Светлова Рина : другие произведения.

Физика Торы. Главы 3 и 4

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Вначале создал Бог небо и землю". Можно ли взглянуть по новому на старые истины? Так ли все просто, когда мы читаем: "Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною..." Продолжая текстологический анализ Торы, мы увидим много интересных и необычных трактовок...


   Глава 3. В преддверии к началу
   Шестое имя
   Книга Бытия на языке подлинника начинается со слов: Бе-решит бара Элохим эт ха шамаим вэ эт ха арец. В переводе они звучат: "Вначале создал Бог небо и землю". Адекватную интерпретацию этой фразы сделать достаточно сложно. Но интересно здесь то, что слово Элохим, переводимое как Бог, это шестое имя Всевышнего. Книга Бытия начинается с шестого имени Всевышнего! И это же сразу порождает массу вопросов. А где же остальные имена, почему про них ничего не говорится в тексте? Значит, до начала процесса творения, были еще какие-то действия, манипуляции, преобразования? Что же происходило в преддверии творения? Стало быть, та самая, устная Тора и толковала о том, чего нет в Торе письменной? Поиск информации об остальных именах в древних фолиантах дал следующие результаты. Всего имен Всевышнего десять, это как бы десять его статусов. Все они соотносятся с древом сефирот, а значит, причастны к процессам самоорганизации. Поэтому преобразования в мире одновременно происходят с преобразованием самой сущности Всевышнего: меняется мир и меняется статус Всевышнего, а, может быть, наоборот. Меняется статус и поэтому меняется мир.
   Первое имя Эхейх, в переводе означает - Я есть или Я существую. Нужно сказать, что по поводу первого имени нередко возникают всевозможные недоразумения. Почему одного из древнейших богов Земли, наделенного абсолютной властью, единого и всемогущего Творца, духовидцы ветхозаветной Иудеи называли "Тот, кто есть", "Сущий". Первейшим атрибутом безраздельно правящего Божества оказывается не творчество и не право карать или миловать собственное творение, не Любовь и не Справедливость, а категоричное утверждение Его Реальности, абсолютного Существования, как будто одно это качество уже гарантирует превосходство над всеми кумирами Земли.
   Подойдем к этому имени с позиции принципов самоорганизации. Первый принцип гласит: для того чтобы система могла начать процесс самоорганизации, ей необходимо выделиться из окружающей среды. Для этого необходимо определить один (!) признак, по которому система сможет отличаться от окружающей среды. В соответствии с этим понятно, что этим признаком, по которому Всевышний себя выделил, это признак бытия, существования. Первым актом своего творчества Всевышний переводит себя из состояния Небытия, вечности, в котором он пребывал до этого, в активное состояние бытия, в существование. Преобразуется Всевышний, который стал Сущим, и преобразуется вокруг мир. Мир стал реальным, сущим!
   Второе имя Всевышнего - Ях. В соответствии со вторым принципом самоорганизации Сущий определяет второй (!) признак, который, по сути, является противоположностью первому. Новое имя Ях - это новый акт миротворчества, а именно определение в мире двух начал: активного и пассивного. Если первый активный признак определяет "бытие", то второй, пассивный - "небытие". В реальном мире появляется понятие "небытия", но оно совсем не то "Небытие", в котором Сущий пребывал изначально. Новое "небытие" - это полное разрушение мира, превращение его в хаос и тьму, это обратная, некрасивая и страшная, сторона бытия.
   Третье имя Всевышнего- Яхве или, как его ещё иногда произносят, Иегова (1). И третье имя - это тоже уникальный акт миротворчества, это порождение новой реальности, состоящей из двух начал (активной и пассивной). Она как бы вбирает в себя качества активного и пассивного начала, бытия и небытия одновременно. В следующей реальности Всевышний может существовать тоже только в ином качестве, которое олицетворяет имя Эл - четвертое имя. Буква ламед, входящая в состав этого имени, показывает, что в новой реальности Он воплощается в действительность, только пожертвовав собой, отделив от себя часть, и создавая новый творческий принцип или женское начало Элоху - пятое имя Всевышнего. Но и это еще не все. Окончательная форма, способная к дальнейшему миротворчеству, состоит в единстве множества Эла и Элохи т.е. Элохима - шестое имя Всевышнего. Следует сказать, что разные литературные источники по-разному трактуют имена Бога. Поэтому из всего множества толкований мне пришлось выбрать те, которые наиболее логичны по смыслу и внутренне не противоречивы.
   Вот что, однако, любопытно. Каждое новое имя - это очередная трансформация Всевышнего, и это новая реальность в мире. В результате миротворчества создается множество всевозможных реальностей. А ведь мы с вами знаем из этого множества всего одну - трехмерную пространственную реальность с однонаправленным текущим временем. Поэтому и разговор о различных реальностях будет продолжаться на протяжении всего рассказа о творении мира.
   Грамматически слово Элохим представляет слово Элоха (жен.род) с окончанием им. Им - это окончание для существительных мужского рода во множественном числе. Множественное число для слов женского рода образуется при помощи окончания от (например, сефира - сефирот). Меня бесконечно восхищает эта грамматически выверенная тонкость, которая показывает единство множества Эла и Элохи. Никакой иной вариант не сможет показать подобное единство, хотя множество комментаторов находятся в сильнейшем недоумении по этому поводу, т.к. Бог изначально полагается в единственном числе и исключительно мужского рода! Кстати, некоторые комментаторы так и оставляют Элохимов во множественном числе. В первой главе при разборе существующих комментариев приводился пример, когда нам предлагалось представить космически размышляющих Элохимов, которые "измыслили в космической деятельности то, что открылось вовне, и что волновалось внутри" и т.д.
   Теперь проведем исследование слова Элохим, исходя их того, что каждая буква представляет собой не только звук или фонему, но и некий символ, и некую сущность в трёх различных планах (2), а также некий динамический закон. Сделаем, так называемый побуквенный анализ. В слове Элохим пять букв: алеф, ламед, хеи, йод, мем. Алеф (?) (3) - первая буква в алфавите. Уже то, что эта буква первая, свидетельствует о том, что у нее особый статус, это начало всех начал. Это нечто избранное, возвышенное, выдающееся. Считается, что, как и все буквы, она состоит из йод (?) - 10-й буквы еврейского алфавита. Йод в качестве динамического цикла представляет собой полностью законченное творение, или, выражаясь современным языком, замкнутую, способную к самоорганизации систему, а в качестве символа - указующий перст. Так что в символе алеф имеются две самодостаточные системы, отображённые относительно некоторого третьего элемента. Будем полагать, что алеф представляет собой некую уравновешенную трёхуровневую сущность, которая сама по себе первична, едина, но обладает тремя внутренними подуровнями (4).
   Следующая буква ламед, о которой уже немного было сказано. Символ ее обозначает открытую ладонь (?). Сущность буквы - мессия, жертва, милосердие. Это динамический цикл, отражающий способ нарушения внутреннего равновесия. Можно даже сказать, что основной принцип его динамики состоит в том, что невозможно нарушить равновесие, не принеся себя в жертву, т.е. ничего не давая, нельзя ничего получить. Хеи (?) - пятая буква алфавита. В некотором глубинном смысле эта буква является символом нашего мира. Хеи в языке - специфически женская буква. Она означает дыхание. Однако это не просто дыхание, а дыхание жизни, или сущность бытия. Как правило, эта буква не произносится или произносится, но очень мягко, и поэтому, правильнее было бы говорить Элоим, а не Элохим. Затем следует буква йод. О ней речь уже шла, но добавим, что она обозначает мужское начало. Её символ ещё олицетворяют с органом прохождения, а хеи (женское начало), в свою очередь, с отверстием или маткой. Обе буквы представляют два самых важных мировых принципа. И не удивительно, что второе имя Единого Ях состоит всего из двух букв: йод и хеи, то есть уже на втором шаге определения мира проявился принцип мужского и женского начала, или активного и пассивного начала.
   Последней буквой в имени является мем (?). Одна из самых загадочных букв еврейского алфавита, которую наряду с буквами алеф и шин называют "буквами-матерями". Они считаются первичными, потому что от них произошло в этом мире всё. Символом буквы является "женщина". Она отражает в себе сущность "бессмертия и смерти", по сути, неизменности. Динамический принцип заключается в том, что ничто никуда не исчезает, и чтобы родиться на одном уровне, надо умереть на другом. Можно сказать, что это всё тот же закон сохранения энергии, которая никуда не исчезает, а переходит из одного вида в другой. Символ её несёт в себе диалектическое единство понятий "смерть и бессмертие", отвечает за плодотворящие и губительные силы, и способность к перерождению.
   И вот каким получился новый смысл слова Элохим: некая трёхуровневая сущность, принеся себя в жертву, вдыхает жизнь в новую "замкнутую" систему. Но следует сразу оговорить, что Элохим - это не просто сущность, это всеобщий принцип создания полностью законченных творений, способных создавать себе подобных, способных умирать и возрождаться, это план реализации мироздания, это принцип, устанавливающий закон и порядок в сотворённом мире.
   В комментариях Раши существование Бога считается аксиомой и не является предметом обсуждения. По его мнению имя Всевышнего не может быть представлено как слово языка. Как слово языка оно не имеет значения. Однако слово Элохим все же можно рассматривать в значении "множество высших сил". Хотя, когда речь идет о Всевышнем, Тора не допускает никакой ассоциации с аспектом множественности. Слово Элохим, используемое как имя, имеет несколько иное значение: "источник возникновения и поддержания существования всех сил". Оно указывает на то, что все существующие силы, где бы они ни проявлялись, всегда находятся во власти Всевышнего.
   Вначале сотворил ...
   Еще раз оговорюсь, что для того, чтобы правильно трактовать первые фразы Писания следует очень тщательно исследовать толкование каждой буквы. Трудность заключается еще и в том, что в тексте Писания, хоть и признан т.н. Масоретский текст дошедшим до нас в неизмененном виде, приходится учитывать и вероятность того, что некоторые буквы могли быть заменены, пропущены, переставлены и т.д. Поэтому естественным критерием толкования смысла является логичность и непротиворечивость. Для первых строк Писания смысл раскрывается сначала при побуквенном анализе, затем при послоговом анализе, потом уже толкуется сам словарный текст. Текст как бы прочитывается трижды, прежде чем мы можем дать интерпретацию его смыслу. И вот, что еще, на мой взгляд, важно, существует версия того, что первоначально текст Торы был записан слитно без разделения на слова, поэтому те деления, что приняты сейчас, тоже условны, и это нельзя не учитывать. И еще маленькая деталь. В тексте Торы нет заглавных букв. Все они одной величины. Мне понятно желание многих комментаторов каждое слово Писания начинать с большой буквы, это вполне естественное желание почитающих великолепие и мудрость Творца. Но в своем тексте я учитываю особенность того, что в Торе нет заглавных букв, хотя, цитируя комментарии, оставляю авторский текст.
   Итак, мы рассматриваем фразу "Вначале сотворил Бог небо и землю". Фраза очень сложна для понимания, поэтому неоценимую помощь в толковании текста оказывают первичные комментарии Торы. И саму эту фразу, и весь отрывок в целом нельзя понять без каббалистического деления мира на четыре уровня. Ведь слово "сотворил" (бара) из этой фразы во всей Торе встречается всего три раза! Это существенно, и поэтому слову бара приписывается некий чудотворный смысл.
   Раввинистический иудаизм выделяет четыре основных уровня творения. Это так называемые миры Ацелут, Брия, Иецира и Асия. По замыслу Всевышнего мир не создаётся сразу. Ацелут и Брия как бы определяют идею будущего творения, причём можно сказать, что Ацелут устанавливает содержание идеи, а Брия - её форму. На уровне Иецира создаётся пробный образец задуманного творения, после утверждения которого оно окончательно реализуется в мире Асия. Всё, что происходит в первый день творения, относится к миру Ацелут, то есть это ещё не реальные сущности, а задание некоторых граничных условий существования будущей Вселенной и всего того, что в ней будет создаваться. Для каждого уровня используется и свой показатель действия. Так, в мире Ацелут - сотворил (бара), в мире Брия - создал (йивра). Образовал, произвёл, сформировал (йецира) в мире Иецира, сделал (асия) характерно для мира Асия.
   Смысл, который заключен в этих четырех мирах, можно выразить по-другому. Чтобы понять, как происходит творение мира, надо поставить себя на место строителя, который пытается строить новый мир. Нет, не на место Бога, а, например, на место программиста, создающего игровую реальность или на место архитектора, конструирующего новый город. Попробуйте и вы представить себе, что вы гениальный конструктор, собирающийся создать не просто какой-то там город, а целый мир. Для начала вам будет необходимо четко продумать, что и как вы собираетесь делать и, главное, зачем. Потому что нужна идея творения, или, как бы сейчас сказали, нужна сверхзадача. Потом, чтобы воплотить свою идею в жизнь, надо создать четкий план, по которому будут развиваться дальнейшие события. Да и вообще, если вы настолько гениальны, то еще лучше бы создать программу что-нибудь типа компьютерной, которая все будет делать сама, а вам останется только наблюдать. Но при этом программа должна быть самоорганизующаяся, самообучаемая, для чего в ней должно быть заложено некое созидающее начало. Однако вы - конструктор, точнее, "главный", и поэтому оставляете за собой право вмешиваться, если программа начнет давать сбои или производить незапланированные действия. Итак, мы получаем, что мир Ацелут - это идея или сверхзадача творения, мир Брия - это форма, в которую облекается сверхзадача, мир Иецира - это план создания творения, ну и последний мир Асия - это воплощение в реальность. Вот примерно так можно представить в нашем понимании эти миры.
   В отношении слова "сотворил" комментарии к Торе утверждают, что корень слова бара (сотворил) родственен корню слов убежал, ушёл, вырвался наружу. По лингвистическому смыслу, бара - это выход изнутри наружу. Это слово употреблено в Книге Бытия всего три раза: в отношении неба и земли, в отношении творения жизни и творения человека. Бара - это всегда творение из "ничего", сущего - из несущего, это действие на уровне мира Ацелут. Все остальные творения получаются уже как создание сущего из сущего.
   Можно сказать, что термином бара определяются качества Элохима. Поскольку трижды Элохим впускает в реальность, или допускает к бытию новые сущности, представляющие по сути его самого. Поэтому можно предположить, что изначальными его качествами являются сущность, витальность (5) и разумность. Возможно, следующее утверждение и прозвучит несколько не пафосно, но Элохима можно представить в виде живой, разумной "субстанции". (Да простит меня читатель за такое кощунство!) Но для дальнейшего понимания это существенно важно! Именно потому, что сами по себе "жизнь" и "сознание" присущи нашему миру изначально, а не создавались как продукт эволюции природы! Только допустив априорно существование живой и разумной субстанции в качестве аксиомы, можно понять и логично построить все дальнейшее развитие эволюции. Ни одна другая теория, отвергающая эти первичные составляющие нашего мира, не способна породить хоть сколько-нибудь стоящую теорию сотворения мира. Можно ли как-нибудь представить себе, что представляет собой такая живая разумная субстанция? Когда мы слышим слово "субстанция", то сразу соотносим его с физической материальностью. А, как известно, физическая материя существует двух видов: корпускулярная (состоящая из частиц-корпускул) и полевая. Поэтому такую "субстанцию" лучше бы представить в виде разумного живого поля.
   Любая теория, которая предполагает создание вселенной как случайное событие, а к таким относятся все естественно-научные, допускает случайную вероятность создания жизни и сознания, пусть и чрезвычайно маленькую вероятность, но предполагается, что она есть. Однако, например, можно допустить, что и обезьяна, бестолково стучащая по клавишам пишущей машинки, рано или поздно настучит текст романа "Война и мир". Тоже вероятность маленькая, но есть. Но сколько же миллиардов лет придется стучать нашей бессмертной обезьянке, чтобы создать "Войну и мир"? Да и то, логика подсказывает, что, сколь бы долгим не был период испытания, никогда обезьяна не "настучит" этого высочайшего творения человеческой мысли.
   Теперь посмотрим на слово бара с точки зрения побуквенного анализа. Как видно, творение создается в "голове" Элохима, т.е. в его "сознании". И излучается "изнутри наружу", как бы исходит из его "сознания", что подсказывает другое слово берешит (6) (вначале). Одно маленькое короткое слово бара, а какой неимоверно глубокий смысл, какой обширный уровень информации скрывает в нем!
   В Библии каждое слово и сам порядок слов существенно важны. Почему же мы видим бара Элохим, а не Элохим бара, ведь по сути удобнее был бы второй вариант? И почему первое слово Библии бе-решит (7) (в начале)? На мой взгляд, в свете выше изложенного объяснить этот факт не сложно. Но сначала сделаем небольшое отступление в сферу научных знаний.
   Главным недостатком современных гипотез мироздания является отсутствие ясного понимания: из чего, собственно, была сотворена наша Вселенная. Вопрос этот возник еще в седой древности. Как в античной философии стремились найти общую первооснову вещей, так и до сих пор ищут кирпичики мироздания, лежащие в основе всей вселенной. Одно время в качестве кирпичиков предлагались атомы. После того, как была изучена структура атома, сделали ставку на электроны, протоны, нейтроны, назвав их элементарными частицами, полагая, что они и в самом деле оправдают свое название. Потом количество новых элементарных частиц стало неуклонно расти. К 1990 году их число достигло двухсот, а сейчас их насчитывается более восьмисот. Ясно, что при таком громадном числе элементарных частиц, в конце концов, возникло сомнение относительно их элементарности. Но еще в 1963 году, предвидя такое положение дел, два американских физика предложили гипотезу, согласно которой элементарные частицы тоже имеют внутреннюю структуру, состоящую из более мелких частиц - кварков. Первоначально предполагалось существование всего трех кварков, потом пришлось добавить к ним еще три антикварка, потом еще и еще...В общем, оказалось все не так просто.
   Но тем и интересно словосочетание берешит бара, поскольку оно нам указывает на те самые "кирпичики" мироздания, из которых состоит мир. То есть вначале идет первооснова бытия (берешит бара), а уже потом Элохим, как некий принцип, устанавливающий закон и порядок в этой первооснове. Высшая сущность буквы алеф считается божественное бытие, в то время как буквы бэт - божественная субстанция (напомню, что в данном случае эти буквы представляют первый и второй аркан в философии Гермеса Трисмегиста). Теперь проведем аналогию с научными представлениями. Мы видим, что первоосновой мира является некое бытие и некая субстанция! С субстанцией вроде как понятно, т.к. уже разобрали, что она обладает тремя качествами сущностью, витальностью и разумностью. Но и "бытие" понять тоже не сложно. "Бытие" в нашем случае - это есть способ или принцип существования. Ведь одним из недостатков научного подхода к пониманию создания мира в том, что обычно ищутся кирпичики мироздания, а надо бы искать принципы их существования, т.е. принципы построения любого кирпичика мироздания, другими словами, основные принципы миротворчества.
   Как пишет Берман, "Бе-решит поставлено в начале книги, и в слове этом есть пафос, в том числе, и пафос современный. По сознанию людей нашего времени, мы живём в вечном мире, с вечными законами и с извечно существующей материей. Всякий современный человек, считающий себя религиозно просвещённым, признает некую благую и могущественную Силу в мире, Силу устроения мира, действующую в нём. Но всё же сам по себе Мир для него вечен, изначален. Словом Бе-решит нам указано на абсолютное Начало Мира, на то, что Мир начинается (начален), у него есть Творец. Мир сотворён, создан, сделан по Его Воле и в нём действует Своя Воля" (8).
   Это очень существенный комментарий. И можно было бы даже сопоставить с этой идеей теорию Большого взрыва, предложенной А. А. Фридманом в 1924 году. Так называется процесс возникновения Вселенной из сингулярности: особой ситуации, для которой современные законы физики неприменимы. Однако дело в том, что Большой взрыв это случайное событие с очень маленькой вероятностью. А творчество Элохима, можно сказать, осознанный, заранее продуманный акт. Это четко спланированное действие, в то время как любой взрыв - это хаос, беспорядок и, вообще, "бестолковость". Предполагать, что в этом хаосе есть хоть маленькая вероятность того, что когда-нибудь зародится жизнь или тем более сознание, бессмысленно. Это все равно, что допустить, как сильнейший ураган, дующий сквозь гигантскую помойку, рано или поздно соберет суперсовременный авиалайнер, типа Боинга 747. Поэтому, не смотря на то, что в сопоставлении с теорией Большого взрыва и есть некое рациональное зерно, но наш "взрыв" иного рода, он структурирован от начала и до конца, т.е. до самого мельчайшего своего уровня.
   Попробуем теперь дать окончательную интерпретацию слов берешит бара. Изначально существует некое первоначало в виде живого разумного поля (субстанция). Структуризация первоначала начинается с того, что "субстанция" перейдя из состояния небытия или вечности, обретает бытие, если даст толчок некоему "импульсу", способному творчески преобразовываться в творениях. "Импульсу", который пройдёт весь сложный путь преобразований к своей заранее заданной конечной цели. Все трансформации первоначала происходят в виде деления его на две противоположности. Эти действия определили порождение новой трёхуровневой сущности, которая, отделяя части себя, создаёт новые творения (системы), а те в свою очередь будут умирать и возрождаться, порождая себе подобных. Этой сущностью и становится Элохим. Чувствуете, как поменялся смысл? Не Элохим "вначале создал", а вначале проявился некий миротворческий принцип, который преобразовался в Элохима.
   Таким образом, Элохим - это не просто план мироздания, это еще и принцип порождения новых сущностей, причём сущностей трансцендентных, которых как бы содержит в себе изначально. Он есть множество неких потенциальных состояний, несущих в себе как активное, так и пассивное начало, как женское, так и мужское начало, что подчеркивается и грамматическим построением слова Элохим. Элохим - это структуризация Единого первоначала. Фактически берешит бара показывает нам как из Ничто родилось Нечто.
  
   Глава 4. День Первый
   Творение неба и земли
   На первом этапе миротворчества вместе с Элохимом определяются небо и земля. Шамаим (небо) (9) является множественным числом слова шам, переводимого указательным местоимением "там". В комментариях к Торе мы читаем, что Шамаим указывает на всё то, что существует вне пределов человеческой досягаемости, через что мы получаем свет, что вне и сверху - там и там. Что такое арец (земля) (10)? Близко к нему слово харац, вырезать. Арец - это то место, та обитель существования, в которой всё с величайшей скрупулёзностью разделено, старательно отграничено, выделено в отдельное существование - отделено. Земля - обитель отделённости, отграниченности, индивидуальности. Но арец восходит также к корню руц - бежать. Земля это также и место, где всё движется. Это место движения в отделённости, поприще индивидуализированного действия.
   Чтобы понять смысл арец, посмотрим на это слово во всём контексте, где немаловажную роль играет соединительный союз и - вэ, состоящий из одной буквы вау, шестой буквы алфавита. Вау не просто играет объединяющую роль в перечислении однородных членов предложения, а имеет глубоко сакральное значение, когда нечто присоединяется к предыдущему акту, без чего не имеют смысла последующие действия. Буква вау заимствует сверху и передаёт вниз, олицетворяя сущность закона аналогий "как вверху, так и внизу". Она предполагает следствие, причина которого указана непосредственно перед этим. То есть каждый раз, когда мы видим, что новое предложение начинается союзом и, следует предполагать, что это очередное следствие. Вместе с этим она отражает в себе и свободу выбора, и среду (внутреннюю и внешнюю), и форму общения с внешним миром. Благодаря вау, мы понимаем, что небо и земля не создаются вместе. Земля является следствием того, что останется после того, как будет излучён шамаим. Причём вместе с излучением в "небо" уходит практически всё; земля остаётся как некое пустое множество (дырка), откуда удаляется вся первичная субстанция. И дальнейшее повествование будет описывать именно это необычное состояние. Б.Берман пишет: "Мудрецы учат, что бесконечному для возможности творения необходимо Самому сократить Свою Мысль, с тем чтобы оказалось пустое место для мысли, замысла о Мире. Мир (Олам - еврейск.) предполагает отсутствие и сокрытие Его. Олам - где исчезает Свет, где есть отделённость и отграничение как таковые.
   Попробуем эти комментарии соотнести с научными представлениями. То, что происходит при создании "неба и земли", по сути, очень напоминает образование электрон-позитронной пары, где позитрон представляет собой дырку после образования электрона. Принцип здесь один и тот же. Не зря же существует закон аналогий "как вверху, так и внизу". Фактически, полученная "земля" есть всего-навсего "дырка", после того как отделилось "небо". Но теперь в соответствии с принципами самоорганизации важно определить признак, по которому происходит деление. Напомню, что первый принцип самоорганизации должен определить признак, по которому система может выделить себя из окружающей среды, а второй принцип - создание противоположности, т.е. второго альтернативного или противоположного признака.
   Мы видим, что активное творческое начало изымается из природы, космоса и передаётся некоторому Субъекту (Творцу). Единое первоначало, выделяя Себя из состояния равновесия (Небытия), переводя в новое неравновесное состояние Бытия, определяет Свой первый признак - субъектность. Теперь это уже Субъект, Единый перешёл из Ничто в Нечто. В этом переходе освобождается свободное место (область), которую можно назвать Объектом, правда само слово Объект выбрано только лишь потому, что является антонимом слову Субъект. Можно считать, что первая дифференциация происходит по "субъектно-объектному" признаку. Таким образом, деление на шамаим и арец даёт две природы, две разные реальности: небесную (субъективную) и земную (объективную). Небесная - едина, извечна и благая, земная - множественная, временная и частичная. Шамаим - субъективная независимая реальность, обладающая активным творческим началом, арец - объективная зависимая реальность, несущая в себе пассивное начало. Следовательно, творение сущего из несущего на первом этапе определяет не какие-то предметы, а образование самой реальности - бытия вне вечности. Причём реальности двух типов, одна из которых образуется за счёт другой, путём её выделения и удаления. Но это пока ещё даже не Вселенная, не время, и не пространство, это то, что потом будет использовано для создания всего остального.
   Попробуем осмыслить, что это такое две разные реальности: небесная (субъективная) и земная (объективная). Для этого зададимся вопросом, насколько окружающая нас действительность реальна? Размышления по этому поводу приводят нас к следующему умозаключению: она реальна только в нашем сознании, поскольку воспринимается нашими чувствами: зрением, слухом, обонянием, осязанием. Мы создаем внутри себя в своем сознании отражение окружающего мира через свои ощущения, полагаясь на них как на истину в последней инстанции. А что если наши органы чувств несовершенны, и мы видим окружающий мир в очень искаженном виде? Или видим только часть мира всего лишь маленькую толику того, что есть на самом деле, и в упор не замечаем всего остального. Каким, например, может воспринимать окружающий мир человек, лишенный всех органов чувств от рождения? Вряд ли его реальность хоть сколько-нибудь отражает действительность. А что если и мы создаем в своем сознании мир, который на самом деле очень далек от действительности? Может нам в этом случае хоть кто-нибудь помочь? Недаром же существует притча о трех слепых мудрецах, ощупывающих слона. Тот, который ощупывал хвост слона, представлял себе этого зверя совсем иначе, чем те, которые ощупывали его ногу и хвост. Можно ли, глядя лишь на верхушку айсберга, знать, что это такое на самом деле? А если в один прекрасный момент наши органы чувств нам изменят и начнут продуцировать совсем иную информацию об окружающем мире? И мы решим, что мир сошел с ума, хотя на самом деле все обстоит иначе. Есть ли критерий истины в этом случае? Мы привыкли считать, что субъективная реальность, это отражение реальности в нашем сознании, в то время как объективная - это реальность, существующая вне сознания. А есть ли вообще реальность вне нашего сознания? Вопрос этот очень древний, еще с античных времен пытались ответить на него многие философы. Но истина всегда где-то рядом. Для простоты изложения мне пришлось ввести в свой рассказ о творении мира еще одну - интегральную реальность. Реальность, которая объединяет в себе и субъективную, и объективную действительность. Наш мир - это интегральная реальность. О том, что это такое, поговорим немного позже.
   А пока вернемся к текстологическому анализу Торы. Обратим внимание еще на одну характерную грамматическую особенность. И перед словом "небо", и перед словом "земля" стоит грамматическая конструкция эт ха, т.е. эт ха шамаим, эт ха арец. Считается, что частица ха - определённый артикль, указывающий, что имеется в виду именно эта наша земля и именно это наше небо. Слово эт, состоящее из двух букв: первой (алеф) и последней (тав) в алфавите, используется примерно также как выражение "от альфы до омеги". Употребление эт указывает также на явление вместе с причиной. Как полагают комментаторы Торы, в первом стихе идёт речь о небе и земле во всех границах и со всем, что в них содержится. К этому толкованию хотелось бы добавить, что конструкция эт ха как раз и свидетельствует о том, что в мире появилась новая реальность или новый принцип миротворчества, что по своей природе является одним и тем же. И в дальнейшем тексте, где нам будет встречаться эта грамматическая конструкция, мы будем помнить, что эт ха - это закон, который гласит, что любое творение, двигаясь к конечной точке своего бытия "от альфы до омеги", должно пройти определённое внутреннее преобразование. В этом смысл его существования, это его предопределение, не выполнить которого нельзя.
  
  
  
   ...И тьма над бездною...
   Вначале сотворил Бог не небо и землю. Он создал земную реальность бытия, которая после того как из нее изъяли активное творческое начало, стала невыразимо пуста: "земля же была (11) безвидна и пуста". Но земля стала не просто "безвидна и пуста" (12), как гласит перевод, она стала тоху ва-боху. Вообще, физическую пустоту принято обозначать словом вакуум. Но в тексте тоху означает состояние, которое предшествовало вакууму, это гораздо более глубокое "ничто", чем просто вакуум. В плане эмоциональном, как образно объясняют древние мудрецы, тоху выражает состояние предельного изумления и недоумения, связанного с невыразимой скорбью. Это состояние предельного нестроения и смятения, близкое к полному хаосу. Это тот "материал", из которого строится мир. Тоху земли максимально приближено к тому "ничто", из которого Бог творит мир. Слово боху часто употребляется как восклицание скорби и печали. Тоху ва боху есть состояние, когда ничего нет, всё только в потенции и неосуществлённости, в предельном томлении становления, ещё без самого становления. Тоху, по мнению древних, это зелёная линия, обегающая весь Мир, отграничивающая его от Света, но заключающее в себе некое внутреннее стремление. Тоху - потенция отстройки мира, его формы, не только Хаос и Тьма, это изначальный ущерб нашего мира.
   Далее по тексту тоху ва-боху как бы порождают две пары противоположностей: тьму и бездну, а также дух Элохима и воды. Такой вариант интерпретации следует из побуквенного анализа слов, хотя в переводе фраза звучит как "и тьма над бездною, и дух Божий парил над водою". Помните, мы уже говорили, что буква бет олицетворяет принцип деления на две противоположности. Но в данном случае уместнее говорить не о делении, а о бифуркации, и вот почему.
   Бифурка?ция (13) - термин происходит от лат. bifurcus - "раздвоенный" и употребляется в широком смысле для обозначения всевозможных качественных перестроек или метаморфоз различных объектов при изменении параметров, от которых они зависят. Это смена установившегося режима работы системы. В нашем случае термин "бифуркация" наиболее удачен, поскольку образовавшаяся "земная" реальность проходит как бы две точки бифуркации. Наше тоху дважды преобразуется: вначале в техом (бездна), потом в маим (воды), т.е. двойное преобразование первичного "вакуума" тоху в праматерию маим. О том, что образуются именно две пары противоположностей, говорит слово аль-пней (14), употребляемое в тексте Библии как предлог "над". Грамматическая конструкция аль-пней переводится, как правило, "по лицу", а в Торе же оно чаще употребляется в значении "против", в положении противостояния и противоборства. Против техом (бездна) наложен хошек (тьма). Дух Божий (руах Элохим) над водою (маим), то есть противостоит водам.
   Интересное слово хошек (тьма). Это слово нам встречается еще также в фразах "и отделил Бог свет от тьмы (хошек)", "и назвал Бог свет днём, а тьму назвал ночью". Понятно, что именно из этих фраз перевод слова хошек и звучит как "тьма". Но эта "тьма" не просто отсутствие света. Такая "тьма" ближе всего к понятию "небытие". Причем, как уже упоминалось ранее, такое "небытие" - это не то вечное и благое, существовавшее до начала миротворчества, это страшная и обратная форма бытия, это форма смерти и разрушения. То есть компоненты нового мира одновременно являются средствами уничтожения старой реальности. В этом контексте хошек (13) являет собой некий закон противодействия. Прежде чем "земная" реальность начнёт приобретать свою окончательную форму, устанавливается закон, который позволит в любой момент прекратить этот процесс, остановить развитие, вернуть всё к исходному началу. Если в мир вводится творческое начало, способное созидать, то ему должно противостоять некое ограничивающее начало. Мир не должен развиваться как-нибудь, сам по себе. В нём обязательно должна присутствовать идея, ради которой всё было задумано. Но если организация мира пойдёт не по тому пути, который был задуман изначально, должна быть возможность своевременно прекратить это движение, вернувшись к некой отправной точке, и начать всё сначала. Но для этого придётся уничтожить всё то, что уже было создано, что уже, так или иначе, развивалось. Именно поэтому созидание требует некоторого ограничения или противонаправленных сил - разрушения! Этот принцип, который создаётся ещё раньше, чем созидающий, и есть один из самых драматических мировых принципов, вокруг которого столь много расхождений, заблуждений, спекуляций. Тьма в мире появилась раньше, чем свет, и это более чем обоснованно!
   Не менее драматичным, на мой взгляд, обстоит дело и с другой парой антагонистов, появляющихся после второй точки бифуркации. Когда мы читаем: "И дух Божий парил над водою", нас не должно вводить в заблуждение легкое и ласковое слово "парил" (мэрахефет). В комментариях к Торе слово мэрахефет означает "витает и заботится", даже не столько витает, сколько "существует здесь", "заботится". Но давайте определим, что же это за забота такая. "Земная" реальность, извергнутая в виде глубочайшей пустоты, по замыслу Всевышнего должна пройти цепь преобразований; она должна обрести твердь, наполниться живыми существами, подготовиться к появлению человека. Но прежде чем это должно исполниться, на "земную" реальность накладываются ограничивающие условия. Дух Божий заботится о том, что помимо всего прочего в "земной" реальности должно появиться право свободы выбора. Все творения "земной" реальности обретают вместе со своим существованием (маим) и свободу воли (руах Элохим), на которую накладывается существенное ограничение в виде ответственности за сделанный выбор. Дух Божий заботится о том, что, получая право выбора, творениям не следует забывать о своем предназначении. Потому что в противном случае оно (творение) будет уничтожено. Используя современный вульгаризм, можно было бы сказать, "шаг влево, шаг вправо - расстрел на месте". Вот примерно такая форма "заботы".
   Но в любом случае условие, ограничивающее право выбора в виде ответственности, состоит в том, что в каждом выборе должна сохраняться незримая связь с Высшим началом и конечной идеей, целью Творения, что и означает словосочетание "Дух Божий", т.е. Его мысль, Его идея, Его замысел.
   Мы должны помнить, что в Первый День не творятся сущности, создаются лишь возможности их существования, принципы созидания, условия необходимости и достаточности. Итак, на этом этапе в объективную реальность вводится принцип свободы воли и его ограничение - ответственность за сделанный выбор. Это значит, что Дух Божий несёт будущим творениям и свободу выбора, и наделяет их ответственностью. У каждого творения будет свой путь развития, своя конечная цель, и в процессе её достижения допускаются варианты, некий люфт, в пределах которого творение может отступать от намеченного плана, проявлять своё творчество, делать свой выбор.
  
   Да будет свет
   Следующий стих показывает, как в объективную реальность вводится творящее начало, творческий импульс, для которого уже организованы необходимые и достаточные условия. Была создана некая праматерия, из которой можно лепить, всё что угодно, и некая сдерживающая реальность, которая будет удерживать в определённых рамках не в меру разбушевавшееся творчество.
   "И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы" (Б.1:4). Мир создан десятью речениями Бога, и десять раз в Книге Бытия звучит фраза "и сказал Бог". Как уже говорилось, сам процесс творения - это процесс наречения имени, языкового оформления мира: Бог называет вещи - и они возникают из небытия. Слово, имя вещи, несет в себе ее глубочайшую внутреннюю природу, выражающее собою духовную сущность мира. Десять речений Бога - это десять самоорганизующих принципов мироздания. Словосочетание "и сказал Бог" используется всякий раз, когда в мир вводится новый принцип, закон. Это создание творений по принципу "сущее из сущего". Слова "и сказал" - "пусть будет" фактически представляют собой инсталляцию некой программы действий, которая в последующем станет определять этапы развития. В словах "и сказал - пусть будет - и стал" мы видим динамику развития событий или три этапа творения. Вначале в два этапа составляется план действий, который затем претворяется в жизнь, а уже потом утверждается, хорошо это или плохо.
   Как считают комментаторы, Свет и Тьма - из одного высшего источника. И тьма создана гораздо раньше света. Но этот свет есть в Боге до творения; тьма же сотворена из ничего для того, чтобы создать мир. По первому принципу самоопределения Свет (ор) - это новый признак, по которому система может себя выделить. В слове Свет три буквы, основную смысловую нагрузку несут буквы алеф и реши, и означают они "сознание первоначала". В "земную" реальность в эту глубинную пустоту впускается некая часть первоосновы мира. Это осознанный, живой принцип созидания, тот который в дальнейшем будет творить мир. Свет есть созидающий принцип, первое сотворенное творческое начало. Элохим, как увидим в дальнейшем, трижды вводит творческое начало в мир, каждый раз наделяя его определёнными полномочиями и ответственностью.
   В следующей фразе слово "свет" употребляется в сочетании с эт ха, также как "небо и земля", то есть во всём своём многообразии, показывая этим, что свет - это новый принцип, это новая созидающая реальность. Бог впустил Свой свет во тьму и увидел, что вместе они составляют гармоничное единство. Но про тьму не сказано, что она эт ха, поскольку на этом этапе тьма содержится в свете, т.е. она объединена вместе с ним.
   "Хорошо" (ки тов) - это окончательная идея творения, конечная цель её развития. Когда всё упорядочено, структурировано и объединено. Когда произошло соединение противоположностей в их единстве и нет противопоставления, а есть согласие и умиротворение от достигнутой совместно предназначенной цели, воплощённого принципа гармонии. Только после того, как увидел Бог, что вместе свет и тьма составляют гармоничный творящий импульс развития, он разделил их. Берман пишет, что ваявдель - не механическое разделение, и оно означает не противопоставление одного другому, а есть назначение собственной функции и для одного, и для другого. Свет и тьма внесены в мир, но не для борьбы между собой. У каждого из них своя сфера. Свет не просто отделили от Тьмы, в Торе указано, что Элохим разделил между светом и между тьмой, и теперь оба они, в тексте стоят с определённым артиклем, поэтому сейчас это уже два равноправных начала.
   Наблюдать подобную физическую картину в действии можно только на уровне микромира. Это там, на пустом месте, из "ничего" может спонтанно возникнуть пара антагонистов: электрон и позитрон. Но создать устойчивую систему в виде электрон-позитронной пары они не в состоянии. Если они соединятся, то произойдет процесс взаимного уничтожения, т.е. аннигиляции. Пара антагонистов, согласно третьему принципу самоорганизации, может создать устойчивую систему только в том случае, если в систему ввести третий уравновешивающий элемент, содержащий в себе оба противоположных признака одновременно. Устойчивая система из электрон-позитронной пары получается в виде атома водорода, в котором позитрон содержится в образе протона, уравновешенного массой частицы. Так и между Светом и Тьмой. Свет был введен в качестве уравновешивающего начала, а затем превращается в самостоятельную сущность: "И назвал Бог Свет днём, а Тьму назвал ночью" (Б.1:5).
   По мнению комментаторов Торы, есть два способа сказать "и назвал имя". Ва-ийкра эт - дал новое имя, назвал впервые. В Книге Бытия Элохим называет день, а также небо, землю другим способом: вайкра-ла, что означает "добавил функцию", или, точнее, "и позвал" (позвал, называя). или ещё вернее, и призвал Элохим свет исполнять функцию дня, а тьму призвал исполнять функцию ночи. Но что значат "день" (йом) и "ночь" (лайла), функции которых будут выполнять свет и тьма? День связан на иврите со словами "встать", "подняться" - это пора действия жизни. Ночь - время, когда всё сворачивается, уходит в себя как "лула" (петля). Причём сама длительность дня или ночи, конечно, не имеет значения. Ночь и день - разные стадии: стадия света и стадия тьмы, стадия прилива и отлива света, подъёма и спада жизни, активности и пассивности, разворачивания и сворачивания свободы духа. Более подробную подсказку даёт следующая фраза: "И был вечер (эрев) и было утро (бокер): день один" (Б.1:5). Эрев (от корня арав) - это когда все вещи смешиваются, сливаются в одно. Бокер - когда вещи становятся на свет, обретают своё лицо.
   Процесс создания мира - это преобразование однородного бессвязного состояния единого первоначала в бесконечное разнообразие связанных между собой, дифференцированных частностей. Процесс перехода от единственности ко множественности. И этот процесс нам указан в слове "день", в то время как "ночь" это противоположный процесс, то есть переход от множественности к целому, единичному, то есть все созданные частности смешиваются и снова возвращаются в однородное состояние. Мир создаётся, развивается, достигает пика своей эволюции, а затем всё снова разрушается и растворяется в едином.
   В одной из современных гипотез происхождения мира Вселенная, созданная в результате Большого взрыва, вначале расширяется до некоторого предела, а потом происходит её сжатие, сворачивание в точку сингулярности, чтобы через некоторое время всё повторилось сначала. Хотя, как уже было показано, теория Большого взрыва не совсем подходит для описываемых событий. Но с другой стороны множество противоречий, присущих этой теории, подвигают ученных искать все новые и новые реалии, которые помогут снять противоречия. К тому же и принципиальный вопрос о кирпичиках мироздания сейчас уже решается не на уровне элементарных частиц и кварков, а на уровне теории суперструн, объектами которой являются разнообразные струны и многомерные мембраны.
   Но это еще не все, лет 20 тому назад была предложена еще одна теория со странным названием "петлевая квантовая гравитация". В петлевой теории гравитации главные объекты - маленькие квантовые ячейки пространства, определенным способом соединенные друг с другом. Чем меня прельщает эта теория? Она помогает решить задачу о том, что происходит со вселенной при приближении к сингулярности. Решения полученных уравнений показали, что при экстремальном "сжатии" вселенной пространство "рассыпается", квантовая геометрия не позволяет уменьшить его объем до нуля, поэтому неизбежно происходит остановка и вновь начинается расширение. Эту последовательность состояний можно отследить как вперед, так и назад во "времени", а значит, до Большого взрыва с неизбежностью присутствует "Большой хлопок" - коллапс "предыдущей" вселенной. При этом свойства этой предыдущей вселенной не теряются в процессе коллапса, а однозначно передаются в новую вселенную. Не правда ли, очень похоже, что в словах "и был вечер, и было утро" отражается этот же процесс. "Вечер" - это период, в течение которого объекты смешиваются, растворяются друг в друге, сливаясь в единое целое, т.е. происходит коллапс. А "утро" - процесс, когда всё начинается сначала. Снова происходит преобразование однородного бессвязного состояния единого первоначала в бесконечное разнообразие, связанных между собой, частностей.
   И, похоже, что таких периодических изменений с миром происходило шесть раз, а мы с вами живём в седьмой по счёту Вселенной. Но что характерно! В Первой Вселенной (Первый День) дифференциация закончилась фактически, едва начавшись: были созданы две реальности (субъективная и объективная) и два принципа (созидающий и разрушающий). И этого оказалось уже достаточно для первого раза, поскольку механизм был действующим, он был запущен, и оставалось только его немного "подталкивать" в нужный момент в нужную сторону. И вот что еще важно для нас из петлевой теории гравитации. То, что свойства предыдущей вселенной не теряются в процессе коллапса, а однозначно передаются в новую вселенную. С каждым разом, когда мир сворачивался и разворачивался, процесс дифференциации мира происходил всё глубже и глубже в сторону его материальности. Если в первый раз была создана возможность наличия двух реальностей, то с каждым разом эти реальности всё более и более конкретизировались и уточнялись.
   Теперь понятно, что все предшествующие этапы в каждом дне творения Тора пропускает, хотя ясно, что происходят они по одному и тому же сценарию. Только каждый день добавляются новые возможности и функции. То, что это происходит именно так, понятно по седьмому дню творения, где все события переписываются в первоначальной последовательности. Вероятность подобных превращений мира возможна только, если при его сжатии в сингулярность сохраняется информация о событиях, происходящих в предыдущей Вселенной.
   Мы подошли к пониманию того, что слово "день" здесь возможно используется и как понятие Вселенной, а "ночь" - как точка сингулярности, в которую каждый раз сворачивается Вселенная в конце своего развития. Однако в Первый день Вселенная, как таковая создана не была. И поэтому в Торе сказано: "И был вечер, и было утро: день один". День один, а не день первый! Он действительно такой один, т.к. не было создано в этот день самого творения. Можно считать, что в этот день были созданы только объективные условия для возникновения Вселенной.
   Итак, завершился один день миротворчества. За этот период были определены граничные условия существования Творения, установлены две реальности бытия: объективная и субъективная, введён первый принцип творческого начала, который вместе с наделением полномочий устанавливает и ответственность за него. Определены функции, которые выполняют свет и тьма, отвечающие за принципы творения и разрушения, созидательные и разрушительные силы. То есть те реалии, которые будут выполнять эти функции в каждой новой Вселенной, творя её и разрушая.
  
   Примечания к главам 3,4
   1 Вообще разногласий по поводу правильного прочтения имён Единого очень много, особенно в отношении третьего имени. Хотя вряд ли кто-либо действительно знает его правильное звучание. Ибо согласно древним учениям, можно изменить мир, произнося истинное имя Единого, а если произнести Его имя наоборот, то мир будет уничтожен. Думается, что за время существования человечества нашлось бы немало людей, которые в силу обиды на род людской или собственных амбиций давным-давно бы это сделали, если бы могли.
   2 Поскольку каждой букве соответствует свой аркан, а название каждого аркана имеет три значения, относящихся к разным мирам: миру архетипа, ментальному и физическому
   3 Это единственная буква, которая не дает звука, хотя в современном языке ее читают как А или Э.
   4 Давая толкование еврейским буквам, сразу скажем, что оно настолько объёмно, что нет возможности сразу раскрыть весь смысл, но по мере необходимости информация каждый раз будет дополняться
   5 Вита - латинская транскрипция слова "жизнь". Русское слово "жизненность", которое должно бы здесь быть, к сожалению, имеет не тот смысловой оттенок.
   6 Буквы в словах бара и бе-решит совпадают: первые три буквы слова бе-решит (бет, реши и алеф) полностью составляют слово бара. Решит в тексте первой фразы Торы играет роль существительного и происходит от слова рош - голова. Это тот главный центр, куда сходятся все центры, куда поступают все образы и смыслы мира и который обращён к миру. "Главное" по-еврейски - всегда производное от слова рош.
   Бет (?) - вторая буква алфавита, её символ - рот человека. В плане природы алеф олицетворяет природу творящую, а бет - природу сотворённую. Символ этой буквы словно отграничивает некое пространство, открытое с одной стороны и закрытое с другой. И в него, внутрь этого отграниченного пространства, включена какая-то точка. Динамический закон, который соответствует букве, относится к принципу поляризации, то есть делению единого целого на две противоположности. Символом реши (?) является голова человека. А сама сущность буквы отражает божественное притяжение, астральную трансформацию, перемены во времени.
   Последующие буквы слова бе-решит - это шин, йод, тав. Символ шин (?) обозначает стрелу в колебательном движении, да и само её изображение - это три буквы иод, которые "троясь", зрительно подражают колеблющемуся предмету. Буква отражает сущность излучения (радиации), материализации форм. Наряду с другими буквами-матерями олицетворяет собой одну из стихий - огонь, тогда как алеф - воздух, а мем - воду. Тав - последняя буква алфавита, она есть конец всему и обозначает достижение метафизического абсолюта. То есть, пройдя дорогою всех букв, мы подошли к своему концу или вернулись к началу полностью преображёнными, трансформированными.
   Предлог в (на иврите "бе" с неясным "е") пишется слитно со словом, к которому он принадлежит; можно было прочитать и как брешит.
   7 Б.Берман. День первый. Ж-л "Знание - сила" N3 1994г.
   8 В слове шамаим четыре буквы: шин, мем, йод, мем. Шин указывает нам сразу на излучённое состояние новой бессмертной системы или сущности; окончание им (множественное число) подсказывает, что таких сущностей много; конечная мем, - на то, что новая система способна к самостоятельному преобразованию.
   9 Слово арец состоит из трёх букв: алеф, реши, цади. Цади нам встречается впервые. Она является 18-й по счёту; олицетворяет препятствия, тайные опасности, внутреннюю иерархию (структуру), тайных врагов, правосудие. Её символом является крыша (придавливающая).
   10 Комментаторы Торы полагают, что древнееврейское слово хайта - не "быть", а "стать, выразиться". То есть "земля стала" - не была, как обычно переводят, а "стала". Это совсем иная энергия мысли, другое восприятие событий и течения времени.
   11 "безвидна и пуста" на иврите звучит тоху ва-боху
   12 Термин из неравновесной термодинамики и синергетики.
   13 В состав слова входят новые буквы. Аин - 16-я по счёту, означающая вещественную связь, установление обратных связей, а также логическое исключение (перенесение), физическое разрушение. Феи - 17-я буква, символом её является рот с языком; это сущность надежды, интуиции, природы говорящей. Принцип непосредственного понимания природы, умение слышать, как она с нами говорит, и что она нам может сообщить. Это способность творения устанавливать связь с Высшим началом, умение понимать его предначертание. Способность воспринимать мир, а значит впускать его в себя, отражая в своём сознании. Нун 14-я по счёту; символ буквы представляет собой плод, потомство, а её сущностью является дедукция, гармония смеси, способность возвращаться.
   14 Хошек (тьма). В этом слове ключевую роль, наверное, играет буква хет - 8-я по счёту, символ которой - поле. Сущность понятий - равновесие, закон, карма. Принцип причинно-следственных связей, позиции наказания и воздаяния. Последней в слове является буква каф, символ которой сжимающая ладонь, это принцип силы, или того, что даёт мощь.
  
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"