Аннотация: Эпизод истории древних славян, взятый из Повести Временных лет
Апостол Андрей Первозванный проповедовал в Синопе и прибыл в Херсонес. Каждый раз на его проповеди собиралось множество людей, желающих приобщиться к новой вере, и апостол не мог нарадоваться их рвению.
Его сопровождали ученики и молчаливый и рассудительный проводник, хорошо знавший эти отдаленные места и их обычаи.
- А что там? - спросил как-то Андрей, показав рукой на север.
- Малоизведанная территория, - ответил проводник. - Река Днепр, текущая с севера из славянских земель. У этой страны пока нет названия, но когда-нибудь ее назовут Русью.
- Вот и славно, что неизведанная, - потер руки апостол. - Значит, там еще никто не слышал слово божье. Мне уже пора ехать в Рим - по Днепру я туда и доберусь.
- Прошу прощения, но Рим совсем с другой стороны, - осторожно заметил проводник. - А население той северной земли сущие варвары. Лет девятьсот они прекрасно обойдутся без слова божьего. А там, глядишь, и сами покрестятся.
- И ты мне, апостолу, будешь рассказывать, где Рим? - возмутился Андрей. - Туда все дороги ведут, а уж Днепр тем более. И никогда не надо откладывать на десятый век то, что можно сделать в первом. Решено, я иду на север.
И Андрей Первозванный отправился вверх по Днепру в неизведанные славянские земли.
На ночевку он остановился на пустынном берегу под горами. Утром, при свете солнца, он осмотрел это живописное место, поднявшись на гору, благословил ее и поставил на ней крест.
- Как называется это место?
- Пока никак, - ответил проводник.
- Что значит никак? На этих горах воссияет благодать божья, будет город великий, и воздвигнет бог много церквей. А ты говоришь, что это место никак не называется.
- Ну, хорошо, - вздохнул проводник. - Раз так, то это место назовут Киевом.
- Другое дело, - удовлетворенно сказал апостол, помолился богу, сошел с горы и отправился дальше, вверх по Днепру.
И вот, наконец, он увидел славян. Тех самых людей, которым он собирался проповедовать. Путники подошли к крупному селению.
- Что это? - спросил Андрей.
- Пока деревня, - ответил проводник. - А будет Новгород.
- Сам вижу, что Новгород. Я спрашиваю, где все люди?
- Люди парятся. У них сегодня банный день.
- Что значит парятся? Это такой жуткий языческий обряд?
- Типа того. Тебе лучше не видеть. Они идут в деревянную баню, топят ее сильно, раздеваются догола, обливаются кожевенным квасом, поднимают на себя молодые прутья, сами себя бьют, и до того добивают, что едва вылезают, чуть живые, а потом обливаются холодной водою и только так оживают. И творят это постоянно, никем не мучимые, сами себя мучат, и считают, что творят себе омовенье, а не мученье.
Ужаснувшись этим словам, апостол Андрей бросился в баню, распахнул дверь и закричал: "Люди, не парьтесь, ибо принес я вам благую весть!"