Герои книг Марии Семёновой - добрые и отважные, свято хранящие заветы предков и честь воина, находящие в себе силы оставаться людьми даже в нечеловеческих условиях, полюбились многим луганчанам. Названия книг ("Поединок со змеем", "Валькирия", "Волкодав", "Мы - славяне!", "Кудеяр" и другие) слышали даже те, кто с творчеством писательницы ещё не успел познакомиться.
Недавно был издан роман-фэнтези "Бусый Волк", затем его продолжение "Бусый Волк. Берестяная Книга", и эти новые произведения Марии Семёновой тоже успели многие прочитать и полюбить. Но мало кто знает, что соавтор этих книг - луганский писатель и тренер Дмитрий Тедеев.
Недавно в областной библиотеке для детей состоялась встреча Тедеева с учащимися 26-й школы. На этой встрече Дмитрий рассказал ребятам о своих увлечениях, об истории создания книг, о людях, общение с которыми повлияло на его творчество. Предлагаем вашему вниманию фрагменты этого рассказа.
С раннего детства я очень любил читать. Благодаря маме мне попадались такие книги, от которых буквально захватывало дух. Книги о путешествиях, парусах, дальних сказочных станах, приключениях, отважных героях, борьбе со злом. Всё это западало в душу, оставалось там навсегда. Любил пересказывать друзьям прочитанное. При этом безбожно всё перевирал, вдохновенно фантазируя, изменяя события так, как мне хотелось. Но слушали меня обычно с большим интересом, и это только добавляло вдохновения.
Наверное, в этом есть сходство с писательским творчеством - я делился с другими тем, что волновало меня самого. Добавляя своей фантазии и мечты. Чтобы это взволновало, зацепило кого-то ещё.
Но писать я тогда не любил. Школьные сочинения воспринимал как неприятную работу, хотя и получал за них хорошие оценки. Исключением был случай в седьмом классе, когда наша учительница Лидия Фёдоровна Хуртина дала задание написать сочинение-пересказ какого-нибудь литературного произведения.
Я выбрал один из рассказов Ивана Ефремова, который меня при первом прочтении буквально потряс. И мне захотелось не просто пересказать сюжет, а написать так, чтобы передать хотя бы частичку той мощи и пронзительности, которые были в первоисточнике... Это было невероятно трудно, я мучился в поисках нужных слов, но эти муки были особыми. Это было первое писательское вдохновение. В душе звенели те же струны, что и при чтении самых любимых книг.
С 1991 г. занимаюсь айкидо. Это удивительное боевое искусство мне сразу же очень понравилось, вскоре захотелось не только заниматься самому, но и тренировать. В Луганске я стал одним из первых (точнее - вторым) инструктором.
Сейчас, задним числом, понимаю, что и желание писать, и желание тренировать - это всё то же возникшее ещё в детстве стремление поделиться с другими тем, чем обладаешь сам, что интересно тебе самому. Стремление высказаться и быть услышанным. В одном случае делишься своими знаниями (и мыслями) о технике и философии боевого искусства, в другом - тоже знаниями, мыслями, мечтами, сомнениями, болью - о жизни.
Айкидо - это искусство не только убивать, но и, прежде всего, жить (избегая убийств), это искусство проявления гуманности даже к врагу, искусство гармонии и любви, искусство жизни. И жизнь в свою очередь тоже полна красоты и гармонии, волшебных проявлений айки. Жизненный опыт помогает постигать айкидо, а постижение айкидо помогает сильнее любить жизнь.
Очень немногие писатели и тренеры могут похвастаться высокими заработками. Что ж! Добиться чего-то в жизни - вовсе не означает добиться именно материальных благ. Жизнь коротка, тратить её на погоню за деньгами неинтересно. ТУДА заработанное всё равно не возьмёшь. Важно не то, сколько ты смог заработать (т.е. сожрать), а что сумел дать другим. Сумел ли, пусть хоть немного, изменить мир в лучшую сторону.
В 99 г. мне посчастливилось попасть на семинар легендарного сенсея Нишио. А затем участвовать в японско-украинской программе обучения небольшой группы наших инструкторов стилю этого мастера. Было потрясающе интересно! И хотелось, чтобы об уникальном опыте Нишио узнало как можно больше людей. Это желание и было основной причиной написания книги "Айкидо и оружие".
Книга была издана в 2004 г. В обложке, на которой какой-то парень держит самурайский меч. Видно, что бедняга совершенно не умеет с ним обращаться, даже держит, как будто задушить пытается! Если бы я сам увидел на полке магазина такую книгу, может быть, и в руки бы не взял. Если даже на обложке такая чушь, то что уж внутри-то хорошего может быть?
Существует другой вариант обложки для этой книги. Гораздо более подходящий вариант. Полный сдержанности и достоинства. С самурайскими мечами и цветками сакуры. Это и есть дух айкидо - сочетание убийственной мощи и гуманности, красоты, благородства, утончённости, изящества. Ведь айкидо - это особое боевое искусство. Искусство жить в гармонии с самим собой и с внешним миром...
Книга (несмотря на ужасную обложку) сразу стала известной среди любителей айкидо. О Нишио стали говорить, стиль, ранее почти неизвестный в России и СНГ, теперь очень популярен. И мне также приятно, что в России стали говорить и о луганском айкидо. Луганск в книге я упоминал неоднократно.
О книге хорошо отозвались очень многие уважаемые мной люди. В том числе и писатели. Например, замечательный писатель Владислав Крапивин. Такие отзывы окрыляли, и по совету друзей я стал пробовать писать художественную прозу.
И вскоре началась серьёзная работа в соавторстве и под руководством Марии Васильевны Семёновой.
У меня среди современных писателей два излюбленных. Книги которых переворачивают душу. Читая которые, невозможно оставаться равнодушным. Это Крапивин и Семёнова. Есть ещё немало хороших писателей и поэтов, но эти - однозначно на первом месте. И я считаю, что мне безумно повезло в жизни, что знаком и в хороших отношениях с обоими. А с Марией, кроме того, удалось поработать в паре, поучиться у неё.
Семёновой удаётся писать захватывающе интересно, и при этом её книги, включая романы фэнтези - вовсе не дешёвая пустая развлекуха, вовсе не приключения ради приключений.
Некоторые почему-то пренебрежительно относятся к фэнтези, считают этот жанр чем-то вроде бульварной литературы, "чтива для убогих". Вот, дескать, научная фантастика - это другое дело, она на науку опирается, она - научная. А на самом деле фэнтези, настоящее, хорошее фэнтези, такое, как у Семёновой, тоже опирается на науки! И отличается от так называемой "научной" фантастики лишь набором наук. Вместо математики и физики - филология, этнография, история, краеведение...
Нетрудно догадаться, что под веннами, описанными в книгах Марии (включая наши совместные романы о Бусом), на самом деле подразумеваются древние славяне-язычники. Наши предки. Кровь которых течёт в нас с вами. Которыми можно гордиться. И чем больше мы узнаём о них, о их жизни, обычаях, верованиях, тем больше причин гордиться. Наших предков уважали даже викинги, перед которыми трепетала вся христианская Европа. А с восточными славянами эти морские разбойники вели себя как с равными. Наши прадеды ничем им не уступали, были такими же бесстрашными и умелыми в бою, гордыми, ни перед кем не склоняющими головы, до конца стоящими за свою Правду. И огромная заслуга Марии Семёновой в том, что она сумела многое рассказать нам о нас самих, о наших генетических корнях. Рассказать потрясающе интересно.
Говорить о Семёновой можно бесконечно. Но хотя бы один факт. У Марии жил пёс, нечистокровный ротвейлер, могучий, страховидной внешности и с очень непростым характером. Чейз был любимцем и равноправным членом семьи, и когда он умер, это было настоящим горем. А попал Чейз к ней взрослым, очень многое повидавшим в жизни. Брошенный прежними хозяевами, одичавший, больной, озлобленный, он был приговорён к милицейскому расстрелу. Но Мария в последний момент спасла его. И забрала к себе. Домой. Представляете?! Огромного дикого пса, от которого в ужасе шарахались даже мужики! Много ли найдётся людей, способных на подобный поступок?
Мария при всей её интеллигентности, деликатности обладает несгибаемым внутренним стержнем. Силой духа и глубокой порядочностью. Это не тот человек, который может в чём-то сподличать, обмануть, предать, отступить перед злой силой. Она способна идти за свои убеждения до конца. И при этом очень ранима, болезненно воспринимает любые проявления душевной нечистоплотности людей, к которым хорошо относилась.
Мария Семёнова внутренне такая же, как и герои её книг. Знакомство и работа с ней в соавторстве убедили меня, что в этом и есть основа её непревзойдённого таланта, главный секрет вдохновения.
Я горжусь нашим с ней сотрудничеством. И написанными совместно книгами.
Вот только изданы они в обложках... Мягко говоря, не очень удачных.
На обложке "Бусого Волка" фонтаном хлещет кровь, нарисовано омерзительное чудовище, чем-то отдалённо напоминающее волка. Но ведь это - обман! Бусый, о котором рассказывается в книге - вовсе не этот оборотень! А 12-летний мальчик. С волосами бусого, пепельно-серого, "волчьего" цвета. И книга вовсе на о том, как кто-то кого-то убивает, а о противоположном. Это история о добре, не сдающимся перед натиском зла, о помощи друг другу, о спасении ближнего...
Есть другой вариант обложки, созданный талантливейшим луганским художником, Олегом Черняевым. Олег изобразил сказку. А книга "Бусый Волк" - и в самом деле сказка. Главное в которой - не кровь и чудовища, а именно то, что нарисовал Олег: крылатые собаки, радость встреч с дорогими людьми, ощущение родства с землёй своих предков, добрые чудеса...
И всё это Олегом изображено как будто вырезанное на дереве. Потемневшем от времени или огня. Как будто нашли где-то старую волшебную книгу с деревянной обложкой, украшенную искусной резьбой, в которую вплетены таинственные знаки. И эти знаки - настоящие, славянские! Священные для наших предков... И на самом деле сказочный мир "Бусого Волка" - это во многом реальный мир. Мир наших предков, с их наивной и твёрдой верой в своих Богов, в домовых и русалок. Мир, наполненный особой чистотой отношений, суровый, но добрый, в котором есть неистребимое зло, но добро всегда одерживает над ним верх...
И такая книга, с очень похожей обложкой появилась в продолжении "Бусого" ("Бусый Волк. Берестяная Книга") и сыграла там решающую роль. Но издана была "Берестяная Книга", увы, тоже не в обложке Черняева.
На официальной обложке нет крови, жутких чудовищ, и даже главный герой вроде присутствует. И эпизод выбран удачно: висящие на голой скале под градом вражеских стрел двое соплеменников, и им на помощь спешат сказочные летающие волки... Всё вроде хорошо. Но!
Бусый изображён почему-то не 12-летним бесстрашным мальчиком, а взрослым смертельно перепуганным парнем с короткими кудряшками. И Волком его ну никак не назовёшь. Скорее - барашком. С таким выражением лица не в бой идти, а разве что пощады на коленях просить... Смешно и грустно...
Гораздо удачнее другой вариант обложки. На котором кто-то спасает книгу, выхватывая её голой рукой из огня. И эта спасённая книга в решающий момент помогает героям сказки! Я убеждён, что посеянное однажды добро обязательно прорастёт и даст всходы...