В ноябре 2006 года в Архангельске разразился скандал вокруг деятельности в городской школе ?14 тоталитарной псевдоправославной оккультной секты "Аштар", или как ее называют сами адепты "Лечение святыми". Скандал вызвал значительный резонанс в прессе, как региональной, так и центральной. В частности писали об этом Светлана Петрова и Ирина Косопалова в архангельской газете "Правда Севера" (N225, 06.12.2005), так же газета "Труд" (? 239 за 23.12.2006) и сайт Вести.ру.
А дело было вот в чем: с начала нового учебного года оказалось, что школьная программа архангельской школы ?14 пополнилась новым предметом - регулярными лекциями о домовых, инопланетянах (которые на самом деле не просто инопланетяне, а мистические целители на летающих тарелках), о неведомых науке, но смертоносных вирусах, микрочипах, которые вживляют детям в роддомах и "ангелах-хранителях" из откровений которых и черпается вся эта информация. Сектанты арендовали актовый зал школы, где проводили сеансы групповой медитации, которые сопровождались коллективным трансом, раскачиваниями не контролирующих себя "пациентов". По раскачиваниям определялось наличие или отсутствие "порчи", "сглаза" и т.п. Руководила сеансом связи с незримыми святыми женщина в эффектной соболиной шапке - Татьяна Петровская Она настоятельно просила собравшихся отключить мобильные телефоны и рекомендовала тем, у кого есть "срочная угроза смерти", обращаться с просьбами о лечении вне очереди. Все четко и по-деловому: заплатить 70 рублей за вход, купить бахилы, купить на сто рублей специальную литературу, в которой написано, что все люди больны неизвестным науке смертельным С-вирусом, исцелиться от которого можно только здесь и только за деньги. После лечения и приветственной песни в честь инопланетян приходит время лекций - сначала о мировой политике, потом о том, как грамотно общаться с домовыми. Последователи архангельской секты помимо домовых верят еще в "божьих угодников", спускающихся с небес на летающих тарелках, и в то, что руководит этим святым отрядом космонавтов некий юноша в чалме по имени Аштар. Директриса 14-й школы г. Архангельска утверждает, что она не знала всех этих мистических подробностей, когда сдавала школьные помещения в аренду. "Я не из тех людей, которые лгут, я вам точно говорю. Моя вина в том, что я доверилась, это да. Но это было единовременное", - объясняет Надежда Кузнецова. Но Департамент образования, как выяснилось, незадолго до этого предупреждал все образовательные учреждения города о существовании оккультной секты и просил не пускать на порог, дабы не нарушать закон об образовании. "Директор 14-й школы знала об этом, что такого быть не должно, - настаивает заместитель директора департамента образования мэрии Архангельска Ирина Орлова. - В данный момент решается вопрос о дисциплинарном наказании руководителя образовательного учреждения".
Несколько слов о самой секте "Аштар": секту в начале 90-х основала официантка Людмила Шуванова после того, как духовно прозрела, встретившись с внеземным разумом. Эту историю любят рассказывать последователи учения официантки, так как сама Шуванова четыре года назад переместилась в иное измерение, не пережив инфаркта. Религиоведы определяют "Аштар" как секту тоталитарную с элементами христианства, мусульманства, зороастризма и славянского язычества.
"И даже если они в школе собираются на коммерческой основе, то есть снимают помещение, и даже если они работают там со своими последователями, все равно они соприкасаются с детьми, и волей-неволей дети начинают интересоваться их учением и, возможно, втягиваются в эту секту", - уверен заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата отец Всеволод Чаплин.
В Архангельской прокуратуре об исцелившихся в секте ничего не знают. Знают только, что у организации "Аштар" нет юридической регистрации, а у называющих себя целительницами нет лицензии на осуществление медицинской деятельности, но уже есть дело - пока об административном правонарушении.
Так рассказывает об "Аштаре" архангельская пресса.
Пока архангельская прокуратура разбирается с делом Татьяны Петровской, сама Татьяна в компании своих "инопланетян" продолжает вовсю колесить по стране, исцеляя то тут то там всех и от всего, живет в квартирах своих поклонников и "исцеленных", собирает залы и ведет частный прием "порченных" на дому. Кстати, на прием попасть не так легко по причине огромной очереди - все по предварительной записи, которая проводится на массовых мероприятиях.
Во Владикавказ Петровская приезжала уже дважды - первый раз она пыталась обосноваться в средней школе ?45, в той, что рядом с Дворцом металлургов, во второй раз в кинотеатре "Заря", рядом с Осетинским театром. Особенно яркие впечатления я получил от собрания в школе. К началу собрания я опоздал, приезжаю, вхожу в зал, шторы задернуты, свет выключен, играет тихая музыка и под нее Петровская читает "молитвы" собственного сочинения (сочинить собственную "православную" молитву для нее видимо легче чем выучить что-либо из молитвослова - молитву "Царю небесный:", которую знает каждый ребенок в православной семье чуть ли не с рожденья, Петровская прочитала с 4-мя ошибками), а в зале творится то, что многие помнят по телевизионным сеансам Анатолия Кашпировского - раскачиваются люди в трансе, кто-то лежит на стуле раскрыв рот в полном расслаблении, кто-то бродит по залу с закрытыми глазами, одна старушка просто лежит в проходе на полу в это время Татьяна в микрофон призывает имена святых: Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Александра Невского. Тут же на входе приближенные Петровской, которых "благодать святых" почему-то не цепляет, по-деловому просят меня купить стопочку книжек и CD о том, как этими самыми святыми лечиться. Сама Петровская любит рассказывать противоречивые байки о том, как она впервые вышла на контакт со "святыми". По одной ее версии, она после сделанного аборта решила покончить жизнь самоубийством, что ей вполне удалось и врачи, как она говорит, констатировали смерть, но в состоянии смерти, в котором она пребывала больше двух часов, ей явились святые и вернули к жизни. По другой версии Петровская была долго время больна, не вставала и так же была исцелена "святыми". Еще рассказывает об исцелении собственной мамы, которая согласно другим ее рассказам умерла несколько лет назад.
После того, как наш миссионерский отдел дал информацию о происходящем в школе в Министерство образования республики и МВД, беснования в школе прекратились и Татьяна отбыла в неизвестном направлении в благодарность за что меня "осчастливила" одна из преподавателей школы тем, что навела на меня порчу. Есть у оккультистов и магов такой ритуал: совершается необходимый обряд, потом к человеку надо прикоснуться и назвать диагноз так чтоб он слышал, и он непременно загнется. Кстати и сама Петровская не брезгует этим милым занятием - вдруг без всякого мотива лезет обниматься, при этом спрашивает не болит ли чего, или звонит мне на мобильный и ставит "диагнозы", ею же и выдуманные. Вопреки ожиданиям я не загнулся, а вот Петровскую выставили вон.
Но, как поет Юрий Шевчук: "Думали, что всё, но только началось:" Вторая попытка покорить Владикавказ была предпринята менее чем через год. О том, что Петровская вернулась в Осетию я узнал от одной своей знакомой, у которой мама страдала онкологией и какая-то ее подруга посоветовала обратится к "Православной целительнице". Женщина ухватилась за Петровскую как за последнюю надежду, чем только ускорила течение болезни, предпочтя шарлатанку реальной медицинской помощи. Через несколько месяцев женщина умерла. К счастью, чтобы Татьяну выставили вон - достаточно было пообещать директору "Зари" обратится в милицию. Целительница, как Карлсон, улетела, но обещала вернуться. И пару недель назад это произошло. Теперь она проводит свои собрания в Доме культуры на улице Чапаева д. 5 и ведет индивидуальный прием на улице Маркова, где и живет квартире некоего Педанова Михаила Васильевича. На собраниях у нее все то же: музыка, молитвы собственного сочинения, предварительная запись на сеансы, старушки в трансе на четвереньках. Но Татьяна, надо отдать ей должное, значительно поумнела. Уже в открытую не преподносит себя как целительницу, никого не лечит публично. Теперь главная ее тема - обличение Московской Патриархии. Ее она прямо называет сатанинской организацией, священников - масонами, приписывает им участие в абортах (??? - АП) и т.д. Но, нас, иногда включающих Первый канал ТВ и видящих там таких товарищей как Гордон и Познер, трудно удивить нелюбовью к Московской Патриархии. Но нелюбовь Петровской совершенно особого свойства, понося Православную Церковь на чем свет стоит, она называет себя православной и посылает своих адептов причащаться в православный храм, ну и соответственно проповедовать там, что Патриарх Алексий II - "лжепатриарх, вселенский лжец и кощунник", который "погружает Московский "Паханат" и всю "Эрефию" (под этим термином имеется в виду Российская Федерация - РФ) в трясину и бездну вечной погибели". Если это не прямое разжигание религиозной вражды, то что?!
На сегодняшний день, думаю, не будет преувеличением предположить, что в православных храмах Владикавказа действует настоящая агентурная сеть последователей Петровской, распространяющих ее книги, диски и зазывающих на собрания, потому что рекламу в СМИ она не дает, но имеет стабильный приток адептов, которые до этого были православными прихожанами, а иногда даже остаются ими, парадоксальным образом совмещая православие и "лечение святыми инопланетянами" плюс - беседы с "домовушечкой". Эти люди ходят в храм, причащаются, при этом обманывая священника на исповеди.
Поэтому, имея дело с сектой "Аштар", мы имеем дело с целым комплексом проблем, как духовных, нравственных, психологических и медицинских, так и юридических.
Говоря от лица миссионерского отдела Благочиния, хочу выразить искреннюю надежду на то, что наши правоохранительные органы обратят внимание на деятельность этой деструктивной, антиобщественной тоталитарной секты, и приняв во внимание опыт архангельских коллег, заручившись мнением специалистов в области психологии и психиатрии, раз и навсегда пресекут деятельность "Аштара" в нашей республике, которая и так сверх всякой меры страдает от нашествия оккультистов и сектантов всех мастей.
Иерей АЛЕКСАНДР Пикалев
Ольга Дудкина, юридический психолог:
"Меня, как психолога, больше всего беспокоит то, что в эти жуткие мероприятия вовлекаются дети (мы это видим на видеосъемке). Почему это особенно опасно? Потому, что взрослый сам выбирает для себя: думать ему своей головой и жить по совести или впасть в транс и забыться. А ребенок такого выбора не имеет. Не имея своего жизненного опыта он воспринимает родителей как пример для подражания. И видя своих родителей трясущимися и качающимися на этом, не побоюсь этого слова, шабаше, воспринимает все это как норму, тем более что такие "контакты с духами" не ограничиваются публичными мероприятиями, а все это продолжается в семье. Можно лишь с ужасом предполагать, что из этого ребенка вырастет, когда все свои проблемы дома его научили решать, выходя на контакт с "духом". Как будет вести себя такой ребенок в коллективе - в детском саду, в школе как он будет учиться, думаю, вполне понятно и без специального образования. И любой психолог знает, с каким трудом корректируются стереотипы поведения, даже самые уродливые, если они навязаны ребенку в семье".
Ксения Кириллова, юрист, представитель Центра религиоведческих исследований по Екатеринбургу и Свердловской области:
"Если рассматривать правовой аспект происходящего, учение секты "Аштар", безусловно, религиозно, а согласно с п.5 ст.1 Закона "Об образовании": "В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются". Точно также согласно п.5 ст.3 Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" "Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих". Таким образом, деятельность секты в образовательных учреждениях является прямым нарушением закона, не говоря уж о деструктивных последствиях проводимых ею практик на физическое и психическое здоровье людей и в особенности детей.
Представляясь православными, сектанты вводят людей в заблуждение, так как учение секты в чистом виде оккультно, и, несмотря на внешнюю схожесть (молитвы, имена святых), к Православию отношения не имеет. Подобная конфессиональная анонимность, кстати, тоже незаконна.
Сложнее обстоят дела с квалификацией антиправославных высказываний Петровской. Высказывания о "сатанинской" природе РПЦ, безусловно, оскорбляют религиозные чувства верующих, и подобные публичные заявления можно расценить как действие, направленное на возбуждение религиозной ненависти или вражды, между прочим, уголовно наказуемое (ст. 282 УК РФ). Однако клеветой или оскорблением их можно будет признать, только если они будут направлены в адрес конкретного лица, и это лицо само пожелает защитить свои права. В данном случае таким лицом может быть Патриарх Алексий II".