Тема революции запретна в Узбекистане. И дело не только в том, что нынешним режимом критически оценивается Великая Октябрьская социалистическая революция, которая позволила на свет появится в Центральной Азии наряду с другими республике, получившей название Узбекистан, а также стала фактором слома старых патриархальных порядков и прогресса для общественных отношений, но и в том, что одним из принципов узбекской модели стало отрицание "революционных путей развития" (провозглашался эволюционный, поэтапный подход). Номинально считавшийся продолжатель дела Маркса и Ленина в 1980-х годах бывший первый коммунист Узбекистана Ислам Каримов резко изменил свою ориентацию после распада СССР и пытался одновременно заменить революционные теории своими узкими и однобокими схемами, которые изложил в 19-ти томах и создавал в тиши кабинетов, при прохладе кондиционеров и вежливом обслуживании секретарей и референтов.
Теории Каримова не имели и не имеют жизненной силы. Потому что они написаны не для народа, а всего лишь для собственной власти, укрепления собственного "я". Подгоняя историю, политику и законы под свое мировоззрение и свой статус, глава государства при поддержке официозной прессы и воспевающих подхалимов из чиновничьей среды пытается слепить из себя образ такого героя, который думает только о стране и обществе. Но 20-летнее правление продемонстрировало обратное, И.Каримов - это диктатор, узурпатор, вор и убийца. И в памяти народа он останется тем, кто душил свободу, бросал в тюрьмы инакомыслящих, убивал богобоязненных, репрессировал журналистов, ученых, политиков, тот, кто расстрелял сотни недовольных ситуацией в Андижане. Он - типичный чиновник с мелкой душенкой жулика и воришки. И очень страшно, когда такой стоит у власти и вершит правосудие. И, естественно, запускает руку в государственный карман.
И даже если он носил в кармане билет члена КПСС, он не был коммунистом, ибо при первом же случае предал партию, и никогда не верил в революции, в свободу, справедливость и милосердие, потому что они мешали ему при продвижении по служебной лестнице на вершину Олимпа, получить в собственность то, что является народным богатством. Ислам Абдуганиевич с присущей ему чванством и высокомерием как-то сказал, что ради спокойствия миллиона узбекских граждан он не пожалеет тысячи других людей. Им не было произнесено, что не пожалеет себя лично. Потому что собственное тело оценивается им выше, чем жизнь 27 млн. сограждан. Иначе чего он огорожает свой дворец "Ок-Сарай" бетонными стенами, а тысячи милиционеров охраняют путь, по которому следует бронированный и напичканный охраной кортеж?
И.Каримов - не герой. Он трус. Лицемер. Себялюб. В далеком 1917 году он был бы не на крейсере "Аврора". А в кабаке, где пропивал керенки, ожидая результата - за кого потом голосовать и с кем делать карьеру.
В противовес ему хочу поставить другую личность. Исторической значимости. Тот, кого весь мир знает под именем "Че". Тот, кто вместе с 80 революционерами, веря в справедливость и свободу, начинал революцию на Кубе. Тот, кто стал символом не только 1960-х годов, но и последующих 50 лет.
Эрнесто Гевара де ла Серна родился 14 июня 1928 года, ровно за десять лет до рождения узбекского диктатора Ислама Каримова. Прозвище "товарищ Че" он получил от кубинцев, которых забавляло его произношение и использование междометия "che". Признанный лидер революционного движения Латинской Америки медик по специальности и военный по жизни Че Гевара занимался и государственными делами, был руководителем банка Кубы, министром промышленности. Он не побоялся обвинить Москву в предательстве революционного движения и использования национально-осободительного движения в мире для продвижения собственных корыстных интересов. Этим самым он создал напряжения между Кубой и СССР. Известна его фраза: "После революции работу делают не революционеры. Ее делают технократы и бюрократы. А они - контрреволюционеры". Отказавшись от кубинского гражданства, он возвращается к революционному движению, переселившись в Боливию.
Каждый день я, сидя в поездах, бродя по улицам Цюриха, Женевы, Берна, вижу молодых и старых людей, которые носят майки, сумки с изображением Че Гевары. На заборах художники-графити рисуют баллончиками с краской известный портрет. Многие из них считают, что "Че" символизирует для них верность делу, несгибаемую волю, решительность, беззаветную любовь к родине, самоотверженность. Странно это видеть в капиталистической Европе. "Это была эпоха романтиков, кто верил в то, что революция дает свободу", - сказала мне одна старушка, с которой я познакомился на транспорте по пути из Германии, и которая гордо носила футболку с изображением революционера из Аргентины. Она увлекалась политическими теориями в студенческие годы. По ее мнению, Че Гевара сделал немало для того, чтобы люди понимали, что свобода не падает с неба. Ее нужно не только завоевать, но и сохранить. А вот последнее удается не всегда.
Ведь часто плодами революций пользуются подонки. Те, которые не имели никакого отношения к ее свершению, или примазались, но в последствии использовали результаты для себя. Слушая ее слова, я почему-то видел лицо узбекского диктатора. Нет, конечно, И.Каримов не одинок. Даже Фидель Кастро - казалось бы, один из тех начинателей движения против диктатора Батисто, - не удержался от соблазна, чтобы не трансформироваться в диктатора. Думаю, что ему было бы не по пути с "Че", если бы тот был еще жив.
"Он был ответственным лицом отчизны небогатой,
Министр с апостольским лицом и бородой пирата.
Ни в чем ему покоя нет, невесел этот опыт,
Он запер к чёрту кабинет и сам ушёл в окопы.
Спускаясь с партизанских гор, дыша полночным жаром,
В чужой стране погиб майор Эрнесто Че Гевара".
(Ярослав Смеляков)
Для таких как Каримов, Че Гевара - террорист. Нужно сказать, что действительно, есть люди, считающие "Че" таковым. Но ведь террористы, которые совершают преступления, делают это во имя мести, несбыточных идей, принося в жертву не только себя, но и невинных людей, заставляя страдать других, когда борятся против власти. А революционеры делают революции во имя конкретных сообществ, и в жертву приносят себя. Только себя. И в далекой Боливии 8 октября 1967 года был застрелен тот, кто потом стал символом романтизма ХХ века.
"Мое поражение не будет означать, что нельзя было победить. Многие потерпели поражение, стараясь достичь вершины Эвереста, и в конце концов Эверест был побежден". Эрнесто Че Гевара
С 2002 года И.Каримов дрожит, когда слышит слово "ре-во-лю-ци-я". По тому что в некоторых странах произошли т.н. "цветные революции", сменившие консервативные структуры, и, как обычно получается, плоды достались недалеким людям. Узбекский президент страшно испугался, понимая, что нечто подобное может иметь место и здесь. Сразу были закрыты международные структуры, национальные НПО, под пресс попали оппозиционеры, началась охота на "ведьм". И даже события в Андижане трусливый диктатор попытался представить, как заговор революционеров, финансируемых враждебными силами. Хотя Андижан - это спонтанный мятеж, никем не организованный, это форма протеста против произвола властей. Просто некоторые люди, которые были там, попытались повернуть ее в нечто большее. Отсюда кровавые расправы как со стороны повстанцев, но и еще большая расправа со стороны правительства. Каримов хотел показать, кто хозяин в стране, заодно погрозить пальчиком Западу, мол, меня вы не свергните. Но на самом деле он является таковым - хозяином? Разве человек, который честен перед народом, прячется от него?
И все же! Революции не появляются просто так - это свидетельствует историческое состояние мира. Они - естественный и объективный результат общественных отношений, когда становится невозможным развитие в рамках жестких и противоречивых схем, заложенных властью, и когда необходимо просто ломать их. Или, как говорил В.Ленин, возникает "революционная ситуация", а она - отражение того, как консервативная система пытается самосохраниться и натыкается на динамические процессы социального порядка. Конечно, революции бывают кровавыми и уносят тысячи и тысячи жизней. А бывают "бархатные" революции. Мирные. Так было в Центральной Европе. Даже в Чили после Пиночетского режима наступило демократическое развитие - революция была спокойной и тихой. Люди просто на выборах сказали "нет" диктатору, и тот отступил.
Ислам Каримов своими псевдореформами и стремлением узурпировать власть, подавить права человека, подвел страну к социальным потрясениям. Сам он давно не легитимен и поэтому нельзя сказать, что нелегитимны революционеры. Экономика и социальное состояние настолько противоречиво, а коррупция так опутала государственную систему, что невозможно избежать революции. И вполне возможно, что появится узбекский Че Гевара. Кто им станет - покажет время. Но то что он будет - это несомненно, и никакие ведомства Иноятова или Матлюбова не смогут подавить народный гнев.
Имя Че Гевары популярно и ныне. Сейчас в Европе в прокате фильм "Че Гевара". А известная певица Натали Кардоне исполнила песню "Комманданте навсегда" (http://www.youtube.com/watch?v=PEj7jnR--Dg), которая также стала хитом. Эта песня - символ того, что вдохновляет верящих с справедливость и борющихся со злом. А песни про Ислама Каримова будут. Однако совсем не такие. И с другим подтекстом.
P.S. Данная статья не является призывом к свержению государственного строя в Узбекистане. Это всего лишь частное мнение автора, с которым он делится с читателями сайта.