Светлова Рина : другие произведения.

Новое мышление.Ч.2. Введение

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Введение

  
   Эта книга создана на основе книги "Физики Бытия", в которой изложены основные вопросы, касающиеся использования законов бытия, о которых нам пока мало, что известно, но мы смутно догадываемся об их наличии, т.к. они неумолимо вторгаются в нашу жизнь и диктуют свои условия в ней. Незнание этих законов не освобождает нас от ответственности, из-за которой в нашей жизни происходят неприятности в той или иной форме. Умение жить в гармонии с миром и самим собой основывается в большей части с тем, как мы правильно понимаем законы бытия. Вторая часть книги "Новое мышление" адаптирована к процессам современного образования.
  
   Современные проблемы общества, которые побудили взяться за проведение исследований подобного рода, актуальны не только для нашей страны, но и для всего человечества в целом. Решение их во многом зависит от того, каким менталитетом, или другими словами, научным мировоззрением будут обладать живущие в третьем тысячелетии. Беда современной школы в том, что она преподносит детям основы разных наук, но не учит самой главной из них - науке жить. Научившись решать множество задач, с большинством из которых взрослеющий ребенок никогда не столкнется в жизни, он нередко пасует перед решением самой важнейшей задачи - как поладить с окружающими миром и не затеряться в нем. Несмотря на то, что здесь продолжается исследование проблем, начатое в первой части, мне бы хотелось, чтобы эта часть книги была бы самодостаточна сама по себе, чтобы можно было бы понимать, о чем идет речь, даже не читая первой части. Поэтому основные положения, на которые опирается новое знание, я привожу здесь кратко еще раз.
   Как показано в первой части новое мышление можно создать только на основе новой научной парадигмы. Кризис физики и в целом кризис науки показал, что старая парадигма, построенная на идеях материализма, уже существовать не может. Физика стала терять свои позиции уже тогда, когда, отвергнув после Рене Декарта попытки познать духовную жизнь человека научными методами, и, столкнувшись с такими непознанными и необъяснимыми явлениями, которые не укладывались в рамки лишь физических представлений. В свое время механистический взгляд, приведший к рациональному методу объяснения мира, хотя и позволил в определенной мере предсказать его развитие, но отделил человека и Бога от существующего мира. Лапласовский детерминизм, тем самым выделил естественные науки из общего холистического понимания всего сущего. Физика обособилась от гуманитарного знания. Последующее проникновение в природу вещей на основе естественных наук на самом деле позволило лишь увидеть глубину, сложность и неисчерпаемость мира.
   "Мы познаем мир через себя и посредством себя" - эта фраза является ключевой для всего исследования. Именно она определяет все бесконечное множество взаимных отношений между личностью и окружающим миром. Через себя мы видим и познаем мир, а не через приборы. Выпестованная западной философией рационализма и формальной логикой, современная парадигма признает реальным только то, что может быть редуцировано к физическим или химическим явлениям и зафиксировано при помощи приборов. Поэтому, говоря о глобальных проблемах и понимая, что они несут несомненную угрозу миру, мы связываем это с тем, что сам человек во всем своем многообразии оказался не совместимым с предметом науки. Наука освободила знание от веры, от внутреннего мира человека и потеряла целостность Универсума. Мы разтождествились с окружающей средой, частью которой мы являемся, и сделали ее своим врагом. Поэтому, как ни парадоксально, сегодня угроза миру исходит от самого человека, и главным врагом человечества является сам человек. Как сказал академик Азроянц Э.А.: "Земля больна человеком" (Ж-л "Дельфис" N3-1998, стр.119).
   Глубина современного кризиса говорит о том, что такие проблемы не имеют права оставаться сейчас за стенами школы. Их детальное изучение, способы решения и прогнозирования нужно уже начинать в школьном возрасте, чтобы выпускник школы мог представлять себе, в какой мир он попадет после окончания. Исследование существующих глобальных кризисов показало, что все они порождены идеями материализма. Хилотропная модель мира (ориентированная исключительно на материю) видит основу человека в его материальной природе и отождествляет ее с физическим телом, которое жестко ограничено заданными возможностями и поэтому не оставляет сознанию другой возможности кроме как обслуживание чисто телесных потребностей, маскируя в обществе свою животную природу внешними манерами и системой социально-психических ролей. В своем предельном выражении хилотропная модель получает развитие в идеологии либерализма, который объединяет в себе материализм, прагматизм и гедонизм. С таким мировоззрением нам уже просто не выжить, поэтому новое мировоззрение должно исходить из глобальности космической эволюции. В то время как материализм сделал попытку объяснить образование Вселенной без божественного вмешательства, изъяв из природы его божественное начало, мы попробовали обосновать идею, в которой сознание человека на конечном этапе эволюции является главной творческой и созидающей силой. Поэтому новая парадигма утверждает человека не как пассивного эгоистического потребителя материальных благ, а как духовного творца, ответственно познающего и преобразующего мир в соответствии с его фундаментальными законами. Причем такой вывод является следствием голографического подхода к Вселенной, который провозглашает, что если во Вселенной есть хоть одно разумное и живое существо, то и весь мир, и любой его объект имеют в себе некоторую "разумность" и "жизнь", т.к. эти свойства будут отражены в каждой ее частичке. В настоящее время считается бесспорным, что на фундаментальном уровне природа едина и все грани в ней весьма условны и лишь отражают последовательное приближение общественного сознания к истине. А раз природа едина и целостна, то это должно найти свое отражение и в методах ее познания. Соответственно при этом меняется также и роль исследователя в процессе познания: он сам становится неотъемлемой частью создаваемой картины мира, которая вследствие этого перестает быть только естественнонаучной.
   Основная идея нового мировоззрения строится на том, что в образовании мира сначала создается сеть пространств, определяющих иерархическую структуру Вселенной и способы взаимодействия между пространственными паттернами, а затем уже формируются сами объекты внутри подпространств по единым законам. В этом процессе заключен универсальный принцип голограммы, которая в каждой своей части отражает всю картину Вселенной целиком. Поэтому невозможно изучить вначале отдельные кусочки Вселенной, чтобы потом найти между ними взаимосвязи. Поскольку мир устроен не как мозаика, а как голограмма, то изучить отдельный кусочек не чуть не проще, чем целое. Одновременно с этим процессы самоорганизации, описываемые интегральной структурой мироздания (ИСМ), позволяет считать человека и открытый мир как неразрывную целостность. Благодаря такой структуре мира, человек представляет собой в больше степени миропроявление, а не самодостаточную сущность. Уникальность этой научной модели, описываемой с помощью интегральной структуры мироздания, заключается в том, что она способна объяснять большинство процессов мира с единых позиций.
   Рассматривая сознание, как форму "эфира" (очень условно принимаем это понятие), мы можем представить себе процессы, которые образуются при формировании информационного плана планеты. Говоря о том, что первоначально сознание представляло собой однородное безграничное состояние, в котором в процессе эволюции образуются устойчивые диссипативные структуры, мы все время обращаемся к физическим процессам, рассматриваемым в синергетике. Мы начнем изучение вопроса с физических основ психологии. Уникальные свойства человеческой личности можно объяснить с позиций волновой природы человека, которую в свою очередь объясняет интегральная структура мироздания.
   Образовательный процесс всегда начинается с воспитания. Но чтобы правильно понять суть воспитательного процесса, мы должны хорошо представлять себе, какие струны человеческой души мы затрагиваем, занимаясь воспитанием. Хорошо бы также знать, что в этом процессе позволительно делать, а чего делать ни в коем случае не следует. Для того чтобы со всем этим разобраться, мы обратились к природе сознания, рассматривая все этапы прогрессивной эволюции, которое наше сознание уже прошло, и те, которые еще только предстоит пройти. Понятно, что воспитание должно строиться на тех положениях, которые способствую эволюционному развитию личности. Все методы, действия, препятствующие или тормозящие развитие человека не допустимы, особенно в общеобразовательных учреждениях.
   Большое место в работе уделено взаимодействию двух форм сознания, которые проходят отдельные этапы эволюции, фактически обуславливая и дополняя друга. Появление и развитие этих двух форм сознания подробно рассматривалось в первой части книги. Здесь же внимание сконцентрировано на тех сущностных явлениях, которые обуславливают природу человеческой личности, т.к. многое из того, что происходит в жизни человека, определено именно взаимодействием двух форм сознания. Исходя из волновой природы основных процессов, присущих пространственно-временному континууму субъекта, рассмотрено единство структур человеческой личности и интегральной структуры мироздания.
   Изменения, касающиеся содержания и методов образования должно исходить из нового понимания когнитивных процессов, которое способна дать волновая природа личности человека. Голографический принцип, определяющий взаимосвязи всего со всем, и в соответствии с новейшими достижениями в области биологии позволяет по-новому взглянуть на познавательные процессы. Анализ взаимодействия двух форм сознания позволил нам выделить семь центров сознания, характерных для человека, возникновение и развитие которых происходит за счет постоянного взаимодействия с окружающей средой. Такой тип взаимодействия в общем виде представляет собой направленные потоки информации, которые "встраивается" в структуру субъекта. Поэтому когнитивные процессы первоначально строятся на идентификации внешних и внутренних потоков энергии, на основе которой происходит распознавание объектов, затем происходит трансформация самой личности, т.к. процесс познания изменяет и структуру субъекта. Новое знание не только оказывает влияние на структуру, но и делает личность более доступной, более восприимчивой к последующему процессу познания окружающей действительности.
   Необходимость изменения содержания образования обусловлена тем, что оно содержит в себе громадное количество информации, большая часть которой, как известно, не актуальна и никогда в жизни не будет востребована. Огромный поток информации, который обрушивается на нас, подавляют ее личностное осмысление, а значит и использование. Потоки информации ошеломляют, гипнотизируют, не успевая быть подвергнутыми анализу, смывают друг друга. При этом чаще всего навязываются трафареты примитивного массового сознания. Переизбыток информации вносит сумбур во внутренний мир человека. Насаждается чувство необходимости следования преподносимым образцам поведения, не остается места для выдумки и полета творческой мысли. Более того, значительная часть предлагаемых знаний слишком абстрактна для использования их в современном мире. Чрезмерное усвоение таких знаний притупляет способность к творческому мышлению, т.к. в подсознании выстраивается сценарий на усвоение чужих знаний.
   В современной системе образования становится насущной проблема систематизации и организации знаний, а не предлагаемый ныне переизбыток информации. Новое понимание познавательных процессов делает возможным реорганизовать мышление индивида, делая его системным, целостным, давая ему возможность понимать широкий или иногда даже глобальный контекст исследуемой проблемы, т.е. умение контекстуализировать знание. Реформа мышления предполагает способность видеть целое прежде составляющих его частей, способность к мыслительному синтезу, что представляет собой важную особенность познавательной и творческой деятельности человека.
   Помимо того, что современный мир обрушивается на человека мощным информационным потоком, он еще усложнением системы связей с миром, ускорением хода событий, создает чрезмерные эмоциональные перегрузки. Мы постоянно находимся под мощным прессингом стрессовых ситуаций. Все это в совокупности диктует необходимость глубокого изменения каждого человека на различных уровнях его бытия, делая трансформацию его психики условием выживания. Система образования должна подготовить ребенка к такой взрослой жизни. Поэтому мы рассматриваем процесс воспитания личности как работу, требующую самостоятельной глубокой внутренней трансформации индивида. Целостность, которую представляет собой личность, обладает внутренним ценностным ядром, что определяет возможность создания внутренних личностных качеств, помогающие жить в согласии с миром и собой. Ценностное ядро образуется в результате переосмысления многих личных фактов и событий из жизни. И на каждом этапе развития ребенка нужно помогать ему отслеживать причины происходящих с ним событий, научить правильно воспринимать потоки энергии, проходящие через него, и направлять процесс осознания на постоянное конструктивное взаимодействие с миром природы и миром людей. Именно воспитание созидающего внутреннего начала в человеке составляют основу всего воспитательного процесса. Для личности определяющим становится понимание жизни как постоянного выбора. Мы все живем, проявляя свободу воли, предоставленную нам видовым сознанием. Но одновременно с проявлением свободы воли мы несем ответственность, т.к. творим свою судьбу. От того, каким будет наш выбор, зависит не только судьба одного человека, но и судьба всего мира.
   Одним из достоинств предложенной концепции является то, что она способна прогнозировать дальнейшее развитие человечества, определяет общие цели человеческого развития, устанавливает место человека во Вселенной и его роль в процессах эволюции. Образовательный процесс мы должны начинать с понимания того, что поставленные перед нами цели образования должны совпадать с эволюционными задачами всего человечества. В противном случае на выходе из школы у нас будет выпускник, который не готов принять мир таким, какой он есть. Формирование ложных целей и установок порождает мир иллюзий, настолько далекий от реальности, что индивидуальное приложение сил и способностей нашего выпускника определит далеко не ту сферу деятельности, которая требуется от него, как от человека и гражданина. Понимание этих процессов требует кардинальных изменений не только в содержании образования, но и в образовательных технологиях, которые должны учитывать новые достижения в области психологии и нейрофизиологии. Образовательный процесс должен строиться совсем по иным принципам, которые существенно отличаются от современных методик. Поэтому главной задачей современного образования нам нужно определить воспитание гуманистического мышления, которое будет составлять основу существования человечества в третьем тысячелетии.
   Воспитание гуманистического мышления процесс длительный и крайне сложный. Но проблема вполне решаема, если мы, используя новое мировоззрение, сможем вначале сформировать холистическое мышление. Поскольку важнейшей задачей перестройки системы образования всех уровней является развитие холистического мышления, формирования умения понимать широкий или иногда даже глобальный контекст исследуемой проблемы, умения контекстуализировать знание. Поэтому методика преподавания должна быть направлена на развитие нового типа мышления, который является продуктом целостного развития человека, и как мы увидим в дальнейшем, соответствует эволюционному развитию человечества в целом. Холистическое мировоззрение в свою очередь и должно воспитать гуманистическое мышление. Очевидно, что холистическое мышление строится на основе целостного научного мировоззрения, которое способно наиболее полно отразить собственную личность в картине мира.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"