Аннотация: Это глава большого очерка об Азербайджане, включающего в себя 273 иллюстрации.
Считается, что слово "Азербайджан" происходит от парфянского и среднеперсидского "Атурпатакан" - названия древнего государства Атропатена. Слово "Атурпатакан" значит "Владение Атурпата" и образовано от имени основателя Атропата, что значит "Охраняющий огонь". Через среднеперсидский вариант слова "Атурпатакан" - "Адербадаган" происходит название страны.
Говорят, о вечном природном огне Янардага ("горящая гора" в переводе) повествовали Александр Дюма и Марко Поло. Этот огонь есть вспыхнувший в древнейшие времена утекающий природный газ, месторождениями которого полон Апшерон. Это место считается священным у зороастрийцев. Жар от огня - сильный, близко к нему стоять - тяжело.
Вход в заповедник, расположенный в 27 км. от Баку, стоит 5 манат.
Ещё одно священное место зороастрийцев - храм огня Атешгях в Суруханах, на месте аналогичного источника. Однако, с разработкой нефтегазовых промыслов, после открытия завода рядом с храмом, вечный огонь начал угасать, и 6 января 1902 г. потух. Ныне газ подводится к храму искусственно. Зороастрийцы совершают сюда паломничества по сей день. Вход - 4 маната для туристов, но благодаря моему однокласснику, удалось получить билеты по цене для местных, за 2 маната.
Следует отметить, что сувенирчик в виде маленького Фаравахара (окрылённое Солнце в человеческом образе, проводник человека на жизненном пути к единению с Ормуздом, врагом Аримана, см. иллюстрацию в приложениях), на чёрной верёвочке, стоит, если память не изменяет, 15 манат, а Фаравахар чуть побольше - уже 25 манат.
Перевод индуистской надписи Атешгяха из Википедии:
1. Ом, поклонение почитаемому Ганеше (см. иллюстрацию в приложениях).
2-3-4. Благополучие! В эру почитаемого царя Викрамадитьи для почитаемого огня портал построен. Странствующий аскет Канчангир отшельник.
5. Махадевы Котешвары, Рамадаты житель.
6. Восьмой день тёмной половины асоджа 1866 года.
Ещё один Атешгях Азербайджана расположен близ села Ханалыг, но там - приграничная зона, недоступная для туристов.
Пожалуй, одной из главных достопримечательностей Баку является Девичья башня (см. иллюстрацию в приложениях).
Много разных легенд ходит вокруг неё. Например, о том, что шах решил выдать дочь за нелюбимого человека, и та попросила его построить башню. По окончанию строительства башни шах не изменил решения, и девушка бросилась с башни в море, которое подступало в те времена к сооружению вплотную. Есть такой мультфильм на азербайджанском языке. Когда взорвали телебашню, в связи с вводом Горбачёвым войск 20 января 1990 г, в основном его и показывали, после восстановления телевещания, разумеется. Ну или есть легенда о том, что рядом был казнён святой Варфоломей, один из двенадцати апостолов, что может свидетельствовать о том, что башня возведена до Сасанидов.
Весьма вероятной считается гипотеза о том, что Девичья башня когда-то была зороастрийской дахмой - башней молчания, вроде тех, на вершине которых складывали мёртвые тела, чтобы их обклевали стервятники, поскольку в зороастризме труп не должен предаваться огню, либо земле. В Индии сейчас, в связи с сокращением популяций птиц-падальщиков, зороастрийцы используют солнечные рефракторы, для ускорения разложения тел; обсуждаются проекты по разведению при башнях молчания грифов. Окна башни обращены вверх, а не вниз, как должно быть у оборонительного сооружения. Отсутствует связь между первым и остальными этажами (сейчас их соединяет металлическая винтовая лестница). Это значит, что осаждающие легко могли снять временную лестницу и замуровать защитников крепости на верхних этажах. Всё это свидетельствует в пользу религиозного предназначения башни.
Пока мы спорили, стоит ли платить за вход для туристов 15 манат, с нами провёл беседу местный, говоривший по-русски хорошо, но с акцентом. Он утверждал, что вход в башню не стоит таких денег. "Стоит информация, но я возьму за неё дорого". Рассказывал про своё научное исследование в течение полутора лет. Утверждал, что разгадал "сакральный смысл" Девичьей башни. Показывал старое фото, на котором у башни нет двери. Намекал, намекал, намекал, на что - непонятно. Говорил, что тут был храм Солнца, когда его спрашивали про зороастрийцев - переставал соглашаться. Твердил о том, что все мечети в Азербайджане начинают датироваться с XII века, а башня - древнее. И снова ускользал. В итоге пошёл по лестницам башни, из троих, один я. Пытался уловить сакральный смысл, но кроме вопроса о 15 манатах, ничего в себе обнаружить не мог. Там, в башне, были компьютерные презентации, изображавшие башню и созвездия, и свет восходящего Солнца на мониторах последовательно проникал в башню через окна.
Покинув башню, я продолжал размышлять о сакральном смысле и 15 манатах. В какой-то момент, глядя на подобные морским скалам глыбы, из которых башня сложена, я словно вспомнил мёртвую тишину чьей-то жреческой службы, нарушаемую лишь ветром и морским прибоем... Меня окликнули спутники.
Обзор темы зороастризма, родиной которого является Азербайджан, едва ли окажется полным, если не упомянуть связанного с ним Бабека, предводителя хуррамитов, поднявшего антиисламское восстание крестьянской бедноты против власти Халифата и богачей в IX веке. Во время восстания поднимались лозунги всеобщего равенства, равенства владения землёй, отмены налогов и податей. В Азербайджане Бабек - национальный герой. Памятник ему я видел недалеко от границы с Россией, в Худате (см. иллюстрацию в приложениях).
Кстати, цвет знамени хуррамитов был красный и, вероятно, символизировал огонь.
Любовь к огню сохраняется у азербайджанцев в Новруз-байрам. Никогда не забыть мне ночные цветки костров вдоль нашей улицы, через которые прыгают дети (см. иллюстрацию в приложениях).