Совершенно неожидано и аврально я оказался на сей раз дежурным летописцем. Мой Товарищ Аврум, который Тарантул, подзанемог маленько и отвлекся от продолжения своего оригинального "Осеннего парафраза на популярную тему", который он писал, кстати, для этого раздела, полагая, что получится летопись на тему осенних праздников, да растянул автор текст, не закончил, а Е.Беркович, ему виднее, распорядился "Парафразом..." по-своему. Короче, получилось так, что Аврум продолжает скрипеть над продолжением "Парафраза...", уже и вовсе выпавшего из наших иерусалимских хроник, а вот собственно Летописей, давненько не было...
И чисто по-Товарищески, следуя тарантульской просьбе, спешно подменяю его опус своей хроникой на октябрьские темы... Не обессудь, читатель - перед тобою блиц-импровизация!..
Нам, мельникам, творящим для народа главнейший и кашернейший продукт питания, почти никогда не удается взять отпуск в удобное для себя время. Чаще всего, отдыхаем либо принудительно в Песах, когда на неделю останавливается вся наша отрасль, либо в дырявые недели календаря между Рош а-Шана и Симхат Тора. Но в это время отдыхаем не только мы. Отдыхают учебные заведения со всем их населением, госучреждения, многие предприятия... А это, соответственно, ажиотаж и дороговизна. Но у нас, мельников, как правило, не бывает иной возможности.
В этом году удалось провести на приличных условиях 9 дней в Мадриде, включая дни Сукот и Симхат Тора. Правильный еврей должен в это время, конечно, стремиться в Иерусалим, но мы, иерусалимцы, решили, что большого греха на нас все же не будет, оставшиеся 50 с лишним недель круглосуточного пребывания в Городе перевесят? И уехали в Мадрид...
Это было наше второе пришествие в сфарадскую столицу. Первое же произошло кратковременно и сумбурно, шесть лет назад, как раз в канун "второй интифады". Тогда, будучи в Мадриде в общей сложности неполные двое суток, из них - полдня в Толедо, с организованным туром серии "Галопом по Европам" (24 населенных пункта Испании и Португалии за 14 дней!), мы получили от столицы Сфарада какое-то смутное, и как я сейчас могу твердо заявить, достаточно искаженное, но влекущее представление (а как могло быть иначе?), похожее на инстинктивное желание, возникшее у подростка, случайно подсмотревшего раздевающуюся в доме напротив матрону и еще не осознающего по малолетству и отсутствию опыта, сути этого желания, его возможных реальностей, но желание жгучее и настырное... Но вот, проходят шесть лет, подросток превращается в мужа... Так и мы, на сей раз, познали, как мне кажется, для себя город Мадрид...
О! Это - прекрасный город, о нем надо писать и писать, и это все еще впереди. Остановлюсь сегодня на двух темах, в берегах мейнстрима тематики нашей Группы Товарищей: еврейской и джихадной.
Гостиница, которую я заказал, находится в центральной части города, на магистральной, хотя и достаточно тесной для нынешних потоков транспорта улице Аточа. Это место было удобно тем, в частности, что оттуда, не спеша можно было, максимум за час, дойти до любого интересного туристам объекта города-красавца, а до любой точки собственно, центра, требовалось не более получаса.
И вот однажды мы решили пройтись, согласно путеводителю, по улицам бывшего еврейского квартала. До этого из прошлой поездки у нас сохранилось немало впечатлений от бывших еврейских кварталов Барселоны и Толедо, Саламанки и Сеговии, Лиссабона и Севильи, Гранады и Кордовы... То ли уже в новые времена там сделали подновления, напоминающие об изгнанных пять веков назад хозяевах, то ли еврейская символика действительно сохранилась, несмотря на костры инквизиции, но в большинстве из тех кварталов попадались Маген-Давиды и меноры в элементах украшений зданий, витражах, кое-где, видны были ивритские письмена.
Изгнание евреев из Испании, начатое королевским эдиктом 1492 г. не было одномоментным актом, оно тянулось чуть ли не целый век. Эдикт, кстати, по преданию, был оглашен 9 ава по нашему, еврейскому летоисчислению, в день многократных несчастий еврейского народа, и, по случайному или не случайному стечению обстоятельств, в тот же самый день из Севильи по Гвадалквивиру к морю спускалась армада каравелл под командованием человека, официально именовавшегося тогда Кристобалем Колоном, или, если вам привычнее, Христофором Колумбом, чьи истинная судьба и происхождение за сотни лет потерялись под слоями домыслов и легенд, так же, как и цель его экспедиции.
Мне мил вариант с еврейским происхождением адмирала, о чем свидетельствуют его документы личного характера, с надписями на иврите, параллельное григорианскому еврейское летоисчисление в его бортовых журналах... И мне симпатична легенда о том, что этот, далеко не чуждый фантазерству и авантюризму деятель, успешно навешал лапшу на уши королеве-юдофобке Изабелле, распевая ей в гранадском комплексе райских дворцов Аль-Гамбра, откуда христиане к тому моменту уже выкурили арабоязычных магометан-мавров, о необходимости и возможности нахождения им, Колоном, кратчайшего пути в Индию для выхода напрямую, минуя магометан, к богатствам Индостана. И выбил на это немалую деньгу из королевской мошны!
Но под этой официальной версией Колон, говорят, таил другую, вполне земную - вывезти из Испании и спасти от надвигающихся репрессий своих соплеменников-евреев, вызвавших гнев побеждающего в Реконкисте христианства за поддержку евреями противной стороны - магометан. Надо было лишь отыскать для этого подходящее место. А ведь еще в начале XIV в. венецианцам было достоверно известно, что за дикой Татарией, Сибиром, Китаем, Чипангом, море еще не последнее. На карте мира, изображенной на потолке одного из залов Дворца дожей, относящейся к этому периоду, за морем, что восточнее берегов Азии, изображена какая-то земля. И эта информация, думается, колобродила в мозгах множества беспокойных авантюристов.
Открытие Колоном ряда вест-индских островов, очковтирательски выдававшееся им за запланированное и спонсированное Изабеллой открытие западного пути в Индию, происшедшее на фоне разгоревшегося в это время в Испании самого интенсивного, как водится в начале мероприятия, еврейского геноцида, уже не могло дать и не дало заметных результатов по спасению еврейства. Слишком было поздно. Да и сам команданте прожил после последнего плавания всего несколько лет. И смерть его стала загадкой, потерявшись в шелухе веков. Умер он, по официальной версии, в Вальядолиде. Я, же, например, был на его могиле в главном соборе Севильи, на противоположном конце Испании. Но читал, что еще есть колумбовы могилы на Кубе и Гаити. Могилы-то могилы, а покойник-то где?..
Ладно, Бог с ним, с Колоном, кто бы он ни был! Кстати сказать, нам выпало быть в Мадриде 12 октября, а это в Испании - государственный праздник - День открытия Америки. И это позволило нам бесплатно посетить Музей современного искусства королевы Софьи и осмотреть город с запада, из кабины двухкилометрового фуникулера, работающего только по выходным и праздничным дням. Так что, спасибо - товарищу Колумбу!
Но меня уносит в сторону от рассказа.
Вернусь к мадридскому "еврейскому" кварталу. Наша улица Аточа минут через пять ходу от гостиницы упиралась в главную городскую площадь Пласа де Майор. Топоним, кстати, стандартный для сколь-нибудь крупного города Испании. Мадридская Пласа де Майор замкнута каре из четырех зданий, часть из которых занимают учреждения мэрии. На площади, по всему периметру ресторанчики, сувенирные магазины. С Аточи мы вошли через восточный вход, а затем через южный вышли в квартал Ла-Латина, тянущийся на юг, и слева от которого до площади, носящей имя испанского драматурга XVII в. Тирсо де Молина, расположен бывший еврейский квартал Лавапьес. Но ничего еврейского, ни намека, нам заметить там не удалось. Так, провинциальные узкие улочки, глухие стены домов, заборы. А вообще-то все пространство, особенно, главная улица района, ведущая на юг, Рибера де Куртидорес были заняты торговлей - бурлила барахолка - "растро".
Основными торговцами, кстати, оказались китайцы. Их количество в Мадриде огромно, и именно - в торговле. Практически все продуктовые магазины на той же Аточе были китайскими. Как-то я обратил внимание в ближайшем к нашей гостинице и потому нами наиболее посещаемом минимаркете, что на кассе вместо привычного парня-китайца сидит немолодая китаянка. Так кассовый компьютер у нее работал с китайской поддержкой! В отличие от мальчика, она не понимала ни по-испански, ни по-английски! И ничего! Бизнес идет!
Любопытно и то, что большинство лиц неместной внешности (хотя у испанцев, смешанных из множества племен и народов, трудно определить стандарт внешности), то есть, откровенные монголоиды (некитайцы) и черные - все они говорят по-испански и, в большинстве своем носят кресты.
Мне кажется, что Испании, единственной из прошлых колониальных владычиц удалось добиться полной манкуртизации починенных народов, то есть невозвратного перехода на испанские язык и культуру и в католичество. Ведь смотрите, стоило, скажем, французам уйти из Алжира, и через два-три десятка лет зона французского языка там сократилась почти до нуля. Еще в начале шестидесятых мне довелось учиться с вьетнамцами, моими ровесниками, которые рассказывали, что у них французский помнят только старики. В Индии практически не прижилось христианство, а английский язык существует как некая надоболочка, связывающая на официальном уровне множество языков местных. Нечто подобное, несмотря на все старания гг. Проханова, Путина и русоидов-патриотов стало происходить сейчас с русским языком...
А вот испанцы, применив сильнейше и жесточайшее средство - Священную Инквизицию, своего достигли: и желтолицые филиппинцы, и черные гаитяне, и белые (условно) аргентинцы, и индеоподобные мексиканцы - все они католики, все они - испаноязычные... Испанцам отчасти было проще, чем русским, французам или англичанам и голландцам, от того, что они почти не лезли в исламский мир, а с магометанами и евреями либо разделались на своей территории, либо изгнали...
Мусульман в Мадриде мы почти не встречали: так, пару раз промелькнули бабы в хиджабах, да в одном парке играючи бесновалась дюжина подростков-арабов, возможно, это были какие-нибудь экскурсанты из палестинской автономии, уж больно они ментально вываливались из общей картины мадридской толпы и походили на наших соседей...
Он сразу же взял быка за рога: "В Мадриде много арабов?". Я ответил, что почти не встречал. - "Но Мадрид - это же Андалусия?" (Слово "Андалусия" я понял в его устах не сразу, он как-то не так его произносил, но потом дошло) - "Нет, говорю, Мадрид - это столица Испании, в центре, а Андалусия на юге!" - "Там наш халифат!" - "Там 500 лет назад был ваш халифат, но его давно уже нет." - "Там сейчас много арабов." - "Не знаю, я был там шесть лет назад, не заметил." - "Сейчас много!" - "Не знаю, может быть?" - "Реувен, ты знаешь Аль-Гамбру?" - "Да, я был там в прошлый раз, это в Гранаде. Очень красивые сады и дворцы." - "А Гранада не Мадрид?" - "Да нет, между ними километров 600." - "Все равно, и Мадрид - наш халифат!".
Да и то - Мадрид был основан всего какую-то жалкую тысчонку лет назад арабоязычными маврами как крепость Маджерит...
Нынешние процессы всемирного джихада против Цивилизации не минуют, разумеется и Испанию, тем более, что и вправду когда-то часть ее была арабским халифатом, то есть "дар эс ислам". Та же самая улица Аточа концом, противоположным Пласа де Майор, выходит к вокзалу, тоже по имени Аточа, ставшему всемирно известным из-за крупного теракта, устроенного "Аль Каедой" 11 февраля 2004 г. Теракта, унесшего 191 человеческую жизнь и кардинально повлиявшего на расстановку политических сил в Испании, позволившую придти к власти заискивающим перед магометанством трусам-социалистам... И в их первых рядах - таким проарабским юдофобам как Хавьер Солана и Мигель Моратинос, "улаживающим" (от слова "лажа"?) арабо-израильский конфликт...
Но вряд ли тогдашняя поспешная реакция темпераментного народа, сменившего на следующий день после теракта политическую ориентацию и дружно проголосовавшего за сладкоголосых соци и их красавчика-вождя, может быть долговременной. Поглядим, что будет на следующих выборах! Особенно, если и вправду, мавры тихой сапой заново оккупируют Андалусию!
Из девяти дней, что мы отдыхали в Мадриде, пять были выходными или праздничными, да и 13 октября между Днем Колумба и субботой, для многих фактически не было рабочим днем (как говорят в Израиле, "делают гешер", то есть, мост между днями отдыха). По сфарадской столице сновали многочисленные местные тургруппы-однодневки, взрослые, пожилые, школьники. И вот что обратило на себя внимание - массовое крестоношение у старшеклассников, в прошлый раз я такого не замечал. Думаю, что кресты эти - признак роста в, как говорится, народных массах, стихийного протеста против джихадских тенденций на испанской земле.
Читавшие меня знают, наверно, что я явно - не поклонник христианства, что иначе как с болью не могу вспоминать о зверствах Инквизиции, изгнании или насильственном крещении евреев. Но относительно Испании - это уже дела четырех-пятивековой давности, католическая церковь на уровне риторики (не по существу, конечно) признала свои давние преступления и на словах открестилась от зоологической юдофобии. Ислам же стал главной угрозой цивилизованному миру, в котором христианская идеология, безусловно, доминирует. И, как в средние века наши предки примкнули к магометанам, так сейчас, нравится ли это нам и мне лично или не нравится, но евреи примыкают к христианскому миру: одни стараясь слиться с ним и раствориться бесследно, другие - принимая те его императивы, которые могут быть тактически оценены как "хорошо для евреев" и отвергая тем или иным образом неприемлемые. Потому - приветствую кресты на шеях школьников Испании, так называемых ультраправых во Франции или других европейских странах, явно выступающих потив джихада. Испания - не Израиль, пусть себе там на здоровье, ходят с крестами! Но они, - скажут мне, - так же плохо как к магометанам, относятся и к евреям! - К каким? - спрошу я, - Своим, галутным? У которых уже почти 60 лет есть своя страна, которая их ждет-не дождется? А к израильтянам плохо и так относятся практически все европейцы. И особенно плохо, именно - левые, те самые, которые выступают на стороне магометан и против своих националистов.
Все эти джихадные затеи: что основоположника Мохаммеда, что продолжателя его идей Маркса, с перемешанной общагой глобализма, где на временной подстилке из загаженной многократным употреблением соломы валяются, подражая промискуитету богемных идолов, страны и народы, отбросившие свои корни и традиции, не имущие просветлений в мозгах, затуманенных наркотиком пропаганды воинствующего свинства неоанархизма, подаваемого в обертке с надписью "демократия" - они, по сути, деструктивны и потому человечество, в порядке инстикта самосохранения, брезгливости и самозащиты, вынуждено их пресекать. Это, к сожалению, не может быть пресечение радикальное - одноразовое, одномоментное. Нас на Земле много, и мы очень разные, как по ментальности, так и по степени развития. Но деградация, заведомо заложенная джихадистами в свои идеи - будь то чудовищная ложь изначальных основ ислама и его неумение направить человеческую энергию на созидание, или будь то абсолютно безмозглая идея о пролетариате, то есть о неприспособленных и необразованных отбросах общества, в роли его гегемона, и, опять же - полное непонимание марксистами алгоритмов созидания, эта деградация обязательно должна привести к полному краху джихадистских идеологий и союза леваков с магометанами.
Ладно, оставим пока философию. Вернемся к еврейским кварталам!
В это раз мы опять посетили Толедо, благо от действующей столицы Испании до ее предшественницы чуть больше часу езды на автобусе. От толедской автостанции специальные туристские автобусные маршруты поднимают в Старый Город, собственно, средневековый Толедо. Когда-то он почти поровну разделялся на мусульманский, христианский и еврейский кварталы. По воле случая мы удачно сели на маршрут, который привез нас именно к бывшему еврейскому кварталу. От прошлого посещения у нас сохранилась в памяти церковь со странным, на наш слух, названием "Синагога святой белой Марии". История ее такова. Королевский министр финансов, еврей Абулафия, бывший у монарха на прекрасном счету из-за проводимой им жесткой фискальной политики, в том числе, и среди соплеменников, приносившей в королевскую казну прекрасные доходы, вознамерился построить в Толедо синагогу, не менее главного собора. Это было вызывающе и закончилось плохо. Абулафию арестовали, затем казнили, синагогу у евреев отобрали и превратили в церковь. То была распространенная у испанцев практика, да и не только у них - каждый последующий завоеватель на той земле перестраивал храмы поверженных предшественников в свои: готы - римские храмы, мавры - готские, христиане возводили соборы из мечетей...
Синагогу переработали в церковь с минимальными усилиями. Просто то место, где располагался "арон кодеш", то есть, хранилище свитков Торы, освободили и поставили в нишу статую анемичной белой Мадонны. Я, честно говоря, даже не припомню, есть ли во внутреннем реквизите этой церкви крест. Резные надписи на фризах, стенах и столбах - ивритские. Белую Мадонну помню, крест на крыше. А внутри? Не помню. Такая вот, странная церковь под названием "Синагога". И, что любопытно, лет через сто-двести в Цфате сефардские евреи построили Синагогу Абулафии, как бы вместо этой, реквизированной.
На этот раз мы были свободными в своих перемещениях и выбрали обнаруженную на карте города другую церковь-синагогу "Синагога дель транзито", что, как я понимаю, политкорректно означает "Синагога Изгнания", где располагается музей сефардского еврейства. Вокруг синагоги - типичные узкие улочки еврейских кварталов. Бродят туристы, магазины торгуют предметами иудаики. Длинная туристическая очередь в кассу церкви-синагоги. Дети разных народов. Не думаю, чтобы все они шли в музей, чтобы что-то узнать об изгнанном из Испании сефардском еврействе. Просто так, как обычно на экскурсии - есть объект, надо осмотреть...
Судя по всему, эту Синагогу Изгнания когда-то постигла та же участь, что и Синагогу Белой Марии, но в наше время ее преобразовали из действующей церкви в музей. Хорошо сохранены, а может быть, отреставрированы внутренние интерьеры и их давнее еврейское оформление. Есть небольшие элементы чисто музейного характера, но в переходах и на перефирии здания: экспозиция еврейских книг и свитков, макет средневекового Толедо с выделенным еврейским кварталом и т.п.
Во дворе Синагоги Изгнания была сооружена сукка, если выразиться на программистском языке, "демо", а также навес, увитый вьющимися растениями - тоже ведь сукка! Вот я и посидел в ней, хоть и не в Израиле, хоть и не в застольи!..
После изгнания сефардское еврейство разбрелось по всей Европе. Часть перебралась в Нидерланды, только что отпавшие от Испанской империи. Впоследствии их потомки слились с германскими ашкеназим, и подгоняемые юдофобскими кнутами и пряниками, продрейфовали на восток, вплоть до славных Биробиджана и Харбина. Другая ветвь через юг Франции, Италию, Венецию продиффундировала до Балкан, Порты и Земли Обетованной, начав, уже в Новое время, еврейскую алию в Израиль, главным образом, в Иерусалим и Цфат. Некоторая часть, вместе с союзниками-маврами бежала от Инквизиции в Северную Африку, откуда через четыре с половиной столетия, расплодившись и размножившись, перебралась в возрожденное Государство Израиль...
Так что, идн, все мы немножко сефарды!
А те сефарды, что остались в Сфараде, приняв крещение, те, которые называли себя "анусим", то есть, изнасилованные, далеко не все они шли в торквемады, занимавшиеся окончательным решением еврейского вопроса. Они, которых испанцы, подозревая, и во многих случаях, небезосновательно, в неверии в Христа-господа, обзывали презрительно "марранами", то есть, "роющимися в дерьме", многие из них тайно продолжали выполнять Завет, установленный Господом с их Праотцами. И как ни трудно было вести эту двойную жизнь, особенно, под несколькими веками ига Инквизиции, но даже в наше время этнографам удалось найти немало испанских семей и отдельных сект, сохранивших еврейские обряды. Об этом есть очень интересный фильм Ицхака Навона "Иерусалим, который был в Испании".
И еще, напоследок о сефардах, тоже из новейшей истории. Кошмарный, кровавый, как учили нас, диктатор Испании Франсиско Франко, по некоторым данным, происходивший из "марранов", сумел вытащить из-под адской машины уничтожения, запущенной его союзником Гитлером, десятки тысяч евреев Европы. Весной 1941 г. он решительно заявил Гитлеру, что общины евреев-сефардов в Салониках, Софии и Пловдиве пользуются покровительством испанских властей, ибо их предки были в своё время незаконно изгнаны из страны. Сефарды получили испанские паспорта, в большинстве благополучно пережили войну и в конце сороковых выехали в Израиль.
Так следует ли ожидать, что каудильо будет причислен к Праведникам мира?
Иерусалим 11.11.06.
Авторский текст.
С незначительными сокращениями впервые опубликован
На сайте "Заметки по еврейской истории", вып. 11-12(72)