Темежников Евгений Александрович : другие произведения.

В С Иберии 400-18 до н.э

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ИСПАНСКИХ ПЛЕМЕН
400-18 до н.э.



Вооруженные силы стран мира: Общее оглавление

    ПЛЕМЕНА ИБЕРИИ (ИСПАНИИ) [ВИ.2]
  Смутные сведения об Испании, как о стране, лежащей на далёком Западе, сохранила нам ещё греческая мифология, связывая эту в то время полулегендарную для греков страну с циклом сказаний о Геракле. По мере проникновения греков в западную часть Средиземноморья сведения их об Испании уточняются. Со времени Гекатея Милетского (греческий логограф, конец VI - начало V в. до н.э.) появляется название Иберия, которое относилось к южному и восточному побережьям Испании, заселённым племенами иберов. Вся остальная часть полуострова носила имя Кельтики, считаясь непосредственным продолжением страны кельтов, т. е. Галлии. Начиная со времени образования Римской державы, весь полуостров стал называться Испанией. Происхождение этого названия до сих пор неясно.
  Пиренейский полуостров был одной из древнейших территорий расселения человека в Европе. Железный век в Испании совпадает с началом финикийско-карфагенской колонизации, которая в дальнейшем дополняется греческой. Очевидно, примерно в это же время формируется самобытная культура иберийских племён. Иберийская культура представлена большой группой памятников, начиная от городских построек, архитектурных сооружений и кончая утварью и украшениями.
  Этнический состав населения древней Испании был чрезвычайно сложен и разнообразен. Греко-римские авторы перечисляют большое количество племён, живших в различных районах страны (так, например, Плиний Старший насчитывал в Испании свыше 500 различных племён). Ведущей группой, несомненно, следует считать иберов и иберизовавшиеся племена: среди них турдетанов, живших на юге страны, кельтиберов, населявших Центральную Испанию, лузитанов, живших на западе полуострова, и, наконец, кантабров, астуров и галаиков (в Галисии), располагавшихся в северо-западной части Испании. Известны также племена илергетов, карпетанов, вакцеев и веттонов, не говоря уже о более мелких этнических группах. Степень хозяйственного развития и культурный уровень этих племён были весьма различны.
  У древних иберов в VIII-VI вв. сохранялся родовой строй, хотя уже проступали и характерные черты его разложения. Население занималось земледелием, а на плоскогорье и в горных районах страны - скотоводством. Из овечьей шерсти изготовлялись знаменитые в древности кельтиберийские плащи. Определённого развития достигло ткацкое ремесло и керамическое производство. Дома иберов часто строились из кирпича, на каменном цоколе, хотя широко были распространены и круглые хижины из плотня и глины (например, у лузитанов).
  Структура иберийского общества этого времени определяется наличием большого числа племенных союзов, которые часто объединялись вокруг городских поселений, служивших как политическим центром данного объединения, так и укрытием в случае военной опасности. Нам известен ряд иберийских городов - Нуманция, Сегонтия, Контребия, Бильбилис и пр., - которые были сравнительно крупными центрами древней Испании. Иберийские племена и городские общины управлялись военачальниками, которых греческие источники часто называют "царями". Видную роль у иберов играл совет старейшин, о котором также неоднократно упоминают греко-римские историки. Старейшины, видимо, входили в свиту племенного вождя и выступали в качестве его советников. О наличии у иберов народного собрания прямых данных в источниках не имеется. Но по некоторым косвенным указаниям можно полагать, что оно существовало, хотя собиралось, очевидно, нерегулярно, главным образом для выборов военачальников, послов и т. д. Оно представляло собой сходку всех воинов племени. Племенные союзы или объединение нескольких общин вокруг наиболее укреплённого города, рост этих городов, выделение племенных вождей, а затем и различных органов управления общиной - всё это свидетельствовало о начале разложения первобытно-общинных отношений у иберов.
  Примерно на этой ступени развития их и застаёт начало финикийско-карфагенской колонизации. Все данные античной традиции, равно как и выводы современных исследователей, относительно древнеиберийского государства с центром в городе Тартессе могут рассматриваться лишь как гипотетические, пока они не подкреплены археологическим материалом. Поэтому у нас нет достаточно веских доказательств существования более или менее устойчивых государственных образований на Иберийском полуострове.
  Первой финикийской колонией на побережье Испании античная традиция считает Гадес, затем Малаку, Секси и Абдеры. Дальнейшее развитие финикийской колонизации Испании уже связано с выступлением Карфагена как крупной державы. Все финикийские колонии переходят под власть карфагенян, причём они развивают свою колонизационную деятельность не только вдоль побережья Испании, но стремятся проникнуть и в глубь страны. Параллельно с карфагенской развёртывается и греческая колонизация. Опираясь на Массалию, основанную в VII в., фокейские греки продвигаются дальше на запад, возникают колонии Эмпории, Майнака, Рода, Алонис и др. Укреплению фокейских греков в западной части Средиземноморья помешало поражение, которое им нанесли в битве при Алалии (535 г. до н.э.) объединённые силы карфагенян и этрусков.
  Новый этап карфагенской колонизации Пиренейского полуострова начинается во второй половине III в. до н.э., после первой Пунической войны. Его можно рассматривать как планомерное подчинение страны. Несмотря на отчаянное сопротивление свободолюбивых иберийских племён, большая часть полуострова была покорена карфагенянами, стремившимися превратить его в плацдарм для последующих войн с Римом.



  АРМИИ [НС-24]
  Население Испании в доисторическую эпоху
  Под Иберией древние греки понимали все земли, расположенные западнее Роны, а также перешеек, проходящий у Галльского залива. В настоящее время границей Иберии считают Пиренейские горы, поэтому слова "Испания" и "Иберия" стали синонимами. В других случаях под "Иберией" понимают районы, прилегающие к реке Ибер и заселенные племенем иглетов. Асклепиад Мирлейский говорит, что это очень маленькая область. Римляне вкладывают в слова "Иберия" и "Испания" одинаковое значение, подразделяя Иберию на дальнюю (ulterior) и ближнюю (citerior). Граница между Ближней и Дальней Иберией совпадала с административными границами" (Страбон, "География", III, 4, 19).
  В III в. до Р.Х. незадолго до начала 2-й Пунической войны население Испании подразделялось на три главные этнические и кульгурные группы. Группы возникли в результате длительного внутреннего взаимодействия и внешнего влияния на протяжении Железного века.
  Племена, жившие на севере Испании, имели индоевропейское происхождение и были кельтами. Эти племена, принадлежавшие к одной культуре, в античных источниках именуются галлеками, кантабрами и астурами. Племена эти подразделялись на множество кланов и родов. Отличительной особенностью этих племен было то. что их поселения неизменно находились на вершинах холмов. Как правило, территория каждого клана лишь немного выходила за границу поселения. Племена замерли в своем культурном развитии, сохранив в неизменном виде первоначальную кельтскую культуру. В какой-то степени застой объяснялся высокой степенью изоляции племен, обитавших в пересеченной, поросшей лесом местности. Территория кельтов пролегала от побережья Кантабрин до бассейна реки Дурий (Дуэро).
  Центральные районы Испании, где сейчас находятся провинции Саламанка, Качерес, Бадахос и Вальядолид, а также Португалия, населялись племенами, называемыми в наши дни кельтиберами. Название племен отражает их культуру, представлявшую собой смесь кельтской и иберской культур. Наиболее крупными племенами здесь были лузитаны, веттоны, вакцен, карпетаны, ареваки н пеллендоны. Каждое из перечисленных племен обладало характерными особенностями. Под тонким слоем наносных кельтских обычаев скрывалась туземное прошлое. В этом районе плотность населения была большей, поэтому кельты, вторгшиеся в Испанию в VII веке до н.э., не смогли уничтожить местные племена, как это имело место на севере, а смешались с ними.
  Севернее других обитали вакцеи, которые имели характерную социальную структуру коллективистского типа. Это позволяло им успешно возделывать пшеницу и пользоваться лугами на западе Испании. Каждый клан имел свою столицу, представлявшую собой укрепленное поселение на вершине холма. Вокруг столицы селились отдельные общины, Столицы имели каменные стены с башнями, за линию которых выносились передовые укрепления. Во время войны с Римом в столицах укрывалось практически все население клана вместе с имуществом и скотом. Поэтому площадь городов была достаточно большой, чтобы вместить всех.
  Другим крупным кельтиберским племенем были скотоводы-ареваки. Первоначально они вели кочевой образ жизни, но в I веке от Р.Х. римляне с огромными усилиями заставили их осесть. Белы и тиции также принадлежали кельтиберской группе племен. Они обитали в долине реки Ялон.
  О кельтиберской социальной организации трудно сказать что-то определенное. По-видимому, высшая власть там принадлежала совету старейшин, объединявшему самых старых мужчин племени. Совет занимался решением общих вопросов и устанавливал законы. Во время войны после необходимого обсуждения командование передавалось одному человеку, который отвечал за проведение кампании и получал поддержку всего племени. Обычно миролюбивые и особенно приветливые к гостям кельтиберы становились опасными противниками, если их заставляли взяться за оружие.
  Третью группу племен составляли иберы. Об иберах историки спорят до сих пор. Некоторые вообще отрицают их существование как особой культурной группы, другие не менее категорически считают иберов ключевым звеном в истории Испании.
  С VII в. до Р.Х. иберы находились под влиянием финикийской греческой, египетской и других средиземноморских культур. Культура иберов зародилась на территории современной Андалузии в средиземноморском побережье. Возникновение иберов традиционно связывают с мифическим царством Тартесса. Города в Андалузии появились достаточно давно. Всего городов в той области было более 200. Иберы занимались хлебопашеством и скотоводством, а также ловили рыбу в Средиземном море. Кроме того, они располагали шахтами, где добывали руду. Климат здесь был очень мягкий н благоприятный для хозяйственной деятельности. Иберы придерживались строгой монархической традиции. Общество имело сложное многослойное устройство. Имелся слой наследственной аристократии, слой состоятельных граждан, свободных горожан и рабов. С приходом римлян в этот регион, местное население быстро романизировалось. Важнейшим центром римского влияния в Иберии стала Италика, расположенная неподалеку от современной Севильи. Достаточно сказать, что в этом городе родились два римских императора: Траян и Адриан. Из наиболее влиятельных иберийских племен следует упомянуть турдетанов, эдетанов, илергетов и контестанов.
 []  []

  Социальная организация и долг.
  Если верить римским источникам - а других источников нет - кельтиберы жили группами, называемыми гентилитаты или гены, что соответствует кланам и трибам. Меньшие по размеру гентилитаты объединялись по признаку кровного родства и общего предка. Внутри группы все пользовались равными правами, Практиковались совместные религиозные обряды. Территория. на которой обитал генитилитат находилась в общем пользовании. Гентилитаты объединялись в гены, представлявшие собой своего рода федерацию.
  Это общество выражало свою волю через ряд политических институтов, например народный совет, в котором участвовали все взрослые жители города. На совете обсуждались вопросы общественной важности. Кроме того, имелся совет старейшин, который в некоторых случаях мог наложить вето на решения народного совета. В некоторых случаях в городе имелся царь, который делил власть с советом старейшин. В описываемое нами время коллективная власть у кельтиберов постепенно вытеснялась властью аристократии.
  Греко-латинские источники упоминают о двух видах взаимоотношений между жителями Испании. Это так называемые фидес и госпиций. Фидес (верность) и девоция (преданность) представляли собой посвящение человека и его родных на службу другому человеку в обмен на ответные обязательства. Этот договор дополнительно скреплялся религиозными обрядами. В результате появлялся своего рода частная армия. Позднее римляне научились эксплуатировать этот обычай иберов, набирая из их числа телохранителей.
  Госпиций представлял собой договор, заключаемый между кланами или гентилитатами. По этому договору люди одного клана пользовались всеми правами людей другого клана. Такие союзы обычно заключались на время войны.
  Контакт с римлянами привел к появлению новых форм организации социума и в целом ускорил развитие общественных отношений. Коллективная собственность начала уступать место собственности частной. В результате появился слой людей, лишенных средств существования. Таковым приходилось выбирать между разбоем и военной службой.
 []  []

  Боевые действия в Испании
  Везде и всегда нужда заставляла мужчин вставать на путь наемника или бандита. В не меньшей степени это относится и к описываемому нами периоду в истории Испании, тем более подобное поведение считалось там законным и почетным. Диодор сообщает, что "у иберов, а в особенности у лузитан есть обычай, согласно которому достигшие зрелости юноши должны добыть себе оружие и собраться в горах. Оттуда молодежные банды расходятся по всей Иберии и занимаются грабежом. При этом они с крайним презрением относятся к своим жертвам. Они как дома чувствуют себя в горах, где могут всегда укрыться от больших армий". Обратите внимание, Диодор говорит именно об обычае, а не о вынужденных действиях. Блуждающие банды редко нападали на свои племена. Римляне отказались признать подобного рода "традицию", поэтому неизменно называли этих молодых людей бандитами.
  Известен анекдот, который хорошо иллюстрирует отношение испанских воинов к войне и жизни в целом. Говорят, что веттоны, впервые поступив на римскую службу, жили в одном лагере с регулярными легионерами. Однажды группа веттонов увидела, как римские солдаты ходят туда-сюда, выполняя обязанности часового. Веттоны решили, что солдатам напекло голову и они потеряли соображение. Испанцы просто не могли себе представить, что между боями нужно выполнять еще какие-то действия, чем просто отдыхать или куда-то идти.
  Страбон сообщает, что иберы не могли образовывать крупные союзы и распыляли свои силы в межплеменных войнах. Тем не менее, в исторических текстах есть упоминание об иберийской армии численностью более 100.000 человек. Другим недостатком иберов было их неумение использовать результаты победы в бою. Целостность армии необходимо поддерживать и после победы, тогда как иберы быстро распускали войско, чем заслужили славу неуловимой армии. Кроме того, тактика иберов в открытом бою разительно отличалась от обычной тактики гоплитской армии, чем неприятно удивляли римлян.
  После небольшого "разогрева", во время которого иберийские воины выкрикивали угрозы в адрес противника и танцевали ритуальные танцы, они атаковали в видимом беспорядке. По сигналу атака внезапно прекращалась и воины отступали, имитируя бегство. Этот цикл атака-отход мог повторяться неограниченное число раз. При этом было совершенно непонятно, показное это отступление, или противник действительно бежит. Наконец, завидев очередное отступление нервы у легионеров не выдерживали и они, поддавшись искушению, бросались в погоню. В этот момент иберы быстро группировались и переходили в контратаку, врываясь в расстроенные боевые порядки противника и пользуясь своим преимуществом в подвижности, поскольку были экипированы легче, чем легионеры.
  Эта тактика, известная у римлян под названием конкурсаре, иногда описывалась как полное отсутствие тактики вообще. В действительности, такая тактика требовала большой координации действий, поскольку в суматохе боя приходилось слаженно атаковать, отступать и контратаковать. Археологи находят в кельтиберских культурных слоях керамические круглые трубы, которые вполне могли использоваться для передачи команд.
  Оружие было распространено в Испании. О нем будет рассказано ниже. Необходимо учесть, что археологи обнаружили в захоронениях огромное количество испанского оружия, причем оружие имелось даже в очень бедных могилах. Оружие было самым дорогим имуществом мужчины. Во многих случаях иберы прекращали переговоры с римлянами, когда последние пытались забрать у иберов оружие.
  Испанцы много времени уделяли физическим упражнениям, а также проводили бои, причем в некоторых случаях бой шел до гибели одной из сторон. Они также практиковали верховую езду, охоту и устраивали засады. Воины обычно имели при себе пузырек с экстрактом корня Ranunculus sardonia. Этот яд принимали тогда, когда надежды уцелеть не оставалось. У человека, принявшего этот яд, сводило нижнюю челюсть, благодаря чему покойный как бы ухмылялся характерной сардонической улыбкой. В результате даже мертвые испанцы вселяли страх в сердца римлян. которые опасались, что зловещее улыбающиеся воины будут мстить им и из могилы.
 []
 []  []


  Влияние Испанских войн на Рим
  Рим появился в Испании в 218 году с целью разрушить опорную базу Карфагена, но уже после битвы при Илипе в 207 или 206 голу можно говорить об оккупации полуострова Римом. Кроме мягкого климата и плодородных почв Пиренейский полуостров служил источником металлов: золота, серебра, меди и железа. 2-я Пуническая война оплачивалась серебром, которое римляне добывали в шахтах под Новым Карфагеном. Ливий приводит такие цифры, В 200 г. до Р.Х. Лентул добыл 43000 фунтов серебра и 2450 фунтов золота. Ацидин добыл 1200 фунтов серебра и 30 фунтов золота.
  В 198 году Корнелей Блазий добыл 20000 фунтов серебра, 515 фунтов золота и 34500 монетного серебра. Луций Стерциний добыл 50000 фунтов серебра. Эти металлы были не только добыты в шахтах, но и награблены у местного населения. В 197 году правитель Дальней Испании Марк Гельвий собрал 14732 фунта серебра, 17023 фунта монетного серебра, а также 27000 серебряных испанских денарнев (кстати, это первое упоминание данной монеты). Правитель Ближней Испании Квинт Минуций собрал 34800 фунтов монетного серебра в иберийских монетах, 25000 фунтов необработанного серебра, 123000 фунтов монетного серебра в римских монетах, 540 фунтов серебряных ленариев и 1400 фунтов золота в 195 году собрал в Ближней Испании консул Марк Порций Катон. В 192 году претор Ближней Испании Флавий Нобилиор собрал 12000 фунтов серебра, 130 фунтов монетного серебра и 127 фунтов золота. В 185 году в Ближней Испании претор Луций Маний собрал 92 золотые короны. 16300 фунтов серебра, а квестор собрал 10000 фунтов серебра и 80 фунтов золота. Цифры можно продолжать еще и еще.
  Но эти богатства достались Риму не даром, Два столетия почти непрерывной войны наложили на Республику неизгладимый отпечаток. Нормальный годовой прирост населения Рима составлял порядка 3000 человек в год. За 20 лет 2-й Кельтиберской войны (153-133) вместо ожидаемого прироста в 60.000 человек население Рес публики сократилось на 65.000 человек. Потери среди союзников Рима были еще выше. Потери Рима и его только италийских союзников в этой войне составили порядка 150.000-200.000 человек.
  Высокие потери привели к тому, что Рим начал испытывать нехватку живой силы. К тому времени имущественный ценз для службы легионером составлял 4000 асов. Это обстоятельство дополнительно ограничивало число боеспособных мужчин. Некоторые историки считают, что знаменитые реформы Тиберия Гракха имели целью расширить базу для армии.
  Как известно, на руководящие должности в Риме людей выбирали на ограниченный срок. Это был один из основных принципов Республики. предохранявший общество от скатывания к военной диктатуре. Условия, в которых велись Испанские войны, потребовали увеличить сроки пребывания в должности. Общественное мнение требовало вести войну не отставая от событий, тем более война стоила обществу слишком дорого.
  Полибий сообщает, что в 152 году, когда пришлось формировать армию для подавления восстания в Испании. впервые было отмечено всеобщее нежелание идти на службу. Колебались все: от легата и трибуна до легионера. Лишь когда командующим армией назначили знаменитого Сципиона Африканского, удалось укомплектовать войско. Историк подчеркивает, что бои в Испании носили необычайный характер, не вписывающийся в обычные рамки войны на Средиземноморье. Полибий говорит, что "война была как огонь", не только по своей ожесточенности, но и по своей непредсказуемости. Она то тлела, то вспыхивала, но никогда не гасла. Римское упорство истерлось об испанскую непреклонность. Испанцев было очень трудно разбить. Они могли целый день до вечера вести бой, потом внезапно исчезнуть лишь с тем, чтобы снова атаковать на следующее утро. Даже зима не мешала испанцам вести войну, отмечает Полибний.
 []  []  []

  ВООРУЖЕНИЕ
  Шлемы
  Доспехи испанских воинов в основном походили на доспехи других народов античности, но имели характерные черты. Голову воина защищал шлем, который мог иметь различную конструкцию от простой кожаной шапки до цельнометаллического изделия с тройным гребнем или зооморфными украшениями. К сожалению, о шлемах мы можем судить только по их описаниям и изображениям, так как ни одного образца археологи найти до сих пор не смогли. Найденные фрагменты вполне могут принадлежать не шлемам, а железным или бронзовым котелкам. Некоторые предполагают, что шлемы изготавливали из нестойких материалов. Возможно, это объяснение подходит для шлемов простых солдат, но совершенно неприменимо для шлемов вождей и знати. Тем не менее, известные изображения говорят о том, что существовало множество разновидностей шлемов.
 []  []

  Щиты
  Античные историки различают два типа испанской пехоты: скутатов (тяжелая пехота) и цетратов (легкая пехота). Соответственно, эти два типа пехоты пользовались разными щитами. Скутаты имели классический кельтский скутум. Цетраты же имели маленький круглый щит цетру. Комбинация щита-цетры и сабли-фалькаты было самым популярным среди испанцев. Щит изготавливали из дерева. Щит в диаметре имел от 30 до 60 см, отделывался металлическими накладками. В центре имелся массивный металлический умбон, прикрывавший расположенную под ним рукоятку. В походном положении щит вешали на шею на длинный ремень. В бою ремень плотно наматывали на предплечье. Цетра служила не только для защиты, но и использовалась для нанесения ударов.
 []  []

 []

  Доспехи
  Доспехи также различались по своему устройству. Это могли быть простые холщовые доспехи, стеганые доспехи с прокладкой из травы-эспарто, доспехи из твердой кожи, металлические пластины, чешуя и кольчуга. Известно о существовании круглых нагрудных пластин, которые закрепляли на холщовых или кожаных доспехах. Металлические детали иногда гладко полировали, иногда украшали зооморфными изображениями или геометрическими орнаментами. Известны изображения чешуйчатых панцирей. В некоторых случаях можно предположить, что изображенный панцирь имел смешанную кольчужно-чешуйчатую конструкцию. Чешуя прикрывала грудь, а более гибкая кольчуга - живот. На вазе, обнаруженной в Лирии (Валенсия), изображены шесть всадников и шесть пехотинцев. Некоторые кони изображены под кольчужными попонами. Пешие воины, показаны в смешанных кольчужно-чешуйчатых панцирях с щитамискутумами, копьями и фалькатами. Есть свидетельства использования воинами металлических поножей.
 []  []  []

 []

 []  []

  Копья
  Античные авторы по-разному описывают испанское копье, употребляя для его обозначения различные термины. Возможно, в Испании применялся целый ряд различных копий. Современные археологические данные позволяют выделить два основных типа копий: обычное копье с деревянным древком, железным наконечником и остроконечным феррулом, а также цельнометаллическое копье, называемое римлянами солифер.
  Обычные копья могли иметь наконечник разного размера. Известны наконечники длиной 60 см. Они отчетливо выделяются в отдельный класс. Такими копьями могли вооружаться тяжелые скутаты. Другой класс наконечников имеет в длину от 20 до 30 см Таких копий воин мог иметь при себе сразу несколько, используя их в качестве дротиков. На некоторых вазах показано использование ремней для метания дротиков. Пущенный с помощью ремня дротик приобретал вращение вокруг продольной оси, что стабилизировало его в полете и увеличивало пробивную силу. Иногда испанцы метали копья с привязанными к ним горящими пучками соломы. Такие копья использовали не только для того, чтобы вызвать пожар, но и для того, чтобы произвести замешательство в плотных рядах противника. Копьями пользовались как пешие, так и конные испанские воины.
  Солифер мог быть разной длины, вплоть до 2 маленький зазубренный наконечник. Вероятно, это было грозное оружие, особенно на коротких дистанциях, когда вся масса железного копья концентрировалась на его острие. В результате таким копьем вполне можно было пробить щит и доспехи противника.
  Описания в античных текстах и современные археологические находки позволяют предположить существование еще одного вида метательного оружия: трагулы или махилы. Трагула представляла собой гибрид дротика и топора с длинным кожаным ремнем, за которое оружие возвращали назад после броска. На иберийских монетах часто изображались всадники, вооруженные каким-либо оружием. Возможно, разные общины специализировались на использовании того или иного типа оружия, На монетах встречаются изображения странных остроконечных изделий, вероятно, таинственных трагул. Но, если судить по изображениям, самым распространенным оружием было обычное длинное копье. Боевые топоры иногда упоминаются в текстах, но в Испании были скорее редкостью.
 []  []

  Испанский меч
  Римляне вошли в историю как прагматики, никогда не стыдившиеся перенять все лучшее у покоряемых народов. Испанские войны дали мощный толчок к развитию военного дела в Риме. В результате контакта с испанцами римская армия изменила одежду, оружие и тактику. Наиболее известным испанским приобретением стал короткий меч, получивший славу как испанский гладий и ставший основным оружием римских легионеров в период Империи.
  Испанцы использовали прямые и изогнутые мечи. Прямой меч был обычным для кельтиберов, тогда как изогнутый особенно распространен был среди чистых иберов. Разумеется, реальная картина была осложнена взаимным влиянием племен друг на друга.
  Ссылки на испанский гладий в литературе многочисленны, но противоречивы. Известно, что в 225 году римляне использовали короткие мечи, похожие на греческие, но, столкнувшись с испанскими наемниками в ходе Пунических войн, переняли их вооружение. К сожалению, первое время под испанским гладием римляне понимали как прямой, так и изогнутый испанский меч, лишь потом предпочтение было отдано прямому мечу.
  Можно определить прототип кельтиберского прямого меча, делая сравнительный анализ находок, обнаруженных под Аркобригой, относящихся к периоду 300 г. до Р.Х. и скульптурные изображения мечей легионеров, сделанных уже в I в. от Р.Х. Находки в некрополе в Кастилье также дают определенный материал. Особенно часто прямые мечи находят в захоронениях III века. Эти мечи можно разделить на два класса. Первый, определяемый как "атрофированная антенна" имеет железную рукоятку, заканчивающуюся двумя короткими рогами. Часто встречаются образцы, украшенные золотом и серебром. Сравнительно короткий клинок обоюдоострый и имеет острый колющий конец, делающий меч опасным оружием. Этот меч попал в Испанию в V в. до Р.Х. во время кельтского нашествия. Затем меч претерпел развитие уже на месте, о чем свидетельствуют следы иберийского вторжения на юг Франции, имевшего место около 500 г. до Р.Х. На керамической росписи видно, что воины имели при себе ножи, запасные наконечники копий и даже ножницы, которые носили воткнутыми в ножны.
  Второй тип прямого меча встречался гораздо реже. Это так называемый меч "Ла-Тен I и II", который обнаружен в нескольких экземплярах.
 []

 []  []

  Фальката
  Изогнутый меч-фальката был особенно распространен среди иберийских племен. Происхождение этого меча неизвестно, высказываются два предположения. Одни исследователи считают, что фальката появилась в результате развития изогнутого "гальштаттского" ножа, характерного для Центральной Европы и распространившегося в другие районы, в том числе Грецию, Италию и Испанию, похожие ножи часто встречаются в Этрурии. Другие специалисты полагают, что фальката - это прямая копия греческой махеры или кописа, завезенная в Испанию греческими наемниками или купцами около VI в. до Р.Х.
  Есть еще третья группа, считающая, что фальката оригинальное изобретение иберов. Хотя эта теория внешне правдоподобна, греческое влияние все же было слишком ощутимо в Средиземноморье, чтобы, иберы не знали о существовании подобного греческого оружия.
  Достоверно известно, что фальката выпускалась и использовалась в Испании. Тому есть однозначные подтверждения в античных текстах. Филон так описывает изготовление фалькаты: "....для испытания качества заготовки, ее кладут на голову, одной рукой тянут вниз за рукоятку, другой за конец клинка. Когда обе руки до ходят до плеч, конец клинка резко отпускают. Качественный клинок должен полностью выпрямиться. Такого качества удается добиться за счет необычайной чистоты железа. Позднее клинок обрабатывают огнем, в нем отсутствуют дефекты. Железо не должно быть ни слишком мягким, ни слишком твердым. Холодная ковка дает железу гибкость... Его нельзя ковать тяжелыми кувалдами, недопустимы и мощные удары, так как они, будучи приложены наискось, искривляют клинок и делают его слишком твердым. В результате клинок может внезапно сломаться, так как слишком тонкий слой твердого металла не выдерживает нагрузки на изгиб... Они куют холодный клинок с обеих сторон, делая твердой его поверхность, но оставляя мягкой середину, так как удары не проникают глубоко внутрь. Таким образом. гибкость клинка объясняется его трехслойной структурой сердцевиной".
 []  []

 []  []  []

  Диодор добавляет: "...процесс изготовления... очень сложен. Они закапывают железные заготовки до тех пор, пока их не тронет ржавчина, которая выедает слабые участки металла, оставляя только качественное железо. В результате такой операции получаются отличные меч и другое оружие". Свидас пишет: "Кельтиберы превосходят всех в мастерстве изготовления махер, которые имеют удобный колющий конец, а также позволяют наносить рубящие удары. Поэтому римляне оставили свои старые мечи и после войны с Ганнибалом стали пользоваться иберским оружием. На практике они переняли только внешнюю форму, но не качество железа, технологию изготовления которого они так никогда до конца не освоили".
  Чтобы подтвердить цитаты античных авторов, определяли содержание углерода в образцах испанских мечей. В результате был подтвержден факт гетерогенности отпущенных клинков. Повышенное содержание углерода отмечалось на глубину 4 мм, причем содержание углерода постепенно уменьшалось, так что в центре его не было совсем. В ходе обработки клинка мартенсит переходил в феалит. Концентрация углерода в клинке оптимальна, достигает максимума в районе режущей кромки. Даже с использованием современных технологий сложно изготовить более качественный клинок. Если в районе режущих кромок содержание углерода достигает 0,4%, то дальше от них содержание уменьшается через значения 0,3%, 0,22%, 0,09% и 0,02% до нуля.
  Письменные свидетельства эффективности клинков сохранили слова ветерана, который в свое время служил в Испании, а позднее разговаривал с Цезарем; "... я не удивлюсь, если ты не узнаешь меня. В последний раз, когда мы виделись, я был полностью здоров. Но в битве при Мунде я потерял глаз и все кости мои были переломаны. Ты бы не узнал и мой шлем, разрубленный ударом испанской махеры..." (Сенека, "О добродетели", V, 24),
  Специфическая форма фалькаты, клинок которой расширялся к концу, приводила к тому, что центр тяжести смещался вперед. Это увеличивало кинетическую энергию удара. Диодор говорит, что качество испанских мечей было таково, что ни шлем, ни щит, ни кости не выдерживали их удара. Фальката имела только одну режущую кромку. Вторую кромку затачивали лишь у самого конца. Если мы признаем, что фальката представляет собой развитие греческой махеры, мы сможем построить классификацию различных типов рукояток, которые обычно богато украшались серебром.
  Старые мечи, датируемые V-IV вв. до Р.Х. очевидно представляют собой прямые копии греческих прототипов. Их рукоятка имеет форму птичьей головы. Постепенно форма менялась и стала напоминать конскую голову. Наконец, форма рукоятки стала чисто геометрической и функциональной, Для защиты пальцев рукоятку стали оснащать цепочкой или пластиной, полностью замыкающей се. Известны образцы, не вписывающиеся в эту классификацию, например, известна фальката с ручкой в форме головы летучей мыши.
  Как уже говорилось выше, первые свидетельства о существовании в Испании фалькат относятся к V-IV вв. Использование фалькат можно проследить вплоть до конца I в. до РХ., то есть до самого завершения периода испанских войн. В среднем длина фалькаты составляла 60 см. Обычно ее носили в деревянных, кожаных или холщовых ножнах с железными накладками по краям, в начале и на конце. Ножны подвешивали на перевязь через правое плечо на левом бедре. Ножны висели почти горизонтально, меч вклалывался в них заточенной стороной вниз.
 []  []

 []  []
 []  []

  Испанская конница
  Лошади играли заметную роль в социальной и военной деятельности испанцев. Лошадь считалась богиней, ей строили святилища. Такое святилище, например, имелось в Муле (Мурсия), где обнаружены отчетливые свидетельства религиозного почитания лошадей. Там же обнаружено множество статуэток, изображающих лошадей в полной упряжи. Известно также большое число ваз, обнаруженных на месте Лирии (Валенсия), украшенных сценами охоты и войны. В андалузских святилищах обнаружено несколько бронзовых статуэток, изображавших конных воинов.
  Испанцы широко использовали коней на войне, причем не только в Испании, но и поступая наемниками на иностранную службу. Например, в армии Ганнибала было большое число конных испанцев. Они исполняли не только традиционную вспомогательную роль легкой конницы, но также могли вести встречный бой с римской конницей. Посейдоний в хвалебных тонах говорит об испанских конях, считая их лучше нумидийских.
  В Испании водилось множество диких коней, которые, если верить многочисленным свидетельствам римских авторов, отличались быстротой и красотой, имея при этом средний рост. Стабон и Посейдоний отмечают выносливость испанских коней, способных делать длинные переходы, неся на себе двух человек. Испанские всадники использовали стеганые седла, закрепляемые на спине широкой кожаной подпругой. Недавно был обнаружен фрагмент фрески, где всадник изображен сидящим на шкуре рыси. В Испании знали и настоящее седло, хотя пользовались им редко. Испанцы также знали о шпорах, но стремена им были неизвестны.
  В IV в. до Р.Х. кельтиберы изобрели подковы. Можно сказать, что самые старые подковы обнаружены в захоронениях в Центральной Испании, Это изобретение резко увеличило возможности конницы. В результате испанские армии имели до четверти личного состава на конях, тогда как у римлян доля конницы в армии редко когда достигала 14%.
  Испанская конская упряжь была ярко, даже слишком ярко украшена. На многих изображениях видны колокольчики, подвешенные к уздечке. Украшения крепили и на лоб лошади. Использовались лобные украшения различной формы, размера и цвета. Они представляли собой центральный металлический стержень с султаном из волоса или раскрашенных растительных волокон. Шея коня украшалась сетчатой попоной из цветной шерсти. Некоторые антропологи находят, что испанцы сохранили стиль конской упряжи вплоть до наших дней. В Андалузии сохранился обычай украшать коней лентами и флажками.
  Иберы владели секретами дрессировки коней и сами были отменными наездниками. Например, они учили коней по сигналу становиться на колени и стоять так в полной тишине. Этот навык был очень полезен при организации засад и ведении партизанской войны. В бою испанская конница играла роль драгун, то есть конной пехоты, перемещаясь по полю боя на конях, но вступая в схватку в пешем строю. В обороне спешенные иберы образовывали круг, в центр которого помещали коней. Вооружение конного воина мало чем отличалось от вооружения пехотинца и состояло из копья и меча. Конники обычно пользовались щитом-цетрой, который в походном положении подвешивали на бок коня.
 []  []

 []  []

 []  []

 []  []

 []  []


  Балеарские пращники
  Среди испанской специфики следует особо отметить пращников с Балеарских островов. Эти воины пользовались широкой известностью на протяжении всего античного периода благодаря своему совершенному владению пращей. Пущенный балеарским пращником камень мог пробить шлем или панцирь.
  Карфагеняне систематически использовали балеарских пращников в своих кампаниях, начиная с войн на Сицилии в V в. до РХ. и заканчивая битвой при Заме.
  Балеарцы упражнялись в искусстве владения пращей с детства. Навык передавался от отца к сыну. Праща была первой игрушкой мальчика. Говорят, что перед мальчиком ставили кусок хлеба, и это была его единственная еда, взять которую он мог, только попав сперва в нее камнем. Легко понять, что в таких условиях, став взрослым, балеарец мог творить чудеса с помощью пращи. Известно, что каждый балеарец имел с собой три пращи, которые различались длиной. Их он по необходимости использовал для метания камней на ближние, средние и дальние расстояния. Пращу носили, обмотав вокруг лба, наподобие ремня для волос. Пращу плели из черной звериной шерсти и сухожилий.
  Небольшие снаряды представляли собой свинцовые или керамические шарики. Более тяжелые снаряды были по сути подходящими по размеру булыжниками. Свинцовые пули отливали с помощью формы. В больших количествах эти пули находят на местах боев и осад по всей Испании. Возможно, пращей хорошо владели все испанцы, а не только жители Балеар.
  Можно предположить, что пращники для самозащиты могли иметь при себе меч и цетру. На Балеарских островах иногда находят нетипичные мечи, которые представляют собой упрощенную фалькату. Возможно, в такими мечами пользовались пращники.
  Поскольку праща была простым и дешевым оружием, можно предположить, что ее могли иметь при себе копейщики и меченосцы. Праща долго оставалась традиционным оружием в Испании. По сей день ею умеют пользоваться пастухи Кастилии и Эстремадуры. Когда в 123 году до Р.Х. Квинт Цецилий Метелл начал завоевание Балеарских островов, римляне еще раз убедились в эффективности пращи. Римские корабли подверглись обстрелу с берега, так что обращенный к берегу борт пришлось закрывать щитами из кожи.
 []  []  []
 []



  ФОРТИФИКАЦИЯ [НС-24]
  Нуманция стояла на вершине холма, на уровне 1074 м над уровнем моря. Реки Дуэро и Мерданчо омывают холм с юго-запада и запада. По северному склону холма также протекает река, впадающая в Дуэро.
  Единственное пригодное для штурма направление находилось на северо-востоке. К западу и югу находились высокие холмы, которые позволяли блокировать город н наблюдать за ним. Археологи утверждают, что город занимал площадь 22 гектара и имел 720 метров в длину и 310 метров в ширину. В 2000 домах проживало около 10000 человек. Если предположить, что каждый четвертый Житель мог держать в руках оружие, то численность гарнизона города составляла около 2500 человек. Можно предположить, что перед осадой в городе укрылось еще какое-то число окрестных жителей, поэтому общую численность гарнизона можно оценить в 3500 человек, то есть римляне имели двенадцатикратное численное преимущество. Вокруг города концентрически проходило три стены разной высоты, усиленных большими квадратными башнями стороной 5.7 м. Когда Сципион прибыл на место, стены города были частично разрушены на юге и на западе, Проломы жители наспех закрыли частоколом из бревен и рвом.
 []




    ХРОНИКА СОБЫТИЙ (годы до н.э.)
237-218 Завоевание Карфагеном Испании

 [] 218-206 Испанская кампания Второй Пунической войны
  218 Битва при Циссисе. Рим +/- Карфаген
  217 Битва при Эбро. Рим +/- Карфаген
  215 Битва при Дертосе. Рим +/- Карфаген
  211 Битва при Верхнием Бетисе. Рим -/+ Карфаген
  209 Штурм Нового Карфагена. Рим +/- Карфаген
  208 Битва при Бекуле. Рим +/- Карфаген
  206 Битва при Илипе. Рим +/- Карфаген

181-179 Первая кельтиберская война. Рим +/- Кельтиберы
 []

155-139 Лузитанская война. Рим +/- Лузитаны
 []

154-155 Вторая кельтиберская война. Рим +/- Кельтиберы

141-133 Нумантийская война. Рим +/- Нуманция

82-72 Серторианская война. Сулла +/- Серторий
 []

49-45 Испанская война. Цезарь +/- Помпей
  49 Битва при Илерде. Цезарь +/- Помпей
  45 Битва при Мунде. Цезарь +/- Помпей

29-19 Кантабрийские войны. Рим +/- астуры и кантабры. Окончательное завоевание Испании Римом.
  25 Осада Арациллума. Рим +/- кантабры
 []



    ИСТОЧНИКИ
[ВИ.2] Всемирная история. Том 2. Москва, 1956.
[НС-24] Рим против варваров. Испанцы, парфяне, персы. Ветеран 2000-2002
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"