А. Forest
ШАЛОВЛИВЫЙ ПИСАТЕЛЬ
(предисловие к повести Н Сладкого
"Все тайны сразу")
Выдающийся художник XX века Наум Сладкий родился в
1960 г. в городе Бобруйске. Город этот известен по литературе:
среди сыновей лейтенанта Шмидта он считался прекрасным,
высококультурным местом. Читатель не должен обижаться, что не
знает ни Бобруйска, ни Н.Сладкого. Познать Воркуту хуже, чем
познать Бобруйск, и познать Горького хуже, чем Сладкого. Но
шутки в сторону - Н.Сладкий больше известен как художник
красками, да и то в основном за границей. Творчество его
делится на два периода: ранний и поздний. Ранний период
соответствует пребыванию Н.Сладкого в стенах Московского
Университета. Там Сладкий познал обнаженную натуру; и там он
оттачивал грани инструментов своего мастерства. Тогда же
начались его первые шалости как художника. Он написал одну из
самых необычных картин нашего времени, применив в качестве
основы ленты для оклейки окон. Некоторое время Н.Сладкого можно
было видеть в коридорах высотного здания Университета с
отверткой и плоскогубцами в руках, с железной баночкой на поясе.
Он отковыривал дубовые панели и ловил тараканов. Каждый таракан
в дальнейшем старательно изображался на отведенном ему участке
ленты для оклейки окон. Потом Н.Сладкий выпускал тараканов
обратно. За это Н.Сладкого исключили со второго курса
механико-математического факультета: оказывается, тараканов
следовало возвращать на те самые места, где они были взяты.
Дело в том, что научная традиция предписывала нумеровать при
изьятии как тараканов, так и места их извлечения. Н.Сладкий,
конечно, заметил бы номера и догадался, в чем дело, но номера
стерлись, так как последнюю инвентаризацию тараканов производил
еще Пафнутий Чебышев. Трудности усугублялись тем, что
пафнутиевская ревизия тараканов производилась еще в старом здании
Университета, и при перевозке тараканов на новом месте не были
должным образом воспроизведены номера, имевшиеся ранее на старых
местах. Уф! Надеюсь, что вы все поняли. Короче говоря,
Н.Сладкого сделали крайним, и выгнали его из Университета.
Художник был вынужден распродавать свою картину ничего не
смыслящим в искусстве дилетантам, тупой, бессмыссленной толпе в
вестибюлях метро, по частям, отрезая изображения тараканов
ножницами. Доверчивые иностранцы покупали тараканов пачками,
думая, что это билеты для посадки в поезд. Проходило не менее
получаса, прежде чем снизу появлялась процессия, состоящая
обычно из взволнованных иностранцев, уборщиц со швабрами,
милиционеров и каких-то молодых людей в светлых пиджаках. К
этому времени Н.Сладкий уже исчезал - с долларами в кармане. В
кругу знатоков искусства особенно ценятся отрезки, содержащие
пять и более тараканов. Одна из таких картин находилась в
Париже, в Метрополитен-опера, где Н.Сладкий выступал в позднем
периоде своей творческой биографии. В Метрополитен-опера
Н.Сладкий исполнял обычно кантаты Свиридова. Специально
сформированный отряд на вертолете доставил Н.Сладкого обратно в
Москву (кстати, этот эпизод описан в настоящей повести), прямо в
кабинет Свиридова. Полгода Н.Сладкий был вынужден обучать
канареек Свиридова, которые затем были отправлены в
Метрополитен-опера на место покинувшего театр великого артиста.
Но в основном Н.Сладкий прославился как художник красками. О
его картинах можно рассказывать бесконечно. Так, в качестве
эскиза нового герба им была предложена картина "Буревестник".
Присутствовавший на презентации директор гастронома
"Центральный" умер от инфаркта. Следствие показало отсутствие
состава преступления: буревестник был слишком похож на тех кур,
что продавались в гастрономе, но был красным. Слишком
интенсивный цвет и в дальнейшем неизменно приводил в
замешательство работников торговли, и герб пришлось заменить на
старый. Но что-то я заболтался. Лучше один раз понюхать, чем
сто раз потрогать (то есть, тьфу, я хотел сказать: почитать
книжку перед сном). В общем, честь имею представить вам первый
литературный опыт Н.Сладкого - известного певца нашего времени.