Реувен Миллер : другие произведения.

Помнить Об Исходе...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


"...В Иерусалиме, который в Иудее..."

Летописи иерусалимцев

(N15, апрель 2006 г.)

ПОМНИТЬ ОБ ИСХОДЕ...

  
   Закончился апрель, почти точно совпавший с еврейским месяцем нисан, в середине которого мы празднуем Песах - праздник Освобождения, праздник нашего Исхода из трехсотлетнего галута в Египте - "Стране Мертвых". Есть мнение, что наши предки - кочевые пастухи пришли в Египет более 3500 лет назад вслед за, как их называли древнегреческие историки, гиксосами, родственным исраэлитам воинственным семитическим племенем, захватившим власть в Египте.
   Пастухи исраэлиты спустились в Египет в поисках лучшей жизни, и были, в силу сложившихся родо-племенных обстоятельств охотно приняты фараоном-гиксосом, получили статус постоянных жителей и разрешение на трудовую деятельность. Но постепенно, приобщаясь к великой египетской цивилизации и одновременно набирая экономический "жирок" и вес, все более объегипчивались, остались для египтян, тем не менее, чужой и опасной силой.
   А по прошествии десятилетий, власть чужеземцев-гиксосов была свергнута объединившимися аборигенами-африканцами, и на троне воссели новые фараоны, уже не помнившие или сознательно постаравшиеся забыть мудрого правителя Йосефа из племени Исраэля, спасшего когда-то страну от голодной смерти и своими реформами повернувшего ее на путь процветания... Евреи в их глазах были лишь опасными и чрезмерно богатыми пришельцами, сеявшими кроме того, смуту в умах, даже среди знати, такую, что даже отдельные фараоны-диссиденты заинтересовались исраэлитской идеей единобожия, которая, будучи внедренной, могла разрушить трехтысячелетние устои Египетского Царства, управлявщегося великим множеством жрецов огромного числа богов... И египтяне, отняв у евреев состояния, обратили их в рабство. Эта схема впоследствии не раз повторялась на подмостках мировой истории. Чем закончилось египетское рабство, известно. Господь Исраэля через пророка Моше заставил правившего фараона отпустить наших предков, они вышли из Египта и, после сорока лет тяжких блужданий в перевоспитательных целях по пустыням, уже, увы, не они, но их их потомки пришли к Земле Обетованной Эрец Исраэль, которую им предстояло отвоевать и зажить в ней, став свободным народом.
   То были родовые муки нашего народа. И потому в молитве благословения мы всегда говорим: "...помни об Исходе из Египта...". Но наша история знает еще немало исходов, и не всегда в направлении к свободе.
  
   Первые буквы этой страницы моей летописи запрыгали на экране компьютера второго мая, в канун Дня Независимости Государства Израиль. В преддверии предстоящего, традиционно дымного веселья скорбили мы о солдатах ЦАХАЛА (Армии обороны Израиля) и жертвах террора, военных и гражданских. Знаете ли вы, что в Израиле существует категория населения, которую в других странах относят к мирной? Вопрос нетривиальный, ибо прогрессивное человечество, не говоря уже о наших открытых врагах, видит во всех нас стопроцентную конгломерацию "оккупантов", в соответствии с навешанным когда-то советской пропагандой несмываемым ярлыком "израильской военщины". А поскольку, советское значило - отличное, этот ярлык прочно внедрился в словоблудие как мировых политиков всех рангов, так и пиарщиков всех видов. Например, сообщения об антитеррористических рейдах ЦАХАЛа, как правило, пишутся по примерно такому шаблону:
  
   "Вчера ночью подразделения ЦАХАЛа вторглись на территорию палестинской деревни... на Западном берегу реки Иордан и завязали перестрелку с местными жителями. В результате действий армии был убит трехлетний ребенок, ранена пожилая женщина и десять палестинцев арестованы. Как утверждают израильские власти, операция проводилась в ответ на теракт в... (кафе, автобусе, супермаркете...) израильского города .., в результате которого, по заявлению израильских властей, погибли 11 израильтян, в том числе, пятеро детей, и еще 67 человек были ранены. Среди арестованных, по утверждению израильских спецслужб находился .., по их словам, организовавший этот теракт.
   Пострадавшие от израильских солдат палестинцы оказались сыном и матерью подозреваемого в терроризме, попавшими под огонь израильтян при штурме, к которому солдаты прибегли якобы из-за того, что по утверждению армейского командования, палестинцы, находившиеся в окруженном доме отказались сдаваться, и, как сообщают израильтяне, открыли автоматный огонь...".
  
   И т.д., и т.п. Такие стандартные бланки заполняется на понятных мне русском и иврите. Что плетут на английском, французском, итальянском, китайском (не говорю уже об арабском и фарси), мне неведомо. Думаю, что антиизраилизм их текстов еще пожестче... И все это работает, промывает мозги или то, что их заменяет... Никого не интересует, что "храбрец", от злой "работы" которого пострадали десятки людей, просто прикрывался старухой-матерью и ребенком. Естественно, на ура проглатываются перевернутые причина и следствие. Вспоминаю как некий милый человек, мой ровесник, хозяин римской гостиницы, где я проживал в тот злополучный день, кстати, за неделю-две до Песаха, когда в Хевроне арабский снайпер застрелил малышку Шалехевет Паз прямо на руках у ее отца, заодно ранив и его, сказал мне: "Вы сами виноваты. Это результат вашей оккупации палестинского народа!"...
   "Оккупантка" Шалехевет Паз!? Да будет благословенна память ее, грудного ребенка, только начинавшего осознавать мир вокруг себя и навсегда отключенного от этого мира точным, хладнокровным, целенаправленным выстрелом человекообразного хищника! И этот выстрел стал стартовым в цепочке насильственного исхода-изгнания, которому сегодня подвергаются семьи, пытающиесяся создать квартал памяти Шалехевет в Хевроне, раз за разом изгоняемые властями из принадлежащих им жилищ.
   И вот так же как она, еще около трех десятков тысяч израильтян, в подавляющем большинстве, евреев, совершили не по своей воле, а по воле издревле враждебной нам амалековой силы, исход, а правильнее сказать - изгнание из мира сего, из Страны Израиля, где костью в амалековом горле, наперекор всем амалекам мира стоит Государство Израиль...
   Да будет отомщена смерть погибших ! Благословенна их память!
  
   ...Между тем, заканчивается девятый месяц другого исхода-изгнания евреев - из Газы, надолго ставшего кровоточащей раной на сердце нашего народа. Это изгнание, осуществленное амалековскими пособниками под радостный вой мировой юдофобии и егудонского антисионизма, оказалось, однако, лишь одним из эпизодов левоэкстремистского путча по захвату власти, мятежа, к сожалению, окончившегося в эти дни тактической удачей - формальной легитимизацией захватчиков власти и их делегатов в виде утверждения новых Кнессета и правительства.
  
   ...Прошло девять месяцев. Скоро на свет появятся младенцы, новые Шалехевет, Лилах, Давиды, Моше, зачатые в те яростные оранжевые дни, когда бульдозерными методами уничтожали волю и надежду, когда озверелые амалекитяне, хищники возбужденные бегством, жгли и ломали, демонстрируя свою единственную страсть - уничтожение... И хотя никто от цивилизованного общества этого не скрывал, все вертелось в эфире, мир не содрогнулся, не задумался... Особенно, прогрессивно мыслящая его часть. Как же - изгоняли-то ведь евреев, а исход - издревле наше ноу хау и наша вечная судьба! Впервой, что ли?
   И напрасно старик Джон Донн учил прислушиваться: "...если звонит колокол, то он звонит и по тебе".
   И то, чему очевидцами мы были в те дни, для вновь рожденных израильтян станет лишь эпизодом истории. Не очень далекой, но уже книжной, как для меня, скажем, Освенцим или штурм Берлина. И сведения о тех событиях они получат уже из учебников (если, конечно, события эти покажутся достойными упоминания чиновниками минпроса и составителями), из старых газет, архивов сайтов.
   И натолкнется лет так через, скажем, 13-15 читающий по-русски паренек (или девочка, не в этом суть) на такое летописье тех дней:
  
   "Всю прошлую неделю я ездила по Израилю - накрутила на спидометре с полтысячи километров. Была и на севере - в Галилее и на Голандских высотах, и на юге, в секулярных Тель-Авиве и Натании, равно как и во вполне ортодоксальном Иерусалиме. Везде считала машины с оранжевыми ленточками - знаками несогласия с планом ликвидации поселений. Насчитала от силы сорок-пятьдесят таких машин. Больше всего, конечно, в Иерусалиме. Причем машины, что меня удивило, были самые разные: от развалюх ультрарелигиозных районов до "ауди" таких традиционно сдержанных интеллигентских кварталов, как Немецкая колония или Рахавиа. Зато за всю дорогу от Иерусалима до кибуца Мево Хама - а это самый край Голандских высот, где сходятся границы Ливана, Сирии и Иордании -- машин с оранжевыми ленточками я насчитала общим счетом семь. Правда, не было и других - с синими ленточками (сторонники плана размежевания). Не сомневаюсь, что в Газе или на Западном берегу от оранжевого цвета пестрит в глазах. Что совершенно понятно: поселенцы вложили в эти земли, в песок, который они превратили в зеленые оазисы, теплицы, парники, не только сотни тысяч долларов (как своих, так, по большей части, бюджетных и пожертвований), но и свой труд, свой пот, свои -- нередко -- жизни."
  
  -- Папа, - спросит он, - а вот бабушка рассказывала, что у нас в Иерусалиме все было в оранжевом. И голубые, говорит, ленточки тоже были, только сравнительно мало. А были и такие, что - и нашим, и вашим: одна ленточка голубая, другая оранжевая. Но вот равнодушных почти не было. Где же правда?
  -- Дай прочту, - скажет отец, а по прочтении проворчит: "Чушь какая-то! Или, может даму московскую так радушно приняли, как умеют принимать у нас, что слезы умиления ей глаза застили, и она уже Амана от Мардехая не смогла отличить?
   Я тебе больше скажу. И через полгода после событий, и через девять месяцев, когда борьба за Газу была проиграна, и не только она, мой взгляд, по старой памяти, ловил оранжевые ленточки. Так вот, в пути на работу, а он у меня тогда занимал до часа, я насчитывал по нескольку десятков оранжевых ленточек: на машинах, на одежде, на сумках. 30-60, каждый день. А уж в те дни ты бы видел, что творилось!!!
   И ты посмотри: дама эта высокоученая упорно называет Голаны "Голандскими" высотами, Рехавию Рахавией и Израиля в том же Мево-Хама для нее как бы и не существует, лишь арабские страны. И невдомек ей, что и Иерусалим, между прочим, находится на так называемом, выдуманном нашими врагами Западном берегу, и не могла она никак на Север проехать, миновав этот злополучный Западный берег...
   Так что, или - полная некомпетентность, либо - просто ангажированное вранье. А может, и то, и другое?"
  
   И он уже по инерции прочтет следующий абзац:
  
   "Мои наблюдения подтверждают и данные социологических опросов: от 50 до 60 процентов израильтян стабильно отдают свои голоса плану Шарона."
  
   - Интересно однако, что это за "наблюдения"? Она, что, проводила опрос? В таком случае, свои данные высокоученой даме сей следовало бы и изложить соответственно, указав репрезентативность выборки, погрешности. В общем, как принято в социологическом мире. Или ее "наблюдения подтверждают", как я понимаю, широко разрекламированные результаты заказных псевдоопросов какой-нибудь Мины Цемах? Но почему же тогда Шарон, обладавший, полагаю, информацией реальной, стоял насмерть (почти в прямом смысле, как выяснилось впоследствии) против всенародного референдума, а в своей партии референдум проиграл? Смотри, я ведь тоже тогда жил среди людей, общался с ними, причем, не только с друзьями, которых сам подбираешь на свой вкус, но и с просто сотрудниками, случайными собеседниками на улице, в автобусе, на рынке. И я не встретил ни одного человека, который бы поддерживал программу Шарона. Более того, когда газовское изгнание состоялось, то многие, издавна поддерживавшие Шарона (но не эту его программу, повторяю) и верившие ему, от него отвернулись. Таковы мои наблюдения. Скажут: это у вас в "правом", или как выразилась московская госпожа профессор, "ортодоксальном" Иерусалиме. Но и традиционно "левая" Хайфа, как известно, бурлила и пылала оранжевым...
   Да, черт с ней, с этой дамой! Только вот зачем она врала? И жаль, что это подлое вранье исходило из еврейских уст.
  
   ...За тем исходом-изгнаньем последовала серия других исходов - политических. Не справившись с управлением в своей собственной партии, Шарон, прихватив еще тринадцать депутатов, покинул ее, зарегистрировав для себя с приспешниками список Кадима, ставший новой парламентской фракцией. К Кадиме присоединились еще несколько беглецов, изошедших из других партий...
   Всеобщей особенностью шароновского списка была повышенная против израильской, и так чрезмерно большой, концентрация депутатов, так или иначе имеющих проблемы с правоохранительными органами и "политбеженцев", как их метко назвал кто-то из журналистов, изгнанных или выдавленных из своих партий, ранее делегировавших их в состав Кнесета.
   Прошло еще около сорока не лет, а всего полунедель, и мы, избиратели, измотанные и деморализованные к тому времени политическими блужданиями и побоищами последних месяцев, бездарно и безвольно отдали право формирования правительства списку Кадимы, сиявшей в мистических горних высях пророческих видений социологических опросов, и, порядком поблудившей в невнятном сумраке деклараций о своих будущих намерениях. А в партию Кадима так и не превратилась, но это - уже другая история...
   Сам вождь кадимовского исхода, как водится, был Господом остановлен, и в новую реальность войско его повел другой человек. В отличие от ТАНАХических времен человек этот, мягко говоря, не воин, скорее - пацифист, который вместо отвоевания Эрец-Исраэль ставит себе задачу противоположную: отдать то, что есть...
  
   ... Но оторвусь от политики. Давайте - о настоящем Исходе, том самом.
   Треть наших семейных израильских Песахов так или иначе коснулась Синая. Наверно, какие-то древние еврейские гены побуждали нас в это время, подобно перелетным птицам, инстинктивно направляться к тем местам, куда побрели, вырвавшись из египетской неволи и чудом спасшись от фараоновой погони, наши далекие предки.
   На этот раз мы выбрали Эйлат, ведь это же совсем рядом!
   Предпраздничным утром выехали из Иерусалима. 90-е шоссе, особенно за Мертвым морем, выглядело путем исхода из израильских городов и весей великого множества людей, искавших пасхального отдохновения на юге: в Эйлате, а то и в самом Синае...
   Еще на дальних подступах к Эйлату, начиная со 101 километра, где на небольшой ферме некоего знаменитого израильтянина, работавшего в молодые годы еврейским воплощением Лоуренса Аравийского, т.е., попросту говоря, разведчиком-спецназовцем (знаете, где небольшой зоопарк?), с этого места поток автомобилей и автобусов в сторону Эйлата начал сгущаться. А последние 20-30 километров, проезжая мимо известного на весь Израиль молочного кибуца Йотвата, мимо заповедника Тимна, поток все более плотнел, превратившись на въезде в город, если и не в пробку, то в какое-то упругое членистоногое, медленно вползавшее в чрево курорта...
   Гостиница, принявшая нас на четыре ночи, была относительно старой постройки, но, видать, недавно полностью реконструированная и отремонтированная. Все убранство сверкало новизной и чистотой. Новая мебель, новые ковры, постели... Люкс! Балкон нашего номера смотрел в гостиничный двор-патио, окруженный гостиничными корпусами. Яркая зелень газона и голубизна воды. Двойной бассейн, джакузи. Веселые взрослые и многочисленная детвора во дворе и бассейне. Чисто, красиво и празднично.
   До набережной 5-7 минут неторопливой ходьбы, до пляжа - минут 10. Проходишь мимо эйлатской "марины" с ее всегдашней романтикой яхт и мачт. Водоворот гуляющих на набережной... Попав в него, вначале чувствуешь себя приезжим, чужаком. Мне неоднократно доводилось ловить у себя это ощущение, хорошо описанное Грином в "Бегущей по волнам". Помните, как экипаж торгового суденышка, (если память не изменяет, "Нырок" называлось? Давно читал!) сходит на берег в Гель-Гью (а, может, Зурбагане?), а там - праздник в честь Бегущей. И как эти люди, усталые матросы и пассажиры, только что с борта, оказываются в возбужденной, веселящейся карнавальной толпе? Вот это ощущение посетило меня в первый выход на набережную. Но освоение прошло быстро. Полчаса плавания в прозрачнейшей эйлатской воде, и уже чувствуешь себя курортником! Какая вода! (Хотя, честно говоря, в Синае еще лучше. Но что сделали с Синаем эти мерзавцы... О, Дахаб!)
   "Солнце догорает, наступает вечер, а кругом зеленая весна...", как пел когда-то один из известнейших евреев-одесситов... Пришел Эрев Песах. В гостиничном ресторане все было к нему готово. Женщины зажигали праздничные свечи, выставленные на сверкающем подносе и построенные группами в форме сердечек. На столах стояли бутылки с виноградным соком и сладким кидушным вином. Маца, разумеется, блюдо с шестью компонентами пасхальной трапезы. Сухое вино "Тишби" можно было набирать самостоятельно, из крана. При заказе гостиницы нам показалось, что для жильцов будет организован общий седер, однако, видимо, мы что-то недопоняли. Для седера, в принципе, было все, но каждая компания проводила его отдельно, так сказать, самообслуживанием. Да это, наверно, и к лучшему?
   Мы сидели вдвоем за выделенном нам столиком и читали Агаду. Когда, как положено, облокотясь на левую руку, выпили уже второй бокал, в зал, перейдя из расположенной напротив синагоги, вошла большая компания - три или четыре религиозные, многодетные, естественно, семьи, для которых были подготовлены несколько сдвинутых столов. Вот у них седер был, похоже, по всем правилам! Главное, было много детей, и было кому исполнять роли в заведенном веками сценарии. Тем более, что роли были актерами разучены назубок с младых ногтей. "Ма ништана лайла зэ..." - раздавался детский хор с их стороны. Не то, что нам с женой приходилось по необходимости впадать в детство и задавать тот же вопрос: "А чем отличается эта ночь от других ночей?". И самим же давать на него ответ. Господи! Как много мы потеряли, не имея в детстве этой игры. Хотя бабушка моя, благословенна ее память, обязательно в Песах обязательно устраивала праздничный семейный ужин. С мацой, фаршированной рыбой и хреном, с куриной шейкой, начиненной "моце мейл", вперемежку с куриным салом и луком, но без Агады, даже без простого упоминания смысла праздника, хотя и называла его седером. Какая еще Агада могла быть в то время и в том месте? В наше сознание, в наш уклад понимание Песаха вошло уже здесь, на Земле Израиля, после нашего исхода, в момент его совершения - достаточно неосознанного и просто вынужденного... Но лучше поздно, чем никогда, не так ли?
   Мы уже успели дочитать Агаду и выпить наш четвертый бокал, и пожелать "В будущем году в отстроенном Иерусалиме!", хотя, по логике вещей намеревались добраться туда намного раньше, а та компания была еще в самом начале чтения, что для дотошных религиозных "профи" естественно. "Лехаим!" - раздалось оттуда. И, вот тут, что крайне любопытно, мужчины поднялись и стоя выпили. Стоя? Это когда положено возлежать, облокотившись на левую руку. Странно! Ведь кто пьет стоя? Русские офицеры, конечно! Тогда что это за русские офицеры, косящие под религиозных евреев? Н-да! Чудеса пасхальной ночи... И чем эта ночь отличается от других ночей? Надо сходить еще разок к крану с "Тишби"!..
   ...А потом были четыре дня курортного отдыха. Великолепный ресторан: завтрак, обед ужин. Прекрасное качество еды и бесконечный ассортимент, перекрывающий (разумеется с учетом кашерности, причем особой, пасхальной) даже достойные Гаргантюа великие табльдоты Севильи и Гренады!
   Искрящееся море, катера, выходящие на прогулку по заливу, пляж, бассейн, джакузи, SPA, прогулки по набережной... В холле веселая эстрада, любительского, безусловно, уровня, но зато - в форме непрерывного конкурса с участием бесчисленных забавных детишек всех возрастов. То и дело - детское хвастовство: "А я уже съела два мороженых!" - "А я съел четыре!". А сам думаешь, пропустить, что ли еще стаканчик бренди? Или, лучше, винца?
   Предыдущий раз мы были в Эйлате года три-четыре назад. Восточный конец набережной, почти примыкающий к иорданской Табе, был тогда сплошной стройплощадкой. Теперь же строительство закончилось, почти вся территория благоустроена. Высятся ориенталистические корпуса фешенебельного "Херодса", а за ними - странное, в оранжево-терракотовых тонах сооружение, издалека показавшееся нам подобием андалузских храмов. Это - развлекательный центр "Кинг-сити", вблизи, правда, потерявший севильский облик и выглядевший, скорее, неким эклектическим китчем, окруженным древнеегипетской символикой, соседствующей с современным гидропарком. Впрочем, курорт же, чего надо?
   Среди яркой возбужденной толпы, фланирующей по набережной, очень часто раздавалась французская речь, причем, по виду говорящие были характерными израильтянами, гораздо реже - французами. Начался великий исход евреев из Франции? Грядет большая французская алия?
   До встречи в мае, месяце праздников!
  
   Реувен Миллер, дежурный по апрелю.
  
   Иерусалим.
   Материал сайта http://zhurnal.lib.ru/editors/t/tarantul_a/060512_miller_ishod.shtml
  Подготовлен для сайта "Мы здесь" #61
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"