Если верить Туру Хейердалу, на знаменитом острове Пасхи некогда обитало самобытное племя, возводившее каменные платформы, вытесывавшее из туфов огромные статуи, с завидной изобретательностью перевозившее и устанавливавшее их. Звались эти люди "длинноухими".
Но затем на остров переселилось второе племя - "короткоухие", племя дикое, свирепое, людоедское и примитивное.
Они не смогли сосуществовать вечно. "Короткоухие" почти истребили своих культурных соседей, после чего заселили весь остров, ютясь в пещерах и периодически поедая друг друга.
Каменные исполины, созданные "длинноухими", вызывали у них восхищение и зависть. И "короткоухие" опрокидывали или уродовали статуи - так, ради забавы или от безделия. Ведь гордость тех, кто ничего не может создать, заключается в разрушении - так писал Дюма.
Если же европейцы интересовались создателями истуканов - "короткоухие" нередко с гордостью приписывали их создание себе. Странно получалось: значит, сами вытесывали, сами перетаскивали, сами устанавливали - а потом сами же и опрокидывали.
...А пасхальская цивилизация ушла в прошлое. Таблички с письменами ронго-ронго так и остались загадкой - никто не знает, как их прочесть. Да и кому это нужно?.. Зачем сооружать каменные платформы? Можно использовать уже имеющиеся - те, что еще не рарушились от времени. Зачем возводить
огромных каменных моаи? Гораздо проще делать маленьких деревянных уродцев.
Вот и в нашу страну явились новые "короткоухие". Но не с отдаленных островов прибыли они. Они родились и выросли здесь - но выросли дикарями. Ничем не интересующиеся и ничего не знающие, они не способны создать что-либо значимое. Они не могут ни оценить, ни уберечь созданное предыдущими поколениями. Общаги и съемные квартиры заменили для них пещеры.
Но вот портят и разрушают они с упоением, с бравадой - ради потехи, ради эфемерных выгод.
Началась новая эпоха падения статуй. Но падают не только статуи. Рушится вся культура и вся экономика. Науки медленно умирают. Нация распадается на племена и роды. Доброе, разумное, красивое и человечное исчезает, становится смешным и нелепым. "Крутым" и "клевым" стало считаться все яркое, сверкающее, дребезжащее и громыхающее - всевозможные дикарские побрякушки, наряды и ритуалы; нарочито упрощенное, залихватское, жестокое и каннибальское - это "рулит", это есть "кул".
Да только недолгим будет торжество дикарства. Какова судьба дикарей в нашем мире? Рано или поздно к ним являются разного рода миссионеры, колонисты, работорговцы, завоеватели, торговцы водкой и безделушками...
Собственно, они уже давно здесь...
1 марта 2011
Увы, современные археологи придерживаются совершенно иной концепции.