Немногим известно, что Хаяо Миядзаки, непревзойдённый мастер анимэ, разочаровался в советской власти и потерял веру в коммунизм, который однажды непременно наступит, только с распадом СССР. Многие тогда разочаровались. Марксизмом будущий властитель воображения увлёкся, будучи студентом. Марксистские мотивы можно, например, проследить в такой анимационной работе Хаяо, как "Небесный замок Лапута". Известно, что в этот период режиссёр находился под сильным влиянием поездки в Уэльс в 1985 году, которую он совершил вскоре после периода забастовок британских шахтёров. В интервью 1999 года Миядзаки выражал свое восхищение сообществу шахтёров, боровшихся с целью защиты своих рабочих мест; именно поэтому он хотел, чтобы его герой, юный Пазу, был связан с шахтёрами. Но и в более поздних работах, уже после разочарования, марксистские мотивы продолжают прослеживаться в анимэ маэстро. Критики усматривают пролетарские мотивы в знаменитых "Унесённых призраками", и многорукий дедушка Камадзи, который ест и спит, не покидая рабочего места, представляет собой наиболее яркий пролетарский образ в мультфильме. А в образе маленьких человечков из "Ариэтти из страны лилипутов" критики усматривают судьбы вынужденных мигрировать коренных жителей колонизированных земель. Но отверг ли Миядзаки марксизм полностью?
В интервью 2008 года (после разочарования в СССР) Миядзаки говорил:
"...Я считаю, что компания должна быть общей собственностью людей, которые в ней работают. И это социалистическая идея. В наши дни капитализм в американском стиле стал мейнстримом. Акционеры имеют право голоса и меняют менеджеров, чтобы получить больше прибыли в течение отрезка времени. Помимо этого, они сокращают или реструктурируют штатных сотрудников и увеличивают количество временных, вводят неполный рабочий день. Для них временные работники - это просто что-то одноразовое. С другой стороны, штатные сотрудники также полностью истощены тяжёлым трудом..."
"...Каждый считает, что он или она принадлежат к среднему классу и ослеплены механизмом эксплуатации. Во время послевоенного экономического роста руководителям предприятий тоже приходилось много работать. Из-за дифференцированного налогообложения разрыв в доходах в Японии был небольшим. Так было устроено наше общество, до того, как появились пузыри, поэтому люди не чувствовали реальности эксплуатации. Но все были раздавлены лопнувшим пузырём. Пожизненная занятость и система трудового стажа были отброшены. Были введены показатели эффективности оплаты труда и целевые параметры. На мой взгляд, эти заработки принесут работникам нервные заболевания. Очевидно, что талантливые люди должны выкладываться на работе, не задумываясь о её возмещении. Не работайте за деньги..."
"...Можем ли мы построить демократический социализм? Я полагаю, если это возможно, то только по ту сторону глобализма. В смысле, местное производство, для местного потребления. Волны таких вещей, как медленная трапеза или медленная жизнь, приходят время от времени. Что-то такое. Желания людей должны контролироваться. Идея о том, что человеческие желания могут расти бесконечно, изменится в тот момент, когда люди узнают, что ресурсы Земли конечны..."
"...Если говорить о моём личном отношении, то в 60-е годы я был очень активен в профсоюзе. Я не хочу сказать, что наша деятельность была хорошей, или неправильной. Но лучше было делать хоть что-то, чем не делать ничего, зная, что человек часто ошибается. В последнее время молодые люди создают независимые профсоюзы. Всюду должны подниматься революции...
Таким образом, Миядзаки так и не смог полностью порвать с марксизмом, хотя и разочаровался в советской власти, поверив во всю ту либеральную пропаганду, в которую поверили миллионы вчерашних советских граждан".
Нужно понимать: сейчас нас окружают поколения молодёжи, имевшие в качестве идеала не Алису Селезнёву, а Навсикаю из Долины ветров. Да, Навсикая была снята ещё тогда, когда Миядзаки верил в СССР. Является ли Навсикая, девочка, которая должна спасти мир, воплощающая у Миядзаки силы разума и прогресса, "реинкарнацией" советской Алисы? Трудно сказать. По крайней мере, известно, что Миядзаки был вдохновлён советской и американской мультипликацией и пытался найти третий путь. Если вы изучите творчество Миядзаки и присмотритесь к нынешней молодёжи, вы увидите, как многие из них пытаются подражать его героям, будучи воспитанными на этих идеалах.
В этом - трагическая ирония судьбы: когда русские предают идеалы, их дети продолжают тянуться к настоящему, интуитивно по-прежнему доверяя социалистам, пусть японским, пусть разочаровавшимся в СССР, но имеющим честность с собой, чтобы отрицать капитализм.