Время в этой статье рассматривается с позиции самоорганизации систем. Исследование проблемы с точки зрения системообразующих принципов помогут определить место "времени" в процессах самоорганизации Вселенной и ответить на вопросы: где, когда, на каком этапе миротворчества оно возникло, каким эволюционным преобразованиям было подвергнуто. Т.е. мы будем говорить о происхождении времени, его становления и преобразовании.
Но прежде чем ответить на поставленный вопрос, определим вначале саму постановку проблемы времени, его уникальные свойства среди других явлений природы и социума.
Время - как философская категория
Мы, наверно, все думаем, что знаем, что такое время. В каждую эпоху у человечества для времени формировался свой образ. В древних писаниях время представляли в виде замкнутого круга, где замкнутость времени, чаще всего, символизировала змея, кусающая свой хвост. Эзотерические представления о времени, как о некой конечной протяженности, вышедшей из вечности и обязанной вернуться в вечность, претерпевает существенные изменения уже в древнегреческой культуре.
У древних греков время лишено гомогенности и хронологичной последовательности, мир воспринимается не в категориях изменения и развития, а как пребывание в покое или вращение в великом кругу. События, происходящие в мире, не уникальны. Эпохи, сменяющие друг друга, все время повторяются, и некогда существовавшие люди и события вновь возвращаются по истечении "великого года" - пифагорейской эры.
Уже в христианскую эпоху время стало восприниматься линейно и необратимо, но в ограниченном смысле. В основном это связано с влиянием христианской идеологии. В человеческой истории появляются опорные точки: сотворение мира, пришествие Христа, страшный суд и т.д. Появление опорных точек распрямляет временной цикл, однако при всей своей "векторности" время в христианстве не избавилось от циклизма; коренным образом изменилось лишь его понимание. В самом деле, поскольку время было отделено от вечности, то при рассмотрении земной истории оно предстает перед человеком в виде линейной последовательности. Но если эту же земную историю взять в целом, в рамках, образуемых сотворением мира и концом его, то она представляет собой завершенный цикл: человек и мир возвращаются к творцу, время возвращается в вечность.
В современном мире наряду с физическим временем существуют биологическое время и социальное время. Такое время течет неравномерно, иногда оно как бы уплотняется и ускоряется по мере развития или, наоборот, замедляется. Обычно этот факт субъективно переживается людьми в зависимости от внутреннего состояния. Или, например, социально-историческое время претерпевает значительное ускорение в эпоху революционных преобразований, когда происходит как бы своеобразное спрессовывание исторического времени, его насыщение социально значимыми историческими событиями, в отличие от периодов относительного спокойствия. Отмечают даже сложное строение социального времени в виде структуры. Оно возникает как наложение друг на друга различных временных структур. В рамках исторического времени, в котором происходят события, характеризующие историю народа, нации можно выделить время индивидуального бытия человека, которое определяется протеканием различных индивидуально значимых для него событий. Так возникает проблема полиструктурности социального времени.
Помимо проблемы полиструктурности, в науке существует еще и так называемый парадокс времени. В современных физических теориях, таких как классическая механика, общая теория относительности, квантовая механика, время как физический параметр входит во все формулы симметрично, исключая какие бы то ни было различия между прошлым и будущим. Еще в восемнадцатом веке включение времени как параметра в галилеевскую механику ознаменовалось созданием новой науки - классической механики. Основные ее особенности - детерминизм и обратимость времени.
Детерминизм позволяет предсказывать положение движущегося тела в любой момент времени, если известны начальные условия. Обратимость времени основывается на том, что между предсказаниями будущего и восстановлением событий прошлого нет никакого различия. Иными словами, движение от текущего к будущему состоянию и обратно - от текущего к начальному - равноправны. Эйнштейн в общей теории относительности показал, что время вообще можно ввести в пространство в качестве его четвертой координаты. А если в общую теорию относительности ввести чисто математическое мнимое время, то различие между пространственными координатами и временем, которое там еще сохранилось, полностью стирается. Стивен Хокинг считает, что "время есть иллюзия", о чем пишет в своей книге "От большого взрыва до черных дыр".
Идея ввести время как объективную физическую реальность в схему классической механики оценивалась как первая успешная попытка динамического описания природных явлений. Но как указывает И. Пригожин в своей книге "Время, хаос и квант", более двух веков - от Галилея до Больцмана - ушло на то, чтобы понять цену этого достижения: За него пришлось заплатить противоречием между симметричными фундаментальными законами физики и нарушением симметрии времени в реально протекающих процессах. Т.е., несмотря на то, что во всех физических теориях нет никаких различий между прошлым и будущим, во всех проявлениях, описываемых другими науками: химией, геологией, биологией, всеми гуманитарными - будущее и прошлое неоднозначно. Вопросы типа: откуда возникает асимметрия между прошлым и будущим, каким образом возникает, так называемая, "стрела времени", если в физических законах ее нет, - пока вызывают однозначное недоумение (термин "стрела времени" ввел в 1928 году Артур Эддингтон). Причем любые попытки ввести стрелу времени в фундамент физики, по выражению И. Пригожина, наталкивается на упорное сопротивление. Это рассматривается как покушение на идеал, и поэтому предпочитают возлагать ответственность за различиями между прошлым и будущим на наблюдателя, привносящего в описание явлений разные приближения и неточности.
Математические модели времени
Современные научные представления о времени можно свести к нескольким положениям. С точки зрения построения математических конструкций времени, можно использовать субстанциональный подход. Вводится гипотетическая субстанция, накопление или расход которой влечет первичную изменчивость Вселенной. Свойства времени выводятся из свойств этой субстанции. Некоторые сторонники такого подхода наделяют субстанцию времени энергией. В их моделях Вселенная либо необратимо накапливает энергию, либо теряет ее. Так объясняется необратимость времени. Другой вид субстанции связан с гипотетическим материальным носителем энтропии-информации, которая также имеет тенденцию необратимого изменения в консервативных системах. (А. П. Левич, 1998)
Основной математической моделью двадцатого века стала модель единого четырехмерного пространства-времени, оформленной как теория относительности. В основе теории относительности лежит единая пространственно-временная геометрия Минковского. Она позволила эффективно объяснить многие явления изменения геометрических размеров и темпа протекания процессов при наблюдении их из разных систем отсчета. В этой модели время выступает как сектор четырехмерия с особой "времяобразной" геометрией. Само пространство-время выступает как своеобразная четырехмерная субстанция, трехмерные сечения которой часто отождествляют с особым агрегатным состоянием вещества - физическим вакуумом (А. Эйнштейн, 1905; Минковский, 1914; Гильберт, 1915).
Математические модели с чисто реляционным подходом к понятию времени исходят явно или неявно из представления о времени, как о параметре изменчивости явлений природы. Сама изменчивость описывается специальной системой уравнений, одним из параметров которой служит измеренное время. На этой основе построены все механики семнадцатого - девятнадцатого веков. Свойства времени, вытекающие из таких моделей, совпадают со свойствами пространственной прямой.
Промежуточное положение занимает общая теория относительности, в которой сама метрика времени описывается системой уравнений вместе с другими параметрами. Для теории относительности характерно отношение ко времени, как к геометрической сущности (можно сказать - субстанции), и, наряду с этим, существует метрика времени как реляционный параметр.
Для объяснения необратимости времени в некоторых моделях используется тот факт, что процессы, описанные устойчивыми уравнениями для прямого хода времени, оказываются неустойчивыми для обратного хода. Так, например, ведет себя уравнение теплопроводности или диффузии. Другой тип процессов неустойчив в будущее или в обе стороны. Это процессы, имеющие кризисные или катастрофические точки развития (точки бифуркации). В таких точках выбор траектории процесса случаен, и сам факт такого выбора предполагает необратимое время: при повторном проходе точки кризиса может быть произведен иной выбор.
Время с позиции принципов самоорганизации материи.
Этот небольшой обзор представлений о времени показывает всю неординарность и парадоксальность этой философской категории, утверждая, что до сих пор нет единого мнения о том, что собой представляет время.
Для ответа на вопрос "Что такое время" воспользуемся системообразующими принципами. С системных позиций рассмотрим проблему "времени" в процессах самоорганизации Вселенной. Попробуем определить, на каком этапе оно возникло, каким эволюционным преобразованиям было подвергнуто. Потому что ответ на поставленный вопрос надо искать, прежде всего, в происхождении времени, его становлении и преобразованиях. Мы будем рассматривать время как некий объект, который также как другие объекты, может быть подвергнут изменениям.
Происхождение мира мы будем рассматривать с точки зрения преобразования гомогенной однородной целостности в дифференцированную разнородную множественность. Т.е. полагаем изначально, что мир до того как "начал быть" уже существовал, но в виде некой первоматерии или субстанции. В силу определенных обстоятельств эту праматерию мы определяем как "субъективная реальность".
Рассматривая образование мира как бесконечную дифференциацию этой единой первоматерии, мы в результате получили, что образуются два противоположных мира: мир субъектов и мир объектов. За процессами дифференциации в соответствии с принципами самоорганизации материи следуют процессы интеграции. Поэтому мир субъектов и мир объектов снова возвращаются в исходную целостность, но в новом, качественно ином, виде: в нем сохраняется внутренняя дифференциальная структура. Таким образом, интеграционные процессы соответствуют процессам прогрессивной эволюции, при которой и появляется структурная организация мира, энтропия которой значительно ниже, чем у исходной целостности.
(Подробнее см. Глава 2. http://merkab.narod.ru/Gl002.html).
Мир объектов образуется как череда "дырок", из которых в процессе дифференциации была удалена первичная праматерия. Термин "дырки" был заменен термином "кварт". Строгая последовательность дифференциаций сохранилась в виде "следов" или "отпечатков" оставляемых квартов (дырок), которая в окончательном виде приняла форму интегральной структуры мироздания (ИСМ). Введя интегральную структуру мироздания как основной принцип разворачивания Вселенной, мы его утвердили не только как план, по которому будет развиваться мир, но и как исполнитель плана. Это равно как структура действия, так же как и структура для действия. На основе интегральной структуры мироздания создается объективный мир, который на самом деле становится упорядочивающим и структурообразующим принципом для субъективной реальности. (Подробнее см. Глава 3.3 http://merkab.narod.ru/Gl0032.html).
Рассматривая принципы самоорганизации систем, мы установили, что образование любого объекта сопровождается нарушением первичного равновесия, в результате чего объект переходит в неравновесное состояние. Причем после первой дифференциации объект переходит в неустойчивое неравновесие, после второй в устойчивое неравновесие. Поэтому двойная дифференциация создают полноценный объект в виде устойчивой структуры, способной к дальнейшему преобразованию и представляющей собой трехуровневую модель в виде системы, подсистемы и надсистемы. Это означает, что у каждого объекта будет не только внутренняя структура в виде разных подсистем, но и внешняя структура, которая определяет для системы априорную цель развития, т.е. функцию целеполагания.
Другими словами можно сказать, что первая дифференциация переводит объект из состояния небытия в область непроявленного бытия, вторая из области непроявленного бытия в область проявленного или в область существования. Поскольку "время" появляется в мире как первый проявленный объект, поэтому первый признак, который образуется в объективном мире, будем называть хрональным признаком. (Глава 3.2. http://merkab.narod.ru/Gl0031.html)
Когда после первой дифференциации "время" перешло из небытия в состояние непроявленного бытия, то этим процессом была создана точка начала "времени" как первого объекта. Другими словами можно сказать, что "время" отделилось от вечности. После второй дифференциации "время" переходит в область существования, т.е. в состояние проявленного бытия. При этом задается конечная точка "времени", поэтому после двух дифференциаций "время" приобретает начало и конец своего существования, т.е. появляются некоторые временные границы первого объекта-"времени". Это есть область существования "времени". После третьей дифференциации "время" приобретает определенную замкнутую форму. Форму, которую "время" принимает в области существования, будем называть хронооболочкой. Попробуем обосновать такое название.
Понятно, что самым первый объектом в проявленном мире является "время" самой Вселенной. Конечное состояние Вселенной по определению обусловлено возвращением ее в исходное состояние в результате интеграционных процессов. (Как было определено: за процессами дифференциации следуют процессы интеграции). Вместе с чем и "время" в конце отпущенного периода существования Вселенной возвращается в вечность. Временные границы, определенные таким способом, одновременно являются временным ограничением существования Вселенной в проявленном состоянии. Состояние "времени", вышедшего из вечности и вернувшегося в вечность, является неизменным, т.е. одним и тем же, поэтому можно считать, что точка начала тождественна конечной точке, что все вместе определяет конечный и замкнутый цикл времени. Поэтому понятие хронооболочки представляется здесь наиболее удобным.
Обратимся теперь к одному из самых главных и незыблемых физических законов - закону сохранения энергии, который строится на основании однородности времени. Когда мы рассматриваем образование объекта-времени в виде устойчивого неравновесного состояния, то уже самим этим фактом мы признаем неоднородность "времени". Т.е. в момент возникновения "времени" любая однородность нарушается, поэтому в результате образования хронооболочки выделяется энергия. Правда в дальнейшем, в процессах интеграции, вся первоначально выделенная энергия возвращается в исходное состояние, но только в новом структурированном виде. Это значит, что с переходом от процессов дифференциации к интеграции меняется характер выделенной энергии, т.е. меняются ее свойства. Меняются свойства энергии также и после завершения интеграции. А это означает, что и "время" у нас будет каждый раз другим. Следует добавить, что однородность времени в нашем мире проявляется только в ограниченных пределах, в основном, для замкнутых систем, завершивших интеграцию, но мы еще потом об этом поговорим.
Таким образом, получается, что "время" является неоднородным, т.к. имеется выделенная особая точка - начало отсчета, соответствующая моменту перехода системы из непроявленного состояния небытия в проявленное - бытия, а также заданное направление течения времени. Этот факт определяет переход от процессов дифференциации к процессам интеграции, обуславливая выделенную энергию в виде динамического хаоса. Главная особенность динамического хаоса, согласно современным представлениям нелинейной термодинамики, заключается в том, что он может служить источником самозарождения строго упорядоченных структур.
Так как же теперь можно представить такой объект, как "время"? До сих пор объекты мы изображали в виде квартов (дырок), и такой кварт, ограниченный и заполненный энергией, выглядит как, например, воздушный шарик, заполненный воздухом и находящийся в воздухе. Таким образом, первый объект - время - это первая оболочка, обуславливающая замкнутость Вселенной, наполненная энергией динамического хаоса, и способная к дальнейшему преобразованию. Поэтому время, которое представляет собой некий "воздушный" пузырь, мы и будем называть хронооболочкой. Чем же тогда можно представить себе "стрелу времени"? Поскольку "стрела времени" в явном виде появляется только на втором этапе, т.е. в процессах интеграции, когда все возвращается в исходное состояние, то ее (стрелу времени) можно представить в виде процесса сдувания "воздушного" шарика. Значит, когда весь "воздух" из хронооболочки выйдет, закончится и время существования Вселенной. А это в свою очередь означает, что поворот "стрелы времени" характеризует преобразование энергии динамического хаоса в энергию диссипации.
Самая первая дифференциация по хрональному признаку в миротворчестве определяет хронооболочку самой Вселенной. Большое количество субъективной реальности в образованном объекте позволяют относить его и к субъектам, который имеет право называться собственным именем, например, Хронос. С другой стороны, его объектные свойства, дающие возможность, как и любому другому объекту, бесконечно делиться, позволяют выделять внутренние хрональные оболочки любого объекта, проявленного в процессе дифференциации. Такие хрональные оболочки образуются на каждом уровне творения по "матрешечному" типу, т.е. более крупные хронооболочки содержат в себе более мелкие в соответствии с интегральной структурой мироздания. Как выглядит схема образования хрональных оболочек представлено на рисунке 1.
Рис. 1. Схема образования хронооболочек.
Другими словами, Хронос "порождает" в себе бесконечное множество, вложенных друг в друга хрональных оболочек. В момент "рождения" каждой новой хронооболочки вследствие нарушения однородности времени внутрь нее выделяется определенная порция свободной энергии динамического хаоса. В последний момент, когда хрональные оболочки "перестают быть", т.е. возвращаются в состояние небытия (вечности), выделенная энергия поглощается и возвращается в исходное состояние. В этом случае объект в хрональной оболочке представляет собой не просто какой-либо предмет или физическое тело, а это, прежде всего, процесс, явление, событие, определяемое началом и концом своего существования, т.е. рождением, развитием, старением и смертью.
Совокупность множества хрональных оболочек, которые представляют теперь относительное время, на каждом уровне предстает как определенная линейная последовательность сменяющих друг друга явлений или событий. Поскольку в ходе прогрессивной эволюции развертка последовательности событий осуществляется в виде интеграции хронооболочек со своими субъектными качествами изнутри наружу, то это воспринимается как некая линейная последовательность событий. В связи с чем становится понятным смысл биологического, социального времени, поскольку каждое из них определяется своей хрональной оболочкой, имеющей способность "распадаться" в свою очередь на более мелкие подсистемы, обусловливающие внутренние процессы и явления. Следовательно, цикличность и замкнутость времени в свете последовательно чередующихся различных событий приобретает вид векторного линейного времени, хотя это только кажущееся субъективное хроноощущение. Причем идея необратимой поступательной эволюции сопряжена, как правило, и с соответствующими переживаниями времени.
Таким образом, необратимость физических явлений эволюционного прогресса обусловлена обратимостью динамической энергии в диссипативную. В результате этого каждая хрональная оболочка содержит в себе два этапа развития: первый, основанный на динамическом хаосе, включает в себя рождение и развитие, а второй, связанный с диссипацией, опосредует процессы старения и смерти, что, другими словами, можно определить как восходящую и нисходящую дугу цикла. Интересно отметить, что проявление в хронооболочках двух этапов отражает в себе путь инволюционного и эволюционного развития Вселенной, только отражение это является зеркальным, т.е. вначале эволюция, представляющая восходящую дугу цикла, а затем инволюция - нисходящую дугу.
Классификация времен
Вернемся теперь к первоначальной постановке вопроса: так что же такое время? На мой взгляд, трудность с определением времени связана с тем, что мы полагаем время единым, т.е. одинаковым на все случаи жизни. Однако исследование проблемы времени показало, что времен много. Каждому объекту, процессу, явлению присуще свое собственное время.
Например, говоря о субъективной реальности, вполне можно было бы допустить существование сознания у нашей планеты. Но трудность доказательства или опровержения этого предположения в том, что мы существуем с планетой в разных временных измерениях. То, что для нас является тысячелетием, для планеты будет всего лишь одним мигом. Поэтому нам, наверно, никогда не удастся "поговорить" с планетой. И хотя понятно, что это шутка (по поводу "разговора" с планетой), но смысл различных временных "измерений" из этого примера понятен. Понятно также и то, что, говоря о временных измерениях, их нельзя сопоставлять с пространственными измерениями, т.к. это является в корне неверным. Поэтому вместо временного измерения будем говорить о хронооболочках. Например, существует хронооболочка планеты Земля, или хронооболочка человечества, или хронооболочка каждого отдельного человека. Хронооболочек, как видно, существует множество, т.е. времен существует множество, и давать единственное определение для всех этих случаев нельзя.
Но в исследовании хронооболочек можно выделить три основных категории времен, относящихся к двум разным видам. Поясню, что это значит. Как было показано, в разных процессах миротворчества - дифференциальных, интегральных и постинтегральных (т.е. закончивших интеграцию) - энергия претерпевает качественные изменения, т.е. свойства энергии, входящих в хронооболочку, зависит от того, на каком этапе миротворчества она находится. Чтобы глубже понять подобное преобразование, обратимся к субъектным признакам, которые ранее были определены как U,D,S -признаки (см. Глава 1. http://merkab.narod.ru/Gl001.html).
В принципе U,D,S-признаки изначально были определены в виде априорных свойств, равно как и сама субъективная реальность. Однако уже на этапе интеграции хорошо видно, что они собой представляют (см. рис.2)
Рассматривая дифференциальные процессы, можно было проследить последовательность процессов квантования субъективной реальности, которая начиналась с S-признака, потом шел U-признак, последним был D-признак. Поэтому были образованы три типа хронооболочек в соответствии с каждым из этих признаков.
Интеграция хронооболочек осуществлялась в обратном порядке. Т.е. вначале проинтегрировал D-признак, в результате чего образовалась Земля с тремя физическими оболочками: литосферой, гидросферой и атмосферой. Потом интегрировал U-признак с образованием биосферы в виде растительного и животного мира. Последним интегрирует S-признак, и хотя интеграция пока не завершена, но в результате должна быть сформирована ноосфера. Поэтому типы хронооболочек будем рассматривать по трем субъектным признакам.
Рис.2. Интеграция хронооболочек Земли
Интегральное и постинтегральное время
Теперь рассмотрим виды хронооболочек в соответствии с тем, какой вид энергии в ней преобладает. Окончательная интеграция хронооболочек состоит в том, что энергия динамического хаоса переходит в энергию диссипации. Но для самой системы, которая развивалась в этой хронооболочке, это означает, что она перешла на новый более высокий уровень иерархии, которая для нее изначально определялся как надсистема. Таким образом, система из своей хронооболочки переходит в хронооболочку надсистемы. И на своем "системном" уровне она теперь становится бессмертной. И будет существовать столько, сколько существует надсистема, которая тоже в свою очередь должна перейти на уровень выше. Такие системы существует в постинтегральном времени. Они завершили свою интеграцию, поэтому время для них приобретает совершенно иное значение.
Хочу обратить внимание, что мы рассматриваем эволюцию только нашей планеты, и, говоря об интеграции в той или иной степени, утверждение может касаться только одного предмета - Земли. С твердой уверенностью можно сказать, что окончательная интеграция произошла пока только по одному D-признаку. Интеграция по U-признаку близка к завершению, а по S-признаку, можно сказать, только началась. Когда говорится об интеграции (другими словами, эволюции) систем, то имеется в виду, что системы закончившие эволюцию выходят на уровень надсистемы.
Соответственно по-разному ведут себя и хронооболочки. Например, хронооболочки D-типа завершили свою интеграцию и образовали твердое вещество планеты в виде ядра, мантии, литосферы, гидросферы и атмосферы и окружающее ее пространство. Поэтому время для таких систем можно рассматривать как симметричное или обратимое время из классической механики Ньютона-Гамильтона, описывающее фундаментальный уровень мира посредством уравнений, инвариантных относительно инверсии времени. Это и есть постинтегральное "время", оно относится к системам, завершившим интеграцию и находящимся на уровне надсистемы. В отличие от него другой вид времени будем называть интегральным, в котором находятся системы, не завершившие свою интеграцию. Еще раз акцентирую внимание на существовании двух видов времен: интегральное и постинтегральное время.
Три типа хронооболочек
И сказанного выше понятно, что первый тип хронооболочек, относящихся к D-признаку, в нашем мире завершил свою интеграцию (эволюцию) и поэтому относится к постинтегральному виду. В последующих статьях покажем, что хронооболочки D-типа в окончательном виде преобразуются в твердую материю (вещество) и пространство.
Теперь перейдем ко второму типу времен. Это будет биологическое или физиологическое "время", которое относится к хронооболочкам U-типа. Это время жизни системы или время ее существования. Такое время включает в себя рождение, развитие, старение и смерть. Но опять же, если мы видим, что на некотором уровне системы завершили свою интеграцию, т.е. вышли на уровень надсистемы, то для нее наступает постинтегральное время, которое не ограничивает время существования самой системы, и в этом смысле системы являются бессмертными.
Например, для одноклеточных организмов можно реально поднимать вопрос об их бессмертии, т.к. они могут погибнуть только от случая, но в идеальных условиях клетка может сохраняться неопределенно долгое время, так как одна клетка, дробясь, не имеет конца. Такие организмы не имеют возраста, не стареют, а время для них течет только в виде смены поколений. Поэтому Вернадский, впервые введший понятие биологического времени, писал, что биологическое время отличается от физического времени, прежде всего, своим внутренним содержанием, заключающимся в факте минимального предела чередования поколений. Он рассматривал время не как четвертую координату пространства, а как смену поколений, называя это единственным в своем роде реальным временем. Время в живом веществе не проявляется изменением, подчеркивал Вернадский, оно проявляется в нем ходом поколений, подобного которому мы нигде не видим на Земле, кроме живых организмов. Оно связано также и с тем, что мы никогда не наблюдаем абиогенеза, происхождения живого из неживого.
Рассуждая о природе времени и пространства, Вернадский обращал внимание на то, что существующие в научном мире две концепции Ньютона и Эйнштейна, не отвечают системным взглядам. "К каким природным явлениям относится пространство-время Эйнштейна или пространство Ньютона?" - спрашивает Вернадский. И поясняет, что Ньютон имел дело с пространством нашей Солнечной системы, а Эйнштейн и физики XIX-XX вв. реально имели дело главным образом с нашей Галактикой. Т.е. и Солнечная система, и Галактика являются ничем иным, как естественными телами природы. Но ни Ньютон, ни Эйнштейн не подозревали о таком содержании, иначе говоря, не мыслили системно. Для них пространство было просто пустым, описываемом в геометрических понятиях, в то время как любой ученый, будь то астроном, физик или геолог, имеет дело не с абстрактным пустым пространством, а с естественными телами.
На основании своих рассуждений Вернадский сделал очень интересный вывод о том, что организмы сами создают свое вещество в своем собственном пространстве-времени (в нашем случае - хронооболочке), которое резко отличается от эвклидо-ньютоновского или эйнштейновского понимания. И так длится миллиарды лет, т.к. биологическое время единственно. Нет ни одного факта, указывающего на зарождение жизни на Земле в некую геологическую эпоху, напротив, все факты свидетельствуют, утверждает Вернадский, что живое вещество было всегда. Уточним, то, о чем он пишет, касается непосредственно хронооболочки биосферы, которая появилась много ранее, чем сама планета.
Но мне бы хотелось акцентировать внимание читателя на двух моментах. Во-первых, в течение всей геологической истории мы нигде и никогда не наблюдаем абиогенеза, т.е. происхождения живого из неживого. Во-вторых, нет ни одного факта, указывающего на зарождение жизни на Земле в некую геологическую эпоху, напротив, все факты свидетельствуют, что живое вещество было всегда. На это же указывает и логика причинно-следственных связей: живое может возникнуть только из живого, и соответственно разумное - только из разумного. Поэтому в исходную праматерию я ввожу витальную (живую) и разумную компоненту в виде U и S-признаков. Потому что причинно-следственные связи устанавливают, что мертвое вещество не может породить живое, так же как неразумная материя не может породить разумную.
Что же касается хронооболочек отдельных организмов, то здесь интеграционный путь еще не завершен, поэтому каждый из них будет подвержен смерти. "Борьба за существование", т.е. борьба за жизнь при изменении окружающей среды есть по существу борьба со смертью - исчезновением - на нашей планете данного организма, если он не изменится, считает Вернадский. В ходе геологического времени это их наиболее характерное свойство - отличие всего живого - выражается эволюционным процессом, меняющим скачком морфологическую форму и темп смены поколений. При этом просматривается ярко выраженная антиэнтропийная направленность. Поэтому второй вид времени или интегральное время обладает диссимметричными и необратимыми свойствами и непосредственно связано с такими понятиями, как энтропия и негэнтропия, то есть меры хаоса, рассредоточения, неупорядоченности или неопределенности ситуации, с одной стороны (энтропия), а с другой - меры сосредоточения, организованности, усложнения соотношения вещей (негэнтропия).
Перейдем к третьему типу времен, которое относится к хронооболочкам S-типа. Третий тип - это историко-социальное время, связанное с осознанным восприятием времени. Время, в котором есть прошлое, настоящее и будущее. Понятно, что историко-социальное время относится к интегральному виду времен, связано с энтропией и негэнтропией и обладает диссимметричными, необратимыми свойствами. В этом случае мы рассматриваем время, как процесс становления определенности. Причем этот процесс перехода из неопределенного состояния системы в определенное, т.е. переход от неопределенного будущего к определенному прошлому, осуществляется в результате осознанного выбора и связано с накопленной информацией о прошлом. И как осуществляется эта одна единственная определенность из множества будущих неопределенных возможностей, показывает историко-социальное время всего человечества.
Выбор из многозначной вероятности будущих альтернатив жестко связан причинно-следственной связью с прошлым. Сознание, память, история фиксируют, прежде всего, вторую часть этого процесса - неповторимость, уникальность как неизбежность случившегося, как уникальность, порождающую уникальность, как определенность, порождающую определенность. К этому можно добавить определение Канта, который верил, что время - часть нашего аппарата восприятия (как очки, которые нельзя снять) и именно с его помощью мы видим мир. Или как говорится в Талмуде, мы видим вещи не такими, какие они есть. Мы их видим такими, каковы мы сами.
Итак, мы рассмотрели "время" в виде объекта, приобретающего облик хронооболочек трех U,D,S- типов, существующих в двух формах: в виде интегрального и постинтегрального времени. Понятно, что такая классификация позволяет принципиально описать все возможные хронооболочки и дать определения всем типам встречающихся времен, которые различаются друг от друга, существуют на различных уровнях бытия и выполняют разные функции. Поэтому, пытаясь дать определение времени, как обобщающему все перечисленные формы, возникает неоднозначность, неопределенность и происходит, в целом, немалая неразбериха. В дальнейшем, мы подробно рассмотрим каждый вид хронооболочек отдельно, и путь ее интеграции.