ВОСКОВЫЕ ФИГУРЫ.
СЦЕНА 2.
Музей восковых фигур. Приглушенный свет.
Персонажи: Каренина, Ларина, профессор Преображенский, Раскольников, Бендер,
Чацкий.
Бендер: Что-то сегодня посетителей маловато.
Преображенский: А вы скучаете, уважаемый?
Бендер: Мне незнакомо это чувство с того самого времени, как господин Воробьянинов
перерезал мне горло. Старикан совсем свихнулся, возомнил, что брюлики
лишь только его дожидаются. Вообразите, если эта старая развалина жила в
ХХ1 веке, то занималась бы попрошайничеством.
Раскольников: Большая конкуренция, не смог бы. Нищих, побирушек сейчас везде хватает
А ежели, нынешнее правительство будет идти тем же курсом, то их станет
еще больше.
Чацкий: Мыслимое ли дело, если сопоставить уровень минимальной заработной платы и
цены на продовольственные товары и товары повседневного спроса, то
обыкновенный московский рабочий начала ХХ века на свою двенадцати
рублевую зарплату мог кормить целую семью. Учитывая, что рождаемость в
то время была больше, чем сейчас...
Ларина: Откуда подобная осведомленность?
Чацкий: Представьте, сударыня, из "Московских ведомостей", так вот, господа, 43 %
населения были моложе 20 лет.
Преображенский: Но и продолжительность жизни, уважаемый, составляла не более 33
лет. Всякое равенство за почти столетний промежуток времени,
неуместно.
Каренина: А я, знаете ли, могу заметить, что ничего за столетие не изменилось, к стыду
нынешних руководителей государства Российского. Да, были раньше господа,
но в отличие от современных хозяев жизни, старались те, прежние, выделится
интеллектом, высокими моральными качествами, а не счетами в банках.
Раскольников: Что вы ведаете, о жизни трудового народа? Увы, такие, как Сонечка
Мармеладова, до сих пор не канули в лету. Таким, как они, униженным и
оскорбленным, как помочь?
Бендер: Что вы право, из-за пустячных пререканий отравляете себе жизнь. Разве вам
мало нафталина, коим пересыпают нашу одежду? Давайте лучше вспомним о
поколение сегодняшнем. Иногда, знаете ли, забавно слушать высказывания
посетителей музея о нас.
Преображенский: Мы для них - прошедший день. Сегодня, вряд ли, кто вспомнит о
наших заслугах.
Чацкий: Не скромничайте, профессор, но в остальном я с вами согласен. Современному
поколению и вспоминать-то особенно не о чем.
Преображенский: Ну, это вы зря, батенька. В том, что мы здесь с вами сегодня находимся
в столь непривычном виде, есть ее, науки заслуга. Я убежден, что
современное поколение молодежи выберет ученье себе в спутники.
Раскольников: Где они, герои сего времени? Раскиданы по тюрьмам и всяким злачным
местам. Почему не видно среди пресыщенных и развращенных рож новых
Ставрогиных, Карамазовых?
Бендер: Себя любимого не позабудьте.
Раскольников: Не ерничайте, ежели была моя воля, таких, как вы я стер с лица земли.
Бендер: Разве вам одной старухи-проценщицы мало?
Каренина: Господа, прошу, не переходите на личности. Наш разговор о нынешнем
поколении. Боюсь, что они недостойны нашего одобрения.
Ларина: Осуждать - проще всего. Мы просто с вами отстали от жизни. Юное поколение
копирует то, что ему искусственно насаждается. То, что современная молодежь
не имеет явно сформированного интереса к литературе, к искусству, вообще,
заслуга тех, кто это так называемое "искусство" создает. Вы только взгляните,
что сейчас читают?
Бендер: Что же? Неужели учение Маркса о прибавочной стоимости или о похождениях
Чумадельторт в сказочном королевстве Тибидохс?
Ларина: Не смешно, господин Бендер. "Капитал" Маркса - это еще не нонсенс. Что
можно впитать, читая, вульгарные дешевенькие детективы типа Донцовой?
Бендер: Сленг, прожигающий и набивающий оскомину сленг. А, впрочем, грязь всегда
притягивала определенную категорию людей и таких немало.
Ларина: Самое отвратительное, что сия дама отнюдь не глупа, умело, штампуя свои опусы
она, тем самым способствует отуплению подобия Божьего.
Преображенский: Если точнее выражаться, матушка, то деградации. Вас огорчает, что
она не глупа?
Бендер: Как говорит народная мудрость: "Дуракам закон не писан".
Преображенский: К сей людской категории, думаю, что мы еще ни один раз вернемся.
К сожалению, их хватает. Потом, если бы все были верхом
совершенства, жизнь стала бы скучна, уверяю вас. Если бы в свое время
не родился бы Великий Мастер, не было бы не только Маргариты, но и
Борменталя, Турбинных, в конце концов, Воланда. Возвращаясь к
затронутой вами теме разговора, хочу заметить, что разбираться и
вникать на душевном уровне, это вашей части, матушка. Наука, кою я
имею честь представлять, должна предвидеть.
Чацкий: Я хочу разобраться, почему люди русские стали на чужеземцев похожи?
Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем...
Смешные, бритые, седые подбородки,
Как платья, волосы, так и умы коротки....
Бендер: Вы не правы, мы перенимаем от иностранцев все самое лучшее - компьютерные
сети, совершенную бытовую технику, новейшие технологии и предпринимательство.
Каренина: К коим вы себя причисляете, не так ли?
Бендер: Не советую язвить, это вы - устаревшая раса господ жили на всем готовом, а нам
приходилось брать судьбу за горло.
Чацкий: Или стулья вместе с потрохами. "Охотник за табуретками", так вас, кажется,
кличут?
Бендер: Когда кажется, креститься надо. Если желаете знать, за такими, как я, будущее,
и сегодняшний день тому подтверждение. Вы думаете, кто такие Ходорковские,
Березовские, Федоровы, Довгани - это мои достойные подражатели и продолжатели.
Преображенский: Стоп, батенька, надеюсь, что вы не считаете, что мой покойный коллега
- Святослав Федоров, стал бы гоняться за призрачным богатством?
Бендер: А вы предполагаете, что все эти люди - альтруисты? Не верю! Все на свете
совершается ради выгоды.
Раскольников: Вы не смеете так говорить!
Бендер: Смею, и никто мне этого не запретит. Человек разумный - существо эгоистичное
Вы помните об основном инстинкте?
Ларина: (Смущаясь) Сударь, прошу не забывать, что рядом с вами дамы.
Чацкий: Это возмутительно.
Бендер: Вот в чем загвоздка. Вы предполагаете, что сказанное мною возмущает вас
лично? Вовсе нет, Оно возмущает то общество, выходцем из которого являетесь
вы сами, общество показной добродетели и набожности.
Каренина: Вы богохульник, для вас нет ничего святого.
Бендер: А вот вы сами о себе заявили. Что, вчера молимся пред иконой, бьем челом, а на
следующий день бросаемся на рельсы? Это ли не эгоизм? Всякий Homo sapiens,
так, кажется, профессор мы себя величаем, думает, прежде всего, о себе любимом
о собственной прихоти. (Обращаясь к Карениной и Лариной) Прошу прощения,
дамочки, что оскорбил вашу невинность, но я имел в виду вовсе не то, о чем вы
подумали. Самосохранение любой ценой, вот в чем суть основного инстинкта.
Чацкий: Во все времена люди стремились изменить это мир в лучшую сторону.
Бендер: Лучше бы начинали с себя. В современном обществе принято заниматься
самобичеванием, с оглядкой на других. Все одно, что самому себя похвалить,
козлы отпущения, обычно исходят из следующего принципа: "пусть уж лично,
чем за меня это сделают противники".
Раскольников: Когда ложь и зло становятся нестерпимой, у человека остается один выход
- остановить их.
Ларина: Любыми путями?
Раскольников: Да...(пауза) Нет, я не знаю. (поворачивается к залу) Да не смотрите на
меня так, пусть я - преступник, но я сам себя наказал (кричит) Сам! Но
должен ли я раскаиваться в содеянном, как вы считаете?
Что проще: жить и ждать везенья,
И быть одним из тысяч тех,
Кто исповедует терпенье,
И не считать, что это - грех?
Сложить все вместе воедино,
Судьбе своей не покорясь,
Презреть условностей рутину,
Отверженным быть не боясь,
Стремиться ввысь, где звезд сплетенье,
Гореть огнем за веком век... - вот, как я хочу жить. Жить, чтобы после
Было о чем вспомнить.
Бендер: Вот и современная молодежь стремиться жить на полную катушку.
Чацкий: Это правильно.
Преображенский: Некоторое время назад вы утверждали обратное.
Чацкий: Я за новейшие технологии, демократию, но против анархии.
Преображенский: А ваша хваленая демократия и есть анархия. Вы посмотрите, что
происходит! Создают героев из тех, кого вчера осудили бы. Общество
перевернулось с ног на голову. Научные работники, интеллигенция,
ради того, чтобы выжить, вынуждены, торговать на рынках.
Бендер: Они сами себе выбрали такой путь. Гипотезами и идеями сыт не будешь.
Преображенский: Вам, предполагаю, этого не понять. Взять хотя бы образование. Все
здесь зиждется на престиже.
Бендер: (перебивая) А кто создает этот престиж?
Преображенский: Прошу не перебивать. Современное искусство - сплошь пропаганда
распущенности и насилия.
Бендер: (перебивая) Секса нет!
Чацкий: Вы невыносимы.
Бендер: Очень даже выносимы. Всегда можно вынести все то, что плохо лежит.
Преображенский: Во власть сейчас лезут все, кому не лень, за длинным рублем и теплым
местечком. Виданное ли дело, чтобы губернаторы имели уголовное
прошлое?
Бендер: Как поздно, профессор, подали вы мне идею. Надо было не в управдомы, а в
президенты баллотироваться.
Каренина: ( Бендеру) Вы забавны, пожалуй, из вас вышел бы неплохой государственный
деятель.
Чацкий: Вы шутите, сударыня?
Каренина: Нет, почему же? Я верю, что сей господин так умело повел дело, что России
не только простили бы все ее долги, но и приняли в свободную экономическую
зону.
Чацкий: Позвольте спросить, из каких собственно соображений?
Каренина: Иначе, сами оказались бы в свободной от денег зоне. Свобода, не
подкрепленная материально, лишена смысла.
Бендер: Браво, мадам. Вижу, что вы на моей стороне. Деньги - это, прежде всего, свобода,
свобода выбора. Как говаривал мой друг, Бальзаминов: "с деньгами и дураком
прожить можно".
Чацкий: Пустое, месье Молчалин - дурак без денег.
Бендер: Оно и видно, так всю жизнь в слугах и проторчит.
Ларина: Не в деньгах счастье.
Бендер: Чудите, барышня. Без денег, может, оно, конечно, счастье и есть, но с капиталом
его еще больше. Спросите это у Абрамовича, Прохорова, Евтушенкова, хотя бы,
впрочем, у господ депутатов. Спросите, не желают ли они поделиться с вами
своими доходами на депутатском поприще?
Ларина: Не издевайтесь, ради бога. Какое дело власти до простых смертных? Это лишь
благородная Екатерина 11 считала, что: "...не народ для государя, а государь
для народа" должны жить и работать. Каждый из неприкасаемых, добравшись до
вершин политического олимпа, очень скоро забывает, что и сам когда-то был
простым смертным.
Чацкий: Что нам делать с сей напастью?
Всем командует власть Тьмы,
Не хочу терпеть тьму власти
На развалинах страны...
Бендер: (хлопает в ладоши) О, да вы - революционер, любезнейший. Вы случайно Зимний
не брали, а Аврора не ваших рук дело?
Чацкий: Вы несносны. Я терплю вас лишь ради наших прекрасных дам.
Бендер: Вам еще долго меня терпеть придется, этому свойству человеческой личности вы
можете поучиться у госпожи Греминой. Так, (обращаясь к Лариной), кажется
фамилия муженька вашего?
Чацкий: Я бы бросил вам вызов, будь вы дворянского сословия. Манеры, тон ваш -
оскорбленье. Так, не надеясь на везенье, я жду от вас удовлетворенья (кланяется).
Бендер: (кривляется, передразнивая соперника) Предлагаю дуэль на швабрах, дешево и
романтично.
Раскольников: Ежели вы решили изничтожить друг друга, то сделайте это хотя бы ради
высокой идеи.
Бендер: На всех старух не хватит. Скажите, вы, поборник справедливости, как у вас рука
поднялась, на отживший анахронизм? Всякий имеет право на помощь и защиту
общества, доживая до старости. Ой, что я сказал? (усмехается) Видите, вам
удалось изменить мое мировоззрение.
Раскольников: Я не раскаиваюсь содеянном, не для себя искал я выгоды, в том наше с
вами различие. Ежели решиться на насилие, то лишь с целью установления
справедливости. Нельзя оправдывать кровососов, с ними надобно поступать
жестоко, без всякого сочувствия вырубая их на корню.
Ларина: Какой же вы кровожадный. Вспомните, о заповедях Христовых: "не убий",
"возлюби ближнего своего, как самого себя".
Раскольников: Дармоедов я ненавидел и ненавижу до сих пор, вас же не призываю
принимать мою сторону.
Ларина: И на том спасибо.
Чацкий: (Бендеру) Как умело уходите вы от ответа. Вы трус, сударь.
Бендер: Юноша предлагает устроить публичное зрелище. Ну, что ж, для этого подойдет
Александровский сад, но боюсь, что там рукоплескать нам станут одни лишь
иностранцы. Черкизовский рынок - вот подходящее место. Народу там, пожалуй,
не меньше, чем во всех московских музеях вместе взятых. (вздыхает) Что ж,
тянется народ к культуре. Скажите, (обращаясь к Чацкому) а Красная площадь
вас не устроит?
Преображенский: Ну, нет, на Красной площади нельзя, а то власть решит, что назревает
еще одна политическая головомойка. Как вы считаете, прекрасная
княгиня?
Ларина: А разве вас волнует? О чем думает женщина? Женщина для вас - вещь, предмет
обихода.
Чацкий: Предмет поклонения.
Ларина: Мне иногда кажется, что в мире не существует ничего, кроме ожидания,
ожидания весны, перемен, чуда, любимого (подходит к краю сцены, звучит
Лунная соната)
Снова будут кружить хороводом,
Навевая тоску и печаль,
Белой радугой над небосводом,
Впереди - бесконечная даль.
Буду молча сидеть у окошка,
Вдаль глядеть, там, где ветер и вьюга.
Замурлыкает рыжая кошка
Песню нежно, словно подруга.
Будет пламя лизать языками,
Согреваются будто солнцем,
Обняла бы я робко руками
Пряди теплых волос и лицо твое.
Снова холод и вьюга поземкой,
Белым саваном снег ложится,
И в ночи ветерок негромко
Будет петь, и снежинки кружиться.
ЗАНАВЕС.
Связаться с программистом сайта.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"
Как попасть в этoт список