Аннотация: Информация о некоторых племенах троллей. Пока только о приозёрниках и их соседях.
Приозёрные племена
Племя Водяных Крыс - самое многочисленное и сильное на данный момент в окрестностях озера. Насчитывает один большой клан (раздробления ещё не было), базирующийся на острове и в небольших деревушках на озёрных берегах (собственно, Водяные Крысы), и дюжину мелких, влившихся в его состав. В ходе длительной междоусобной войны, случившейся с приходом к власти Ран-Джакала, и войн с соседями за последние пятнадцать лет другие два крупных клана были полностью уничтожены, как и полдюжины небольших. Условно можно назвать отдельным кланом морлоков, обитающих на том же острове.
Некоторые из мелких кланов: Красногубы, Щуки, Осоеды, Водяные Ужи.
Отличительной чертой членов племени (троллей) являются косички из шерсти водяной крысы, вплетающиеся в волосы, и татуировки в виде голубого орнамента из водорослей.
Поклоняются в основном духам предков, особо чтят Духов Озера, коими становятся предки, и Духа Водяной Крысы, хозяйки озёрных берегов наряду с Духом Шипастого Краба, появляющейся, бывает, в виде красивой черноглазой женщины с крысиным хвостиком или в виде грызуна.
Вождь - Ран-Джакал, Верховный шаман - Гвард Зверолов, он же Гин-Джин (досл. полностью: "Лесной Кот, Говорящий с Духами"), специализирующийся на зверомагии, то есть повелевании животными, с примесью магии разума и целительства, а также ангельской магии и общей магии духов. Покровителя не имеет, предпочитая самостоятельно строить отношения с низшими и старшими духами. Хитёр, умён, скрытен, хотя кажется открытым и весёлым человеком, практически никогда не унывающим.
Второй шаман после него - Трон-Ка, предводитель группы бесшумных убийц.
Племя Зелёных Улиток - небольшое, особенно после войн за озеро, племя, состоящее всего из пяти некрупных кланов. Первое из мелких приозёрных племён по численности населения и влиятельности. В войне с Водяными Крысами сохраняло выжидательную позицию, затем периодически вставало на сторону то Огненного Жала, то Ран-Джакала. В конце концов, осталось с островитянами. Знаменито медлительностью и постоянными опозданиями к месту сражений, за что остальные племена относятся к нему с презрением, хотя Зелёные Улитки дали много шаманов, работающих с духами воды и лекарей ничуть не хуже колдунов Каменных Клешней, а также воинов, отличающихся, как и у названного выше племени, живучестью. Члены племени носят зелёные, белые и голубые татуировки, изображающие улиток и орнаменты из водорослей. Украшают себя также ожерельями из раковин моллюсков, вплетают их в волосы.
Кланы не имеют лидирующего, вождь всего один. Главы кланов образуют совет, совещающийся по важным вопросам. Роды: Слизни, Мокрые Носы, Улиткоголовые, клан Зелёной Тины и Остролистого Камыша.
Поклоняются тотемным духам моллюсков, растений, духам предков. Направление: знахарство, целебное колдовство, культ лоа с примесью стихии Воды.
Правит племенем нынче Бена-Джак (поскольку племя мелкое, и нет единоличного правления, то имя даётся обычное, с приставкой "Джак", означающей "Малый Властитель"; так именуют глав кланов; дословно имя вождя переводится как "Глухой Череп"), довольно старый тролль без признака волос на голове из-за отсутствия большей части скальпа, глуховатый к тому же после того, как на охоте свалился с дерева, преследуемый саблезубом, и разбил голову (скальп ему тот же котяра и сорвал когтями). Помогает в управлении ему верховный шаман Гал-Джин ("Темнокожий" в переводе), его старший сын, мужчина солидного телосложения, имеющий в покровителях Духа Озёрной Улитки, старшего лоа, первопредка племени. Гал-Джин строг и высокомерен по отношению к соплеменникам, но крайне приветлив с теми, кто могущественнее него.
Племя Каменных Клешней - в прошлом второе по численности после Огненного Жала, его ярый противник, оспаривавший власть над приозёрными племенами и локальное лидерство. Насчитывает ныне три больших клана и пять мелких. В войне с Водяными Крысами потерпел сокрушительное поражение после того, как разгромили вместе извечных врагов - Огненное Жало. В решающей битве погиб старый вождь, пав от руки Ран-Джакала, и племя перешло под руку победителя, потеряв несколько мелких родов, полностью вырезанных Красными Шершнями, и значительно сократившись в численности в целом из-за кратковременной, но кровавой войны с островитянами. Сейчас абсолютно лояльны к Водяным Крысам, во всём их поддерживают. Недолюбливают Огненных Жал, с ними случаются нередко стычки, подчас перерастающие в настоящие сражение с участием десятков воинов. Но хоть деревни друг друга не вырезают, как прежде.
Крупнейшие кланы: Шипастые Крабы, Костяные Ножи и Ракоскорпионы. Лидер - Шипастые Крабы, имеющие наибольшую деревню с населением в 500 синекожих.
Поклоняются водным и земляным духам, персонифицированным в тотемических существ, и разумеется, предкам. В противовес Огненному Жалу, шаманы Каменных Клешней преимущественно лекари, специализирующиеся в защитной магии. Члены племени носят синие татуировки в виде волн и изображений клешней.
Нынешний вождь - Маур-Джакал (Береговой Владыка), совсем ещё молодой парень, но закалённый в битвах, буквально выросший на войне и рано потерявший родителей во время налёта на родную деревню Красных Шершней. Выходец из уничтоженного клана, он, тем не менее, доказал свою силу, став лучшим воином и охотником племени. Не очень высокий и мускулистый, он весьма быстрый и ловкий. Верный своему слову, порой излишне честный, умный и проницательный. В руководстве ему помогает старый верховный шаман Вели-Джин (Рождённый в Волнах), у которого покровителем является Дух Ракоскорпиона Ромири, владыки глубоководного дна. По магической силе значительно уступал Гварду, хотя и соединяет направления зверомастера, лекаря, стихийного колдуна (вода, земля) и работы с лоа.
Племя Огненного Жала - одно из двух наибольших приозёрных племён, владения коего распространяются аж до границы с Империей. Насчитывало ранее пять больших кланов и дюжину мелких, вело жестокие войны с Водяными Крысами, но после ряда кровопролитных битв осталось всего три крупных клана и четыре помельче. К приозёрникам относится условно, ибо большая честь территорий не примыкает к озеру, и питаются в основном за счёт охоты, собирательства и войн с соседями, частенько нападают на Вал (после победы Ран-Джакала куда реже). Ранее было сильнейшим и самым многочисленным среди приозёрных племён. Сейчас численность точно не установлена. В войне поддерживают Водяных Крыс, которым теперь подчиняются, сдавая островитянам часть припасов и охотничьих трофеев, ведут единую политику с ними.
Крупнейшие кланы: главенствующий - Красные Шершни, остальные - Водяные Ежи и Чёрные Осы. Принадлежность к племени определяется цветом татуировок на лицах и телах. У Огненных Жал это языки красного и чёрного пламени.
Поклоняются духу Огня, воплощённому в то или иное ядовитое животное, совмещая тотемизм и веру в элементалей. Знатоки страшнейших ядов, самых болезненных из изобретённых троллями.
Лидер племени сейчас - Чер-Джакал (Пламенный Владыка), племянник прошлого вождя, убитого Ран-Джакалом лет пять назад. Мощный воин, своенравный и вспыльчивый, но отходчивый. В управлении ему помогает верховный шаман Горон-Джин (Поющий в Огне), имеющий покровителем Духа Огня. По силе намного слабее Гварда.
Остальные приозёрные племена малочисленны и всецело подчиняются Водяным Крысам, номинально влившись в это племя.
Соседствующие с озёрниками племена
Племя Длинных Клыков - сравнительно небольшое племя, состоящее из шести кланов, у каждого своя деревня с населением примерно по 100 - 400 троллей плюс есть несколько сотен (около 300) охотников, которые практически живут в лесу, занимаясь охотой и собирательством, и возвращаются в племя с наступлением холодов, принося большую часть запасённых продуктов и шкур с костями. Враждуют крайне редко, и то лишь по значительной причине. На войну выходят все кланы, действуют сообща. Главенствует старейший клан (остальные рода откололись от него в разное время), должность вождя выборная. Главой рода и племени становится самый искусный охотник и воин, то есть тот, у кого больше всего трофеев (зубов, клыков) на момент избрания. Выбирают пожизненно. Названо племя так из-за очень длинных клыков у его членов. Они действительно длиннее, чем у среднестатистического тролля.
Племя состоит из следующих родов (кланов): Камнегрызы, Ветроногие, Черепашьи Рубашки, Краснохвосты, Бесхвостые Ящерицы, Чёрные Дрозды. У каждого свой вождь и шаман, но подчиняются все Седому Владыке.
Поклоняются в основном Великому Предку, Йаман-Ча (дословный перевод: "Большой Клык"), родоначальнику племени. Гвард полагал, этот самый родоначальник племени когда-то имел тотемом саблезуба и по сей день считается сыном этого зверя и синекожей женщины. В целом поклоняются предкам, а также охотничьим божествам, с которыми предки нередко отождествляются. Так, например, Великий Предок может принимать форму любого хищника, являясь оборотнем и покровителем охоты (излюбленная форма превращения - саблезуб).
Длинные Клыки живут севернее озера Водяных Крыс и состоят с островитянами и, следовательно, озёрниками, в натянутых отношениях (мало кто любит смешанные племена). У власти сейчас престарелый вождь Ур-Джакал, Седой Владыка (говорят, он настолько стар, что волосы на его макушке совсем побелели, дело для троллей редчайшее, ибо ещё до седин синьки погибают в боях либо на охоте), глава клана Камнегрызов. Осторожный, но смелый вожак, что неоднократно доказывал в экстремальных ситуациях, когда нужно было кого-то спасти, рискуя жизнью. До сих пор даст фору многим молодым по силе и скорости. Хитрый, настроенный на благо для племени тип. У него куча детей, внуков и правнуков. Помогает ему верховный шаман Брах-Джин (досл.: "Счастливый в служении духам"), почти такой же старый хрыч, имеющий покровителем Саблезуба, то бишь Великого Предка. Могуществен, но флегматичен и рассудителен. Благожелателен, любит детей. Людей ненавидит лютой ненавистью, ибо они убили его родителей около сотни лет назад, во время последней имперской экспедиции вглубь тролльих лесов (искали могилу великого святого, якобы похороненного в сердце полуострова). Зверомастер, как и Гвард. По силе примерно равен Гварду, и то лишь потому, что у Гварда приёмы созданы на синтезе базиса имперской школы и традиционных шаманских практик.
Племя Звёздной Рыси - крупное племя на пограничной территории с Империей, расположено к северо-востоку от Водяных Крыс. Насчитывает четыре крупных клана и десяток помельче. В деревнях крупных кланов от двухсот до трёхсот воинов-мужчин, в деревнях мелких от нескольких десятков до сотни. Во владении племени Змеиный ручей, у которого несколько лет назад произошла стычка с имперцами. Капитан Гарен попал там в засаду, но смог в одиночку отбиться до прихода подкрепления, сразив семерых бойцов охранной дюжины вождя.
Крупные кланы: Красные Топорщики (основной), Пёстрые Жабы, Еноты и Лесные Коты.
Отличительные черты: татуировки, изображающие орнамент из перекрещенных каменных топоров с точками в углах, и хвосты рысей на головах вождя. Воины носят с собой шнурки из рысьей шкуры, пояса и накидки. Каждый член племени на ушах делает кисточки из волос.
При инициации охотник должен убить рысь. Больше в жизни он не тронет этого кота. Убитый становится его духом-хранителем. Запрещено убивать рысей в определённый период года (весной), когда кошки приносят приплод, и убивать котят. Если такое произошло, всем племенем просят прощения у духа-тотема (Звёздной Рыси, рыскающей среди звёзд), а котят выращивают в племени шаманы. При инициации шаманов дух Рыси-первопредка наделяет их способностью видеть сквозь предметы и на очень далёком расстоянии, а также в густом мраке. Называется такая способность Рысьим Взором.
Инициация шамана проходит в логове дикой рыси. Если дух благоволит ученику, рысь не трогает его, если нет, то загрызает. На коже шамана после инициации появляются пятна, похожие на рысьи.
Шаманы племени специализируются на зверомагии во всех её проявлениях применительно к рысям (колдуны клана Пёстрой Жабы ещё и на ядовитых лягушках): приручают их, используют как разведчиков и загонщиков добычи, посыльных; наделяют повышенной силой и скоростью, спаивая эликсиры; таким образом выращивая новый вид магических существ, обладающих сверх-способностями. Также подселяют дух рыси к себе в тело или тело воина, превращая в берсерка. Черпают магическую силу от духов рысей, создают из них старших мощных лоа, которые могут частично материализовываться и убивать противника. Высший уровень мастерства шамана - призыв великого духа Звёздной Рыси на поле боя (используется раз в год за ежедневные жертвы; за второй призыв в год шаман расплачивается собственной жизнью). Дух обволакивает шамана, защищая от большинства физических и магических атак, и сам наносит очень сильные повреждения врагам (с одного удара разрывает в клочья лесного олифанта и нескольких буйволов).
Дом Звёздной Рыси находится среди звёзд. Она охотится на звёздных зверей, и лучшие из лучших охотников племени могут присоединиться к её охоте после своей смерти.
Вождь - Беер-Джакал, "Одноухий". Тролль не старый, но уже и не молодой. Сильный, хитрый, ненавидит людей и Гарена, коего поклялся собственноручно удавить или зарубить своим же топором за смерть младшего брата, случившуюся несколько лет назад. Всё мутит воду, чтоб организовать масштабный поход против империи. Злопамятный, ни в грош не ставит чужую жизнь, пусть это и жизнь близкого синекожего. Имеет садистские наклонности, замучил до смерти четырёх жён.
Верховный шаман - Грал-Джин, "Ворующий Дыхание". Ровесник вождя, недолюбливающий его за то, что плохо обращается с его, шамановой, сестрой, первой женой Беера. Неприязнь взаимна, однако, вождь побаивается верховного шамана.
Племя Чёрного Копья - одно из крупнейших на севере тролльих лесов. Насчитывает более дюжины крупных кланов и несколько десятков мелких. Грозная сила, с которой считаются все племена синекожих. На севере граничит с малочисленными племенами горных троллей, враждующих с гномами и высшими эльфами. На западе граничит с Империей и приозёрниками. Когда-то в одиночку бросало вызов имперскому пограничью и совершало набеги, пока не столкнулось с Истребителями Троллей и регулярной имперской армией, поддержанных ополчением Пограничья, состоящим в основном из лучников и пикинёров. С тех пор отхлынуло от Вала, а на когда-то его землях обосновались новые племена. Последняя попытка объединения бывших территорий произошла порядка пятидесяти лет назад, когда состоялась грандиозная битва у Крепости Шершня с имперскими войсками. Тролли прорвались через Крессов Вал на земли Пограничья, сметая всё на своём пути, но в битве был тяжело ранен верховный шаман Чёрного Копья Зораг-Джин, из-за чего потерял контроль над духами и перебил почти всех, оказавшихся поблизости, не разбирая, кто друг, а кто враг. В результате синекожие отступили и от Вала, и от озера.
Крупнейшие кланы: собственно Чёрное Копьё, Гнилозубы, Короеды, Рвачи, Змеиные Жала, Красноглазые и др.
Отличительная черта клана: татуировка на шее, руках и на лбу - крестообразный чёрный орнамент, будто бы из чёрных перекрещенных копий. У членов семьи вождя - на шее, у вождя - на шее и голове, у вождей кланов - высоко на предплечьях, у воинов - на запястьях. Великие воины и охотники делают татуировку вокруг грудной клетки, в ней каждое "копьё" - поверженный либо пленённый враг.
Поклоняются духам предков, то есть лоа, и тотему - чёрному копью, в котором, по преданиям, заключены души врагов. На войне величайший воин племени идёт в бой с копьём, и от одного прикосновения его противники падают мёртвыми. Копьё исцеляет любые раны несущего его, придаёт сил и скорости. Этот священный предмет распространяет ауру страха и ужаса. Он поглощает души павших и наносит серьёзные повреждения духам, даже высшим (младших вообще уничтожает, переводя в магическую энергию, старших предварительно калечит).
Копьё Ловца Духов, Копьё Скелоса. Оно принадлежало величайшему магу-воину Скелосу, покуда не пропало в круговороте войн с эльфами и ангелами. Отследить его в эфире не представлялось возможным. Потерялось, в общем. Представляет собой копьё, способное удлиняться и изгибаться, словно живое. Скелос, согласно преданию тёмных эльфов, сотворил его древко из побега Древа Жизни, уничтоженного им же во время восстания тёмных, а клинки создал из костей прародителя стальных драконов. Копьё имеет два клинка (второй выдвигается из "пятки"). Хранится внутри тотемного столба, ему приносят жертвы, смазывают их кровью.
Красная скала духов. Культовое место для троллей Чёрного Копья и соседних племён. Сюда приходят получить посвящение в шаманов ученики. Расположено на границе племён, в седмице пути от озера Водяных Крыс. Внутри скалы есть извилистая длинная пещера, приводящая к подземной реке и небольшим озерцам, где хоронили на протяжении столетий, если не тысячелетий, прах верховных шаманов и великих вождей. Здесь обитают их духи. Они спят, просыпаясь, лишь когда их просят благословить нового шамана. Осуществляется процесс благословения простым ритуалом, состоящим из курения травы драконьего глаза, молитв и медитации после недельного строжайшего поста. Если претендент достоин, духи помечают его особым знаком вроде родимого пятна на груди или лбу и способностью чувствовать присутствие духов и определять их принадлежность к тому или иному виду на расстоянии от нескольких десятков до нескольких сотен метров.
Вождь - престарелый, трусоватый Варн-Джакал, полукровка. Его мать - орчиха. Старший сын - Рак-Джакал, великий воин. Младший - "Безъязыкий", Мокан. Верховный шаман - Лар-Джур, ученик Нир-Джина и Зораг-Джина, Ловца Духов. Специализируется на проклятиях, куклах лоа (частичное воскрешение духов умерших путём создания для них частичной материализации; вселение лоа в неодушевлённые предметы-куклы).
Племя Мёртвого Медведя - одно из крупнейших соседей Озерников по территории и населению. На северо-востоке граничит с озёрниками (Каменными Клешнями и Водяными Крысами), на востоке с Чёрным Копьём. Насчитывает дюжину крупных кланов и более трёх десятков мелких. На границе земель племени находится известная среди троллей Проклятая башня. Мёртвый Медведь претендует на лидерство в регионе. С Водяными Крысами ещё не воевало всерьёз, быль только мелкие пограничные стычки. Иногда выступало союзником Каменных Клешней против Огненного Жала, поддерживаемого Чёрным Копьём.
Крупнейшие кланы, периодически становящиеся главными: Буролапые, Острозубые, Медведеголовые, Чёрные Когти.
Отличительные черты: чёрные и красные татуировки, изображающие медвежью морду на лице тролля либо на груди (у шаманов и учеников шаманов на лице, у охотников на груди, у вождя племени медвежьи морды изображены и на лице, и на груди). Вожди, шаманы и лучшие воины носят медвежьи шкуры. Женщины и дети вплетают в волосы шнурки из медвежьей шерсти и носят амулеты из костей медведей.
Племя поклоняется Великому Мёртвому Медведю - по сути, зверобогу, ставшему старейшим лоа. Среди воинов очень распространены берсерки, под которыми подразумеваются одержимые лоа на короткое время мужчины. Их тела трансформируются, обрастают шерстью, у них появляются когти, многократно повышаются сила и скорость, к тому же, они становятся очень живучими. Только берсерк может претендовать на место вождя.
Вождь племени - Борг-Джакал ('Пещерный Медведь' в переводе), лучший из берсерков. Высокий, плотного телосложения тролль, покрытый шрамами. Спокойный, рассудительный в мирное время и бешеный зверь в бою. Верховный шаман - Калар-Джин ('Разноглазый'), одного с вождём возраста синекожий с глазами разного цвета - чёрным и серым. Всё его тело покрыто татуировками, изображающими медвежьи морды. Специализируется на зверомагии и управлении духами, запечатанными в виде медвежьих морд на его теле. Кровожадный фанатик своего культа, ненавидящий людей. Предпочитает создавать из пленников чудовищ, вселяя в их тела старших медвежьих лоа и делая из них одержимых полузверей-полутроллей, подчиняющихся ему. По силе превосходит Гварда.