Тамми Феликс Викторович : другие произведения.

Из жизни букв

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 5.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Небольшие рассказы о звуках, буквах, слогах и о том, как из них слова получаются. (Попытка "попробовать звуки на вкус", памятуя о том, как это делают дети)

ИЗ ЖИЗНИ БУКВ

ИЗ ЖИЗНИ БУКВ

РАССКАЗЫ И РАССКАЗИКИ

О БУКВАХ И СЛОГАХ,

А ТАКЖЕ О ТОМ, КАК ИЗ НИХ СЛОВА ПОЛУЧАЮТСЯ

 

ЧАСТЬ I

ГОВОРЯЩИЕ БУКВЫ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

У букв есть своя жизнь.

- Какая такая жизнь? - спросите вы.

    - А вот какая, - скажу я, - слушайте меня внимательно:
    Во-первых,

есть буквы,

которые умеют разговаривать сами.

Во-вторых,

есть буквы,

которые сами разговаривать не умеют.

    - Это как? - спросите меня вы.

    - А вот как, - отвечу вам я.

Начнем с "во-первых",

то есть с буквы А.

    - А почему с буквы А, - спросите вы.

Почему всегда с нее начинают?

А я отвечу:

    - Потому что говорят:

"Сказал А, скажи и Б".

    - А почему так говорят?

Почему не говорят наоборот?

- опять спросите вы.

А я задумаюсь и скажу:

    - Наверно потому, что сказать А легче всего.

Просто открыл рот пошире и сказал: "А-а-а..."

А если долго тянуть "А-а-а...", вам скажут:
- Молодой человек,

Закройте рот.

Горло у вас в полном порядке.

Или скажут:

- Молодой человек, зевать на людях, да еще громко,

неприлично.

Или того пуще:

Закройте рот, а не то муха залетит.

И много чего еще сказать могут.

Но мы сейчас говорить об этом не будем,

А лучше вернемся к букве А.

 

 

 

 

 

 

Буква А

Буква А - сама по себе разговорчивая.

Она много чего сказать может сама,

Без посторонней помощи.

Ну что, к примеру, может сказать буква Ч?..

Будет, разве что, "чекать": "Ч-ч-ч..." - и все.

И чего она хочет, эта Ч?

Заикается?..

Переспрашивает?..

    - Ч-ч-ч-чего? - говорит?..

Кто ее поймет?..

Вот буква А -другое дело.

Раскроет она рот пошире,

скажет протяжно: "А-а-а"... -

И всем сразу станет ясно:

буква А хочет сказать:

"Ах вот как, а я думала..."

Но чтo она на самом деле думала,

для нас сейчас совсем неважно.

Или скажет она:

    - А? - и при этом

голову вбок наклонит -

тоже ясно: переспросить хочет,

то есть

"Повторите, пожалуйста, будьте так любезны", - говорит.

 

А если напевно так,

как на волнах

закачает:

аа аа

    - А - - а, а - - а...

Тут уж и объяснять нечего, -

малыша убаюкивает:

    - Спи, мой сладенький, спи-усни", - уговаривает.

А если вдруг из-за подворотни

выбежит

большой лохматый пес

и залает на букву А, тогда что?..

Тогда буква А ничего не скажет.

Она закричит:

- А-а-а-а-а!" - испугается.

Вот она какая, буква А.

 

____________

 

    - Хорошо, - скажете вы, -
    с буквой А мы
    разобрались.
    Но ведь она не единственная.
    Что могут сказать другие буквы?

    - Ну что могут сказать другие буквы?.. - спрошу я вас

в свою очередь.

Давайте послушаем и посмотрим:

 

Буква Ж и буква З

Вот буква Ж.

А вот буква З.

Они любят летать.

Буква Ж, когда летает, жужжит.

А буква З - зуззыт.

Буква Ж летает солидно и увесисто, как майский жук: Ж-ж-ж...

Буква З летает легкомысленно и зигзагами:

з-з-з,

З-з-з, з-з-з,

з-з-з..., - точь-в-точь муха.

Но, кроме как махать крылышками,

при этом жужжа и зузза,

ничего больше

ни Ж,

ни З

самостоятельно делать

не умеют.

 

 

Буква И

Буква И умеет пищать.

Запищит И:

    - И-И-И-И-И-и-и-и..., - и станет маленькой,

маленькой-маленькой,

крохотной,

меньше мышки,

меньше мышонка -

и в щелку забьется.

А если скажет:

    - И-и-и! И-и-и! -

то заржет,

взбрыкнет жеребенком,

и будет по лугу носиться.

Вот такая она, буква И.

 

Буква М

Буква М мычит.

Попросят ее о чем-нибудь,

буква М потрет подбородок и:

- М-м-м..." - замычит,-

задумается.

И чего только она хочет сказать своим мычанием?..

То ли она помочь согласна,

то ли не согласна?..

То ли не знает,

согласиться ей

или не согласиться?..

Не поймешь.

Угостят ее чем-нибудь - опять мычит.

И опять гадать приходится:

То ли ей понравилось угощение,

то ли не понравилось?

То ли она что-то вкусное съела,

то ли невкусное?

Кто ее знает?..

Мычишь, буква М, ну и мычи себе.

Все лучше, чем молчать.

Хотя и молчание тоже с буквы М начинается,

вот как.

 

Буква О

Буква О радуется встрече:

- О-о! О-о!.. - Сколько лет, сколько зим!"

А еще она указывает.

Тыкнет пальцем и скажет коротко:

- О! - Вот оно, мол, смотри!

А стоит букве О узнать о чем-нибудь грустном

или неприятном,

как она закроет ладонями лицо,

как затянет:

    - О-о-о!.. О-о-о!.. - и всем ее жалко становится,

все ее жалеть начинают.

- О-о, - вот она какая, буква О! - скажете вы.

- Вот такая она, о-о! - отвечу я.

Буква Р

Р умеет рычать: "Р-р-р!"

Если Р рычит, то к ней лучше не подходить.

И даже лучше не трогать.

А не то Р и укусить может.

А еще Р умеет рокотать или реветь.

Она даже самому мотору реветь помогает, -

Это она выводит так ровно:

- Р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р ...

Или резво:

- Р-р-р!

р-р-р!

Р-р-р-р-р!..

и опять ровно:

- Р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р ... -

И конца этому "р-р-р" не слышно.

А если не слышно конца,

то это начинает всем надоедать.

Всем начинает казаться,

что Р залезла прямо им в ухо

и рычит

прямо у них в ухе

или, чего доброго,

прямо в голове!

Тогда все начинают возмущаться:

    - Ну когда она замолчит, эта Р!

- Ну кто заставит замолчать эту несносную Р!

    - И когда ее только выключат!..

    - Ну сколько можно!

    - Это просто НЕВЫНОСИМО!

 

Когда же,

наконец,

букву Р выключают,

все вздыхают с облегчением:

    - Ну, наконец-то,

отключили!..

- Заставили замолчать!

- Заткнули ей рот!

- Наконец-то можно отдохнуть!

И долго еще вздыхают

и много чего еще говорят

гадкого

эти самые ВСЕ.

Но бывает,

что эти ВСЕ

ведут себя как-то странно:

стоит только Р

ВДРУГ

замолчать самой,

(ну, может быть, ей и рокотать, и реветь надоело!),

как эти ВСЕ тут же забывают

и о шуме в ушах,

и о головной боли,

и начинают

БЕСПОКОИТЬСЯ.

Вначале

ВСЕ

беспокоятся МОЛЧА:

те, у кого головы были опущены,

головы поднимают.

Те, у кого головы были подняты,

вытягивают шеи

и поднимают головы

еще выше.

У тех и у других

ползут вверх брови.

Те и другие

прислушиваются.

Потом ВСЕ

начинают беспокоиться ВСЛУХ:

начинают ти-и-хо так

друг друга

спрашивать:

    - Что случилось?

    - Вы что-нибудь слышите?

    - Почему стало так тихо?

Потом начинают спрашивать громче:

    - Кто-нибудь может нам объяснить, что случилось?

И еще громче:

    - Почему стоим?

    - Почему мотор не работает?

Наконец, переходят на крик:

    - Почему мы летим вниз?

    - Почему никто не может нормально ответить?

    - Почему...

И вообще начинают задавать много всяких "почему"

эти самые ВСЕ.

И задают их и задают,

задают до тех пор,

пока Р опять рычать не начнет, как раньше:

- Р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р ... -

Вот она какая, буква Р.

Вот они какие, эти ВСЕ.

Буква С и буква Ш

Буква С и буква Ш - друзья.

С сипит.

Ш - шипит.

С сипит, потому что она охрипла.

Ш шипит, потому что чай для нее готовит, - лечить собирается.

Кипит у нее чайник,

пар из него вырывается,

а буква Ш чайнику шипеть помогает:

    - Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-..."

(Говорят, что если помогать чайнику шипеть,

то чай лучше заварится.

Я не знаю, так это или не так,

а вы попробуйте,

потом мне скажете.

А еще

некоторые принимают шипение буквы Ш за змеиное,

потому пугаются

и

убегают.

А кто пугается, но не убегает,

тот хватается за палку

и

начинает лупить,

куда ни попадя.

Так букве Ш и по голове угодить можно!..

Я вот что вам скажу:

- Не надо этого делать.

Хотя буква Ш и шипит, она не ужалит.

Не надо ее бояться.

 

А если все-таки и вправду шипит змея, а не буква Ш,

то и тогда за палку хвататься не следует.

Ведь змея шипит, потому что предупреждает:

    - Не подходи, не трогай,

а не то

уж-ж-а-алю!

Зачем же подходить,

зачем бить?

Не лучше ли

мирно

разойтись - расползтись

в разные стороны?

Или убежать.

Ведь если от змеи убежать,

то ничего зазорного

в этом

нет.

От змеи убежать - это не от противника бегать,

с которым драться надо,

вот!

 

Буква У

У буквы У глаза вечно круглые,

а губы

вечно вытянуты в трубочку.

Вечно она удивляется чему-то: "У-у!",

или угрожает: "У-у!"

- подумаешь, злюка какая!

А еще говорят, что если ночью пойти в лес,

то можно услышать, как филин ухает: "У-у! У-у!"

Только вы этому не верьте.

Знайте, - темной ночью,

в дремучем лесу

сидит на суку

буква У,

и ухает: "У-у! У-у!" -

это у нее хобби такое.

(А что такое хобби - это вы у родителей спросите).

Но это еще не все.

Хотя буква У ни рокотать,

ни реветь как мотор

не может,

но зато она умеет гудеть, как двигатель,

ровно и протяжно:- "у-у-у-у-у-у-у-у-у",

или

ровно и натужно: "У-У-У-У-У-У-У-У!".

Правда, если двигатель г-у-у-у-у-у-у-дит,

то знакомые нам ВСЕ

ведут себя спокойно,

ни на головную боль,

ни на гудение в ушах,

ни на букву У

не жалуются,

- не то что на букву Р!

Ну, кто еще у нас из говорящих самостоятельно букв остался?..

Буква Э

Буква Э известна своей недоверчивостью

и

неуступчивостью.

Начнешь вот с ней разговаривать,

расскажешь ей о чем-то,

а она махнет рукой

да еще и протянет:

- Э-э-э... -

О чем ты, мол?

Стоило ли тут передо мной

ради пустяков

лясы точить,

зубы заговаривать,

турусы на колесах пускать,

очки мне втирать!..

Повернется

и

уйдет.

Невежливая она.

А спросишь ее саму о чем-нибудь,

только буква Э рот раскроет,

как уже заладит "э-э-э" да "э-э-э" -

и не говорит ничего,

а только экает.

Сделаешь ей замечание:

    - Что ты все "э-э-э" да "э-э-э"?

Надоело твое эканье слушать! -

Так буква Э обидится на замечание

и опять уйдет.

Буква Я

О букве Я мне рассказывать неинтересно.

Все она только я! да я!

Якало эдакое!..

Жаль, нет буквы "Ты",

тогда бы буква Я так не задавалась!

Хотя

буква Я

из-за своего ячества не раз сама впросак попадает.

Спросит, например, учитель класс:

    - Кто может ответить на вопрос...,

- и,

не успеет и вопрос задать,

а буква Я уже руку тянет:

- Я! Я! Я! - кричит.

А скажет учитель:

- Ну, двоечники, лентяи,

кто на сегодня уроки не выучил?! -

И класс притихший взглядом обведет грозным, -

то и тут буква Я не удержится,

снова Я! Я! Я! - закричит, -

уж будьте уверены!

Даже жалко ее становится.

Хотя чего ее жалеть,

сама виновата!

Ну, пожалуй, на этом все. Другие буквы сами не говорят, - чтобы заговорить, им помощь других букв нужна.

А о том, как буквы говорят, помогая друг дружке, вы узнаете из II части.

... Ну вот, поставил точку, и - вспомнил про букву Ы.

Ну как же я о ней мог забыть?!..

Наверное, так: я про нее забыл потому, что буква Ы, хотя сама не говорит, но все сама сказать пытается, ну совсем как немая.

Буква Ы - немая

- Как немая?

А вот как:

встретишься с буквой Ы, так вместо того, чтобы поздороваться, -

буква Ы встанет,

на вас уставится,

шею вытянет,

рот растянет пошире,

и, голову запрокидывая,

заыкает: ы! ы! ы!

Помолчит немножко, и снова:

ы! ы! ы!

Мы на нее посмотрим и задумаемся:

Чего она хочет?..

Не поймешь! Ну, ведь

НИ-ЧЕ-ГОШЕНЬКИ

непонятно!

А буква Ы опять за свое:

ы! ы! ы! -

да еще и заулыбается:

ы-ы! ы-ы!

Посмотрим мы на нее, посмотрим... плечами пожмем, -

и тоже заулыбаемся,

и в ответ ей ыкнем:

ы!

То-то буква Ы обрадуется, наше ы! подхватит:

ы! ы! ы! -

руками замашет, -

ы! ы! ы!

рассказывать что-то начнет.

Ну, мы ее рассказ послушаем-послушаем,

НИ-ЧЕ-ГОШЕНЬКИ

в нем не поймем,

но на душе у нас почему-то радостно станет:

Ы!

Напоследок же добавлю:

не расстраивайтесь за букву Ы, это она если только одна - немая,

а если не одна, она еще во! какая разговорчивая!

Переходите поскорее ко второй части.

 

 





ЧАСТЬ II

ЧАСТЬ II

ГОВОРЯЩИЕ БУКВЫ

Ну вот, я рассказал вам про буквы "во-первых", то есть про те буквы, которые умеют говорить самостоятельно.

А теперь я расскажу про буквы "во-вторых", - то есть про те, которым, чтобы сказать что-то, помощь других букв нужна.

Ведь буквы друг с другом дружат, друг другу помогают, друг к другу в гости ходят.

Начнем с буквы А.

Вот какие с ней происходят истории:

История первая.

Шла как-то буква А, гуляла. И повстречалась она с буквой Б.

    - А-а-а! - сказала буква А, - привет! - Б-б-б... - захотела поприветствовать соседку буква Б, но, кроме "б-б-б" ничего не выговорила.

Тогда буква А подошла к букве Б и похлопала ее по спине, - вот так: -рис-

    - Ба! - выпалила буква Б, - Ба! Ба! Ба! - Какая радость, кого я вижу!

Вот так поздоровались буква А и буква Б.

 

История вторая

(Продолжение истории первой)

Поздоровавшись с буквой Б, пошла буква А дальше. Смотрит, стоят буквы Г и В. Врозь стоят. Молчат. Друг на друга смотрят. Г стоит у одного края дороги, В - у другого.

Посмотрела буква А на букву Г, посмотрела на В. "Странно, - подумала, - что они тут стоят и молчат?" - пожала плечами и пошла дальше. Но стоило ей с буквами Г и В поравняться, как раздалось громкое: "ГАВ!" Испугалась буква А, в сторону отпрыгнула. Оглянулась: нет собаки. Лаять некому. Г и В так же стоят, молчат, так же глазами друг друга буравят. "Странно, странно", - подумала буква А и пожала плечами уже два раза. Но разобрало ее любопытство.

Ступила она назад шаг, ступила другой, и, только с Г и В опять поравнялась, как "ГАВ! ГАВ! ГАВ!" - раздалось с обеих сторон. Хлопнула себя буква А по лбу и рассмеялась: "Так вот кто лает! Г и В меж собой лаются, а я им в этом помогаю!". "Ну, хватит вам лаяться!" - решила буква А и ушла. Даже не попрощавшись.

 

История третья

(Продолжение истории второй)

Подошла буква А к домику буквы М. Смотрит, по двору гуси бегают, шеи тянут, клювы раскрывают, горло дерут, а из горла у них лишь жалобное "Г-г-г..." еле слышится. Онемели, что ли? Прошла буква А мимо, - и загоготали гуси: "Га-га-га...".

Постучалась буква А в дверь. Открыла ей буква М, - а на руках у нее ребеночек, ма-аленький, кро-охотный, во-от такой: м.

Зашла буква А в дом, а малыш м увидел тетку А и "МА!" сказал. Обрадовалась тут его мама, - буква М, - "Что ты сказал, мой маленький?", - спросила.

А кроха м опять на тетку, букву А, посмотрел и залопотал: "Ма-ма! ма-ма!".

"Ах ты мой хорошенький, ты "МАМА" сказал! Мама, мама! я твоя мама, здесь твоя мама, мой ненаглядный!" - еще больше обрадовалась мама М.

А тетка А встала с другой стороны, вот так: -рис- и малыш "ам-ам" сказал. Что тут с мамочкой М случилось!.. "Ты кушать просишь, мутусенок ты мой, кушать!.. Сейчас тебя твоя мама покормит, сейчас!..."

Вот такая вот третья история.

А какие еще истории с буквой А приключались, кому и как еще А помогала, к кому в гости ходила, вы можете и сами, по картинкам рассказать. (Баба (снежная) Да, Иа, "Ла-ла-ла" - пела Алла , "ча-ча-ча" - танцевала На, Какая цаца! сказала Ц, Ша! - не мешайте сказала Ш.

 

История четвертая

Буква Х

А теперь я хочу вам рассказать про смешливую букву Х.

Буква Х очень смешливая. Настолько смешливая, что всякий раз при встрече посмеяться норовит.

Встретится она, например, с буквой О. Встретится - и хохочет: "хо-хо-хо!" да "хо-хо-хо!" - прямо удержу никакого нет. Все хохочет и хохочет. До колик в животе. До колик промеж ребер. Ладно бы только сама хохотала, так ведь еще и букву О заразит. А кто больше страдает от такого смеха, буква Х или буква О?.. Буква Х от постоянной своей смешливости вон какая поджарая ходит! Живот у нее худой. Живота, можно сказать, совсем нет. Вместо живота одна талия осталась: ну какие в такой талии могут быть колики?.. А теперь посмотрите на букву О. Вон какая она вся круглая, вон где живот! вон где колики! Не колики, а целые колюки в таком животе заводятся! Страдать ей, бедной, приходится, от смеха-то.

Так вот, пока другие буквы на помощь не придут, да буквы Х и О друг от друга не расцепят да в стороны не растащат, - те не успокоятся. Так и будут смеяться, пока от смеха не посинеют. Буква Х вместо бодрого "хо-хо!" уже хо-о, хо-о тянет, а буква О - ох! ох! - охает.

Подобные истории у буквы Х и с другими буквами случаются. Но если встретится буква Х с буквой А, то у же не хОхочет, а хАхочет. Встретится с буквой И - хИхИкает. С буквой Е - хЕхЕкает... Вот только если встретится с Э, то уже не смеется, а разве что хЭкнет: "Хэ!". Но уж если хэкнет раз, то от души.

Бывает, что, завидев букву Х, буквы А, О, Э норовят не справа, а слева от нее пройти. (Это если им в тот момент не до смеха). Если им это удается, то буква Х выражает свое недовольство, удивление и сожаление (как же, ей посмеяться не дали!), следующим образом:

Рисунки - Ах! Ох! Эх!

Бывает, что смеяться букве Х буква Г помогает. А как она это делает, вы уже и сами рассказать можете. -рисунки-.

 

История пятая

Буква Ф

Буква Ф - большая капризница. Всем она недовольна. А когда буква Ф чем-то недовольна, - она фукает. Или фикает.

Чтобы фукнуть, ей надо звать на помощь букву У. Если буква У ничем не занята, она приходит на помощь свое соседке и становится справа от нее, вот так: ФУ. "Фу! - говорит тогда облегченно буква Ф, - фу! Какая чушь! Фу! Стоило мне об этом рассказывать! Фу! Стоило мне это предлагать! Фу! Фу! Фу!.."

Когда букве У надоедает слушать фуканье, она уходит и становится на свое место, - слева от буквы Ф. Вот так: УФ. И тогда уже буква Ф, в благодарность, помогает сказать своей соседке: "Уф! Наконец-то можно отдохнуть. Уф!.."

Чтобы фикнуть, букве Ф приходится звать на помощь букву И. Правда, дозваться буквы И ей удается не всегда, ведь буква И - далеко не соседка, не то что У. Да и как дозовешься? Попробуйте-ка громко, чтобы вас далеко услышали, крикнуть: "Ф-ф-ф!" Что у вас получится? Примерно то же самое получается и у самой буквы Ф. И хорошо еще, если буква И где-то неподалеку носится жеребенком по лугу. Тогда еще она может "ф-ф-ф!!" услышать. А если она испугалась и, как мышонок, в норку забилась? Тогда уж точно не услышит. А если даже и услышит, выйти побоится.

Но если буква И прибежит на помощь и встанет рядом вот так: ФИ, - то уж тут букву Ф нипочем не остановить: "Фи! Какая чепуха! Фи! о чем это вы? Фи! Фи! Фи!.. - только и слышно. Поневоле убежишь! - что, впрочем, буква И не замедлит сделать.

А вообще надоело мне все истории самому рассказывать, настала ваша очередь, расскажите-ка сами:

 

Ау!

Ну, Но! но-но-но, На, Ку-ку, Му-у, Бу-бу-бу, то ни гу-гу, то ду-ду-ду (музыкальная) жу-жу-жу, целый день уа-уа вот и все его слова, ту-ту! Ух! захватывает дух! Шу-шу-шу - шепчутся шептуны,

Уж, Ус + ы, час + ы

 

 

ЧАСТЬ III

СЛОВА

Кроме того, что некоторые буквы умеют говорить сами и друг другу говорить помогают, они еще умеют складываться в слова. И если уж сложатся в слово, то прилепятся друг к дружке так, что уже не отлепятся, - так и ходят вместе.

А как у них это получается и кто им в этом помогает, вы сейчас узнаете:

 

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ

Раздобыли как-то буква Щ и буква И кислой капусты, решили чего-нибудь из нее приготовить. И предложила: "Ща, а Ща, давай, сварим ИЩ". "Давай", - согласилась Щ. Бросили они капусту в воду, соли подсыпали, мясо положили. Сварили ИЩ.

Кто их стряпню оценит? Конечно, Язык. Позвали Языка, пробу снимать. Пришел Язык, снял пробу. Скривился. Не вкусно. "Не нравится мне ваш ищ", - говорит, - сварите-ка что-нибудь другое, повкуснее". Хорошо. Снова бросили И и Щ капусту в воду, соли подсыпали, мясо положили. Но уже не ИЩ, а ЩИ сварили. Пришел Язык. Попробовал - очень ему ЩИ понравились, - так понравились, что съел он щей целый горшок, да еще и добавки попросил. Вот как!

 

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ

Поймали буквы У и Ж ужа. А как они его поймали, вы и сами расскажете. Я об этом рассказывать не буду. /рисунок/

А вот теперь послушайте, что дальше произошло.

У и Ж взяли ужа на руки и понесли другим буквам показывать. Идут, а навстречу им буквы Я и Д. "Что несете?" - спрашивают. "Ужа несем", - отвечают У и Ж. Встала Д перед Я, к ужу наклонилась. "Ой! - воскликнула, - Да это же змея! Может, у этой змеи ДЯ есть? Может, она дядявитая? Может, она укусит?.."

Подошел Язык. Посмотрел на ужа. Посмотрел сначала на Д, потом на Я. Потом поставил Я впереди Д и сказал: "У змей не ДЯ, а ЯД есть. Змеи не дядявитые, а ядовитые. А ужа не бойтесь, у него яда нет. Он не ядовитый. Видите у него на голове два желтых пятнышка?" "Видим", - отвечают буквы. "Если увидите два желтых пятнышка, то знайте, - бояться нечего. Это - уж, змея не ядовитая. А если пятнышек нет, то это может быть не уж, а гадюка, - а гадюка - змея очень ядовитая. Ее можете бояться".

Сказал Язык - и ушел.

На этом история вторая заканчивается. Пришел черед истории третьей.

 

 

 

ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ

Однажды к букве А пришли в гости буква Т, буква Р, буква К и буква Н. Сели они за стол чай пить. Вот пьют они чай, печенья, варенья едят, разговоры разговаривают. И вдруг видят: какой-то усач рыжий по столу бежит - шур-шур-шур-шур-шур - быстро-быстро лапками перебирает. Крошку схватил, - съел, дальше побежал: шур-шур-шур-шур-шур... Опешили буквы: сидят, молча глядят. А усач рыжий - уже на краю стола! Со стола свалился, - щелк! - на спину упал. Лапками в воздухе помахал, за пол зацепился, перевернулся и - юрк! - в щель! Опомнились буквы, с мест повскакали, бросились к Рыжему. А Рыжий сидит, - в щели затаился, - наружу одни усы торчат и шевелятся туда-сюда. Схватили его буквы за усы, из щели вытащили, к Языку понесли - показать чтобы, да и имя усачу дать.

Взял Язык молодца рыжего за усы, поднял, туда-сюда покрутил, рассмотрел хорошенько:

    - Да, надо бы нам его как-нибудь назвать, - согласился.

Опустил он молодца рыжего на землю и стал имя придумывать, - выстроил буквы А, Т, Р, К и Н в ряд, переставлять начал: и так поставит, - прочтет, и эдак поставит - прочтет, - а все не то, все имя, для молодца подходящее, не складывается. "КАРАТАН? Да вроде молодец не короток, - хоть и не велик ростом. РАКАТАН? Да не сердитый молодец-то, не рычит, не рокочет. НАКАРАТ? - а это что за имя для молодца - Накарат? Турецкое какое-то имя, ненашенское". Устал Язык. Утомились буквы. Тяжелая, оказывается, эта работа - имя дать!

Присел Язык. А буквы напротив, рядком сели. Посидели. Посидели - отдохнули. Дальше работать надо - имя усачу придумывать. Глянул Язык в одну сторону, глянул в другую, - а усача-то нету, уполз! Посмотрел Язык на буквы и прочел: ТА - РА - КАН. - Уполз Таракан-то! - сказал Язык.

    - Кто уполз? Таракан уполз? - переспросили буквы. - Таракан, таракан, он самый, - ответил Язык.

И так буквам новое имя понравилось, - Таракан! Таракан! Та-ра-кан! - заповторяли они на все лады.

Вот с той поры и стал таракан Тараканом, а не просто Усачом Рыжим. Да и мало ли усачей рыжих на свете, а этот единственный, ТАРАКАНОМ прозывается.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

и

ИСТОРИЯ ЧЕТВЕРТАЯ

 

Вот такие они, слова. Вот так они из букв складываются. И кто им в этом помогает, теперь вам известно. Вам известно также и то, что:

во-первых, слова нужны для того, чтобы ими что-то называть, а новые слова нужны для того, чтобы ими и называть что-то новое, неизвестное, чему пока и имени нет. А если Вы придумаете слово, которое ничего и никого не означает, то Ваше слово будет и не словом вовсе, а просто набором букв. Например, вам известно, что такое "фюнь"? Неизвестно? И мне тоже неизвестно, потому что фюня нет, фюнь ничего не обозначает, фюня еще не придумали. Значит, и слова такого тоже нет. Я его сам только что придумал, вот.

во-вторых, слово новое придумать не так-то просто, (вспомните, скольких трудов самому Языку стоило какого-то там таракана тараканом назвать!), однако помочь придумать новое слово даже малышу, который и говорить-то толком еще не умеет, по силам. Не верите? Нет?.. Тогда послушайте такую историю.

Одному ученому папе-математику пришла в голову такая мысль: вычислить самое большое число в мире. А какое оно, самое большое число в мире? А оно такое большое, что, скажем, если бы ученому папе-математику пришло в голову сосчитать все песчинки, да что там песчинки, - все пылинки! - на Земле, на Луне, на Марсе, да вообще на всех-превсех планетах в Космосе, то их все равно было бы меньше, чем это число.

Ну так вот, сел он за расчеты. Расчитывал-расчитывал, высчитывал-высчитывал, пересчитывал-пересчитывал, - и вычислил, что самое большое число в мире - это единица со ста нулями сзади. (Вот так число! Вот так королевской длины мантия у этого числа!). Но рано радовался ученый папа-математик! Задачку-то он решить решил, а теперь самому большому числу в мире имя надо было дать. Вот тут-то и пришлось ученому папе-математику поломать голову! И так он ее ломал, и эдак, а все имени подходящего для числа не придумать!

Тогда, в отчаянии, подошел он к своему сынишке, который еще ни ходить, ни говорить не умел, и спросил:

- Ну-ка, подскажи папе, как число назвать, большое-пребольшое, со ста нулями?

А сынишка ему в ответ:

    - Гу-гу, го-го... - Гу-го? - переспросил папа-математик. - Гу-го - улыбнулся сынишка. - Значит, гуго? - Л-л-л - сказал сынишка, и слюни пустил.

Так и стало самое большое число в мире, - единица со ста нулями сзади, называться гуголом. Вот так. Вот какая история приключилась с ученым папой-математиком.

А в-третьих, какие истории происходят со словами, вы теперь и сами рассказать можете.

Ну вот, хотя бы, - может ли бык превратиться в рака? Может, но вначале ему надо будет превратиться в бак: Бык ® Бак. Ну а потом уж и в рака можно: Бак ® Рак.

Сом превратиться в кита?

Сом ® Ком ® Кот ® Кит

Может ли белка превратиться в лайку? Оказывается, может. Вот таким образом:

Белка ® Балка ® Байка ® Лайка

    - Интересно?.. Я рад, если - да. Тогда -

ДО СВИДАНИЯ! - скажу вам я и буквы.

 

 

 

 


Оценка: 5.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"