Терляев Максим Игоревич : другие произведения.

Диалог Аристотеля и Платона

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ироничное подражание диалогам Платона с правдивыми философскими выводами, но с юмористическим оформлением.


Диалог, которого не было между Платоном и Аристотелем
Максим Терляев

0x08 graphic

   (Из найденного позднее перевода Андроника)
Диалог "Чаша" Платона и Аристотеля.
(где-то 357 год до нашей эры)
Я вышел из дома и молодого человека увидал:
- Андосий, постой, ты куда?
- Иду я, чтоб принять целебных ванн в местечке Вакха...
- Да?.. Не рано ль? - я хотел узнать, что стоит милому юнцу ходить на утро в столь не нужное для молодых местечко.
- Скорее поздно... Но едва ль я рану в сердце и душе смогу залить...
- Что так? - ты посмотри, как бледен и негож.
- Я ночью пил...
- Андосий, как же можно!
- Да не один... В компании...
- И всё же!
- В компании тебе известных лиц, благочестивых и мудрёных тоже... - он глянул под ноги, сандалию потёр. - Но пойло с ними показалось странным... Не то что буйным, но и не весёлым... Да, странным. Хоть и я привык к пристрастиям Платона пожилого...
- Ты был с Платоном?.. Вакх тебя дери! Тебя что дёрнуло на это развлеченье?! Платон не тот уж, стар и дряхл... Умом, по-моему, уже к сатиру близок!
- Но Аристотель не считает так!
- Ну мудрецов набралось на Олимп! И ты туда же! Зевс с тобой, Андосий! Платон умрёт с похмелья и ещё с собою парочку мудрейших уведёт... И ты туда же - в эту пару метишь!
- Ах, Нервий, это слишком грубо - так говорить о благочестных людях! Платон уж стар - и лишь одно уж это даёт мне право оборвать тебя... А Аристотель и не пил совсем...
- Зато напился ты... Смотрел бы и учился не от уставших старцев, а от младых мудрейших!
- Но только ли затем окликнул ты меня, чтобы разумное мне в голову вложить? - он улыбался. Понял я, что уж ничто не в силах изменить. Но было мне, однако, интересно, о чём беседовали веские мужи в столь месте, не доступном мысли:
- Скажи, Андосий, что же диалог?
- Ах, всё-таки достопочтенный Нервий, тебя влекли не мысли просвещения, а только любопытство?
- Не любопытство только, но и...
- Ясно, тогда внимай, пока дорога длинна... Как знаешь ты, я ученик Платона, точнее я стараюсь быть таким. И вот вчера, намаявшись наукой, мы шли с Платоном улицей пустой и надо же случиться так, что Рок могущий нас столкнул с мудрейшим Аристотелем у ванн... Зашли туда, он снял свои сандалии, которые так хороши, что солнцу их негоже видеть, подняли чашу за стечение судьбы, возблагодарили Зевса, а потом они заговорили, в паре озираясь. Платон сказал:
- И всё же, Аристо, вот эту чашку видим мы неполно...
- Конечно, о учитель мой, вы правы - вы только что её до дна допили...
- Не то ты думаешь, о Аристо... Послушай, мы видим чашу, а идея где?
- Идея? Это значит форма?
- Не форма, друг мой Аристотель! Идея, есть идея где-то, за областью познания людского. Познания насущного... И к ней стремиться эта чаша...
- Не вижу я стремления сего... Она же здесь.
- Здесь лишь материя!
- Материя-то в форме!
- Но эта не идея!
- Где ж она?
- Извне.
- Извне?
- Извне... И к образцу той сверхпрекрасной чаши стремиться эта... Я б её приблизил. Налей ещё!
- Но вон стоит уродливейший стул... Но где ж уродливости странная идея?
- О, нет! Идей уродливости нет! Есть мало лишь идеи в этой вещи. Вот это сделало её ужасной... Мы все в пещере, друг мой...
- Что же, местечко это слишком хорошо, чтоб так о нём нелестно отзываться!
- Все люди, все - в пещере, все...
- Вопрос жилищный может нас испортил?
- Сидим спиной мы к настоящей жизни, лишь блики на стене взираем пусто, мерцающие. Сколь огня - столь чётки блики, столь ясна идея в вещи, нами зримой. И вырваться нам стоит из оков - и мыслью в мир идей ворваться! Вот было б чудо... Но... Налей ещё...
- Красива ваша мысль, пещера лишь мрачна... Быть может, так, но бытиё во мне - материя сначала - из чего - затем она приобретает форму - она для каждой вещи только лична, затем она и в действие идёт - и мыслим мы - а почему же так? А после мыслим мы - ради чего - познать пытаясь цель вот этой самой вещи...
- Ну этой вещи - кубка - цель ясна - хотя ещё без полного тебя понять я не смогу... Наверно это старость...
- Но где идеи, обобщающие это? Ну где идеи мебели хотя б? Иль где идеи человека, а? А как же быть с людьми, похожими на друга друг? Зачем же мир вещей, коль есть идеи здесь? Зачем же мир идей, коль вещи есть?
- Как много ты вопросов задаёшь? Не думаешь ли ты, о ученик, учителя что переплюнуть сможешь?
- Не переплюнуть, в споре лишь найти ответ тот, что мы ищем долго...
- Эх, молодежь, всё вам ответ найти, всё разделить на разные науки... Я слышал ты нарезал там чего... Всё разложил и всё назвал, как надо... Не тупь глаза... Дошли такие слухи... И это правда?
- Я же только начал...
- Продолжишь?
- Может...
- В помощь Зевс тебе!
- Но знания я получил откуда?
- Ты вспомнил...
- Что?
- Ты вспомнил, ученик...
- Откуда?
- Ты не знаешь ли, что дух наш вечен?
- Знаю... Да...
- Так после смерти там он побывает, где мир идей лишь чистых...
- А потом?
- Потом он вновь вернётся в человека... Но он забудет - и всю жизнь он будет вспоминать, но так и не постигнет всей тайны, всех идей...
- Так значит, просто вспомнить?
- Просто вспомнить... Априори заложено всё в голову твою... Она уж раскраснелась...
- Это пар!
- Иль вспомнил что из мира идеалов - тебе же ближе... Ты недавно был...
- А вам всё вспомнить времени хватило...
- Нет, не хватило... И не хватит... Жаль... А так хотелось всё раскрыть, понять... Как на Востоке...
- Были на Востоке?
- Не будем, ученик... Вино язык разжало...
- Но я хочу познать...
- Познаешь в диалоге... Что ты познать-то хочешь, друг родной?
- Всё...
- О, всё... И "дом чтеца" тебе не может помочь в страданиях твоих?
- Пусть дома много книг, но с мудростью твоей им не сравниться... Ближе ты к идее чудо-мудреца! - он улыбался, тонкий рот свой сдвинув.
- Тебя бы в Спарту! Воспитать как надо!
- Но не люблю отнюдь я тиранию...
- Не тирания это! Идеал!
- Ужели идеал и в этот мир зашёл?
- И я его несу... Душа ведь трёхсоставна - разумна есть - правителям присуща и мудрость заключает, но ещё есть часть души, где воля торжествует - то стражников душа, нужна им храбрость, что и получают, у тех же, кто еду и вещи производит, как эту чашу с жидкостью внутри, часть чувственная больше процветает - умеренность их добродетель есть. По справедливости державу нужно править!
- Что справедливость?
- Добродетель та, на чём держава держится... Она гласит - душе - что надо: разуму - мудрец, а стражу - волю, а коль чувственен - работай. Так по труду мы каждому дадим, приняв у каждого дары его души. Воспитываться в строгости должны. Детей всех - сообща растить. И праздных веселений - уж не надо...
- Вино...
- Идея не пришла...
- Скорей, ушла отсюда, изгнана вином... По мне души - три тоже - у растений, им размножаться и расти присущно лишь, другая у животных - эти и желают, кроме как расти, а высшая душа - у человека. Она разумна - только у него! А государство для того нужно - чтоб люди сообща достигли блага...
- Я тоже благо в государстве строю...
- И что же есть нормальный идеал?
- Нормальный идеал... Невежество какое! Один есть идеал - к нему стремимся. Понять лишь надо... Я тут постарался... Ты наливай, ты что не пьёшь, сынок?.. Так вот к идее ближе подошли моё, да плюс ещё аристократическая республика, хоть всё-таки моё мне ближе...
- Что же дальше?
- Дальше?.. Что похуже?
- Неприемлемое что?
- Здесь тимократия, что опирается на воинскую силу, и олигархия, торговли аппарат, и демократия, толпы умалишенной, и тирания - тоже не сладка...
- И всё же нужно встать посередине...
- Куда? Сюда? На это место?
- Нет... Платон, по середине всех различных форм тех государств, что нам известны.
- Да? И что же нам известно? Что ты считаешь лучшим государством?
- Не малое и не большое, чтоб правили не богачи и не бедняки...
- Тебе по праву место в центре зала! Смотри не поскользнись, ведь в центре скользко!
- Я понял смысл всех слов. Но я не оступлюсь и не сойду с позиций.
- А форму государства ты приемлешь чью?
- Считаю лучшей я монархию, затем - аристократию, а там - и политию. А хуже - тиранию, там - олигархию. И с вами я согласен, что демократия - не лучшее правленье. Но главное - умеренность! Что с вами?
- Мне дурно... Аристотель... Что же это?.. Ты про умеренность сказал как будто кстати...
- Когда бы я считал все чаши, о Платон, сказал бы раньше... Выйдем-ка на воздух...
Так диалог закончился сквозь пар... Платон на улице, идеи проклиная, все чаши вспомнил и идею их...
- Андосий... Чем грустить так просто, идём скорее Бахусу нальём! И сами чуть хлебнём из этой чаши... Хоть на стене в пещере отраженье вся жизнь и всё вино... Тогда чего бояться?
- Боюсь, что мудрецом уже не стать...
Так мы зашли в местечко наше и дали волю чувствам, разума лишаясь... Потом пришёл Платон и злобными очами сверкнув, Андосия с собою уволок. Меня потом до дома донесли...

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"