейчас в наших мегаполисах всё стало как-то
по-другому. В чём у меня есть обоснованные сомнения. Но не будем о грустном, пошлом и кондово- лапотном. Как говорилл когда-то весьма годный шансонье Есенин: -Пальнём-ка пулей в святую Русь. В кондовую, в избяную, в толстозадую.
В качестве иллюстрации для данного поста мне удалось подобрать хорошее атмосферное фото, на котором модель Ирина Дрейт создала, без преувеличения. блестящей образ понаехавшей в Париж куртизанки. Общее высокое впечатление слегка смазывает хачёвская физиономия, но такое восприятие нельзя отнести к объективным. Скорее всего. оно продиктовано неким навязчивым шаблоном мышления. По своему внешнему виду француженки сильно отличаются друг от друга. В широкой градации типажей есть и белокурые бестии классического арийского типа, есть и те которые. скорее, мулатки, чем европейские женщины. Возможно. есть и те, что похожи на хачёвок. Но в данной выездной фотосессии фогографам было из кого выбрать для создания атмосферного образа, ассоциативно привязанного к понятиям французского стиля, шарма и прочего гламура. Они выбрали Ирину Дрейт, им. на месте, было виднее. А получилось по- настоящему хорошо. Словосочетание Жаннет Коллет может быть как именем и фамилией. так и двойным именем, типичным для католических стран.