Лоухи Виктория : другие произведения.

Ритуал в стабильном восприятии мира личностью и обществом

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Организованные религиозные ритуалы определённо дают психологическую защиту, помогают понять цикличность мира живой и неживой природы, образуют связь поколений. Они помогают стабилизироваться как обществу, совершающему ритуал, так и отдельной личности.

  Вся жизнь на планете Земля пронизана циклами, с циклами же связана и реализация ритуала в широком его понимании. Ритуал и ритуальное поведение имеют общие корни в психологии человека. Они переплетаются в том, что заложено в человеке эволюционно, в том, что есть в нём изначально. Это особая связь с прошлым и дорожка к будущему.
  Ритуалы первобытного человека отрабатывались как особая форма связи с неживой и живой природой, с окружающим миром и между людьми первобытных общин. Ритуал соединял умерших с живым, соединял личности внутри группы сородичей. Ритуал создавал особую атмосферу, приготавливал человека к следующему дню. Он сообщал о том, что человек, совершающий его, жив, продолжает существовать. И после совершения ритуала будет жить. Цикл продолжится вновь.
  Участник ритуального действа получает уверенность, что будет существовать и дальше. И даже на каком-то глубоком языческом мироощущении после физической смерти будет передаваться в ритуале часть его самого его потомкам.
  Исторически ритуалы служили к разным целям, но основа ритуала в том, что он, так или иначе, даёт человеку уверенность. Так же сам по себе он даёт своего рода психологическую помощь и спасает человека от внутренних страхов. Ритуал это связь. Как и весь мир, связанный в определенных структурах, которые понятны человеку, ритуал связывает его духовное существо с духовным пространством жизни. Это и своего рода рамки, которые охраняют внутреннее содержание человека, его психику от вещей, которые ему непонятны. Смерть и другие явления, которые его пугают, становятся более понятными и привычными через ритуал.
  Если мы обратим внимание на людей, которые имеют какие-то психические отклонения или психологические проблемы, то часто можем отметить, что для них ритуал, как повторяющиеся действия изо дня в день, это своеобразный механизм, который оберегает их от каких-то страхов или каких-то комплексов, например. И поэтому люди могут начать неосознанно создавать какого-то рода ритуалы: начиная от ритуала утреннего кофе вплоть до сложных ритуалов, которые будут непонятны другим людям.
  Простым примером может являться человек, который обязательно встаёт в определённое время, одевает только определённые тапочки. И эта обувь будет давать ему уверенность в том, что это повториться вновь. Простые тапочки в ежедневном ритуале будут определять некое равновесие в этой жизни.
  Конечно же, ритуал может проявлять себя совершенно на разных уровнях и в различных сферах жизни человека. Может быть он организован различными структурами и институтами, а может быть неосознанно принят человеком в свою жизнь. Ритуал может зародиться в одном человеке, или принят им извне, или даже передан по наследству. Ритуалы совершаются в религиозных организациях, имеются они в другой среде. Могут это быть ритуалы на рабочем месте, своеобразные профессиональные ритуалы, такие, какие есть у спортсменов. У каждого человека есть семейные ритуалы, праздники, закрепленные правила в семье ритуального характера.
  Эти действия совершаются постоянно, циклично или с определённой частотой, возможно спонтанно. На сознательном и несознательном уровне они совершаются, чтобы определённого уровня структура (семья, коллектив, религиозная организация) имели связь и уверенность в том, что деятельность этой структуры будет продолжаться.
  Это происходило в прошлом, это происходит сейчас и будет происходить завтра. Так же проявляется и своего рода психологический "цемент", который сдерживает элементы этой структуры вместе. Ритуал соединяет личности, среду, как когда-то в первобытном обществе с нематериальными образами и представлениями общества.
  Ритуал имеет широкое применение человеком, но имеет определённые функции. Важной функцией является функция связи, которая уже отмечалась выше. Может это быть связь и с прошлыми поколениями. Так же закрепление ритуала в настоящем даёт возможность передать через этот ритуал себя в будущее, будущим поколениям. Примером может быть ритуальная работа для расположения к себе богов (на уровне языческого понимания), которое через ритуал будет получено и для следующих поколений. Верования, усложняясь в своей структуре, закрепляют в себе какие-то ритуалы и стабилизируют свою структуру через эти ритуалы. Таким же образом через ритуалы и культурные обряды стабилизируются целые народы. Через ритуал скрепляются в целое члены тайных сообществ, например, через ритуальную жертву.
  Ритуалы сопровождают нас всю нашу жизнь: от рождения до смерти. И если настойчиво поискать, то свой ритуал найдётся даже у скептика, читающего эту заметку. А вот для людей с актуальной проблемой на данном этапе жизненного пути ритуал становится очень важным. Например, человек с навязчивым состоянием не просто так должен сходить в определённое время в определённое место, помыть руки, взять что-то в руку перед тем, чтобы кому-то позвонить. Можно для иллюстрации представить человека, который должен взять свой талисман в руку и что-то произнести вслух прежде, чем отправиться в путешествие. Ну а кому-то, возможно, нужно сходить и поклониться определённому идолу. Это и есть естественный механизм психологической самозащиты против каких-то неблагоприятных процессов или страхов, которые имеются в психике этого человека. Даже сами психиатры и психологи могут рекомендовать какие-то ритуальные действия, которые будут того или иного человека от чего-то оберегать. Приведу пример, людям склонным к каким-то вредным привычкам врач может порекомендовать носить в кармане аметист, который будет напоминать хозяину о реальности его алкоголизма, например. Толстушка, прежде чем заглянуть в холодильник, могла бы посмотреть на фото супермодели. Отчего не полезный ритуал?
  Семейный праздник или встреча тоже может иметь оттенок ритуала. И будучи среди сородичей на празднике человек не только связывается с ними, но и ощущает, что он защищён. Зажгли вместе огонь и посидели у костра, спели любимую песню. Вот это будет благоприятно влиять на состояние психики всех участников этого действа. По такой причине и естественно сложились языческие родовые праздники, ведь есть божок, оберегающий данную семью. На праздник может приехать весь род, братья, жёны братьев, дети. Люди могут собраться у какого-то места и принести жертву богам, например, пойманных животных. Участники ритуала так вместе задабривают какого-то божка. Этот ритуал соединяет все поколения, которые пришли на праздник, в единое целое. Он объединяет прошлое, настоящее и будущее, даёт защиту всем участникам действа. Члены общества охраняются этим обществом и общими богами, представлениями, которые соединяют всю эту группу, собравшуюся в определённое время в определённом месте. Это связь элементов целой структуры проецируются на внутренний мир участника, на его психику, на его внутреннее содержание, на все элементы структуры его личности. Ритуал так же помогает ему призвать удачу и отогнать зло.
  Организованные религиозные ритуалы определённо дают психологическую защиту, помогают понять цикличность мира живой и неживой природы, образуют связь поколений. Они помогают стабилизироваться как обществу, совершающему ритуал, так и отдельной личности.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"