Аннотация: Четыре женщины против одного мужчины, который никак не хочет жениться. Ну что, убить его за это?! А почему бы и нет!
Евгений Таганов
НЕВЕСТЫ
Драма в двух действиях
Действующие лица:
НИКОНОВ
СВЕТА
КИРИЛЛОВНА
ЛАРА
НАСТЯ
ТЕТЯ ВЕРА
АРТУР
ПОРТНЯГИН
СЕРГАЧЕВ
ПОМОЩНИК АРТУРА
ОФИЦИАНТКА
ГОЛОС СЕКРЕТАРШИ
ПРОЛОГ
На авансцену выходит ПОРТНЯГИН.
ПОРТНЯГИН. Подумать только, прошел уже год, как исчез Илья. Ищет полиция, ищут пожарные. А ведь разгадка вот она - на поверхности. Его просто элементарно замочили. Одна из его любимых женщин. Вот только которая?.. Мотив тоже не блещет оригинальностью. Обещал жениться и не женился. Вернее дамочки так думают. Ведь Илья ничего им этого не обещал. Ну не обещал и все тут! Ведь существуют убежденные холостяки или просто бабники, разве за это надо убивать?.. Итак, которая именно из четырех?..
Через сцену проходит НАСТЯ, не обращая внимания на ПОРТНЯГИНА.
ПОРТНЯГИН. Настя, но ведь это же не ты? Сидела в своей Камышинке, как тургеневская девушка. Раз в год ждала приезда на две недели своего принца. А потом что случилось? Какого рожна ты поперлась к принцу в Москву? И надо тебе это было?..
НАСТЯ неожиданно дотрагивается пальцем до носа ПОРТНЯГИНА и убегает.
ПОРТНЯГИН. Да отстань ты!
Через сцену проходит ЛАРА, игнорируя ПОРТНЯГИНА.
ПОРТНЯГИН. А ты Лара, вообще мужняя жена, чего тебе надо было от Ильи? Любовного похождения захотелось? Скучно жить без приключений? Захотела, чтобы муж как следует приревновал?.. Или обидно стало, что у тебя с Ильей даже до койки дело не дошло?..
ЛАРА взъерошивает ПОРТНЯГИНУ прическу и полная достоинства удаляется.
ПОРТНЯГИН. Уймись, сказал!
Через сцену проходит КИРИЛЛОВНА.
ПОРТНЯГИН. Ну, а вы, Надежда Кирилловна, мать двоих очаровательных деток, вам что, тоже за решетку захотелось? Или Илья недостаточно вам платил? Или задумали сорвать в последний момент свой Джек-пот?..
КИРИЛЛОВНА вскидывает руки, словно хочет вцепиться ПОРТНЯГИНУ
ногтями в лицо.
ПОРТНЯГИН. О, Господи!.. Мать двоих детей называется. Фурия!
КИРИЛЛОВНА делает вид, что возвращается.
ПОРТНЯГИН. Нет, нет, это я не в твой адрес!
Через сцену проходит СВЕТА.
ПОРТНЯГИН. Света, а на тебя я грешу больше чем на них. Быть самой приближенной к телу и этого тела до конца не иметь, наверно, в самом деле западло. Ты же супер-пупер бизнес-вумен, тебе-то эти брачные вериги были зачем?
СВЕТА набрасывает на голову ПОРТНЯГИНА платок из прозрачной кисеи и уходит.
ПОРТНЯГИН. Фу, что за мерзость эти французские духи!.. Теперь вы понимаете, почему эти дамочки только свидетели, а никак не обвиняемые?
ПОРТНЯГИН не знает куда деть кисейный платок: то в карман, то за пояс, наконец, просто в мусорное ведро. Затем, оглядываясь в сторону ушедших дам, уходит.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Сцена первая
Квартира Насти. НАСТЯ взволнованно ходит по комнате,
ТЕТЯ ВЕРА за столиком пьет чай с пирожками.
ТЕТЯ ВЕРА. А вкусные у тебя, Настя, пирожки получились. Покойница-мать была бы довольна. Да сядь ты наконец!
НАСТЯ. Нет, нет и нет. Это вам, тетя Вера, все кажется таким простым. На самом деле, все по-другому.
ТЕТЯ ВЕРА. Чем же по-другому?
НАСТЯ. Я хорошо знаю Илью. Он совсем не такой, как кажется.
ТЕТЯ ВЕРА. Вредный тип этот твой Илья, больше ничего. Столько лет крутить девке голову.
НАСТЯ. Он вовсе не крутит.
ТЕТЯ ВЕРА. Ну а зачем деньги тогда присылает?
НАСТЯ. Ну он же знает, что я пока без работы. Вот устроюсь на хорошее место...
ТЕТЯ ВЕРА. И что? Прекратит тогда присылать деньги?
НАСТЯ. Ну тетя Вера. Вечно вы все так грубо ставите на землю.
ТЕТЯ ВЕРА. Скажи, Настя, он женится на тебе?
НАСТЯ. Не знаю. Нет, наверное.
ТЕТЯ ВЕРА. Что он сам говорит об этом?
НАСТЯ. Он вообще ни на ком не хочет жениться. У них там, в Москве, это не принято.
ТЕТЯ ВЕРА. По всему миру это принято, а в Москве нет. Держите меня! Он что в пятьдесят лет собирается детей заводить?
НАСТЯ. Ну, тетя Вера, ну что вы так мучаете меня! Я ему не пара.
ТЕТЯ ВЕРА. Здесь, в Камышинке пара, а там - нет.
НАСТЯ. Ну посмотрите на меня. Разве я похожа на жену московского бизнесмена?
ТЕТЯ ВЕРА. Да, прости, я совсем не заметила, что у тебя три руки и четыре ноги - все будут оглядываться. А чего тогда сюда приезжает и тут любовь с тобой крутит, если не пара.
НАСТЯ. Здесь он душой отдыхает.
ТЕТЯ ВЕРА. Я бы сказала, чем он отдыхает.
НАСТЯ. Здесь его родина. Здесь он хочет построить свое ранчо.
ТЕТЯ ВЕРА. Ранчо. Вот придумали. Нет, чтобы сказать поместье, обязательно ранчо. Что он будет делать на этом ранчо? Арбузы выращивать?
НАСТЯ. Не арбузы.
ТЕТЯ ВЕРА. А что?
НАСТЯ. Илья мечтает выращивать лес.
ТЕТЯ ВЕРА. Как это?
НАСТЯ. Разведет большой лесопитомник и будет из него высаживать сосны и дубы по всей округе.
ТЕТЯ ВЕРА. А кто ему за это заплатит?
НАСТЯ. А никто. В том-то и дело. Ведь раньше, сто лет назад здесь кругом были леса. А сейчас голая степь.
ТЕТЯ ВЕРА. Теперь я понимаю, на что ты рассчитываешь. Быть управительницей на этом ранчо. Только не выйдет по-твоему. Он привезет сюда другую хозяйку, а твой номер, как выражается мой сын, будет шестнадцатым.
НАСТЯ. Не привезет.
ТЕТЯ ВЕРА. Ты так уверена?
НАСТЯ. Или привезет на время. Ни одна москвичка не согласится здесь жить в нашу жару и сушь.
ТЕТЯ ВЕРА. А под боком Волга, пляжи, яхты. Не все, но кое-кто и клюнет. Они же там, в столице все повернутые на здоровой экологии. Вот такую повернутую и привезет.
НАСТЯ. Может, он вообще ни с кем не захочет. Его любимый герой Робинзон Крузо. Говорит, что когда люди молчат, их еще выносить можно, а когда они начинают говорить, то у него через час уже голова от них раскалывается.
ТЕТЯ ВЕРА. Ну ты и кавалера себе нашла!
НАСТЯ. Когда мы вдвоем, он успокаивается. Я ведь обычно молчу.
ТЕТЯ ВЕРА. Да, сегодня ты чего-то разговорилась не на шутку.
НАСТЯ. Мне ужасно нравится с ним молчать. Слушать его не ушами, а всей душой. Самое удивительное, я почти всегда угадываю любое его желание. И он это ценит. Говорит, что я лучший в мире терапевт от всех проблем.
ТЕТЯ ВЕРА. А в Москву все-таки тебя взять не хочет.
НАСТЯ. Там у него другая жизнь, сплошное напряжение, не то, что здесь.
ТЕТЯ ВЕРА. И в терапевтах у него другая.
НАСТЯ. Может и другая. Но я ни капельки не ревную.
ТЕТЯ ВЕРА. Так уж и ни капельки?
НАСТЯ. Ну может, самую малость. Разве когда человек все время в напряжении и в состоянии стресса, у него может быть любовь?
ТЕТЯ ВЕРА. А нет ли тут элементарного шкурного интереса с его стороны?
НАСТЯ. Какого еще шкурного интереса?
ТЕТЯ ВЕРА. Что если он на тебе женится, то ты будешь претендовать на часть его собственности. И в случае развода...
НАСТЯ. Ну тетя Вера, что вы такое говорите!..
ТЕТЯ ВЕРА. А ты предложи ему заключить брачный договор и посмотришь, как он прореагирует.
НАСТЯ. Как вам только такое в голову приходит!..
ТЕТЯ ВЕРА. Вот что, девочка, давай собирайся и езжай в Москву.
НАСТЯ. Зачем?
ТЕТЯ ВЕРА. Адрес знаешь, ну и езжай.
НАСТЯ. Что я ему скажу?
ТЕТЯ ВЕРА. Для начала попросишь, чтобы устроил тебя на работу в Москве, а там видно будет.
НАСТЯ. Мне в Москве от этой их беготни всегда плохо становится.
ТЕТЯ ВЕРА. Ничего, потерпишь.
НАСТЯ. Он поймет, что я к нему приехала.
ТЕТЯ ВЕРА. И правильно поймет. А ты что хочешь, чтобы он думал, что ты здесь, в Камышинке, за его деньги с кем-то другим любовь крутишь?
НАСТЯ. Я боюсь, тетя Вера. Так у меня хоть какая-то надежда есть, а так не будет никакой.
ТЕТЯ ВЕРА. Эх, Настя, Настя! Ни один человек на свете не имеет права заедать жизнь другого человека. Еще пять лет, и ты уже не сможешь родить ребенка. Кто ты ему? Гражданская жена на время летнего отпуска. Так продолжаться вечно не может. Поймешь, что ничего не будет, не страшно - вернешься на историческую родину. Тогда за твое будущее я возьмусь сама. Бизнесмена не обещаю, но к какому-нибудь пьянице-трактористу точно пристрою.
Сцена вторая
Квартира Никонова. КИРИЛЛОВНА пылесосит пол. Выключает пылесос, садится по-барски в кресло, положив ноги на журнальный столик, берет в руки высокий стакан с винным коктейлем, украшенным экзотическим фруктом и пьет его с полным кайфом через соломинку. Входит СВЕТА. КИРИЛЛОВНА испуганно вскакивает с кресла.
КИРИЛЛОВНА. Господи, Света! Как ты меня напугала! Тебе бы шпионкой работать. Крадешься, как не знаю что!
СВЕТА. Кот за двери - мыши в пляс. Да уж пей свой коктейль. Зря только ты "Хенесси" другими добавками портишь. Его надо пить отдельно. Надеюсь, ты потом в коньяк "Зубровки" не добавляешь. Я за своим айподом. (Выходит в другую комнату.)
КИРИЛЛОВНА. И все-то она заметит и прокомментирует! Только удовольствие испортила. (Допивает свой коктейль.)
СВЕТА входит с айподом и целой горстью лекарственных упаковок.
СВЕТА (показывает лекарства). А что это такое? Полхолодильника странных лекарств. У Ильи раньше ничего не было кроме просроченного анальгина.
КИРИЛЛОВНА. Мои это лекарства, мои. В холодильник положила, а забрать забыла.
СВЕТА. А вот какая-то упаковка вскрыта и половины пилюль не хватает. "Альфадизион". Это от чего?
КИРИЛЛОВНА. Стану я тебе рассказывать про свои болячки.
СВЕТА. А мы сейчас проверим, что это за "Альфадизион". (Присаживается, открывает свой планшет и быстро набирает слово для поиска.)
КИРИЛЛОВНА. Ты в свой офис не опоздаешь?
СВЕТА. Тихо! (Пауза.) Оп-ля! "Снижает гормональную активность". Кирилловна, что за дела, тебе нужно снижать гормональную активность? Ай, да мать двоих детей!
КИРИЛЛОВНА. В Америке за такое вторжение в мою личную жизнь я бы тебя уже засудила.
СВЕТА. Ладно, Илья ничего не узнает. Кстати, вчера я заметила в ванной чужие кремы. Не твои ли?
КИРИЛЛОВНА. Мне тоже иногда руки и лицо чем-то надо мазать.
СВЕТА. В Америке за такую вольность прислугу уже давно бы уволили. Или, может, ты считаешь себя не совсем прислугой?
КИРИЛЛОВНА. Ты как в воду глядишь. Илья сегодня с утра сказал, что мне лучше начинать искать себе новую работу. И мои кремы тут не причем.
СВЕТА. Это как понимать?
КИРИЛЛОВНА. Наверно, ты ему подала идею, что сама можешь убирать его пятикомнатную берлогу.
СВЕТА. Ты шутишь или правду говоришь?
КИРИЛЛОВНА. Про твою идею или увольнение?
СВЕТА. Но ты ведь спросила его: как и почему?
КИРИЛЛОВНА. Ну а как ты думаешь?
СВЕТА. Кирилловна, не надо со мной так разговаривать. Я тебе не подруга какая-нибудь.
КИРИЛЛОВНА. Сказал, что у него скоро возможны большие перемены.
СВЕТА. И какие же?
КИРИЛЛОВНА. Ты его ночная кукушка, не я. Кому и знать как не тебе.
СВЕТА. Думаешь?.. А он при этом улыбался или как?.. Ну говори же!
КИРИЛЛОВНА. Чего ему улыбаться? Нет, не улыбался. Я думаю, эти перемены не касаются изменения его семейного положения.
СВЕТА. А ты и рада, да? Кирилловна, почему ты меня так ненавидишь?
КИРИЛЛОВНА. Потому что у меня в ушах уже навязло, как ты раз в неделю обязательно говоришь Илье, что замужем за своей работой и что он тебе нужен только в качестве периодической сексуальной разрядки.
СВЕТА. Ты подслушивала?
КИРИЛЛОВНА. Да как не услышать, если ты это долдонишь все снова и снова. Хочешь, чтобы в нем проснулся спортивный интерес полностью завоевать тебя? Ради Бога!
СВЕТА. О каких еще моих преступлениях ты Илье ненароком говоришь?
КИРИЛЛОВНА. Вот еще, очень мне надо на тебя злопыхать. Ты сама все время и так подставляешься.
СВЕТА. В чем я по-твоему подставляюсь? Конкретнее?
КИРИЛЛОВНА. Ты перестала быть его радостью. Я ведь помню, какой ты была два года назад: веселой, оптимистичной, во всем покладистой, ничего не брала до головы. А теперь ты все нагружаешь и нагружаешь его негативом. Классной была идея встречаться с Ильей только три раза в неделю, чтобы остальное время он чувствовал себя холостяком. А потом ты выпросила себе четвертый день и вообще под разными предлогами стала вторгаться в его "холостяцкие дни".
СВЕТА. Я не помню, чтобы он возражал против этого.
КИРИЛЛОВНА. Он ничего не будет возражать и против того, если ты окончательно поселишься здесь. Просто сам поменяет адрес. Ты в курсе, что у них на фирме есть специальная съемная квартира, куда все начальники время от времени сбегают отдохнуть от своего семейного счастья? Выписывают себе питерские командировки, а сами зависают там... Эй, ты что, действительно не знала?
СВЕТА. В том месяце он на пять дней уезжал в Питер. Значит, не было никакого Питера. А еще так красочно описывал Эрмитаж!
КИРИЛЛОВНА. Извини за мой длинный язык.
СВЕТА. А скажи, дорогая Кирилловна, как это так случилось, что в твоем паспорте тебе тридцать семь лет, а Илье ты сказала, что сорок два?
КИРИЛЛОВНА. Ты что заглядывала в мой паспорт?
СВЕТА. Ну так как?
КИРИЛЛОВНА. Просто когда Илья спросил меня про возраст, я решила пошутить и добавила себе пять лет. Он только что держал в руках мой паспорт, я думала, он тут же меня поправит с моим возрастом, а он просто не посмотрел на дату рождения, а потом уже было неловко самой поправлять свою шутку.
Сцена третья
Офис Никонова. НИКОНОВ и ПОРТНЯГИН.
ПОРТНЯГИН. Обрадовал ты меня, Илья, ничего не скажешь. Только как следует на крыло стали, а ты в кусты. Что тебя не устраивает?
НИКОНОВ. Да все меня устраивает.
ПОРТНЯГИН. Это что: кризис среднего возраста тебя накрыл?
НИКОНОВ. Пускай будет так.
ПОРТНЯГИН. Ну давай, давай, выкладывай.
НИКОНОВ. Я же тебе, Вадим, рассказывал. Помнишь, в сауне на твоей даче?
ПОРТНЯГИН. Я думал, ты шутишь.
НИКОНОВ. Каждый день мне грезится берег Волги, глухой профильный забор в чистом поле вокруг моих десяти гектаров, и овраг с родником, что бежит к небольшому прудику. Знаешь, чем я последнее время занимаюсь? Рисую свой будущий трехкомнатный домик, который я запрячу посреди оврага, и сам овраг в виде маленького террасного дендрария. Чтобы на поверхности даже человеческого духа видно не было.
ПОРТНЯГИН. Ну одно лето ты там высидишь, а дальше?
НИКОНОВ. Зимой там еще лучше. Ветрище, снег по пояс, а я у камина. Ты не представляешь, какой это кайф, даже только представить.
ПОРТНЯГИН. У меня на даче тоже камин есть. Знаешь, сколько раз я его за семь лет зажигал? Два с половиной, не больше. А кроме камина ты там что будешь делать?
НИКОНОВ. На земле всегда есть что делать...
ПОРТНЯГИН. ...сказал диванный фермер.
НИКОНОВ. Ты прав, большого толка от этой моей крестьянской жизни явно не получится. Просто мне хочется успеть прожить еще другую какую-то жизнь, причем, не в старости, а в действующем возрасте.
ПОРТНЯГИН. Тебе же так раньше нравилась Москва.
НИКОНОВ. В двадцать и тридцать лет она, конечно, бодрит. Но когда на пятый десяток переходит, как-то поспокойнее чего-то хочется.
ПОРТНЯГИН. Так купи себе виллу в Греции или Черногории. Все лучше, чем рядом с нашими отечественными каннибалами.
НИКОНОВ. Ты кажется не услышал, что я сказал? Здесь я уже достиг своего потолка. Каждый новый год это лишь бухгалтерское накопление одного и того же. Помнишь, в романах Диккенса английские джентльмены, энергично поработав в Индии и Африке, возвращаются в Англию и с чувством исполненного долга доживают со всеми доступными удовольствиями свой век. Вот и я, поработав в этой африканской Москве, хочу вернуться на свою малую родину.
ПОРТНЯГИН. Сравнил русский медвежий угол с Лондоном. Если тебя здесь Москва напрягает, как же вздрючит заволжская пустынь!
НИКОНОВ. Я и сам этого боюсь.
ПОРТНЯГИН. Ага, боишься. Только учти, выпадешь на год-два из нашей офисной гонки и потом вернуться назад уже не получится.
НИКОНОВ. И это знаю.
ПОРТНЯГИН. И что же?
НИКОНОВ. Знаешь, в чем заключается великая загадка русского человека? Она из пяти слов: "Ты моему нраву не прикословь". Причем, это касается не только таких вздорных мужиков как я. Даже самая субтильная правильная девица, когда-нибудь возьмет и отколет такое-этакое и никто, в общем-то, сильно удивляться этому не будет. Потому что все мы про себя знаем, что тоже на такое способны. Так что и ты не удивляйся и вали из моего кабинета. А то до твоего вечернего ресторана мне еще кучу файлов просмотреть надо.
ПОРТНЯГИН. А как ты технически собираешься это сделать?
НИКОНОВ. Выехать туда сперва в отпуск. Все найти, купить, а вам прислать телеграмму об отставке.
ПОРТНЯГИН. А твоя Света, она согласна?
НИКОНОВ. И слышать об этом не хочет. Только Москва, ничего кроме Москвы. У ее родителей есть шикарный дом на Истре. Так ее даже туда не загонишь. А ты говоришь, голая степь.
ПОРТНЯГИН. Ты думаешь, фирма тебя просто так отпустит?
НИКОНОВ. Ты займешь мое место, тебе же лучше.
ПОРТНЯГИН. Все равно так как у тебя у меня заключать сделки получаться не будет и все это знают.
Звонок внутреннего телефона.
ГОЛОС СЕКРЕТАРШИ. Илья Петрович, к вам посетительница.
ПОРТНЯГИН. Ты хоть до весны со своей отставкой повремени.
НИКОНОВ. Посмотрим, не обещаю. Ты только пока об этом никому.
Входит СВЕТА.
СВЕТА. Привет, Портнягин. С днем рождения тебя!
ПОРТНЯГИН. Не, не, не! Все поздравления только вечером, в ресторации, а то расплескаешь заранее, мне обидно будет. (Целует ее в щеку и выходит.)
СВЕТА. Я пришла, чтобы окончательно с тобой расстаться.
НИКОНОВ. Ну да. "Я проскакала триста миль, чтобы сказать тебе, как ты мне безразличен".
СВЕТА. Просто захотела в последний раз посмотреть тебе в глаза.
НИКОНОВ. Надо добавлять: в мои подлые бессовестные глаза.
СВЕТА. Зачем ты мне плел про замечательный Эрмитаж, про кондитерские Невского, если ты просто тупо сидел на съемной квартире фирмы и крутил там секс с девушками по вызову.
НИКОНОВ. Спасибо за доверие к моим гусарским способностям, но чего не было - того не было. Сама знаешь, что кролик из меня уже давно не тот.
СВЕТА. Скажи, ну вот зачем ты все время лжешь? Тебе что это в удовольствие, приносит моральное удовлетворение? Или как?
НИКОНОВ. Света ибн Александровна, давай не сейчас и не здесь.
СВЕТА. Все, Никонов, все, поезд ушел. Нужен был последний грамм твоего пакостного поведения и ты его сделал.
НИКОНОВ. Про последний грамм это хорошо. Наши разборки, похоже, пора размещать на Фейсбуке, получим сто миллионов тысяч лайков.
СВЕТА. Ключи я отдам попозже, надо забрать из твоей квартиры мои вещи, или оставить их для будущей твоей пассии?
НИКОНОВ. Было бы неплохо.
СВЕТА. Значит, оставить?
НИКОНОВ. Ты сама предложила... Ключи. (Протягивает руку.)
СВЕТА протягивает ему связку ключей, но в последний момент забирает их обратно.
СВЕТА. Мне эти вещи дороги как память о самом идиотском моем романе.
НИКОНОВ. Значит, к Портнягину в ресторацию ты сегодня не едешь? Может, есть смысл окончательно расстаться уже после его дня варенья?
СВЕТА. Какая же ты, Никонов, все же сволочь! (Уходит.)