Алексеевна Татьяна : другие произведения.

О японских субкультурах

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:


Татьяна Алексеевна

МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНИИ КАК ФЕНОМЕН МОЛОДЕЖНОЙ СОЛИДАРНОСТИ.

   Введение.
  
   На данный момент современный мир переживает колоссальные, глобальные эволюционные и революционные изменения количественного и качественного характера. Скорость и глубина происходящих в различных странах и регионах социальных процессов далеко неравномерна. Не равны и стартовые условия, и последствия происходящих изменений. Общество и культура в целом находятся на перепутье, отыскивая исторические альтернативы.
   Одним из самых сложных, с точки зрения назревшей необходимости и возможности целостного осмысления, является круг проблем, напрямую связанных с феноменом молодежных субкультур, с его влиянием на формирование личности и социализацию человека. В наше время, проблемы молодежной культуры и формирования личности занимают ведущее место, так как от их разрешения во многом зависит бытие человека.
   Рассматривая феномен молодежных субкультур, следует учитывать влияние как отечественных, так и "иностранных" субкультур, которые зачастую не только типологически близки, но и оказывают непосредственное воздействие на родственные им отечественные молодёжные образования. Часто, подобная взаимосвязь приобретает формы "диалога культур", в широком смысле слова. И такой диалог является фактором, без учёта которого невозможно адекватно оценить место и значение молодёжных субкультур сегодня.
   Изучение как японской молодежи в целом, так и конкретно субкультур (в рамках неформальных движений) практически не представлено в отечественной науке. Несмотря на то, что современные исследователи-японисты отметили многие стороны японской действительности, вне их внимания остались вопросы формирования молодёжных субкультур в Японии, их влияния на изменение традиционного японского сознания, а также особенности их возникновения и взаимодействия с Западом и Россией. Говоря о трудах зарубежных социологов, нельзя не отметить вклад, сделанный американской исследовательницей Юнией Кавамура (Yuniya Kawamura)[1] в изучение японской уличной моды и молодежных субкультур. Также неоспоримы вклад в их изучение внесли такие исследователи как Крис Перри (Chris Perry) [6], Лаура Миллер (Laura Miller) [4] и Ксайксин Лью (Xsuexin Liu) [5].
   Основными задачами анализа, представленного в данной статье стали: описание и классификация субкультур современной Японии, изучение социальных и культурных предпосылок их возникновения и становления, а также определение половозрастных характеристик их представителей. В качестве основной методологии, использованной в статье, был использован классический анализ документов в который вошли: анализ статей и материалов социологических исследований, проведенных по данной тематике, а также анализ информации полученной с интеренет-сайтов и форумов.
   Как и Россия, современная Япония представляется неким "стыком" цивилизаций, включая в себя черты как западной, так и восточной культуры. Соответственно, в России и Японии можно выявить общие направления влияния молодежных субкультур. Таким образом, их анализ в широком смысле: от особенностей формирования и современного состояния; до влияния на современную молодежь России, а также рассмотрение процессов взаимопроникновения субкультур Запада и Востока весьма актуален сегодня.
  
   Социокультурные предпосылки возникновения феномена японских субкультур.
   Следует отметить, что взгляды на жизнь современных молодых японцев значительно изменились за последнее время. Если поколение родителей нынешней молодежи активно участвовало в жизни общества, стремясь достигнуть материального благополучия тяжелым трудом, то поколение их детей, материально обеспеченных, благодаря усилиям родителей, на эту цель уже не направлено. Когда материальное благополучие как ценность, некогда объединявшая людей, отошло на второй план, молодые японцы устремились к индивидуализму во всех отношениях. Цели, навязываемые со стороны внешними условиями и общественным порядком, сменились желанием каждого молодого человека идти своим путем, выбирая то, что нужно лично ему. В некоторой степени, этот процесс был запущен благодаря развитию компьютерных технологий и Интернета, в частности. Благодаря Интернету, японская молодежь стремится не только расширить свой кругозор, но и получить новые, широкие связи на мировом уровне, что немаловажно для Японии, как страны, остававшейся закрытой для окружающего мира в течении длительного времени. И если раньше молодые японцы пытались самоутвердиться только в рамках японского общества, то теперь при помощи компьютерных технологий они получили возможность находить единомышленников в разных концах Земли. Теперь перед японской молодежью открывается много новых путей и направлений, позволяющих проявить свои индивидуальные способности. Такое стремление молодежи к самостоятельности часто наталкивается на непонимание и осуждение со стороны старшего поколения. Однако, современная молодежь Японии уже не выносит давления извне, навязывания. При этом, их индивидуализм - это не подражание Западу, а протест против засилья коллективного, группового сознания прежней эпохи [7].
   Как отмечает в своей работе К. Лью [5], желание молодых японцев противоречить консервативным общественным устоям, имеет несколько причин. Во-первых, говоря о молодых японкам, это желание изменить положение женщины в обществе, отказавшись от традиционных ценностей и норм. Кроме того, возвращаясь к проблеме конфликта поколений, отметим, что, по мнению исследователя, этот конфликт был усилен разрывом необходимой связи между родителями и детьми, во время того, как старшее поколение, стараясь обеспечить своих детей материально, тратило большую часть времени на работу. Желание заработать и продвинуться по службе зачастую приводило к тому, что практически 90% дневного времени родители тратили на выполнение своих рабочих обязанностей, почти не оставляя времени на общение со своими детьми. Их дети, чувствуя себя забытыми, вынуждены были искать поддержку вне семьи. Также, следует отметить, что в Японии высокий уровень образования имеет основополагающее значение для повышения позиций в обществе. From an extremely young age, children have to vigorously compete with their peers for good or highly recommended kindergartens, elementary school, middle schools, high schools, and universities. С раннего возраста дети вынуждены активно конкурировать со своими сверстниками в детских садах, начальной и средней школе, затем в гимназии или университете. ПоройIn such an extremely competitive society, higher entrance exam scores mean better opportunities. такая жесткая конкуренция порождала у учеников стресс, разочарование и депрессии, In Japan better education is fundamental for higher positions in Japanese society. ставшие частой причиной самоубийства среди молодых японцев.
   The strict school rules and standards impose severe constraints on young Japanese. Строгие правила и стандарты школ накладывают жесткие ограничения на молодых японцев. In Japanese schools kids up to teenagers are not allowed to behave like free individuals. Ношение одинаковой школьной формы, запрет на использование макияжа и украшений является общим правилом в большинстве школ. Similar strict rules are also enforced in high schools, where wearing school uniforms, wearing no make-up and jewelry are prohibited. Кроме того, для них Consequently, through years of their education, young Japanese begin to feel they are constrained by school rules and standards without human freedom. характерна идеология единения и солидарности. Таким образом, в течение образовательного процесса, молодые японцы начинают чувствовать себя ограниченными и не свободными из-за строгих школьных правил и стандартов. More seriously, many Japanese teenagers feel their freedom, individualities and differences are being constrained, suppressed, and even deprived. Возможно поэтому, желание выделиться: выглядеть, думать и вести себя не так как все, заставило молодых японцев обратиться к субкультурам, популярным на западе[5].
   Как отмечет К. Перри [6], для многих молодых японцев общение с единомышленниками по субкультуре стало неотъемлемой частью процесса социализации: в рамках субкультур происходит общение молодых людей, обмен ценностями и опытом, а также объединение в группы. Здесь следует сказать о понятии "хикикомори" (hikikomori) - так называют молодых людей не способных в силу каких-либо обстоятельств общаться с окружающими, проводящими большую часть времени дома в одиночестве. Постоянное одиночество и изоляция от сверстников становится проблемой для них, и приход в различные субкультурные сообщества зачастую оказывается решением этой проблемы.
   Рассматривая японские молодежные субкультуры, следует выделить две ключевые составляющие, оказавшие влияние на становление и развития данного феномена: популярная музыка и мода. Проникновение как западных музыкальных течений и стилей, так и модных в Европе и США тенденций в одежде в исторически "закрытую" Японию возымело необычный эффект смешения традиционного и нового, западного в музыке и моде.
  
   Популярная музыка, как составляющая японских молодежных субкультур.
   Следует отметить, что значительная часть современных молодежных субкультур основаны на определенных музыкальных стилях. Не явились исключением и японские молодежные субкультуры, поэтому в начале необходимо рассмотреть и понять некоторые особенности возникновения и развития как японской популярной музыки в целом, так и по некоторым отдельным направлениям.
   После того как во время Второй мировой Япония потерпела поражение и подписала капитуляцию, страна находилась в глубочайшем кризисе, как финансовом, так и культурном. И если финансовый кризис был преодолен сравнительно быстро, то преодолеть культурный оказалось гораздо сложнее. Сразу после окончания войны и вплоть до середины 1980-х наиболее распространенными видами коммерческой музыки стали американская музыка и народные песни, так называемые "энка". Популярность периодически появляющихся музыкальных японских групп была обычно локальна, и добиться значительного успеха можно было двумя способами -- либо исполняя народную музыку, либо записывая песни для аниме, кино и телевидения. Этот последний путь и оказался наиболее плодотворным для коммерциализации музыки.
   Перелом начал наступать где-то в конце 1980-х. Новые исполнители, используя прогрессивные западные музыкальные технологии и знание особенностей национального японского менталитета, начали на равных конкурировать с американскими исполнителями, постепенно вытесняя их с массового рынка. Фактически, к началу 1990-х японские группы завоевали популярность не только в самой Японии, но и начали продвижение на всю Юго-Восточную Азию, покоряя своим мастерством все новые и новые страны.
   Как и Россия (в отличие от Европы и Америки), Япония принадлежит к культурам, ставящим песенную составляющую коммерческой музыки выше танцевальной. Иными словами, для японцев более характерно подпевать, чем танцевать под музыку. Поэтому песни должны быть на японском (на понятном языке), быть мелодичны и иметь хоть какой-нибудь смысл.
   Наиболее распространенный японский способ получения удовольствия от песни -- это исполнение караоке. Далее идет посещение концертов, ТВ-программы и т. д. Визуальная составляющая шоу и клипов важна не менее, а порой и более, чем собственно музыкальное исполнение.
   Что характерно, процент людей, попавших на сцену по родственным связям или за деньги, близок к нулю. В Японии существует развитая система концертов непрофессиональных исполнителей, победители в которых могут рассчитывать на получение профессиональных контрактов. Также развита система фэн-клубов и производство разнообразной продукции, связанной с любимыми исполнителями (от одежды до видеоигр с их участием).
   Ключевым понятием современной японской музыки является понятие "идол" (idol). "Идол" -- это внешне привлекательный исполнитель, обладающий приятным мелодичным голосом и поющий эстетически красивые песни, которые удобно исполнять караоке. Именно так выглядит типичный популярный исполнитель в Японии.
   Кроме того, для Японии не характерно использование музыки социального протеста в качестве средства получения денег. Поэтому коммерческая японская музыка в явном виде обычно лишена какого-либо протеста в явном виде, концентрируясь на техническом мастерстве исполнения и мелодичности. При этом, различные виды музыкальных направлений, которые традиционно принято считать радикальными существуют (рэп, рок), однако в них делается акцент не на протест, а на эстетическое удовольствие для зрителей.
  
   Мода, как составляющая японских молодежных субкультур.
   Следует отметить, что в большинстве современных субкультур важное значение имеет и внешний, визуальный облик их приверженцев, что включает в себя определенные каноны в одежде, атрибутике, выбор определенных марок одежды и т.д. Поэтому закономерно будет уточнить и некоторые особенности современной так называемой "уличной моды" в Японии. Термин "уличная мода" используется, чтобы описать популярные элементы стиля, тенденций и явлений японской молодёжной моды и её субкультур.
   Начнем с того, что Япония начала подражать западной моде примерно с середины 19-ого столетия. К началу 21-ого века, сформировшись в такое явление как "Японская уличная мода". Например, сейчас в тенденциях японской моды чувствуется большое желание молодёжи подражать европейцам и американцам, как основным носителям современной мировой популярной культуры, что во многом обуславливается многовековой закрытостью Японии от других стран. Поскольку главными чертами японской молодёжной моды помимо подражания западу также являются эпатаж и сильный нонконформизм с желанием выделиться, то причины возникновения таких тенденций следует искать в истории и культуре Японии, когда веками страна была закрытой от других культур, а также существовали суровые моральные законы и устои. Вследствие чего молодёжь со свойственным ей максимализмом восприняла западную культуру и свободу полученную после Реставрации в японском обществе.
   Японская уличная мода пришла не от известных дизайнеров, скорее наоборот, многие модные марки следуют тенденциям и стилям, появившимся на японских улицах.
   Одержимые модой,conscious, or fashion-obsessed, youngsters indirectly and directly dictate сознательно или бессознательно, молодые люди косвенно и напрямую ее диктуют. Японская уличная мода неразрывно связана с различными молодежными субкультурамиtures, each of which is identified with a unique and original look., каждая из которых отличается оригинальными взглядами и внешним видом, позволяющими их приверженцам заявлять о своей субкультурной идентичности.
   Причем, эта идентичность не является политической или идеологической, это скорее некие внешние, визуальные показатели, определяющие принадлежность к той или иной группе [1].
   Хотя уличная мода в Японии носит свободный характер, и нет никакой единственной популярной марки, которая может захватить монополию в этой области, но ряд дизайнеров таких как Issey Miyake, Yohji Yamamoto и Rei Kawakubo из Commes des GarГons, как часто говорят, являются тремя марками краеугольного камня японской моды. Вместе они стали популярными в 80-тых и о тех пор остались самыми популярными брендами [2]. Позже уличную моду продвигал такой бренд, как Tiger Onitsuka (теперь известный как ASICS). Часто для создания собственного стиля молодыми людьми используются иностранные (популярные европейские и американские) бренды.
  
   Разновидности японских субкультур.
   Если говорить о видах японских молодежных субкультур и их количестве, то резоннее всего было бы выделить не конкретные субкультуры, а так называемые субкультурные группы. В своей статье я приведу примеры нескольких самых популярных направлений и опишу принципы их внутреннего подразделения на более мелкие группы и виды. Поскольку визуальная составляющая является ключевой при идентификации представителей субкультур, то можно выделить следующие принципы их разделения: по цвету, по бренду, по тематике, также это могут быть "гибридные" стили, включающие в себя детали из разных направлений и т.д.
   Необходимо отметить принципы и мотивы, которыми руководствуется молодежь, обращаясь к тем или иным стилям и направлениям. Тут следует указать, что часть молодых людей воспринимают субкультуры, как модные направления и одевается так, прежде всего, чтобы следовать модным течениям. Для других, напротив, субкультурные нормы и ценности являются приоритетными, и приверженность к определенному направлению является частью мировоззрения, стилем жизни. Также, существуют люди, которые одеваются определенным образом только в рамках каких-либо мероприятий: концертов, конвенций, слетов, вечеринок.
  
   Когал, Гангуро и Мамба - субкультуры "модных девушек".
   Как отмечает Ю. Кавамура, феномен "Когал"(или "Когяру") появился на японских улицах в 90-е годы, как массовое явление. Основную часть представителей данного направления, постепенно оформившегося в субкультуру составили молодые девушки. Зачастую это были старшеклассницы, бросившие школу и проводящие большую часть свободного времени в районе станции Сибуйя[1]. Отличительными чертами девушек-Когал стали короткие юбки, как правило, укороченный вариант школьной формы, обильная косметика, загар, длинные спущенные гольфы, характерные, обычно, для учениц младших классов, обувь на высокой платформе. Как считает лингвист Лаура Миллер (Laura Miller), слово "Когал", имеет английские корни. Слово "Гал" ("Гяру", "Гару") - это японское произношение англоязычного слова "Girl"("девушка"). Соответственно термин "Когал" является прозводным от словосочетания "Сооl Girl" ("Классная девушка") либо, "Соlored girl" ("Раскрашенная, разноцветная девушка"). В своей статье Л. Миллер не отрицает и японского происхождения этого понятия, где "ко" означает "маленький" или, как вариант, от словосочетания "Кокосей Гяру" ("Kokosei gyaru") - так в 90-е годы в Японии называли подрабатывающих в клубах и барах старшеклассниц[4]. Само понятие "Гяру" определило целую группу стилей, основными в которой следует называть Когал, Гангуро и Мамба.
   Отношение общества к Когал всегда было неоднозначным, скорее негативным. Девушек-Когал обвиняли в бездуховности, материализме, не желании заботиться о своем будущем, получать образование или делать карьеру. Действительно, частью идеологии Когал являлись стремление к развлечениям, легкой беззаботной жизни, покупке красивых вещей и т.д. Зачастую, Когал подвергались общественному порицанию за практику "Эндзё-Косай", при которой мужчины среднего и старшего возраста проводят время с молодыми женщинами, покупая их время за деньги или подарки. В Японии нет единой точки зрения на то, что входит в понятие "Эндзё-косай". Есть мнение, что это одна из форм подростковой проституции, однако, часто, под данное определение попадает покупка "времени девушки и ее общества",а не интимного досуга с ней.
   Если приверженцев направления Когал в рамках моды и стилистики можно соотнести с западным мейн-стримом и поп-культурой, то такое явление как Гангуро появилось среди японской молодежи под влиянием западной субкультуры "хип-хоп". Внешний вид Гангуро (темная кожа, осветленные волосы, белый макияж) - это имитация вида темнокожих исполнительниц в стиле "хип-хоп" и "арнби". Данный стиль появился примерно в то же время, что и Когал в районах Сибуйя и Икебукуро. Термин "Гангуро" произошел по разным версиям от японского "гангуро" - "черное лицо", или "ганганкуро" - "исключительно темный".
   В статье К. Лью, посвященной Гангуро, выделяется несколько мотиваций, побуждающих японскую молодежь обращаться к данной субкультуре.(15) Some speculate that ganguro girls are using hip hop image to rebel against wearing traditional school uniforms to express their individuality. Во-первых, это использование хип-хоп-образов в качестве протеста ношению традиционной школьной формы, желание выразить свою индивидуальность. Во-вторых, это подражание знаменитостям, например, Нами Амуро (Namie Amuro), японской певице и модели (она выступала с темной кожей). Still others speculate that some Japanese girls, inspired by the perceived coolness, imitate hip-hop acts that they admire and emulate popular performers like Lauryn Hill (17) and TLC (18) (Talarowska-Kacprzak). Although ganguro as a fashion style does not fit well with traditional Japanese social standards and cultural values, it becomes popular among some girls who are just approaching adult life. Так как данный стиль не сочетается с традиционными японскими социальными стандартами и культурными ценностями, Many non-ganguro girls and boys readily accept some of the ganguro elements, and fearing exclusion, some may often conform to the style due to peer pressures. многие его приверженцы используют столь необычный для обыденного сознания облик как протест, возможность выделиться из толпы[5].
   Более экстремальной вариацией Гангуро стали девушки, назвавшие себя словом "Ямамба" (в японском фольклоре "горная ведьма"). Отличительными чертами стиля Ямамба стали разноцветные волосы и белый макияж на глазах, губах и носу. Позднее направление Ямамба переродилось в стиль "Мамба", который отличался более спокойным, фешенебельным внешним видом.
   Как уже было сказано выше, стили Когал, Гангуро и Мамба являются основными в направлении "Гяру", однако, как и в других субкультурных группах, в нем можно выделить широкий перечень подстилей, выделяемых по различным признакам:
   По маркам одежды: Кокогяру или Кокомба(Cocogyaru, Cocomba) (предпочитают бренд Cocolulu), Ломамба, Ромамба (Lomamba) (гибридный стиль Лолиты и Мамбы, предпочтение отдается бренду LizLisa).
   Подражают знаменитостям: Амура (Amura) (от имени японской звезды Нами Амуро (Namie Amuro)), Селемба (Celemba) (от слова "селебрити", копируют стиль звезд, знаменитостей в целом).
   По возрастным группам: Онигяру(Oneegyaru) (возраст 20-25 лет, предпочитают одежду дорогих марок, более спокойный внешний вид), Магогал (Magogal) (девочки младше 13 лет, которые еще не перешли в старшую школу).
   По цвету макияжа и кожи: Ганширо или Широгяру (Ganjiro, ShiroiGyaru)(бледая кожа, отсутствие загара), Гонгуро-Гангуро (Gonguro-Ganguro) (максимально черная кожа и максимально белые или серебристые волосы) и т.д.
  
   Вижуал кей или японская трактовка современной рок-музыки.
   Говоря о субкультуре Вижуал Кей (Visual Kei или яп. Видзюару кэй), следует отметить, что данное направление возникло на базе зарождающегося японского рока еще в 80-е годы прошлого века. Сам термин буквально обозначает "визуальный стиль", и целью его приверженцев было, прежде всего, шокировать публику визуально. Родоначальниками направления считаются такие группы, как Japan, Luna sea, Dir en grey, Malice Mizer и др.
   Подобно тому, как в России принесенный с запада рок-стиль, попав на благодатную почву и смешавшись с местными музыкальными традициями породил феномен "русского рока", так и в Японии западное новшество, принятоне, а затем трансформированное согласно представлениям и традициям японских потребителей явило миру такие понятия как "J-rock"(Японский рок) и "Вижуал Кей".
   Вижуал Кей - это, с одной стороны, представители популярных японских рок-групп соответствующего направления, с другой стороны, их поклонники, старающиеся всячески подражать своим кумирам. Отличительные черты стиля - яркий грим, разноцветные волосы, необычные костюмы, в которых смешаны черты различных стилей и эпох, цветные линзы, множество аксессуаров. Отличительной чертой направления является использование андрогинных образов, использование мужчинами женской одежды и макияжа. Возможно, связать этот факт следует с культурными особенностями страны и объяснить тем, что, исторически, в японских театрах "Но" и "Кабуки" женские роли всегда играли мужчины. Идея того, что передать особенности женского образа и раскрыть его в полной мере способен только мужчина, существует до сих пор. Возможно, поэтому, использование мужчинами женских образов на сцене является не только эпатажем, но и подчеркивает их артистичность и актерские способности. Также, одной из особенностей японского рока, как уже говорилось выше, явилось то, что в нем отсутствует социальный протест, как таковой, в отличие от рока русского и европейского, поэтому, все внимание в нем уделено необычному внешнему виду, эпатажу.
   Как и остальные направления, Вижуал кей разделяется на более мелкие подстили, которые выделяются по принципу цветовой гаммы и стилистики в одежде, либо музыки, которую исполняют или слушают их приверженцы. Вижуал кэй имеет приблизительно 15-20 категорий, отличающихся между собой как внешне, так и в музыкальном плане, кроме того, некоторые существуют группы, которые сложно отнести к какой-либо конкретной категории, так как они могут носить признаки 2-х и более подстилей.
   Разделяя Вижуал Кей на подстили, прежде всего по визуальным признакам, можно выделить некоторые принципы подразделения:
   По стилистике в целом: Осярэ кей (Oshare kei) (в переводе - слащавый, фешенебельный, отличается яркими цветами в одежде и позитивной музыкой), Коте кей (Kote kei) (в переводе - сверх меры, чересчур, использую элементы готики, темную одежду, ) Котекоте кей (Kotekote kei) ( более экстремальная и современная версия Коте кей, главная особенность - яркие разноцветные прически, одежда в готическом стиле, андрогинность).
   По территориальному принципу: Нагойя кей (Nagoya kei) (подстиль зародился в Нагойе, поэтому все группы оттуда автоматически относят к Нагойя кей, который характеризуется мрачным, без изысков видом с преобладанием черного цвета.
   По цветовой гамме: Уайт кей (White kei) (преобладание белого цвета в одежде), Курофуку кей (Kurofuku kei) (преобладание в одежде черного цвета).
   Группы, которые используют обычную одежду и спокойный внешний вид: Норумо кей (Norumo kei), Сутори кей (Sutorii kei) (между собой различаются благодаря музыке, которую исполняют) и т. д. [9].
  
   Лолита - женская красота в классическом понимании.
   Субкультура Лолит является одной из самых популярных на улицах Токио на сегодняшний день. Данное направление считают одной из разновидностей стиля Вижуал Кей, а также рассматривают как ответную реакцию на стили Гангуро, Мамба и Когал, с их преимущественно западными, американскими стандартами красоты [1]. Классический образ Лолиты отрицает всякую сексуальность, напротив, подчеркивая невинность и трогательность, детский вид, создавая образы сказочных принцесс или фарфоровых кукол. Стиль Лолиты включает в себя преувеличенные, в чем-то гротескные стандарты классической женской привлекательности: кукольную внешность, длинные аккуратные волосы, светлую кожу, платья и аксессуары в викторианском стиле. Часто стиль Лолиты в целом отождествляют со стилем Готической Лолиты, который является одним из самых популярных в данной группе. Этот стиль появился благодаря гитаристу одной из известных японских рок-групп (Мана из группы Moi Dis Moix), который носил в основном женскую одежду. В 1999 г. он основал собственный модный бренд Moi meme Moitie и ввел в оборот такие термины как Элегантная Готическая Лолита (Elegant Gothic Lolita или EGL) и Элегантный Готический Аристократ (Elegant Gothic Aristocrat или EGA), т.е. мужская и женская вариации стиля Лолиты. Большое влияние на развитие культуры оказывает Библия Готической Лолиты (Gothic&Lolita bible или G&L) -периодическое издание, посвященное тематике Лолит в целом. Тут же следует отметить, что понятие "готика" у японцев и европейцев имеет совершенно разный смысл и к субкультуре "классических готов" Лолита отношения практически не имеет. Надо сказать, что субкультура "готы" как таковая в Японии почти отсутствует и о ней мало кто знает.
   Данный стиль сильно дифференцирован, и по вышеуказанному принципу можно выделить следующие подстили:
   По цветовой гамме в одежде: Сладкая Лолита (Sweet lolita/Amaloli) (розовый, голубой, карамельный и другие пастельные тона), Белоснежная Лолита (White lolita/Shirololi) (белый цвет), Темная Лолита (Dark lolita /Kurololi) (черный цвет с вкраплениями красного, белого, голубого), Черная Лолита (Black lolita) (только черный цвет), Классическая Лолита (Classik lolita/Curashikku) (все остальные цвета - зеленый, красный, желтый и др.)
   По стилю (используют аксессуары, характерные для различных стилей): Готическая Лолита (Gothic lolita/Gosuloli), Деревенская Лолита (Country Lolita)(используют аксессуары, характерные для деревенского стиля - корзинки, шляпки, искусственные цветы и ягоды, клетчатую или цветастую расцветку одежды), Панк Лолита (Punk Lolita/Punkuloli), Кибер Лолита (Cyber Lolita/Saibaaloli)(образ девушки из будущего) и т.д.
   Тематические Лолиты: Лолита-принцесса (Princess Lolita/Himeloli), Алиса в стане чудес (Alice in wonderland), Лолита-школьница (Schoolgirl Lolita), Лолита-морячка (Sailor Lolita), Лолита-горничная (Franch maiden), Лолита-монашка (Nun Lolita), Лолита-невеста (Bride Lolita) и т.д.
   Лолиты, одежда которых основана на традиционной: Кимоно Лолита (Kimono Lolita/Waloli) (сочетают в своем наряде классическое японское кимоно и одежду, характерную для Лолит), Кви Лолита (Qi Lolita/Qiloli) (используют в одежде элементы традиционного китайского костюма).
   По полу или этническому принципу: Би Лолита (B-Lolita) (представители субкультуры мужского пола, которые также носят одежду Лолиты), Шоколадная Лолита (Sunkissed Lolita) (европейское обозначение темнокожих Лолит ) и т. д.[8].
   Следует отметить, что, развившись в 90-е годы прошлого столетия, Лолита в разных ее вариациях является сейчас одной из самых популярных субкультур среди японской молодежи. Возможно, причиной распространения стиля послужило нежелание японской молодежи взрослеть. Одеваясь подобно куклам, девушки как будто замирают в определенном возрасте, ограждая себя от окружающего мира. Возможно, это происходит, потому что они боятся ответственности или их не устраивает бытовой уклад жизни японской женщины.
  
   Фруитс или стиль Хараджуку.
   Стиль "Фруитс" (Fruits) зародился в Токио, в районе Хараджуку в 90-е годы. Его название произошло от журнала "Fruits" для которого в 1997 году знаменитый фотограф Соичи Аоки фотографировал прямо на улицах Токио эпатажных японцев. Второе название стиль получил в соответствии с названием района, в котором был распространен - "Хараджуку"(Harajuku). Отличительными особенностями данного направления стали обилие ярких красок в одежде, сочетание на первый взгляд несочетаемых вещей, множество аксессуаров. Приверженцы стиля могут носить вещи брендовых марок и "хенд-мейд" одновременно. Зачастую Фруитс отождествляют с Осярэ Кей, однако первые не выделяются скорее по принципу стилистики в одежде, чем музыкальным предпочтениям.
   В отличие от остальных направлений, Фруитс - это скорее феномен моды, нежели японская адаптация субкультур запада или реакция на них.
  
   Косплей и Кавай. В чем разница?
   Термин "Косплей" (Cosplay) произошел от словосочетания "костюмированная игра" ("costume play"). Как отмечает К. Перри [6], я Японии название этой субкультуры часто сокращается и звучит как "Кос" (Cos). Особенностью данного направления является визуальная передача образов героев фильмов, мультфильмов "аниме", комиксов "манга", а также звезд японской поп и рок-сцены. Из всех японских субкультур именно Косплей стал популярным в России, однако, для отечественных последователей этой японской субкультуры наиболее популярной стала аниме-тематика (отсюда русское название субкультуры - "анимешники"). В Японии же приверженцы Косплея чаще отдают предпочтение образам популярных рок-исполнителей, разделяя, таким образом, принципы подбора одежды, характерные для стиля Вижуал кей.
   Близким по смыслу понятием для Косплея является термин "Отаку" (Оtaku) - так называют людей, буквально одержимых какими-либо интересами и хобби, в особенности это касается любителей аниме, манги и видеоигр. Хотя чаще всего Отаку является обобщённым названием для Анимэ отаку (Аnime otaku - фанаты аниме), Косплэй отаку (Сosplay otaku) и Манга отаку (Мanga otaku - фанаты японских комиксов-манга), термин может распространяться также и на любые другие увлечения, как например Пасокон отаку (Рasokon otaku - любители ПК), Гэму отаку (G?mu otaku - фанаты видеоигр), Тэцудо отаку (Тetsud? otaku - фанаты железных дорог) и другие.
   Одной из разновидностью Косплея принято считать "Кавай" (Cawaii), при этом зачастую Кавай (переводится как "милый", "симпатичный") рассматривают как отдельное направление или скорее даже идеологию.
   Чтобы избежать путаницы следует разделить это понятие на два: с одной стороны - Кавай как стиль в одежде, приверженцы которого одевают костюмы "милых" животных или вымышленных существ из манги и аниме. С другой стороны Кавай как идеология, захватившая умы молодых японцев, заставляя их скупать в магазинах одежду, атрибутику, аксессуары - все, что попадает под определение "милого" или Кавай. Кроме того, Кавай стал своеобразным стилем жизни и поведения для многих молодых девушек, ключевыми признаками которого стали копирование детского поведение, стремление быть подчеркнуто "милыми", приобретение одежды и аксессуаров соответствующего стиля [1].
  
   Территориальная локализация японских субкультур.
   Формируясь в закрытой среде, молодежные субкультуры Японии приобрели некоторые, свойственные только им особенности. Одной из таких особенностей является очень четкое территориальное распределение по районам. Как уже было сказано выше, основными местами массового скопления представителей различных японских субкультур являются такие районы Токио, как Хараджуку, Ура-Хараждуку или Ура-Хара (так называемые "переулки Хараджуку"), Сибуйя, Икебукуро, а также Гинза и Омотесандо . Как отмечает исследователь Крис Пери (Chris Perry)[6], большую часть представителей различных субкультур можно встретить только там. Важной особенностью субкультур в Японии является возникшая вокруг них "инфраструктура", включающая в себя модные магазины и журналы по соответствующей тематике. Соответственно, основные торговые точки также находятся в районах локализации приверженцев тех или иных субкультур. Самым ярким примером здесь может служить торговый центр Сибуйя 109 (Shibuya 109). Интересно то, что, зачастую, продавцами в этих магазинах становятся представители тех или иных субкультур. Эти молодые люди являются своеобразными "носителями" последних модных тенденций, подавая пример своим покупателям. Этот процесс имеет и обратную сторону, когда мастерство продавца зависит от его умения отследить текущие модные веяния, появляющиеся в среде молодежных субкультур. Ю. Каваура называет это явление "депрофессионализацией" (De-professionalization)[1], когда работодатель отдает предпочтение не профессиональным продавцам, а представителям субкультур, тематику которых поддерживают их магазины. Следует отметить, что моделями для модных молодежных журналов зачастую становятся их же читатели, так как уличная фотография в них очень популярна и фотографы отыскивают своих моделей среди завсегдатаев модных районов Токио. Обычно, эти журналы посвящены отдельным субкультурам или молодежной уличной моде в целом, среди них можно назвать следующие: "Fruits", "G&L biblie", "Egg", "Cawaii", "Tokyo Style News" и другие.
  
   Половозрастные характеристики японских субкультур.
   Согласно мнению Ю. Кавамуры, японские субкультуры являются преимущественно женскими[1], и состоят, в основном, из представительниц среднего класса (экономически)[6]. И, как отмечает К. Перри, процентный состав женщин в них примерно 90% [6]. Интересен тот факт, что в субкультуре Вижуал Кей, основными п,редставители популярных рок-групп являются мужчины (97%), несмотря на то, что большая их часть использует андрогинные или даже женские образы, а их поклонниками являются в основном представительницы женского пола. Такое количественное преобладание женского пола можно объяснить тем, что визуальная составляющая субкультур в Япнии очень велика. Девушки тратят огромное количество времени и денег на свою одежду и макияж. Следование моде необходимо им, чтобы выделиться, быть замеченными. Многие из девушек считают это способом своеобразного протеста формальности и традициям. При этом, консервативная часть японского общества часто рассматривает их как девиантов и воспринимает негативно. Здесь следует сказать несколько слов о феномене современной японской женщины, как таковой. Несмотря на традиционность и консервативность японского общества, позиция женщины за последнее время в нем сильно изменилась. Основная тенденция - это подчеркнуто самостоятельный выбор своего жизненного пути. Среди молодых японок существенно снизилась роль замужества, в первую очередь за счет радикальных перемен в экономике и обществе. В нынешней Японии уже никого не удивляет женщина, вообще не желающая вступать в брак либо предпочитающая сделать это позже, по собственному усмотрению. Наравне с замужними женщинами, есть те, кто вступают в гражданские браки. Наличие детей также является выбором женщины. Что касается работы, то некоторые женщины стремятся работать наравне с мужчинами, мечтают о карьерном росте. Другие, наоборот, хотят, чтобы работа была легкой и необременительной. Таким образом, ключевыми словами, определяющими это явление, являются разнообразие и широкий выбор возможностей. Между женщинами, ведущими различный образ жизни и отстаивающими различные жизненные ценности, существует что-то вроде противостояния или конфликта взглядов, который, порой, сопутствует конфликт поколений. Старшее поколение осуждает молодежь за отказ от традиционных норм и ценностей в пользу западных приоритетов.
   Если говорить о возрасте приверженцев тех или иных субкультур, то следует отметить, что со времени их возникновения и по настоящее время возрастные рамки существенно расширились. И если в 90-е годы, на заре возникновения основными носителями уличной моды были молодые девушки-старшеклассницы (15-19 лет) [1], то сейчас этот возраст существенно вырос. Как пример, среди приверженцев субкультуры Лолит можно встретить не только школьниц и студенток, но и домохозяек за 30. Как отмечают в своей статье Юкари Иватани и Лиза Томас (Yukari Iwatani and Lisa Thomas)[3], популярность этого стиля среди работающих женщин в возрасте от 20 до 30 лет, возможно, является своеобразным способом "бегства" от повседневного стресса и экономической неопределенности. "Взрослые" Лолиты тратят на свои наряды до тысячи долларов за комплект, собирая коллекции платьев, аксессуаров, обуви и т.д. А как отмечает К. Перри, средний возраст представителей различных молодежных субкультур в популярных районах Токио - 19 лет в возрастной группе от 12 до 25 лет [6].
   В своей статье К. Перри приводит интересный факт: в группах молодых людей, собирающихся в различных районах Токио по принципу интереса к той или иной субкультуре присутствуют не только сверстники, но и представители различных возрастных когорт, начиная от школьников и заканчивая студентами колледжей или даже работающими молодыми людьми[6].
   Как уже было сказано выше, важной особенностью японских субкультур является использование мужчинами женских и андрогинных образов. Возможно, это связано с тем, что большинство модных стилей и направлений были основаны женщинами. Девушки, как родоначальники субкультур, задавали их изначальные принципы и нормы, а юноши, в свою очередь, их копировали. Кроме того, выше мы уже упоминали о социокультурных предпосылках данного явления (традиции театра "Кабуки" и "Но").
  
   Заключение.
   В заключении хочется отметить, что современные японские молодежные субкультуры, будучи сформированными под влиянием западных аналогов, приобрели свой индивидуальный и неповторимый облик, сочетая в себе японскую самобытность и новые веяния прогрессивного запада. В связи с тем, что японская молодежь была культурно изолирована на протяжении долгого времени, развитие и становление модных стилей и направлений пошло по собственному пути, породив, таким образом, интересный феномен японских молодежных субкультур в их современном виде.
   TheseИх приверженцы
   teens rely on a distinctive appearance to proclaim their symbolic, subcul- This identity is not political or ideological; it is simply inno-
   this type of Japanese fashion.
   Источники:
  
   1. Yuniya Kawamura. Japanese Teens as Producers of Street Fashion. Current Sociology -f September 2006 4- Vol 54(5): 784-801
   2.Yuniya Kawamura. The Japanese Revolution in Paris Fashion
   3. Yukari Iwatani and Lisa Thomas. Japan's Latest Fashion Has Women Playing Princess for a Day. Printed in The Wall Street Journal, page A1
   http://online.wsj.com/article/NA_WSJ_PUB:SB122713804938242481.html
  
   4. Laura Miller. Those Naughty Teenage Girls: Japanese Kogals, Slang, and Assessments. Journal of Linguistic Antropology, Vol. 14, Issue 2, pp. 225-247, ISSN 1055-1360, electronic ISSN 1548-1395. 2004 by the American Anthropological Association.
   5. Xuexin Liu .The hip hop impact on Japanese youth culture. Southeast Review of Asian Studies. FindArticles.com. 16 Aug, 2010. http://findarticles.com/p/articles/mi_7066/is_27/ai_n28320849/
   6. Chris Perry. Rebels on the Bridge. Subversion, Style, and the New Subculture.
   http://www.scribd.com/doc/38260/Harajuku-Rebels-on-the-Bridge
  
   7. http://www.cultline.ru/archiv/m/3414/
  
  
   8. http://iamlolita.beon.ru/
  
      -- http://pride-team.net/vizhual-kejvizhual-kids-visual-kei/
  
  
  
  
  
  

Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"