(отрывок из будущей книги "Как создать успешный бизнес с минуса")
Из копилки личного опыта:
"...В конце девяностых годов решили мы с моим приятелем заняться торговлей подсолнечного масла. Тогда еще масло в ПЭТ-бутылках было мало, люди в основном покупали его на рынках города. Для этого они приносили свою тару - в основном пустые пластиковые бутылки (этот факт очень важен, дальше Вы поймете почему). Если к тому же покупатель хотел выбрать душистый и без примесей продукт, а самое важное попробовать его - другой возможности, как купить с рук просто не было.
Поэтому, мы решили привозить такое масло, которое бы удовлетворило бы все требования самых придирчивых потребителей. Мы довольно таки долго искали поставщиков такого товара и, наконец, нашли.
Когда, в течение буквально нескольких дней, люди узнали, а главное РАСПРОБОВАЛИ наше масло, к нам с самого утра начала выстраиваться очередь. Да такая огромная, что я только успевал наливать масло, партнер же принимал деньги, иначе мы просто не успевали всех обслуживать...
В виду того, что личный транспорт у нас отсутствовал, а возить товар приходилось издалека, мы доставляли его вручную, сначала грузили бидоны в электричку, затем перегружали их в общественный транспорт, который следовал на рынок. Мы не могли поступать иначе, денег на большие закупки тогда не было, а малые объемы поставщики отказывались везти из области в город, им это было не выгодно из-за большого расстояния. Да мы и сами стремились минимизировать наши транспортные расходы, поэтому приходилось "таскать все на горбу".
Не буду утомлять Вас описанием того, каких усилий нам это стоило. Отмечу лишь, что так приходилось делать КАЖДЫЙ ДЕНЬ. Примерно до обеда нам нужно было находиться на рынке, затем вечером ехать за товаром. Поздно вечером, возвратившись домой, сил хватало только на то, чтобы "доползти" до кровати и забыться коротким сном, потому что, рано утром уже нужно было находиться на рабочем месте.
Естественно при таком "раскладе" мы просто не успевали заниматься учетом. Нам приходилось только записывать наши повседневные расходы, в надежде на то, что в конце месяца удастся провести переучет.
Когда же, наконец, первый месяц этого поистине "титанического" труда подошел к концу, и удалось свести "дебет с кредитом", удивлению нашему не было предела. При таком количестве проданного масла (не меньше 200 литров день), У НАС НЕ ОКАЗАЛОСЬ ПРИБЫЛИ! Напротив, мы даже были в убытке...
Сложно описать разочарование постигшее нас. Ведь все указывало на то, что за месяц нам удастся заработать кучу денег! Вначале, у меня, (да и у моего приятеля тоже, он сам потом рассказал), в голову стали закрадываться нехорошие мысли о непорядочности моего партнера. Однако же затем, трезво обдумав сложившееся состояние дел, мы стали искать причину, почему так произошло.
Мы знали, что на каждом литре масла, заработок составлял не меньше 15%. Тогда куда же девалась наша прибыль?
Хорошо подумав, мы пришли к такому выводу. Нам удалось привлечь своих покупателей не только качеством товара, но и тем, что мы наливали масло в каждую бутылку "под крышечку". Люди были очень довольны, все благодарили за такую щедрость, особенно пенсионеры, т.к. в других местах продавцы не делали этого. Они наливали точно литр (если это была литровая посуда). Покупателям это не нравилось, многие шли к нам, потому что им было выгодно. Мы же, стараясь угодить всем и радуясь огромной очереди, на такие "мелочи" просто не обращали внимание. Как оказалось зря...
Когда мы измерили тот излишек, которым так "щедро одаривали" своих потребителей, то увидели, что он соответствовал примерно 80 - 90 грамм, в зависимости от длинны горлышка посуды. По сути дела, мы безвозмездно отдавали 10% своей прибыли! Остальные, примерно 5%, уходили на покрытие текущих расходов. Такая вот получилась неутешительная арифметика...
Много позже, набив еще несколько подобных "шишек" в разных предприятиях, я пришел к выводу, что в бизнесе нужно обращать внимание на самые, и на первый взгляд незначительные детали. Нужно очень тщательно обдумывать свой проект, особенное внимание уделять технико-экономическому обоснованию. Иначе какая-нибудь пропущенная "мелочь" может оказаться определяющей и свести на нет все Ваши усилия..."