РАД. О Байсонкуре, сыне Кайду-хана, об обстоятельствах жизни его и детей и о ветвях и родословной их [1.2, т.2, к.2, с.27].
Байсонкур - пятый предок Чингиз-хана. По-монгольски предка в пятом колене называют будэ-укуу(?). Тумбинэ-каан - его сын. Как бы там ни было, но он должен был иметь других сыновей, но упоминания о них нет и никому из современников они не стали известны; из его детей известен и знаменит Тумбинэ-каан.
АБУЛГАЗИ. ч.2, гл.15. О Могуллских ханах от самого исхода из Иргана-Кона, до Чингис-хана (прод) [1.6, с.199-200].
Бассикар большой сын Кайду-Ханов, которой государствовал после своего отца, был весьма постоянной Принц, и завоевал многие города и провинции.
Тубинэ-хан
ЮАНЬ ШИ. цз.1. Тай-цзу (Чингис-хан) [1.1, с.436]
Байшинхур умер, ему наследовал сын Тумбинай.
РАД. О Тумбинэ-хане, о начальных обстоятельствах его жизни и его детей и упоминание об их ветвях и их родословной [1.2, т.2, к.2, с.28-30].
Тумбинэ-хан - четвертый предок Чингиз-хана, а по-монгольски предка в четвертом колене называют будуту. Он имел девять умных, способных и отважных сыновей, каждый из них - родоначальник [отдельной] ветви и племени, пользующихся значением и известностью и в настоящее время; каждое из этих племен насчитывает до тридцати тысяч кибиток, число [людей] которых, считая и мужчин и женщин, доходит до ста тысяч человек.
Эти [сведения] не следует считать ложью и пустыми выдумками, ибо, благодаря тому что обычай монголов издревле таков, что они блюдут [память] о своем происхождении и о родословных, и так как у них нет ни религиозной общины [миллат], ни веры [дин], при помощи которых они наставляли бы дитя, подобно другим [людям], на праведный путь, то каждому народившемуся дитяти отец и мать объясняют предания о роде [кабилэ] и родословной [насаб], и они [монголы] всегда соблюдали таковое правило, и в настоящее время оно почитается у них, тот же обычай точно так же существует и у арабов; благодаря этому [ныне] определено и установлено, какое имя и прозвище [лакаб] получила каждая из этих девяти ветвей [рода], теперь же дети и внуки их называются этим [именем] и возводятся родом к этой [ветви].
Из этих девяти сыновей пять старших были от одной матери, а четверо от другой.
Из этих девяти сыновей пять старших были от одной матери, а четверо от другой. Их имена и имена потомков [навадэ] каждой ветви таковы, как подробно излагается [ниже].
Те, которые суть старшие и родились от одной матери
Первый сын - Джаксу, его еще называли Яхши, от рода [насл] которого происходят племя нуякин и племена урут и мангут. У него были сыновья. Старшим, ставшим потом [его] заместителем, был Бурук. Его старший сын - Джочи, а старший сын последнего - Хука-беки, который был родственником по главе рода [ку'дуд] сыновей Чингиз-хана.
Второй сын - Барим-Шир-Бука-Буджу, от потомства которого происходит племя .... У него был сын по имени Урум. Он также имел сына, имя его было Джаринджир, а сын его ..... был родственником [ку'дуд] по главе рода сыновей Чингиз-хана.
Третий сын - Качули, от потомства которого происходит племя барулас, его старший сын Урдамчи-Барулэ. Старший сын последнего Джочиэ, а его старший сын - Булуган-Калджа, который был родственником [ку'дуд] по главе рода сыновей Чингиз-хана.
Четвертый сын - Сим-Качиун, от потомства которого происходит племя хадаркин. Сын его был Адар-мэргэн, а его старший сын назывался Наукун, а сын Наукуна - Хуку; старший сын последнего - Бураджу. Этот сын был родственником по главе рода [куд'уд] сыновей Чингиз-хана.
Пятый сын - Бат-Кулки, от потомства которого происходит племя будат. Старший [михтар] его сын, Кулкан-мэргэн, а его старший [бузург-тар] сын [был] Таргутай, а старший [михин] [сын Таргутая] - Куридай, [а старший сын последнего] - Чиркидай, который был родственником по главе рода [ку'дуд] сыновей Чингиз-хана.
Те, которые суть младшие и родились от другой матери
Шестой сын - Кабул-хан, к которому восходит род [насаб] Чингиз-хана. От него пошло несколько других ветвей [рода], так как памятка о каждой [из них] будет приведена [отдельно], то здесь [изложение] не будет растягиваться [сведениями о них].
Седьмой сын - Удур-Баян, от рода которого произошло племя [джуръят].
Восьмой сын - Бурулджар-Дуклаин, от потомства которого произошло все племя дуклат.
Девятый сын - Хитатай, его называли также Джочи-Наку, от рода которого происходит племя бесут. Он был отчигин; значение [слова] отчигин - младший сын.
У всех этих вышеупомянутых сыновей было много братьев и племянников. Они все положили начало многочисленным племенам; все они [были] бахадурами и людьми уважаемыми, но [здесь] записаны имена [только] тех [из них], которые были старшими [в роде] и заместителями [своих отцов], имена же других не известны.
Имена старших внуков Тумбинэ-хана, каждый из которых стал заместителем своего отца, записаны [здесь] для того, чтобы стало известным, современником какого из сыновей и внуков Кабул-хана вплоть до пятого колена, которым являются сыновья Чингиз-хана, был каждый из них
ССМ. I. Родословная Темучжина (прод) [1.3, ї 48-51].
ї 48. У Тумбинай-Сечена было два сына: Хабул-хаган и Сим-Сечуле. Сим-Сечулеев сын - Бультегу-Баатур. А у Хабул-хагана было семеро сыновей, а именно: самый старший - Окин-Бархаг, далее Бартан-Баатур, Хутухту-Мунгур, Хутула-хаган, Хулан, Хадаан и самый младший - Тодоен-отчигин.
ї 49. У Окин-Бархага - сын Хутухту-Юрки. У Хутухту-Юрки было два сына: Сече-беки и Тайчу. От них пошло поколение Юркинцев.
ї 50. У Бартан-Баатура было четверо сыновей: Мангету-Киян, Некун-тайчжи, Есугай-Баатур, Даритай-отчигин. Хутухту-Мангуров сын был Бури-Боко. Это он-то и рассёк Бельгутаю плечо на пиру в Ононской Дубраве.
ї 51. Сыновья Хутула-хагана - Чжочи, Гирмау и Алтан. У Хулан-Баатура - сын Еке-Церен. Это он был нойоном Бадая и Кишлика (сделавшихся впоследствии свободными из рабов), дарханами. Ни Хадаан, ни Тодоен потомства не имели.
АЛТАН ТОБЧИ. II. Родословная Чингис-хана (прод) [1.4, с.60-61].
У Тумбинай Сэчэна было два сына: Хам Хацула и Хабул-хаган. Сын Хам Хацула назывался Бултачу-багатур. Сыном Бултачу-багатура был Мзргэн Сэчэн. Из семерых сыновей Хабул-хагана первым, старшим, был Окин Бараг, [затем] Бартан-багатур, Хутугту Монгур, Хутула-хаган, Хулан-багатур, Тбдэгэн, Хадаган -- было их семь.
Сын Окин Барага назывался Дзоригту Джургэ. У него было два сына: Сэчэн-бэки и Тайчу. От них произошел род джургэн. Они были предками джургэнов.
У Бартан-багатура было пятеро сыновей -- Йисугэй-багатур, Нэгун-тайджи, Мэнгзту-хиа, Мэргэн Йэхэтэй, Даритай-отчигин. Они родились от Сочихэл-уджин. Сбчихэл-уджин была дочерью монгола таргучина тарчигуджина Джисутая. Сын Хутугту Мбнгура был Бури Бухэ. Во время празднества, па котором были и джургэны, в роще у [реки] Онон, это он -- [Бури Бухэ] рассек пополам плечо нойана Бэлхутэя.
У Хутула-хагана было три сына -- Джочи, Кэрмиху и Алтан. [От них] произошел род уджэгэт. Сыном Хулан-бага-тура был Йэхэ Чэрэн. Бадай и Хишлиг были нойанами тар-хутов. Хадаган и Тодэгэв не имели потомства.
АБУЛГАЗИ. ч.2, гл.15. О Могуллских ханах от самого исхода из Иргана-Кона, до Чингис-хана (прод) [1.6, с.200-202].
По нем государствовал сын его Тумене, которой учинился столь сильным, что покорил себе все поколение Ниронов, и подданные его были в цветущем состоянии во время его государствования. Он имел девять сынов, коих некоторые потомки назывались именем их фамилии, а другие разделились на особые разные линии.
Были два брата близнецы между сими девятью сынами Тумене-Хановыми, которые назывались Кубулл, и Качали, большой из сих девяти братов назывался Чачшу, и имел трех сынов; первого именем Бутакин; второго Урут; третьего Манкат, от которых произошли три поколения того же имени.
Второй сын Тумене-Ханов назывался Яниншур-Туманчу, и был также главной над особливою линиею.
Третий сын Тумене-Ханов назывался Самкачун, от которого произошли бадургины.
Четвертой назывался Баткилки; от сего все будашты произошли.
Пятой был именем Кабулл-Хан, прадед Чингис-Ханов.
Шестой был Качули, которой имел одного сына именем Иедемчи-бурласс, от которого бурлассы имеют свое начало. Амир-Тимур-Хан происшел от сего поколения. Слово бурласс значит, командующий войском.
Седьмой назывался Удуроаян, от которого произошли Каюмы.
Восьмой назывался Балчар-Оглан, для того что он был хром, Оглан значит по Монгульски хромый, от которого произошли уилотты.
Девятый сын Тумене-Ханов назывался Олчинган, от которого линия бассуттов имеет свое начало. Могуллы называют человека, которой долго сидит при своем огне, и дома, Олчин-ганом, чего ради дается cиe имя, чрез постороннее присвоение, меньшим детям, для того что родители обыкновенно держат их доле в дому, нежели других детей.
Могуллцы для сеяж самые причины содержать, что меньшие дети бывают сильнейший и способнейшие к войне. Когда Чингис-хан вошел с своею армией в землю Мауреннерскую, то он отправил одного из своих Генералов именем Ченанояна, которой произошел от поколения Иессуттов, или бассутов с 3000 человек, в погоню за Султаном - Магометом Шахом Харассмским, которой захвативши сокровище, жен и Султанских детей, завоевал всю землю Иракскую и Хорассанскую, оттуда идучи в землю Ширван, напал на Черкасов и Кипчаков, и порубивши всех перешел реки Аттел, и Иаиджик, и потом совокупился со своим государем возвратившимся из земли Иранской на границах великой Бухарии.