Тимофеев Шурик : другие произведения.

В рабочий полдень

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сценарий

  В рабочий полдень
  
  Короткометражка или мультфильм
  
  По мотивам повести "Витя Малеев"
  
  Время по фильму - 1 час (радиопередача в рабочий полдень)
  Реальное время - 15-20 минут
  
  1969 год. Октябрь. Солнечный день
  
  На титрах:
  Витя уныло стоит перед учительницей
  
  - Я перевела тебя в четвертый класс условно - с двойкой по арифметике. Но ты за лето забыл даже то, что знал раньше. Если не исправишься - останешься на второй год!
  С портретов с упреком смотрят Ломоносов, Лобачевский и Ковалевская.
  
  Я пришел со школы как раз к началу концерта.
  Радио: Начинаем передачу "В рабочий полдень". Для пенсионера Игоря Владимировича Матвеева из Вятских Полян, учительницы Савченко из Запорожья звучит ария Надира.
  
  - Как этот голос мне...
  
  Хорошо, что завтра арифметики нет. Хоть денек отдохну.
  Но тут подходит младшая сестра Лика
  - Витя, нам тут задачу задали, я никак не могу решить. Помоги мне.
  Вот будет история, если я не смогу решить! Сразу весь авторитет пропадёт.
  - Мне сейчас очень некогда. У меня тут своих уроков полно. Ты поди погуляй... часик... другой! А придёшь - я помогу тебе.
  Пока она будет гулять, я тут над задачей подумаю, а потом объясню ей
  - Ну, я пойду к подруге
  - Иди, иди - только... не приходи слишком скоро. Часа два можешь гулять... или три. В общем, гуляй сколько хочешь.
  - Слышал я ее голос - Пенье ангелов Ра-а-а-я...
  Она ушла, а я взял задачник:
  
  "Мальчик и девочка сорвали 120 орехов. Девочка сорвала в два раза меньше мальчика. Сколько орехов было у мальчика и девочки?"
  
  Меня даже смех разобрал. Чего тут не понимать? Ясно!
  120 надо поделить на 2, получится 60. Значит, девочка сорвала 60 орехов. Теперь нужно узнать, сколько мальчик: 120 отнять 60 будет... тоже 60! Только как же это так? Получается, что они сорвали поровну, а в задаче сказано, что девочка сорвала в два раза меньше орехов. Ага! - думаю. - Значит, 60 надо поделить на 2, получится 30. Значит, мальчик сорвал 60, а девочка 30 орехов.
  Посмотрел в ответ, а там: мальчик 80, а девочка 40.
  
  - Навек прощай мечта...
  
  - Позвольте! Как же это? У меня получается 30 и 60, а тут 40 и 80.
  
  ...еще одна ария Бизе - Серенада Смита.
  
  - Как красив свод неба атласный...
  
  Стал проверять - всего сорвали 120 орехов. Если мальчик сорвал 60, а девочка 30, то всего получается 90. Значит, неправильно! Снова стал делать задачу. Опять у меня получается 30 и 60! Откуда же в ответе берутся 40 и 80? Прямо заколдованный круг получается!
  
  - Звезд огни дрожат и мерцают...
  
  Вот тут-то я и задумался. Читал задачу раз десять подряд и никак не мог найти, в чём здесь загвоздка.
  
  - Гей, долиною гей - широкою...
  
  - Ну - это третьеклассникам задают такие задачи, что и четвероклассник не может решить! Как же они учатся, бедные?
  Стал я думать над этой задачей. Стыдно мне было не решить её. Вот, скажет Лика, в четвёртом классе, а для третьего класса задачу не смог решить!
  Стал я думать ещё усиленнее. Ничего не выходит. Прямо затмение на меня нашло! Сижу и не знаю, что делать.
  
  - Щелкунчик
  
  В задаче говорится, что всего орехов было 120, и вот надо разделить их так, чтоб у одного было в два раза больше, чем у другого. Если б тут были какие-нибудь другие цифры, то ещё можно было бы что-нибудь придумать, а тут сколько ни дели 120 на 2, сколько ни отнимай 2 от 120, сколько ни умножай 120 на 2, все равно 40 и 80 не получится.
  
   - От страсти замираю...
  
  40 получится если разделить 120 на три. Но где это - три? В задаче нигде нет числа три! Откуда оно берется?!
  
  С отчаяния я нарисовал в тетрадке ореховое дерево, а под деревом мальчика и девочку, а на дереве 120 орехов.
  - Один, два, три, четыре...
  - 64, 65...
  -120!
  И вот я рисовал эти орехи, рисовал, а сам все думал и думал. Только мысли мои куда-то не туда шли, куда надо. Сначала я думал, почему мальчик нарвал вдвое больше, а потом догадался, что мальчик, наверно, на дерево влез, а девочка снизу рвала, вот у неё и получилось меньше.
  
  - С па-а-дружками по ягоды ходить...
  
   Потом я стал рвать орехи, то есть просто стирал их резинкой с дерева и отдавал мальчику и девочке, то есть пририсовывал орехи у них над головой.
  - Один девочке... Два мальчику
  Ведь мальчик рвет орехи в два раза быстрее
  - Один девочке... Два мальчику
  - Один девочке... Два мальчику
  - Один... Один-два...
  - Один... Один-два...
  - Один... Один-два...
  - Один... Два-три...
  - Один... Два-три...
  - Один... Два-три...
  
  И вдруг я услышал - число три... Три! Но откуда же оно вдруг взялось?!
  
  Откуда?!!!
  
  - 24-й Каприс
  
  И я поймал себя на том, что каждый раз, когда я рисую один орех девочке, а два мальчику - я стираю с дерева три ореха. Три!!! Три!!! На каждом шагу - ТРИ!!!
   В голове словно молния блеснула - ТРИ!!!
  Меня всего трясло - я не мог сосредоточиться и понять - что это значит. Но чувствовал - задача решена. РЕШЕНА!!!
  Я выскочил на улицу без пальто и кепки. И побежал! Меня словно на крыльях несло.
  
  Он бежит по лужам. Его встречают - как сошедшие со школьных портретов - Ломоносов, Лобачевский и Софья. Обнимают, поздравляют! Подходит Аль-Хорезми - в халате и тюрбане. Уводит в даль и что-то объясняет на пальцах.
  
  Вернулся к дому.
  Лика во дворе играет с подружками. Витя зовет ее домой.
  - Смотри!
  -Мальчик рвет орехи в 2 раза быстрее. То есть, если девочка срывает один орех, мальчик за то же самое время срывает два. А всего они за это время срывают три ореха. Получается как бы программа действия...
  - Программа? Как по радио?
  - Ну - вроде того. И на каждом шагу этой программы они вместе срывают три ореха. То есть всего - 120 разделить на 3 - получается 40 таких шагов. На каждом шагу - девочке один орех, мальчику - два. В итоге за 40 шагов получается девочке - 40 орехов. Мальчику - 80. Такая программа называется - АЛГОРИТМ.
  - Какое странное слово! Что же оно означает?
  
  Вот вопрос! А я и сам не знаю... Ладно - потом посмотрю. А пока - как только что учил меня этот седой мудрец:
  - Это основа всей математики! А так как математика - основа Мироздания, значит АЛГОРИТМ - основа Вселенной!
  - Как хорошо ты объясняешь!
  - Ну, это пустяковая задача. Когда надо, ты мне говори, я тебе все объясню в два счета.
  
  И завершает наш концерт песня из кинофильма Светлый Путь...
  
  - Здравствуй, страна Героев...
  
  Лика записывает решение в тетрадь, а я открываю Детскую Энциклопедию. Второй том. Математика. Кто же такой этот... как его... Аль-Хорезми! Кстати - он сказал, что теперь Хорезм входит в состав СССР. Наш человек!!!
  
  На развороте - девиз Советской цивилизации
  
  ...Обогатить свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество!
  
  - Нам нет преград!!!
  
  Конец
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"