"ЕВАНГЕЛИЕ" ОТ ВОЗНЕСЕНСКОЙ ИЛИ ПРОСТО ПЛОХАЯ КНИГА?
Юлия Николаевна Вознесенская, родилась в 1940 году, эмигрировала из Советского Союза в 1980 г. До недавнего времени жила при Леснинской Свято-Богородицкой женской обители, где являлась турдницей
Работать над книгой "Мои посмертные приключения" Юлия Николаевна начала в конце девяностых годов, по благословению матушки игуменьи Афанасии. Примечательно, что на описание первой встречи главной героини повести с сатаной Юлию Николаевну вдохновила ее духовная мать, игуменья на покое Афанасия. Это именно ей явился бес, когда она находилась в состоянии клинической смерти. И даже описание внешнего облика сатаны, явившегося Анне, было воспроизведено в точности по рассказу матушки Афанасии.
"ГОСПОДИ, БЛАГОСЛОВИ!" - именно такими словами начинается эта книга.
Произведения Юлии Вознесенской ныне очень популярны. Ее книги можно встретить и в светских магазинах и в церковных лавках. И во всех предисловиях и анонсах они преподносятся как православная миссионерская литература.
По своему жанру книги Вознесенской ближе всего в к фентези, часто их называют "православным фентези". Для меня принципиально важен вопрос: является ли это фентези православным?
Вот что пишет сама Юлия Николаевна о своей литературной деятельности
"Дело в том, что это не просто православная художественная литература. Это не самовыражение, это не работа для Церкви, это даже не то, чтобы что-то сделать, заслужить, покаяться, поработать для Бога. Это нечто более важное. Важнее, чем я, мои книги. Это миссионерская литература на самом деле. Это попытка разговаривать с неверующими или ищущими - в литературе, их языком. Т.е. то, о чем говорил апостол Павел (с греком я говорю по-гречески...)"
А вот что пишет она обо мне в ответ на критику ее книги "Мои посмертные приключения"
"Мы еще не слышали, чтобы уважаемый г-н общественный обвинитель(это я - АП) потребовал, чтобы я была предана Синодом объединенной Русской Церкви анафеме за распространение ереси, а мои книги были из церковных лавок изъяты и преданы публичному сожжению. До этого осталось всего чуть-чуть.
Кроме того, мне интересно, какие новые пассажи обвинения представит на форум уважаемый о. Александр. В прошлых, многочисленных и многословных, нападках на меня и мои книги он не доходил до того, чтобы саркастически сомневаться в моей русскости или утверждать, что мои книги никого не приводят к Церкви, а утверждения, что все-таки приводят, являются не более чем "рекламным слоганом". И хотя я не большая любительница "фельетонного стиля" (с), я бы дала ему завершить свою кампанию. В ней есть своя особая прелесть, согласитесь."
ниже я приведу здесь цитаты из писем поклонников таланта Юлии Николаевны, Их любовь к своему, не побоюсь этого слова, кумиру, доходит до того что меня, ее оппонента за нелюбовь к творчеству Вознесенской обозвали просто "тупым", "фарисеем", обвинили меня в травле "замечательной русской писательницы", и даже засомневались в действительности моего сана, потому что "разве мог такое написать священник".
Сами же поклонник таланта Вознесенской пишут о ее книгах следующее:
"Я пересмотрела все свои 18 лет, увидела много грязи и ошибок и не захотела больше жить так. Все изменилось в лучшую сторону, и на утренней молитве я с благодарностью поминаю свою наставницу - Вас". (аноним)
"Никогда не встречал токого легкого слога и увлекательного сюжета, все Ваши книги прочел на одном дыхании.Ждем с нетерпением Ваших новых произведений". (Вячесласв)
"Юлечка Николаевна! Вот уж не думала, что прочитав книгу, можно в автора влюбиться! А вот полюбила я Вас, а так же все мои знакомые и родственники, которым я надарила Ваши книги". (Лана)
"Только вчера закончила читать "Паломничество Ланселота". К сожалению, не каждая книга может способствовать такому духовному росту, как Ваша". (Лидия)
"Ваши книги - как глоток света, как улыбка ангела, подаренная в утешение и помощь!" (Светлана)
"Огромное спасибо за Ваши книги! Слава Богу, что они есть и что приводят к вере многих и многих людей. Они светлые, добрые, теплые. Их не устаешь перечитывать! Пожалуйста, продолжайте писать такие книги". (Любовь)
...и так далее и тому подобное...
Но несмотря на это, считаю своим долгом дать критическую оценку творчеству госпожи Вознесенской
Прежде чем рассказать о том, что именно священник, сиречь я, написал, позволю себе несколько оговорок.
Я не против сказок, не против права автора фантазировать, выдумывать сюжеты и выстраивать судьбу своих героев как ему вздумается, я не против того, чтобы сказки, в которых, уже исходя из жанра невозможно обойтись без мистического компонента, проповедовались бы христианские истины как мы это видим в творчестве Толкиена, Льюиса, отчасти у Роулинг, но я категорически против "плюшевых распятий", против игры с православными догматами и понятиями в угоду чьей бы то ни было фантазии, а именно это мы видим в книгах Вознесенской. Видим что автор, говоря о православии, совершенно на него не опирается, фантазия Вознесенской живет отдельно от православной традиции, учения и догматики и сказочностью сюжета это оправдать невозможно, потому что сама Вознесенская говорит: "Это миссионерская литература на самом деле. Это попытка разговаривать с неверующими или ищущими - в литературе, их языком".
Так что же все-таки мог написать священник по поводу книг Юлии Николаевны, вернее по поводу одной ее книги "Мои посмертные приключения" и говорящими на каком языке Юлия Вознесенская считает своих читателей?
По большому счету сам я не написал почти ничего, вся моя критика состоит из цитат самой Юлии Николаевны, которые очень красноречиво говорят сами за себя, я лишь позволил себе сопроводить их своими небольшими комментариями, чтобы четче обозначить содержание своей критики.
Уже в начале книги повествуя от первого лица о смерти своей невоцерковленной героини, автор говорит о возможности отречения от Христа после физической смерти:
"Он вздрогнул. Как-то растерянно умолк. Потом встрепенулся и продолжал с тем же пафосом:
- Так дай же мне руку, дитя мое, и пойдем в мой широкий и открытый мир! Только прежде сними с себя этот металл, который ты зачем-то носила при жизни, впрочем, не придавая этому особого значения, - и это хорошо. Но тень его осталась на твоей душе. Сними его!
- Как же я могу это сделать, ведь на мне только тень моего крестика, а сам он остался на моем теле там, в палате...
- Ну, это делается очень просто, достаточно сказать: "Я отрекаюсь от своего креста и снимаю его с себя", - и он, уставившись на меня гипнотизирующим взглядом, ждал, когда я последую его приказу. Он ведь не знал, что этот крестик для меня вовсе не талисман и не модное украшение..."
Так же автор считает, что человек, который отрекся от веры в Бога, лишенный по этой причине покаяния и христианского погребения может быть спасен.
"Маленький золотой крестик мне подарила мама, провожая меня в эмиграцию. Она надела его на меня со словами: "Этот крестик достался мне от твоего дедушки, я носила его в детстве, КОГДА ЕЩЕ ВЕРИЛА В БОГА. ( здесь и далее выделено мной - АП) Потом он лежал в шкатулке с украшениями, а когда ты маленькая тяжело заболела и врачи от тебя отказались, верующая соседка предложила снести тебя в церковь и окрестить. Тогда я (мать героини - АП) вспомнила про него, нашла и отдала ей: с ним тебя и окрестили. Так что крестик это не простой, носи его в память о дедушке, которого ты не помнишь, и обо мне. Кто его знает, может он и убережет тебя на чужбине, ведь когда-то он помог тебе - после крещения ты сразу пошла на поправку". Я носила его не снимая".
Дед-новомученик спасает дочку СВОЕЙ крестной смертью, причем сам ставит себе это в заслугу, а Бог в этом деле на втором месте.
"- Врешь, богохульник! - воскликнул мой молодой дед, и в его голосе прозвучала cила. - Людей сотворил не ты, ты лишь исказил Божие творение. А внучку мою я пытаюсь спасти как раз СВОЕЙ крестной смертью, да еще Божиим милосердием".
Мученичество деда в полном соответствии с католическим учением о сверхдолжных заслугах, компенсирует неверие и нераскаянность дочери, которая была верующей, а потом веру отвергла, деда своего стеснялась как семейного позора. Мать, к тому же отвергает родственное обращение внучки к родному деду. Мать не дает дочери назвать деда дедом.
"Я опустилась в бессилии на пол. Мама склонилась надо мной и погладила по голове:
- Прости меня, доченька, это я во всем виновата: не водила тебя в церковь, не учила ни молитвам, ни заповедям Господним.
- И сама не ходила, и сама не молилась! - строго сказал дедушка.
- Да, если бы не ты, мучаться бы мне в аду. Я ВЕДЬ И ПЕРЕД СМЕРТЬЮ НЕ ЗАХОТЕЛА ПОКАЯТЬСЯ, И НЕ ОТПЕВАЛИ МЕНЯ ПО-ХРИСТИАНСКИ. Если бы не твое мученичество, отец...
- Папа, - поправил ее дед. - Тебе я в первую очередь просто папа, а уж потом и сан, и мученичество мое.
- Мама, дедушка! О каком мученичестве вы говорите? Разве ты, дед, не умер от голода в гражданскую войну? - спросила я.
- Анна! Как ты разговариваешь со своим дедом... то есть с дедушкой? Ты что, забыла мое отчество?
- Почему? Я помню - Евгеньевна. Но как-то неудобно называть дедушкой молодого человека, почти вдвое младше меня, а Дед - это звучит вполне даже современно. Можно вас так звать?
- Зови, как зовется!
- Имя твоего дедушки - отец Евгений, вот так изволь к нему и обращаться!"
Оказывается бесы для того чтобы качать из людей энергию подключаются к телефонным проводам. как они жили до этого телефона, непонятно.
Очень трудно комментировать утверждение о замене Божественной благодати телефонным проводом .
"- И не стыдно? - вмешался мой Ангел. - Сами же вы, будучи лишены возможности получать энергию от Бога, подключаетесь нахально к телефонным проводам и сосете по ним энергию от болтунов!"
У абортированных детей есть имена, есть они у незачатых (вот вам и гностическое учение о предсуществовании душ).
"Навстречу нам уже выплывало очередное смрадное облако. мрачно ухмыляющиеся бесы были обряжены в карикатурные врачебные халаты и окровавленные клеенчатые передники.
- обвиняется в убийстве сына Александра и двух дочерей, Татьяны и Анастасии! - торжественно произнес главный бес и поднял вверх окровавленные лапы".
Татьяна и Анастасия это дети, которые не были даже зачаты, но то, что они не рождены - вменяется в убийство.
"Но в этом фильме все было совсем не так. "Я не стану убивать своего ребенка!" - крикнула девушка, которая была я, и бросилась прочь от страшного особняка. Мама, причитая и плача, бежала за мной: "Ты загубишь свою жизнь! Опомнись, доченька! Чуть-чуть потерпеть - и ты свободна..." - но я упрямо шла прочь.
И вот на экране потекла совсем другая моя жизнь. У меня родился мальчик. Я назвала его Александром. Мой безответственный любовник вдруг обрадовался ему и взялся за ум. Мы поженились, закончили оба педагогический институт и поехали по распределению преподавать в провинциальной школе-интернате. В каком-то тихом городке на берегу большой реки у нас был уютный дом с садом и огородом, с котом и собакой. Мы жили спокойно и счастливо, у нас родились еще две девочки- погодки, Танечка и Настенька. Сын Саша вырос, уверовал в Бога и стал священником, отцом Александром. В этой другой жизни мама жила с нами и нянчила вначале моих детей, а потом и внуков: Саша женился на милой спокойной девушке, у них появилось четверо детей, два мальчика и две девочки. Постепенно мы все, включая маму, стали верующими под влиянием Сашеньки. Мама была здорова".
Оказывается браком считается всякое совокупление мужчины и женщины
тогда не понятно, что есть блуд, если любой секс - есть брак.
Выходит православие, с точки зрения Вознесенской признает как полигамию, так и полиандрию.
"- Вот мой муж! - ткнула я в фотографию, на которой я была снята с Георгием.
- А остальные не твои, что ли?
- Это были романы, увлечения.
- Ага, ты, значит, так это называешь. Но дела это не меняет! Да будет тебе известно, что всякое плотское соединение мужчины и женщины уже есть брак, то есть слияние плоти и души воедино. И притом - навечно".
Весьма странно прохождения мытарства блуда, с которого героиню вытянули чисто механически.
Ни малейшей нравственной составляющей.
"- Хранитель! - завопила я в ужасе.
- Не трудись, он тебя уже не слышит. Их чистота изволили смыться отсюда, их ангельский носик не выдержал здешнего пряного аромата. Ну, иди к своему любящему папочке!
Я отшатнулась от его протянутых лап и почувствовала, как натянулась в моей руке цепочка дедова креста.
- Отпусти свою цацку! - зарычал Сатана и шагнул ко мне. Не промедлив ни секунды, я перехватила цепочку левой рукой подальше петли, за которую держалась, и ударила Сатану свободным концом цепи. Вокруг меня взревел целый хор дьявольских голосов, но одновременно цепочку рвануло так, что меня вмиг вытянуло из облака, затянуло под арку и вышвырнуло наружу. Вновь появившийся Хранитель стремительно вылетел за мной, прикрывая меня пылающими крылами от возможных преследователей.
Дед стоял напротив арки, упираясь ногами в пустоту, и тянул из всех сил цепь, сжимая двумя руками сверкающий крест. Как только я оказалась рядом с ним, спасительная цепь превратилась в обыкновенную золоченую цепочку, и Дед тотчас надел ее. Подхватив меня с двух сторон, Дед с Хранителем повлекли меня прочь от поганых ворот".
Осторожно, ангелы дерутся!
В раю можно подвергнуться телесному наказанию
"Я решила, что пора уже показать характер:
- А ты, Дед, сияешь так, что тебе надо бы, выходя из дома на прогулку, надевать на голову абажур, а то ослепнуть можно.
В ту же секунду я оказалась лежащей на золотом песке дорожки с гудящим затылком: мой Ангел-Хранитель дал мне подзатыльник! Пораженная, я уселась на дорожке и решила, что с места не сойду, пока он не извинится. Ангел тут же наклонился надо мной и сказал:
- Прости меня Бога ради! Я не удержался. Мне столько раз хотелось проделать это при твоей жизни, но ведь возможности не было: вот я и сделал то, о чем мечтал почти сорок лет, - и он протянул мне руку".
Оказывается, привидения это души умерших людей, скитающиеся по земле. и никогда ее не покинут (явное влияние в лучшем случае Голливуда, в худшем - дешевой оккультной литературы). Согласно православию привидения - это бесы.
"- И не темней, пожалуйста! Не читаю я твоих мыслей, в этом нет никакой необходимости, - они у тебя все на лице написаны. Но ты напрасно беспокоишься о своей независимости, тебя никто ни к чему приневоливать не будет: если ты не хочешь идти со всеми на поклонение Господу, можешь вернуться на Землю. Есть души, которые скитаются по ней целыми тысячелетиями - вы их зовете "привидениями" и сочиняете о них сказки. Но учти, что потом ты и захочешь, но не сможешь покинуть Землю".
. Душа без тела ест и пьет.
- Ты можешь напиться и умыться, - сказал Хранитель. - Это святая вода.
- Напиться? Разве я могу пить? - удивилась я.
- Попробуй, - сказал Дед.
Я зачерпнула ладонями холодную воду и осторожно поднесла ее к губам. Сделала глоток, другой, - и сладкая прохлада разлилась по моему измученному телу. Сразу стало легко и хорошо, но слабость и легкое головокружение остались.
- Я могу пить! - обрадовалась я.
" - Ты можешь и подкрепиться, - сказал Ангел и сорвал с куста, склонившегося над берегом, ветку, полную больших красных ягод. Я взяла протянутую ветвь и попробовала одну ягодку: у нее был вкус лесной зем ляники, а величиной и формой она напоминала крупную вишню. Это было неописуемо вкусно, но вторую ягоду я доедала уже только потому, что успела ее надкусить.
- Можно мне остальные взять с собой? - спросила я.
- Зачем? Впереди мы встретим много разных плодов и ягод, а эти пусти по воде - пусть рыбки порадуются".
Есть нации более благодатные, чем другие. У русских особая благодать, такая, что им не вменяются грехи.
Оказывается что царь - ближайший к Богу молитвенник, а мы, православные 2000 лет думали, что это Богородица.
"- Объясни мне, почему Бог со мной жесток? Мытарства я прошла, выгляжу не хуже других. Вон сколько душ на той лестнице было куда темней меня!
- Ты светлее их только потому, что тебя просвещает мученичество твоего деда. ЭТО ОСОБАЯ БЛАГОДАТЬ РУССКИХ, НО НЕ ВСЕ ДУШИ ДОСТОЙНЫ ЭТОГО ДАРА, А ПОТОМУ И НЕ МОГУТ ИМ СПАСТИСЬ.
- Это что ж, выходит, нам, русским, на Небесах особая честь уготована? Православный шовинизм какой-то...
- Помнится, ты совсем не удивилась, когда тебе было сказано, что кровью твоего деда омыты грехи его предков и его потомков.
- Это я помню. Но при чем тут Россия, если речь шла о нашей семье?
- В России за последнее столетие мучеников появилось едва ли не больше, чем за всю историю гонений на христианство. Вам повезло: почти в каждом роду оказался новомученик или исповедник, их ведь тысячи было убито за веру. А над всеми российскими мучениками стоит Государь- Мученик, замученный и убитый Царь-Отец всего русского народа, за всех вас ближайший к Богу молитвенник и проситель.7 И все они вместе ок ружили Божий Престол и молятся беспрерывно о спасении России. Но тут есть одна очень важная деталь: ничьи молитвы не помогут тому, кто сам не молится! (внутренне противоречие - молитвы деда помогли героине без всякой ее веры в бога - АП) А вы заняты чем угодно, только не личным спасением".
В раю устраиваются застолья и чаепития, люди живут по своим земным привычкам. По сути, это калька с иеговистского "рая" - мироустройства, при котором будет много еды и мало работы.
"Меня провели в дом и показали его: внутренним убранством он напоминал старинные русские усадьбы. Мне отвели комнату на втором этаже, она выходила окнами в сад, как и все комнаты в этом доме.
Потом пришел Дед, а Нина объявила, что пирог готов, и позвала всех к столу. Мы сидели на веранде за большим круглым столом, ели пирог с вишнями и пили чай. Это было странно, я все тайком поглядывала, не просвечивают ли вишни сквозь мою оболочку, но все было в полном порядке: они просто растворились в моем теле без остатка".
Но при этом никто не спит. Потребности во сне нет, а в пище есть, как и в отдыхе (напоминаю, дело происходит в Царстве Небесном - АП)
"За чаем Дед в немногих словах объяснил ситуацию, и все, естественно, очень за меня огорчились. Алеша, сидевший рядом, во время рассказа не выпускал моей руки.
После чая мне предложили отдохнуть, в чем я действительно нуждалась. Как я узнала позже, в Раю никто не спал, поскольку в этом не было необходимости, поэтому и постелей как таковых в доме не было, но и в моей, и в других комнатах стояли кушетки и диваны, на которые можно было прилечь для отдыха".
В раю человек так же привязан к вещам, как и при жизни. Недостатки райского комфорта восполняются человеческим воображением.
"Куранты доиграли изящную мелодию, и часы мелодично прозвенели шесть раз.
- Красота! Как же я не заметила их раньше?
- А раньше их и не было, я их только что вспомнил. Эти часы стояли в детской библиотеке, куда мы с тобой ходили брать книги. Помнишь, на улице Герцена?
- Помню. Там еще были потолки, поделенные на квадраты темными дубовыми балками, и в каждом квадрате был нарисован сюжет из детской сказки. А эти часы стояли в маленьком зале, где нам устраивали встречи с детскими писателями. Но как они попали сюда?
- Из моей памяти. Я подумал, что тебе будет приятно узнавать время именно по этим часам. Они будут показывать время и одновременно напоминать тебе о том, что времени, в сущности, нет, что наше детство не исчезло, что мы властны над своим прошлым.
- Теперь понимаю, откуда в доме столько прекрасных старинных вещей!
- Ты правильно угадала: мы окружаем себя вещами, которые были милы нам в той жизни. Необходимости в них никакой нет, но они приятны сердцу.
- Но вы же не транспортируете их с Земли ракетами?
- Конечно, нет. Достаточно одного воспоминания. Если хочешь, попробуй сама".
В раю котируются рукотворные вещи, а вот рукотворные материалы нет.
"- Подожди, я сочиню себе еще что-нибудь! - Мне очень хотелось заслужить еще одну похвалу Алеши, и я вспомнила статуэтку Фатимской Богоматери, которую видела у немецкой соседки, фрау Вагнер. Но сколько я ни морщила лоб, то закрывая плотно глаза, то их тараща изо всех сил, у меня ничего не получилось.
- Ты чего там кряхтишь? - спросил Алеша. Пришлось открыть ему свой замысел.
- Ты говоришь, фигурка была из пластмассы? В таком случае, зря стараешься, ничего у тебя не выйдет: ничто искусственное не может существовать в Раю, здесь нет никакой синтетики".
Это вообще no comment: (диалог насельников Царства Небесного)
"- Сними с меня это безобразие сейчас же!
- Не сниму, тебе очень к лицу наряд принцессы!
- Ах так!
В ту же секунду Алеша стоял закованный с ног до головы в серебряные латы.
- Ладно! Убери все это и помоги мне одеться в соответствии с вашей модой.
Тут же на мне оказалась легкая туника до колен, перехваченная золотой цепью, на ногах - сандалии из ремешков, в руках небольшая арфа килограммов на пять.
- Последний писк моды для небожителей! - объявил братец.
- Алешка, кончай придуриваться!"
А вот и прямое указание на чистилище. Как говорится: за что боролись, на то и напоролись!
"Я поведала ему о радостях этого утра, а Хранитель рассказал мне о школе моего Деда. Я узнала, что в Долине, расположенной в самой близкой к Земле области Рая, находится подготовительная школа для душ, еще не готовых к существованию в более высоких сферах Царствия Небесного. Они проводят здесь время, необходимое для духовного роста, для дозревания, так сказать, а потом начинают свое восхождение в следующие по рангу обители. Меня это удивило:"
Честно признать, данный отрывок мне очень сложно комментировать, но скажу лишь, что у автора очень странное представление о том, что такое притча, и вообще, если этот текст можно с чем-нибудь сравнить, то только с описаниями мусульманского рая, как сада чувственных наслаждений.
"Снег лежал под ногами чистый и совсем не слежавшийся, как это бывает летом на ледниках в земных горах. Я ступала босыми ногами, проваливаясь по щиколотку, но не чувствовала холода - снег был не прохладней свежей простыни. Ангел предложил попробовать его на вкус: "Многим ученикам нравится!" Я слепила снежок и надкусила его, и он показался мне вкусным, как ванильное мороженое с лимонным соком.
- Выходит, сказки церковных старушек про то, как НЕБОЖИТЕЛИ СИДЯТ НА ОБЛАКАХ И УПЛЕТАЮТ МОРОЖЕНОЕ, ИМЕЮТ ПОД СОБОЙ РЕАЛЬНОЕ ОСНОВАНИЕ?
- А КАК ЖЕ ! Если бы ты сейчас вернулась на Землю и рассказала обо всем увиденном, разве это не было бы похоже на сказку?
- Скорее уж на притчу... Ой! Ну, Ангел, догоди!
Мой Ангел... - Нет, это все-таки именно мой и ничей другой Ангел, - он скатал снежок и запустил им в меня! Я не осталась в долгу и в свою очередь начала бомбардировать его снежками, и у меня это получалось куда лучше - ему явно не хватало агрессивности, чтобы победить в снежной схватке. Но когда я оттеснила его градом снежков к самому краю площадки, он вдруг взмахнул крыльями и поднял ими такой снежный вихрь, что я уже не могла подойти к нему ближе. Взметенный им снег сверкал на солнце, и мне казалось, что весь мир вокруг нас искрится и смеется".
Христос Крестной Жертвой спас мир. Но интересно то, что согласно автору, знамение спасения, совершенного на земле можно наблюдать хоть с Альфы Центавра, но только не с самой Земли.
"Ах, как она была хороша! Гряда гор окаймляла ее слева, если смотреть по течению реки, а справа тянулись холмы, и над ними всегда была видна одинокая дальняя вершина с золотым Крестом: это была та самая гора Голгофа, куда мы ходили на поклонение к Богу. Каким-то непостижимым образом этот Крест был виден из любой точки Долины и, как я позже узнала от брата, из любой точки мироздания, кроме Земли. Но, как сказал Алеша, перед новым пришествием Спасителя на Землю он будет так же одновременно виден и всем землянам. Это было непонятно, ведь Земля- то круглая, но я верила Алеше".
Продолжая тему чисто чувственных наслаждений: в раю: Душа без тела наслаждается телесными радостями.
"Самым чудесным в Долине мне казалось ее воздействие на мое новое тело. Оно крепло и молодело с каждым часом. Я буквально наливалась светом и силой. Когда я умерла, мне было лишь немного за сорок, ничем особенно я не болела, но возраст начинал сказываться: уже не было прежней легкости, я слегка перебрала в весе, от бдений за компьютером побаливала спина, а шейные позвонки иногда поскрипывали. Теперь обо всех этих признаках старения можно было забыть. Любое движение было радостно телу, зрение стало острым, как в юные годы, я напрочь позабыла об усталости.
НАСЛАЖДАЯСЬ ЭТИМИ ЧИСТО ФИЗИЧЕСКИМИ РАДОСТЯМИ, я вспоминала о неверующих в загробную жизнь немощных стариках: как они, бедные, боятся смерти! Сколько сил и средств уходит на продление мучительного старческого существования!"
Смерть как таковая - благо.
"А жалкие молодящиеся старухи, одуревшие от гормонов, изрезанные хирургами-косметологами: ЕСЛИ БЫ ОНИ ЗНАЛИ, ЧТО СМЕРТЬ - ЭТО ЭЛИКСИР ВЕЧНОЙ МОЛОДОСТИ! Впрочем, может, и хорошо, что до поры это скрыто от них, а то еще побежали бы наперегонки кончать с собой в целях омоложения".
Еще одно внутреннее противоречие - несмотря на то, что в раю не может быть синтетических материалов там есть видеоаппаратура, ну и как же быть Царству Небесному без научных экспериментов?
"После общей трапезы, к которой я старалась вернуться с прогулки, начинались занятия в дедовой школе. В павильоны я только заглядывала: там светились разноцветные экраны, звучала музыка, шли какие-то опыты в лабораториях. Но очень часто занятия проходили прямо в саду, в большой мраморной беседке или просто на поляне. Дед или Алеша садились на скамью, а слушатели окружали их внимательной стайкой, располагаясь прямо на траве".
Не Бог, а человек творит новые виды животных - мечта генного инженера.
"- Что это такое? - спросила я.
- Модель новой разновидности бабочек, - ответила девушка. - Я подбираю для нее окраску.
Вот так, совершенно случайно, приоткрылась завеса, и я узнала кое- что о том, к чему готовят учеников в школе моего Деда. Они смогут сочинять и раскрашивать бабочек!"
Мистическое измерение антисоветчины. Политическое диссидентство, это, оказывается, борьбой с самим сатаной. О словах апостола: Еф.6:12 "Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной". Автор и не вспоминает. тогда выходит, что РПЦ в свое время подчинилась власти сатаны. И это пишет церковный человек!
" - Не знаю, может, я и не умею еще как следует любить Бога, но Сатану и бесов я определенно ненавижу!
- Этого мало, но и это уже хорошо. Тебе, кстати, никогда не приходило в голову, что борясь с советским режимом, ты, в сущности, боролась с Сатаной, поскольку это был сатанинский режим?"
Ну и как же обойтись без интриги и намека на сверхпросвещенность автора, как и всякого уважающего себя гуру?
"Вот так и выходило, что сидя, можно сказать, на краю Рая, мы то и дело говорили о бесах. Много поведал мне мой Хранитель о мире духов, о тайнах вечности, но не все я тогда поняла и запомнила, а много чего не могла бы пересказать, даже если бы и захотела: Ангел наложил запрет, и нарушить его я не смею".
Оказывается, крещеные младенцы перестают быть людьми и становятся ангелами. При всем при том, что ангелы, согласно автору, ниже святых и завидуют праведникам. Выходит, что ребенок как таковой неполноценен, ему мало быть человеком и для восполнения неполноценности должен стать ангелом.
"- Я жалею о том, что не умер раньше: я мог бы со временем стать ангелом, если бы умер до семи лет.
- Все маленькие дети, умерев, становятся ангелами?
- Нет, только крещеные. Но хорошо и то, что Дед выпросил у Бога для меня раннюю смерть: если бы я не умер, я бы погиб.
- Как это?"
А вот теперь автор прямо исповедует фатализм:
"- Очень просто. Я неизбежно попал бы под влияние отца, и мы с тобой стали бы врагами. Ты знаешь, кем бы я стал?
- Кем?
- Сотрудником отдела КГБ по борьбе с диссидентами.
- Не могу в это поверить!
- Я это знаю точно, я видел схему, по которой должно было идти мое развитие".
В раю есть машина времени. Ну просто парк развлечений!
"Я пыталась рассказать брату о своих путешествиях за границей, об Австралии, Индии и Японии, где мне довелось побывать, но он и тут удивил меня.
- Я все это видел и везде побывал. Я путешествовал по всем странам, о которых мечтал в детстве. Несколько дней после моей смерти мы с Дедом посвятили путешествиям по Земле. Тогда мне это казалось удивительным и прекрасным, но попав сюда, я быстро все забыл. Мальчишке здесь было гораздо интересней: можно было попасть в любое время человеческой истории, и несколько лет я увлеченно этим занимался, пока не понял, что человеческая история, в сущности, очень печальная повесть.
- А что ты видел, какие исторические события?
- Видел Крещение Руси. Еще разные знаменитые сражения, я все-таки попал сюда пацаном, и мне занятно было увидеть своими глазами Бородинское сражение, а потом битву при Ватерлоо. Позже меня интересовали более важные для человечества моменты истории: я ходил вместе с апостолами, когда они сопровождали Спасителя, видел смерть мучеников за веру, наблюдал создание первых монастырей. Я был ребенком, поэтому захотел познакомиться со львом Иорданом и с медведем святого Серафима".
Здесь разрешите прекратить цитирование. Предполагаю, защитники Юлии Николаевны скажут, что я не удосужился даже полностью прочитать книгу, а дочитав ее до половины уже считаю себя в праве так жестко критиковать "замечательную писательницу". Отвечу: прочитать удосужился, но думаю, что вполне достаточно попробовать одну ложку супа, чтобы понять, что он прокис. Не обязательно съедать всю кастрюлю.
Не стану спорить с тем утверждением поклонников Вознесенской, что ее книги привели некоторое количество людей в Храм. Но позвольте спросить: разве каждый фактор, приводящий человека в Церковь есть сам по себе добро? У меня есть знакомые, которые стали верующими после того, как чудным образом избежали смерти в автокатастрофе. Но разве это значит, что мы в праве посадить всех атеистов в грузовик и бросить в пропасть в расчете на то, что кто-то из них милостью Божией выживет, а кто-нибудь из выживших уверует?
И в свете этого главный вопрос - это не вопрос о том приводят или не приводят книги Вознесенской в Церковь ( всем известно, что креститься и колдуны посылают), а о том, что делать священнику с тем, кто пришел в Храм уже "оглашенный благовестием" Юлии Николаевны в котором найти можно все что угодно от античного гностицизма до кальвинистского фатализма. Что делать с православным, который в "православной миссионерской книге" прочел, что можно после смерти покаяться, можно спастись чужими заслугами, не имея ни веры, ни покаяния, который думает, что рай на небе - это продолжение или восполнения житейского бытового комфорта? Можно ли ждать от человека оглашенного такой книгой полноценной церковной жизни? Уверен, что нет. Чтобы это понять достаточно прочитать в каком стиле поклонники Юлии Николаевны защищают своего кумира от его же цитат, и от меня который осмелился их прочитать и прокомментировать с позиций простой логики, а не трепетного обожания.
"И даже если у кого-то есть нелицеприятное мнение, его лучше при себе держать, чтобы у человека вдохновение не пропало. Тем более, Ю.Н. очень талантлива".
"Спасибо, Юлия Николаевна, за Ваши книги. Не слушайте все эти гадости".
"Есть ситуации, когда правда-матка неуместна". (по поводу дословного цитирования - АП)
"Очень часто эта истина заключается лишь в том, что мы хотим самоутвердиться за счет оскорблений другого человека. Вы меня извините, но создается ощущение, что некоторым просто хочется причинить боль".
"Ю.В. добрый человек, не хочу критиковать".
"Что очень и очень странно для православного священника.
Я вот батюшек с такой короткой бородкой почти не встречала (обновленцы не в счет).