АРМИЯ в 1922 г.:
Численность: мир.время: 328.500ч, 48.000л. Воен.время: 977.000ч, 210.000л (1922г) [ИА]
АРМИЯ в 1920-1929 гг. [w]
В 1920-х годах Императорская армия Японии быстро расширялась и к 1927 году насчитывала 300 000 человек. В отличие от западных стран, армия пользовалась значительной независимостью от правительства. Согласно положениям Конституции Мэйдзи, военный министр подчинялся только императору (Хирохито), а не выборному гражданскому правительству. На самом деле, чтобы выжить, японским гражданским администрациям требовалась поддержка армии. Армия контролировала назначение военного министра.
Изначально Императорская армия Японии была известна просто как армия (рикугун), но после 1928 года, в рамках поворота армии к романтическому национализму, а также в угоду своим политическим амбициям, она переименовала себя в Императорскую армию (когун).
В 1923 году армия состояла из 21 дивизии, но в соответствии с реформой 1924 года она была сокращена до 17 дивизий. Два скачка в развитии военной промышленности (1906-1910 и 1931-1934) позволили перевооружить вооружённые силы.
ВООРУЖЕНИЕ Бронетехника [БК-3.1995]
Работы по созданию танковых сил японское военное руководство начало на рубеже 1920-х годов с изучения опыта стран, широко применявших танки в первую мировую войну. В 1917-1923 годах закупались и испытывались английские танки Мк IV, Мк А "Уиппет", французские "Рено" FТ-18 и М21 "Шенильет". Первая танковая группа была сформирована в апреле 1925 года из танков "Уиппет" и "Рено". В 1927-1930 годах испытывались английские танки "Виккерс" МкС, "Виккерс" 6-тонный и танкетка "Карден-Лойд" Мк VI, французский легкий танк "Рено" NС-27. Закупленные во Франции "Рено" FТ-18 ("Ко-гата") и МС-27 ("Оцу") оставались в строю вплоть до 1940 года - часть "Оцу" даже оснастили японскими дизельными двигателями.
Средний танк Mk.A:1920 (14т 6х2,6х2,7м пд90лс=13км/ч 3ч 4п) Имп: 7
Легкий танк Renault NC29:1929 (8,5т 4,4х1,7х2,1м пд:60лс=20км/ч 2ч 1п37) Имп: 10
Легкий танк Renault FT (тип 79 Ко-Гата):1920 (7т 4,1х1,7х2,1м 8км/ч 2ч п37\п) Имп:13
Осадные орудия Береговая/осадная гаубица 30cm howitzer Type 7 long:1918 (305мм/23 97т сн:400кг 14,8км) Вып: 20
Береговая/осадная гаубица 30cm Hovitzer Type 7 short:1918 (305мм/16 60т сн:400кг 11,8км) Вып: 10
Зенитные орудия Зентиная пушка 120mm AA gun Type 10:1921 (120мм/45 8,5т сн:21кг 16/10км) Вып: 2000
Зенитная пушка 10cm AA gun Type 14:1925 (100мм/40 5,2т 16км) Вып: 70
120mm Type 10
10cm Type 14
Зенитная пушка 75mm AA gun Type 88:1927 (75мм/44 2,5т сн:6,6кг 9км) Вып: 2000
Зенитная пушка 75mm AA gun Type 11:1922 (75мм/34 2,1т сн:6,6кг 11км) Вып: 44
Type 88
Type 11
Ручной пулемет LMG Type 11:1922 (6,5мм 1,1м 10кг) Вып: 20.000
Винтовки и карабины Магазинный карабин: Arisaka Type 44 Carbine:1912 (6,5мм 1м 3,3кг) Вып: 91.900
Магазинная винтовка и карабин Arisaka Type 38:1906 (6,5мм, 1,3м 4,2кг)
Вып: винтовок: 2.999.200, карабинов: 579.300, прочих: 403.000
Type 38
Магазинная винтовка Arisaka Type 35:1902 (6,5мм 1,3м 4,2кг) Вып: 38.000
Магазинная винтовка и карабин Arisaka Type 30:1896 (6,5мм 1,3м 4кг) Вып: винтовок: 554.000, карабинов: 45.000
Type 35
Type 30
Пистолеты и револьверы Пистолет Nambu Type A/B/14:1904 (8мм 0,9кг) Вып: Type A: 10.300, Type B, Type 14 (1927г): 400.000
Пистолет Hino-Komuro M1908: 1908 Вып: 1200
Nambu Type 14
Hino-Komuro
Револьвер Type 26:1893 (9мм 0,9кг) Вып: 59.000
Type 26
АРМЕЙСКАЯ АВИАЦИЯ[w]
После Первой мировой войны > Серьёзный интерес к военной авиации возник только после Первой мировой войны. Японские военные наблюдатели в Западной Европе быстро заметили преимущества новой технологии, и после окончания войны Япония закупила большое количество излишков военных самолётов, в том числе 20 Sopwith 1" Strutter, 3 Nieuport 24 и 6 SPAD. В Тозородзаве (Tokorozawa Rikugun Koku Seibi Gakk ) была открыта первая лётная школа, за которой последовали Акено и Симосидзу. В Японию была приглашена французская военная миссия для содействия развитию авиации. Миссию возглавлял Жак-Поль Фор, в её состав входили 63 человека, которые должны были заложить основы японской авиации. Миссия также привезла несколько самолётов, в том числе 30 Salmson 2A2, а также 2 дирижабля Caquot. В 1919 году 40 Nieuport, 100 SPAD XIII и два Breguet XIV. В это время японские самолёты использовались в боевых действиях во время Сибирской интервенции 1920 года против большевистской Красной армии под Владивостоком.
После реорганизации Военно-воздушных сил в 1918 году основной единицей службы оставался авиационный батальон (Коку Дайтай), каждый из которых состоял из двух эскадрилий (Чутай) по девять самолётов в каждой, плюс три резервных самолёта и три самолёта, предназначенных для использования штабом, в общей сложности 24 самолёта на батальон. Офицер, командовавший Чутай, назывался Чутайтё, и обычно имел звание капитана. Самолёты командира часто имели отличительные знаки, часто частично или полностью алый, красный, оранжевый или жёлтый хвост.
Производство самолетов Первый авиационный завод в Японии, Nakajima Aircraft Company, был основан в 1916 году и позже получил лицензию на производство Nieuport 24 и Nieuport-Delage NiD 29 C.1 (как Nakajima Ko-4), а также двигателя Hispano-Suiza. Позже Nakajima по лицензии производила Gloster Sparrowhawk и Bristol Jupiter. Точно так же Mitsubishi Heavy Industries начала производить самолёты по лицензии Sopwith в 1921 году, а Kawasaki Heavy Industries начала производить бомбардировщик Salmson 2A.2 из Франции и наняла немецких инженеров, таких как доктор Ричард Фогт, для создания оригинальных проектов, таких как бомбардировщик Type 88. Kawasaki также производила авиационные двигатели по лицензии BMW. К концу 1920-х годов Япония производила собственные самолёты для нужд армии.
Реорганизация Японская армейская авиация была организована в отдельную структуру командования в составе Министерства обороны Японии в 1919 году. В мае 1925 года был создан Воздушный корпус Императорской армии Японии под командованием генерал-лейтенанта Киничи Ясумицу. Он считался подразделением, равным артиллерии, кавалерии или пехоте, и насчитывал 3700 человек личного состава и около 500 самолётов. В ходе реорганизации 1927-05-05 были созданы Воздушные полки (Хико Рентай), каждый из которых состоял из двух батальонов, а каждый батальон - из четырёх эскадрилий. Каждый Воздушный полк был подразделением смешанного назначения, состоявшим из истребительных и разведывательных эскадрилий.
МОРСКАЯ АВИАЦИЯ[w]
Межвоенное развитие Во время Первой мировой войны японский флот внимательно следил за развитием и использованием военно-воздушных сил трёх союзных военно-морских держав и пришёл к выводу, что Великобритания добилась наибольших успехов в военно-морской авиации. Японские стратеги также многое узнали о военно-морской авиации благодаря контактам с Королевским военно-морским флотом во время войны. В 1920 году в Великобританию был направлен японский представитель для наблюдения за воздушными операциями с палуб британского авианосца "Фьюриес". В 1921 году японское правительство официально обратилось к британцам с просьбой направить военно-морскую авиационную миссию для развития и оказания профессиональной помощи японской военно-морской авиации. Несмотря на сомнения Адмиралтейства по поводу предоставления японцам неограниченного доступа к британским технологиям, британское правительство направило в Японию неофициальную миссию гражданской авиации. Миссию Семпилла возглавлял капитан Уильям Форбс-Семпилл, бывший офицер Королевских военно-воздушных сил, имевший опыт проектирования и испытаний самолётов Королевского военно-морского флота во время Первой мировой войны. В состав миссии входили 27 человек, в основном имевших опыт работы в военно-морской авиации, а также пилоты и инженеры из нескольких британских авиастроительных компаний. Британская техническая миссия отправилась в Японию в сентябре с целью помочь Императорскому военно-морскому флоту Японии в развитии и совершенствовании военно-морской авиации. Британское правительство также надеялось, что это приведёт к выгодной сделке по продаже оружия с Японией. Миссия прибыла на военно-морскую авиабазу Касумигаура в ноябре 1921 года и оставалась в Японии в течение 18 месяцев.
Японцы прошли обучение на нескольких британских самолётах, таких как Gloster Sparrowhawk, поскольку в рамках миссии в Касумигауру было доставлено более сотни самолётов двадцати различных моделей, пять из которых в то время состояли на вооружении Королевских военно-воздушных сил, включая Sparrowhawk. Эти самолёты в конечном итоге послужили источником вдохновения для разработки ряда японских военно-морских самолётов. Техники ознакомились с новейшим авиационным вооружением и оборудованием - торпедами, бомбами, пулемётами, камерами и средствами связи. Морские лётчики обучались различным приёмам, таким как торпедная бомбардировка, управление полётом и посадка и взлёт с авианосцев. Эти навыки впоследствии были применены на мелководье Перл-Харбора в декабре 1941 года. В ходе миссии также были получены чертежи новейших британских авианосцев, таких как HMS "Аргус" и HMS "Гермес", которые повлияли на заключительные этапы разработки японского авианосца"Хосё". К тому времени, когда последние члены миссии вернулись в Великобританию, японцы уже неплохо разбирались в новейших авиационных технологиях, и миссия Семпилла в 1921-1922 годах стала настоящим началом создания эффективных военно-морских сил Японии. На протяжении 1920-х годов японская военно-морская авиация продолжала зависеть от британской модели как в плане технологий, так и в плане доктрины.
Японским военным также помогал в создании военно-морской авиации сам Семпилл, который стал японским шпионом. В течение следующих 20 лет британский пэр предоставлял японцам секретную информацию о новейших британских авиационных технологиях. Его шпионская деятельность помогла Японии быстро разработать военные самолёты и сопутствующие технологии перед Второй мировой войной.
Авианосцы Интерес Японии к возможностям авианосцев, продемонстрированный наблюдениями на борту "Фуриоса", привёл к включению авианосца в программу "флота восьми-восьми" в 1918 году. 7470-тонный "Хосё" был заложен в декабре 1919 года в Йокогаме. "Хосё" был вторым военным кораблем после британского "Гермеса", спроектированным с нуля как авианосец, и первым кораблем, построенным как авианосец с нуля.
В 1920-х годах большинство самолётов, приобретённых Японией, были гидросамолётами наземного базирования, основными задачами которых были разведка и противолодочное патрулирование. Изначально японские планировщики предлагали сформировать 17 эскадрилий таких самолётов, но бюджетные ограничения ограничили их количество до 11 до 1931 года. По условиям Вашингтонского морского договора Японии было разрешено перестроить два недостроенных крупных корабля в авианосцы: "Акаги" и "Амаги". Однако "Амаги" был повреждён во время Великого землетрясения Канто в 1923 году и был заменён "Кагой". "Акаги" был достроен в 1927 году, а "Кага" - годом позже. С появлением этих двух авианосцев были разработаны многие доктрины и оперативные процедуры Императорского флота Японии.
Когда строительство "Хосё" было завершено, мало кто задумывался о том, что военно-морская авиация может играть наступательную роль; более того, поскольку во флоте был только один авианосец, военно-морской доктрине в японском военно-морском ведомстве уделялось недостаточно внимания. Однако в 1928 году была сформирована Первая авианосная дивизия с тремя авианосцами, и началось изучение роли авианосцев в морских сражениях. Из-за малой дальности полёта самолётов с авианосцев в то время многие в японском военно-морском руководстве по-прежнему были ориентированы на надводные силы. Сторонники ведения надводных боевых действий считали, что палубная авиация должна использоваться в качестве вспомогательного средства для основного боевого флота, а не в качестве наступательного оружия. Военно-морской авиации было поручено вести разведку, создавать дымовые завесы для артиллерийского огня, обеспечивать противовоздушную оборону флота, а позже (с повышением производительности самолётов) атаковать линкоры и другие надводные цели.
Японские военно-морские лётчики придерживались иного мнения. Полагая, что любому решающему сражению на поверхности моря будет предшествовать крупное воздушное сражение за господство в воздухе над противостоящими флотами, они всё чаще рассматривали вражеские авианосцы как основные цели военно-морской авиации. В результате этих двух противоположных точек зрения в офицерском корпусе Императорского флота Японии к началу 1930-х годов у Императорского флота Японии не было единой доктрины использования авианосцев в боевых действиях и чёткого представления о роли авиации в военно-морских сражениях. Со временем, по мере увеличения дальности полёта и боевых возможностей морской авиации, авианосцы стали известны своей способностью поражать цели, находящиеся за пределами досягаемости надводных орудий и торпед. Императорский флот Японии всё больше убеждался в том, что палубная авиация должна использоваться для нанесения упреждающего удара по вражеским авианосцам, чтобы добиться превосходства в воздухе в непосредственной близости от любого крупного морского сражения. Примерно в 1932-1933 годах Императорский флот Японии начал переключать своё внимание с атак на вражеские линкоры на уничтожение вражеских авианосцев.
Авиагруппы наземного базирования Помимо развития палубной авиации, Императорский флот Японии содержал множество сухопутных авиационных групп. В начале 1930-х годов японцы создали новую категорию самолётов, названную rikujo kogeki-ki (наземные штурмовики) или сокращённо Rikko. Это соответствовало стратегии защиты родных островов от возможного американского морского наступления на запад через Тихий океан. До начала войны на Тихом океане основную часть японской военно-морской авиации составляли самолёты наземного базирования. В этом отношении Япония была уникальной среди трёх крупнейших военно-морских держав в межвоенный период и в первые годы войны, и только два авиационных крыла Корпуса морской пехоты США были аналогичны японским военно-морским авиационным подразделениям наземного базирования. Создание этих авиационных подразделений началось в конце Первой мировой войны, когда были составлены планы по созданию 17 из них, однако эти планы не были полностью реализованы до 1931 года. Они должны были базироваться на шести авиабазах вокруг Японских островов: в Йокосуке, Сасебо, Касумигауре, Омуре, Татэяме и Куре. Эти подразделения состояли из самолётов разных типов, большинство из которых были гидросамолётами. В абсолютном выражении наземная авиация представляла собой самый большой прирост военно-морской авиации Японии в годы, предшествовавшие войне на Тихом океане. Программа "Круг 1" по расширению военно-морского флота, разработанная в 1927 году и введённая в действие в 1931 году, предусматривала создание 28 новых авиационных групп
Самолеты морской авиации Палубный торпедоносец 2MT/B1M Type 13[a]:1923-1932 (2,7т 9,8х14,8м 1пд500лс=209км/ч 370/4,5км 2-3ч 4п 0,5тб\1т)
Вып: 443. Мод: 2MT2/B1M1: 196, 2MT5/B1M2: 116, 3MT2/B1M3: 128, 2MT4: 3
B1M1
B1M2
B1M3
ИСТОЧНИКИ.
[ИА] Рыбаков М., Сухов В., Троицкий И. (ред.) Иностранные армии. М.: Военная Типография Штаба РККА, 1923.
[БК-3.1995] Бронетанковая техника Японии 1939-1945. Бронколлекция, 1995
[Жук] Жук А.Б. Стрелковое оружие. М:1992
[а] Уголок неба. Большая авиационная энциклопедия
[Conway-2] Conway All the world Fighting Ship 1906-1921. Conway Maritime Press 1986
[Conway-3] Conway All the world Fighting Ship 1922-1946. Conway Maritime Press 1980. [N] Navypedia
[JFS-1914] Jane's Fighting Ships 1914
[JFS-1920] Jane's Fighting Ships 1920
[JFS-1929] Jane's Fighting Ships 1929
[JFS-1933] Jane's Fighting Ships 1933
[Шведе 1926] Шведе Е.Е. Военные флоты 1926-27. Л.: РИО ВМС РККА, 1926
[Шведе 1928] Шведе Е.Е. Военные флоты 1928-29. Л.: РИО ВМС РККА, 1928
[МК-5.1996] Кофман В.Л. ВМС США и стран Латинской Америки в 1914-1918. Морская коллекция
[MR-1.2004][MR-3.2004] Дашьян А.В. Корабли Второй Мировой войны. ВМС США. Морская коллекция
[ФВМ] Дашьян А.В. и др. Флоты Второй Мировой. М:2009
[Сулига] Сулига С. Корабли русско-японской войны. Выпуск.2. Японский флот.
[МК-5.1999] ВМС Японии, Турции и других стран Азии 1914-1918. Морская коллекция
[БКЯФ-ЛК] Апальков Ю.В. Боевые корабли японского флота 1918-1945. Линкоры и авианосцы. Справочник. СПб,1997
[БКЯФ-КР] Апальков Ю.В. Боевые корабли японского флота 1918-1945. Крейсера. Справочник. СПб,1998
[БКЯФ-ПЛ] Апальков Ю.В. Боевые корабли японского флота 1918-1945. Подводные лодки. Справочник. СПб,1999
[Shipbucket]
[NW] NavWeaps