Аннотация: Посвяшение: nikita1234, и в частности одному из его "эссе"(по этой-же игре). С благодарностью за вдохновение и сюжет.
Как-то, не так давно, голландский губернатор прислал мне записку с настоятельной просьбой о скорейшей встрече. У нас с ним сохранились очень хорошие, можно сказать, дружеские отношения, ещё с тех времён, когда я (недолгое время) плавал под голландским флагом. Он здорово помог мне как раз в то время, когда я только прибыл на Карибы. Начинать что-то новое, до этого неизвестное, всегда тяжко. А начинать в одиночку, без поддержки -ещё тяжелее. Именно он оказал мне поддержку в те времена. Помог и деньгами, подсказал, где и как "добыть" мой первый корабль(это был, по-моему, 5-ти пушечный кеч, возможно, куттер). А затем и подсказал, как и где "разжиться" более подходящим кораблём(уже бригантиной). Он-же снабдил меня и каперским патентом, в некоторой степени "легализовав" моё "начинание".(Ну какая может быть по-настоящему, легализация у морского разбоя?). Он ни разу даже не обмолвился на тему, что я ему что-то должен. Само собой, тогда-же, в бытность голландским капером, я отстегивал ему немалую часть своей добычи. Можно сказать, в финансовом плане я с ним полностью рассчитался, и даже с процентами. Но это только в финансовом. Есть ещё и такие долги, или, скорее, обязательства, о которых не говорят. Словом, само собой, я встретился с ним. Тем более, что город, где он губернаторствует, был мне (относительно) по пути. Я никогда не видел его таким расстроенным. Вот что он мне рассказал. Буквально на днях накануне, он снарядил небольшой, частный караван судов, для отправки в Европу кое-чего(я не стал уточнять, чего именно - здесь в Новом свете, помимо того, что, как правило, стараются не задавать таких вопросов, на которые собеседник предпочёл-бы не отвечать. Так, кроме этого, многие вещи, о которых губернаторы колоний наивно думают, что они скрыты. На самом деле для нас, береговых братьев, догадаться, что за этим скрывается, не представляет совершенно никаких трудностей). Караван состоял из торговой караки и кораблей сопровождения - по его словам, целых трех джонок. Ничего не предвещало катастрофы - он никогда не ссорился ни с одним местным капитаном, ходящим под английским флагом. С Англией в это время у Голландии не происходит никаких военных конфликтов(во всяком случае, здесь об этом ничего не известно. Понятно, что новости о политическом состоянии в Старом свете приходят к нам весьма несвежими. Но что поделаешь? Губернаторы колоний вынуждены действовать, исходя из того, чем располагают). Одним словом, не предвиделось никаких трудностей с успешным выполнением тем караваном рейса в Старый свет. И тут такое... Буквально на следующий день в их порт зашел линкор II ранга, шедший под английским флагом. И доставил им как раз ту самую караку. Которую губернатор снарядил(на свои личные средства, по его словам). Как потом оказалось, это было всё, что осталось от каравана. Все три джонки, вместе с их экипажами, с нанятыми капитанами, были потоплены. Официальная версия капитана линкора, понятное дело, выглядела совершенно законно. Якобы, он наткнулся на эту караку в море, нашел её в совершенно плачевном, беспомощном состоянии. Со сбитыми парусами, поврежденными бортами, словно после налёта пиратов. Ни о каких джонках, он, разумеется, и слыхом не слыхивал. Что произошло на самом деле, губернатор, само собой, узнал достаточно быстро. Тот капитан задержался в их городе, для ремонта своего корабля. Надо сказать, его корабль выглядел так, словно перед этим побывал в достаточно серьёзном морском бою. И только его огневая мощь(чрезмерная в сравнении с обычными нашими(местных корсаров), кораблями. Помогла ему добраться до порта живым. Именно это в первую очередь(по словам самого губернатора), породило сомнения в правдивости официальной версии, изложенной тем капитаном. План, как узнать правду, вырисовался сам собой. Понятное дело, когда корабль находится на ремонте, команда большей частью занята целыми днями напролёт. И само собой, любой капитан будет подгонять команду, чтобы как можно быстрее закончить ремонт, и вернуться в море, к добыванию "средств к существованию". Но ведь остаются ещё и вечера. Ремонтные работы заканчиваются засветло. Ну а какой-же настоящий моряк предпочтет лечь спать. Вместо того, чтобы весело и приятно провести время в портовой таверне. "Где всё повенчано С вином и жен... ой, пардон, не совсем те слова: "Где пиво пенится, Где пить не ленятся. Где юбки узкие Трещат по швам"... Не исключение даже офицеры, если не сам капитан. И какие-бы строгие порядки не поддерживал тот или иной капитан. Но не позволять своим морякам после тяжкого трудового дня, нагрузиться ромом(в меру, или сверх меры - вопрос другой). Это как минимум, чревато большим бунтом(а то и смещением капитана). Тем более на таком большом корабле, с такой большой командой(там около 300 человек). Словом, всё оказалось достаточно просто. Найти кого-нибудь из команды корабля, подпоить его до состояния отключки самоконтроля. Когда язык развязывается. И вызнать правду - обычная практика здесь, в Новом свете. Это даже не считается чем-то предосудительным. Ибо опытные капитаны, прекрасно зная о подобных "опасностях". Отпускают моряков на сушу небольшими группами. И обязательно, в сопровождении каждой группы несколькими офицерами. Причем офицеры обязаны не употреблять во всё время, ни грамма спиртного. И строго предписывается никому из моряков(и младших офицеров) не отрываться никуда от группы. Здесь был совершенно иной случай. Уже даже то, что этот капитан использовал такой корабль(линкор II ранга) там, где большинство из местных капитанов(как легальных, так и пиратов) обходятся бригантинами, шебеками, в самом большем случае, корветами, либо галеонами. Уже даже это наблюдательному и прозорливому человеку многое скажет о внутренней сущности самого капитана. О его непомерно раздутом эго(или ЧСВ/гордыне). Вот оно, как раз и проявилось(и в некоторой степени, подвело его). Кроме того, была еще хоть и небольшая, часть команды караки. Разумеется, капитан поначалу не стал признаваться о своих пленниках. У него было достаточно своих людей, чтобы доставить караку. Но редко подобное "тайное" не выплывает наружу. Вскоре по городу поползли слухи о том, что в трюме его корабля содержатся пленные моряки как раз из этого города. Линкор, конечно, большой и мощный корабль. И экипаж там достаточно внушительный. Но будучи на не совсем, скажем так, дружественной территории.Да ещё, под подозрением совершения недружественного акта против каравана страны, в чей порт он зашел. Словом военного коменданта города не пришлось уговаривать стать на сторону губернатора. И дело уже весьма сильно попахивало арестом капитана, и изъятием его корабля("в качестве компенсации за нанесенный урон"). Но тут выяснилось, что груз, который каракка должна была доставить в Европу, цел и невредим. И капитан отдал его без даже всяких требований компенсации. Скорее всего, именно это остановило губернатора от радикальных мер. Но меня он вызвал ещё до того, как стало известно о грузе. Но вернемся к тому, что произошло на самом деле. Со слов одного из моряков. Их караван следовал в Старый свет. С какой целью, простые моряки не знали. Плаванье проходило поначалу вполне спокойно, благодаря такому внушительному сопровождению. Но всё хорошее имеет тенденцию заканчиваться слишком быстро. Или, чуть иначе: " если дела идут отлично, значит, вы чего-то не замечаете". Откуда нарисовался тот линкор, моряк не помнит. Наблюдатель в "вороньем гнезде" увидел его издали. Но доложил гораздо позже. Ибо корабль шел под английским флагом. А никаких сведений о военных действиях между Англией и Голландией мы не имеем и до сих пор. Т.е, иными словами, ничего не могло подсказать, что этот капитан окажется пиратом. Обычно пираты используют меньшие по размеру, но более маневренные и быстрые корабли(бригантины, бриги, даже шебеки, в лучшем случае, корветы либо галеоны). А вот такие корабли - они крайне дороги в модернизации, ремонте. Для плавания на них требуется достаточно большая команда, даже минимальная. А это зарплата, которую надо платить морякам. Либо доли в добыче, если речь идет о пиратах. Но это всё логика. Реальность порой подкидывает совершенно алогичные вещи. Даже при том, что встречный корабль не является откровенно враждебным. Всё равно, караванам, доставляющим ценные грузы. Рекомендуется избегать любых встреч с любыми кораблями (кроме, разве что кораблей под флагом своей-же страны. Впрочем, в "золотой век" карибского пиратства, да и некоторое время после него. Наличие на мачте флага той или иной страны вовсе не является гарантией. Что встречный корабль не окажется пиратом. Словом лучше избегать. Но в нашем случае этого сделано не было. Эх молодость-молодость. Капитаны джонок, все как на подбор, были молоды, безмерно честолюбивы. Они только-только появились в Новом свете. И просто что называется, горели желанием прославиться, стать известными. Только даже не задумывались о том. Что любая известность, эта самая слава. А с ней и надлежащее положение в обществе. Приходят далеко не сразу и не просто так, "за здорово живешь". Впрочем, вернемся к рассказу очевидца событий. Видимо, молодость, недостаток опыта, незнание особенностей местной ситуации. Как раз и не позволили капитану джонки, возглавляющей караван, просто увеличить дистанцию, вовремя сменив направление. При значительной разнице между линкором, и каракой (самым медленным кораблём каравана). Они спокойно могли оторваться и уйти от надвигающихся неприятностей. Ещё до того, как линкор подошел к ним на дистанцию прицельного огня. Но кто-ж знал. Вот этим "кто-ж знал" как раз и воспользовался "англичанин" (а как после оказалось, даже не капёр, а пират. Ибо, раз нет достоверных сведений о состоянии войны между Голландией и Англией. То ни английские каперские патенты против голландских кораблей. Ни наоборот - не являются действительными. И не принимаются судами в качестве оправдательных документов. Если дело вообще доходит до суда(что здесь, в Новом свете, бывает крайне редко). Словом, встреченный корабль на самом деле оказался пиратом. И это выяснилось практически сразу, стоило ему подойти на близкую дистанцию, достаточную для ведения прицельного огня. Ни предупредительного выстрела, ни каких-либо сигналов с требованиями не последовало. Он просто атаковал первую джонку. Но даже в этом случае, всё могло закончиться и не так печально(для экипажей всех кораблей охранения, да и многих моряков с караки). Будь капитаны джонок более опытными. Совокупной огневой мощи трёх джонок вполне достаточно, чтобы, как минимум, обездвижить эту жирную, "толстокожую", но крайне неповоротливую калошу. Каковой является линкор II ранга. Достаточно лишь сбить ей большинство парусов. Действуя максимально слаженно, по возможности. И стараясь не подставиться под полный бортовой залп линкора. Ещё более правильно, даже логично, было поступить вообще иначе. Один, максимум два корабля охранения могли-бы остаться сбивать паруса линкору. Чтобы задержать его. И дать тем самым возможность караке и ещё одному кораблю оторваться, уйти, и постараться выполнить поставленную задачу. Так поступили-бы умудренные опытом, просолённые насквозь, старые "морские волки". Но молодость горяча и импульсивна. Капитан первой джонки, сделал самый неподходящий ход из всего, что мог сделать. Вместо того, чтобы издали сбивать линкору паруса, подходя только на предел не то, что прицельного огня, а на предел дистанции огня вообще. Вместо этого он бросился в отчаянную, но бесполезную атаку... "Безумству храбрых Поём мы песни..." Не мне осуждать тех моряков. Они сделали то, что считали правильным. Результатом атаки было небольшое снижение скорости хода линкора. Ибо атака была произведена с носовой части корабля. К сожалению, канониры той, первой, джонки, были, похоже, не более опытны, чем их капитан. Ибо даже подойдя на достаточно близкое расстояние. Пара залпов с джонки не очень сильно попортила паруса линкору. Впрочем, их слишком много. И чтобы их вывести из строя до такой степени. Что линкор значительно потеряет скорость хода. Требуются, как уже говорил, совместные действия трех не таких больших кораблей. Либо значительно большая сноровка, а это больший опыт... Капитан караки поступил чуть лучше, хотя также мог сделать большее. Он просто постарался отойти в сторону, освободив место для манёвров и "драки". Но вместо того, чтобы распустив все паруса. И поймав ветер, просто удрать. Он всего лишь отошел на некоторое расстояние, но на дистанции видимости подзорной трубы. Остановился, и стал ждать. Чего - совершенно непонятно. Возможно, он был настолько уверен в своём сопровождении. Даже не сомневался, что они расправятся с разбойником, притом достаточно быстро. Возможно. Но более вероятно, что капитан караки был не очень уверен в своих силах. В плане самостоятельного плавания... Через какое-то время, увидев, что так просто с линкором не справиться. Капитаны джонок всё-таки поняли, что их шанс - только в скоординированных действиях. И даже попытались предпринять совместную атаку. Но теперь удача отвернулась от них. Да и надо отдать должное, пират был как раз далеко не новичок. Он активно маневрируя, поливал джонки ядрами, нисколько не экономя боеприпасы. Ещё одна ошибка капитанов охранения - никто из них не догадался(как вариант, не смог, именно из-за умелых действий капитана линкора) зайти к нему с кормы. При очередном маневре, пытаясь уклониться от бортового залпа линкора. Одна из джонок налетела на подводный риф. Корабль получил сильнейшие повреждения в подводной части. Добить его уже не составляло труда. Что пират и проделал. Увидев, что джонка, возглавлявшее охранение, затонула. У капитанов оставшихся кораблей охранения, заметно поубавилось энтузиазма. Один из них даже попытался отойти к караке. Возможно именно для того, чтобы всё-таки оторваться и уйти, затем продолжить выполнение задачи. Но и пиратский капитан был начеку. Он очень быстро раскусил задуманный манёвр. И отрезал той джонке прямой и ближайший путь к караке. Надо всё-таки отдать должное мужеству тех капитанов двух оставшихся джонок. Даже увидев, что выполнение возложенной на них задачи. Практически невозможно. Они не воспользовались шансом. Не попытались скрыться, просто разойдясь в разные стороны, и увеличив дистанцию с пиратом. Выйдя из-под огня. Нет, они продолжили атаки. К сожалению, фортуна не всегда сопутствует отважным. В описываемый день она, похоже, окончательно забыла о них. Ибо пират расправился с обеими джонками достаточно быстро. И затем занялся каракой. "Пощекотав" ее несколькими бортовыми залпами. Пират просто сблизился с ней, закинув абордажные крючья. И "взял" ее на абордаж. На борту караки не могло быть команды, достаточной для сопротивления пиратам. Но что заставило её капитана стоять и ждать окончания боя. Вместо того, чтобы опять-же, оторваться и уйти, попытаться добраться самостоятельно до порта назначения? Вряд-ли мы когда-нибудь узнаем достоверный ответ на этот вопрос. Ибо, по словам пиратов, они нашли капитана караки в его каюте. Сидящим за столом. С дыркой от пули в голове. И валявшимся рядом пистолетом. Выпавшим из его руки. Вот это то, что удалось узнать губернатору описанным выше, нехитрым способом. К моменту, когда я прибыл в тот город, пиратский корабль всё ещё находился в доке, видимо продолжая ремонтные работы. Что заставило губернатора отказаться от идеи привлечь коменданта бастиона и гарнизонных солдат. И попытаться арестовать капитана да и всю команду, а на корабль наложить арест. Мне неизвестно. Скорее всего, опасения, что в результате подобной попытки город может получить значительные повреждения. Всё-таки, и сам пиратский капитан, и достаточно большая часть команды постоянно находились на корабле, в любое время. Как бы там ни было, губернатор отказался от такого плана. Но и молча проглотить обиду он тоже не мог. Как говорится, "долг платежом красен". Вот он и обратился ко мне за советом и помощью. Как и вернуть долг, и остаться в стороне. Обычная практика высшей колониальной администрации Нового света - обделывать не очень чистоплотные делишки чужими руками. Самим при этом, пытаясь казаться лучше, чем они есть на самом деле. Но и я чувствовал некий моральный "долг" перед тем губернатором. По причинам, которые ранее описывал. Да и дружеское расположение губернатора среднего карибского города, дорогого стоит, при том роде деятельности, которой я занимаюсь. Выслушав всё, изложенное выше. А также просьбу о совете. За которой просматривалась просьба о помощи. Я попросил некоторое время на обдумывание ситуации, а по возможности, и разработку плана, хотя-бы в общих чертах, но лучше детального. Получив согласие, вернулся на корабль, чтобы посовещаться со своими офицерами. Впрочем, основные черты некоего плана у меня начали вырисовываться практически сразу. Когда я вник в суть просьбы, и понял, чего именно на самом деле хочет губернатор. А он вовсе не хотел, чтобы мы просто потопили этого пирата. Да для такого у меня, пожалуй, не хватило-бы возможностей. Хотя я и прибыл в тот город на 24х пушечной шебеке. Но для полного разгрома и потопления линкора II класса, нужны корабли помощнее, и пожалуй, не один, а 2, лучше 3. Все детали плана мы досконально уточнили с моими офицерами. Но посвящать в него губернатора полностью, я также не стал. Лишь убедил, что выполню именно то, чего он желает. Но для выполнения этого плана мне понадобилось утроить количество книппелей в боезапасе моего корабля. Что было мне любезно предоставлено губернатором, причем на безвозмездной основе. Пират покинул порт того голландского города на рассвете следующего дня. Это было мной ожидаемо. Потому, накануне мы полностью подготовились к реализации придуманного плана. И ожидали лишь подходящего момента. Вот он и представился. Мы повременили с выходом, дав пирату отойти на максимальное расстояние, но так, чтобы видеть его в подзорную трубу. И двинулись следом, стараясь, чтобы он нас не заметил. Впрочем, наши опасения были, скорее всего, напрасными. Раздутое самомнение капитана пиратского корабля было лучшей нашей "защитой"(что такое какая-то шебека против такого корабля, как его линкор?) Ну-ну. Того, что мы ему приготовили, он вряд-ли мог ожидать или предвидеть. Мы позволили ему отойти на достаточно большое расстояние от города. И только тогда реализовали наш план. А он заключался в следующем. Мы атаковали его корабль на пределе возможной дистанции ведения огня. Причем, атаковали только книппелями. Которые медленно,но верно сбивали ему паруса. Шебека один из самых маневренных кораблей. Благодаря косым(латинским) парусам. За что и является моим самым любимым типом парусных кораблей. Используя преимущества в маневренности да и в скорости, мы просто кружили вокруг линкора. Достаточно легко уклоняясь от его бортовых залпов. И методично сбивая ему паруса. На полное их уничтожение потребовалось больше часа. При этом, мой корабль получил, само собой, также значительные повреждения. Но не потерял ни плавучесть, ни маневренность. Да и паруса наши остались почти целыми. В итоге нашей "игры" мы практически полностью обездвижили пиратский корабль. Но для абордажа и захвата у меня не хватило-бы людей(70 человек всего, в команде шебеки. Против 300+- на пиратском корабле). Впрочем, это и не входило в мои планы. После уничтожения парусов, обездвиживания пирата, я просто развернулся и был таков. Не отказав себе в маленькой шалости. Во время боя у меня не было на мачте никакого ни флага, ни вымпела. А перед уходом мы подняли флаг страны, каперским свидетельством которой я "прикрываюсь" в данный момент. Французский триколор. И отсалютовали неподвижному пирату полным бортовым залпом. Впрочем, сам залп вряд-ли нанес его кораблю хоть какие-то значительные повреждения. Тогда как именно этот флаг на мачте.... Я впрочем, не уверен, что, собственно, сам пиратский капитан - англичанин. Скорее всего, также как и я, всего лишь "прикрывается" каперским свидетельством. Только английским. Но по моим данным, его команда практически почти полностью набрана из представителей именно этой нации. Вот им точно, вряд-ли доставило радость, что их так "нагнули "французы"(давние "заклятые друзья" англичан). Уйдя от пирата, я не отправился по своим делам. Это ведь была только половина плана. А вернулся в порт голландского города. Не забыв предварительно снять и зафиксировать местоположение, где оставил пиратский корабль, максимально точно(всеми известными способами). Эту-то информацию я и передал губернатору. После чего увёл свою шебеку из порта - зачем явно палиться. Точнее, корабль вели мои первый помощник, и штурман. Я-же предпочёл задержаться в городе, чтобы увидеть реализацию финальной части моего плана. Что не замедлило произойти. Буквально через час после того, как я доставил губернатору данные о местоположении, где оставил пирата. Из порта вышла достаточно внушительная эскадра (в составе 4х фрегатов). Вернулись они примерно через два часа. И вместе с ними в порт притащился пиратский корабль. Судя по тому, что ни фрегаты, ни сам корабль, не выглядели сильно потрепанными. Боя не было. Скорее всего, они просто окружили его. И предложили сдаться. Возможно гарантировав не конфисковывать корабль, и не арестовывать команду. Но самый смак мести губернатора я понял только позже. Когда получил более подробные сведения о том, что было дальше. А голландская администрация, как и обещала, не стала ни конфисковывать корабль. Ни арестовывать самого капитана, ни его команду. Губернатор просто выставил ему в судебном порядке, иск на сумму толи 40 толи 50000. В качестве компенсации за понесенные материальные убытки от потери трех джонок. Мало того, пирату пришлось закупать новые паруса в том-же городе. И (наверняка, по настоятельной рекомендации того-же губернатора торговцам) ему(пирату) пришлось заплатить тройную цену за паруса . Словом, ушел пират из того голландского городка, ободранным не хуже петуха, которого собираются зажарить.