Аннотация: О проблеме индивидуального транспорта в краю родных берёзок..
Имеется проблема - ИТС (индивидуальное транспортное средство) необходимо. При этом, оно должно быть достаточно дешёвым, лёгким (способным к переноске одним человеком на длительные расстояния) и обеспечивать безопасность пердвижения не меньшую, чем у существующих средств.
Соберём все требования в кучку:
Вес не более 25 кг, максимум 30 - для переноски в рюкзаке.
Запас хода на одной заправке или подзарядке - не менее 10 км - это удвоеное среднее расстояние в России, проходимое или проезжаемое (на короткие расстояния) человеком за день. Конечно, многие ездят и на НОТ (наземном общественном транспорте) и на метро на значительно большие расстояния, но наше ИТС должно заменять как раз ноги!
Безопасность: средстов должно быть безпаснее мотоцикла или скутера (одних из самых опасных ИТС) и не менее безопасно, чем роликовые коньки.
Тип:
Велосипед не подходит главным образом по причине размеров, делающих невозможной его каждодневное использование. Про погоду пока умолчим - ведь все мы ходим по улице в холода, почему бы не ездить? А нет, не получается. Велосипед бы смог стать настоящим ИТС, если бы был ..одноколёсным. Сели и поехали. К ожалению, вестибулярный аппарат человека очень плохо держит равновесие на одном колесе. Устойчивости на одноколёснике достигаю только циркачи на арене.
Сегвэй: В нём сочитаются недостатки велосипеда (его вес и габариты) - сегвэй огромен и тяжел, я был поражён им, увиденным в первый раз. Конечно, ни о каком ежедневном его использовании и речи не идёт. К тому же, его огромная стоимость (из-за широскопической системы удержания равновесия) не оставляет ему шансов стать популярным даже в США.
Прыг-палка: казалось бы, сочетает малый вес со скоростью передвжения и дешевизной. Но, освободив голову от шелухи бреда автора этого изобретения, можно понять, что ездить на прыг-палке столь же безопасно, как прыгать с крыши.
Как вообще можно считать это безопасным транспортом? Некоторые исследователи, от небольшого ума, критикуют это чудо, говоря, что "возникнут несколько трещин в позвоночнике" у пассажира, и это, мол, опасно!
Конечно, опасно! Но трещина возникнет только одна, под названием "перелом", одна на весь позвоночник. И при первом же использовании.
Поясню: есть такая вещь, как закон сохранения энергии. Она говорит нам, что накопленную энергию, в нашем случае кинетическую (неважно, при взлёте или при приземлении) набо будет поглотить (первести в тепло). Насчёт взлёта ещё что-то можно придумать (стартовать с подготовленной площадки), то с посадкой всё сложнее. При постулированной автором возможности прыжков на данном ИТС с самолёта, использование прыгпалки подразумевает при вертикальном падении погашение вертикальной скорости порядка 400км/ч.
Про горизонтальную скорость пока умолчим - при касании земли даже на 60-80 км/ч возникает сильоен "переламывающее" усилие. Для проверки оного предлагаю провести всем известный эксперимент - уронить лом в унитаз поезда на указанной скорости (это шутка, не делаете так). Вы увидите, что случится с ломом, полом вагона, унитазом... А теперь представть вместо лома себя.
Итак, с горизонтальноё скоростью мы разобрались.
С вертикальной всё ещё хуже, т.к. она ещё больше. Автором прыгпалки постулируется (без единой формулы) некое мгновенное поглощение энергии нижней частью прыг-палки при ВСТРЕЧНОМ ударе в землю при касании. При этом черезвычайно быстром касании, якобы, грунт, прыг-палка, позвоночник (ис)пытуемого действуют как абсолютно твёрдое тело, НЕ УСПЕВАЮЩЕЕ деформироваться за время поглощения энергии. Непонятно, почему вдруг при очень быстром воздействии не произойдёт разрушения этого тела. Примеры очень быстрых воздействий прочных тел на мерее прочные можно очень легко найти на очень известном сайте с видео-роликами. Это всевозможные замедленные съёмки пробития пулей колоды карт, яйца, бутылки с водой (что довольно близко по плотности к человеческому телу). Результат таких воздействий всегда один - страдает более слабый объект. Хотя установившаяся вертикальная скорость при вертикальном же падении примерно вдвое меньше средней скорости средней пули (всего-то!), масса (и, соответсвенно, накопленная энергия) будут сопоставимыми. И эту энергию надо рассеять, поглотить! Рассеиваться и поглощаться энергия будет в основном, в самом некрепком объекте - в человеческом позвоночнике.
Результат бед весьма слаобо отличаться от падения на бетон с указнной скорость, т.е. лепёшка. Действительно, при таких скоростях работает "нерасширяемость" веществ, участвующих в соударении. Например, пуля просто "испаряет" часть колоды карт, но всё же расталкивает воду. Главным нерасширившимся объектом будут земля (бетон, в землю прыг-палка с человеком уйдёт наполовину) и прыг-палка. А главным бурдюком с водой - человек. Вот на его разрыв по линиям воздействия энергия и затратится.
Что же касается проектирования ИТС, то до изобретения какой-нибудь тирьямпампации на эту роль претендует давно уже изобретённое одноколёсное УТС "Solowheel" или же обувь на колёсиках "spnKiX". У них, помимо безопасности, присуствует мощная система управления, чего даже в намёках нет у прыг-палки (и без чего она вообще невозможна в принципе, т.е. не взлетит).
В заключение вспомню о якобы защищённом по прыг-палке дипломе. Мне очень жаль, что по улице, без намордника будут ходить такие инженеры. Остаётся только надеяться, что они найдут себя в продажах веников и гвоздей (к продажам сотовых телефонов я бы их не допустил). Хорошо, что это был не архитектор, защитивший свой диплом на теме по архитектуре Хогвартса (есть уже и такие).