Тягунов Феликс Федорович : другие произведения.

О принципах распределения фонда личного потребления при социализме

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


О принципах распределения фонда личного потребления при социализме

В редакцию "Экономической и философской газеты"

   От предшествующего капиталистического строя социализму достаётся целый букет разнообразных форм (исключая, естественно, криминальные) получения личного дохода разными общественными классами, группами и отдельными членами общества. Для капиталистов - это так называемый "предпринимательский доход", образуемый за счёт эксплуатация наёмного труда (в общем случае: прибыль), банковский процент, рента (процент) от собственности. Для акционеров - дивиденды на акции. Для менеджеров высшего звена - разного рода бонусы. Для наёмных работников - зарплата, определяемая стоимостью их рабочей силы на рынке труда. Для безработных - пособие по безработице. Для нищих - людское подаяние. Очевидное неравенство доходов приводит к неравенству потребления материальных и духовных общественных благ, к неравенству развития способностей, к неравному статусному положению людей, принадлежащих к разным общественным классам. Поэтому первоочередной задачей социалистического общества является выработка стратегии перехода от капиталистических форм распределения "потребительской" доли национального дохода к справедливым формам, обеспечивающим всеобщее и всестороннее равенство возможностей в развитии и социальном положении всех членов общества. Как показал опыт СССР, разработка такой стратегии, её совершенствование и реализация по мере развития социалистического общества встречает немало трудностей. Так, начиная с конца 1950-х - начала 1960 годов в сфере распределения доходов были допущены грубые ошибки, связанные с присвоением партийно-государственным руководством некоторых материальных привилегий, а также с внедрением рыночных элементов в процессы управления экономикой, открывшими возможности накопления и превращения нетрудовых доходов в теневой капитал. Вызванные этими ошибками отклонения подготовили вызревание к концу 1980-х годов отечественной буржуазии, которая в начале 1990-х годов осуществила контрреволюционный переворот, негативные последствия которого наши соотечественники пожинают до сих пор. Повторения подобных ошибок в будущем социалистическом обществе естественно допустить нельзя.
   Имея в виду предотвращение в будущем рецидивов подобных отклонений и обращения избранного прогрессивного движения вспять, авторы данной статьи предлагают к обсуждению следующие принципы выстраивания производственных отношений и вытекающих из них форм распределения между трудящимися фонда личного потребления в социалистическом обществе.
   1. Средства производства находятся в общенародной собственности.
   В соответствии с этим принципом после прихода к власти социалистического правительства подлежат национализации без всякого выкупа природные ресурсы, земля, банковская и финансовая системы, крупная промышленность, естественные монополии, включая транспорт, связь, систему информации и сопутствующие промышленные объекты. Мелкие и средние частные, т.е. использующие наёмный труд, и кооперативные предприятия в промышленности, сфере услуг и сельском хозяйстве постепенно самоликвидируются, уступая в конкурентной борьбе место крупным многопрофильным предприятиям общенародной собственности.
   Допускается нахождение в личной собственности граждан средств производства, приобретённых на трудовые доходы, но не допускается использование наёмного труда.
   Подлежит отмене налогообложение предприятий общенародной собственности и их работников, т.к. необходимый и прибавочный продукты, производимые на этих предприятиях, и без того находятся в ведении социалистического государства. При централизованном (в соответствии с утверждёнными планами) распределении национального дохода по отраслям экономики, предприятиям, районам страны, а также - через фонды социального обеспечения - по социальным группам и отдельным гражданам - дополнительная перераспределительная процедура в форме налогообложения через тот же центр выглядит как избыточная.
   2. Любая общественно полезная деятельность осуществляется по воле и под контролем трудоспособного населения общества, которое через систему сначала Советской власти, а затем прямого Народовластия утверждает её правила, выделяет под неё необходимые ресурсы, пользуется её результатами и контролирует её.
   Этот принцип вытекает из понятия общественно полезной деятельности. Если она осуществляется в интересах общества и за счет общества, то общество вправе её координировать в рамках соответствующей системы управления, охватывающей все субъекты деятельности (в том числе отдельных граждан) и подотчетной народу.
   Применительно к политическому устройству (надстройке) общества этот принцип предполагает наличие Советской власти, постепенно трансформируемой в прямое Народовластие. Современные средства связи и информации позволяют агрегировать информацию о воле политически активных граждан и таким образом формировать общественное целеполагание путём утверждения основополагающих и рамочных законопроектов и контроля за деятельностью органов исполнительной власти по их исполнению
   Применительно к собственно производственным отношениям этот принцип предполагает:
   а) утверждение всенародным референдумом основных направлений развития народного хозяйства и регионов на долгосрочный период (15 лет) и на ближайшую пятилетку;
   б) выпуск освоенных производством предметов потребления по заказам потребителей, определяющих количество, ассортимент и цену;
   в) выпуск средств производства на основе научно обоснованных прогнозов социально- экономического развития общества на долгосрочную перспективу.
   3. Управление общенародной собственностью и народным хозяйством при социализме осуществляют исполнительные органы социалистического государства, создаваемые, постоянно контролируемые и ликвидируемые системой Народовластия.
   Любые акты, касающиеся владения и распоряжения общенародной собственностью, включая её приобретение извне или её отчуждение, подлежат принятию и утверждению исключительно высшим действующим в данный период времени органом (инстанцией) прямого Народовластия.
   Высший действующий орган Народовластия страны поручает управление общенародной собственностью высшему же органу исполнительной власти, например Совету Министров. Высший орган исполнительной власти делегирует управление общенародной собственностью руководителям предприятий и организаций государственного значения, а также региональным и местным органам Народовластия для дальнейшего делегирования полномочий управления общенародной собственностью руководителям предприятий и организаций местного значения.
   Руководители предприятий и организаций, которым делегировано право управления общенародной собственностью, распоряжаются ею для выполнения утвержденных программ, планов и целевых проектов. Они несут в соответствии с законодательством и со своими полномочиями персональную ответственность за сохранение, использование, технологическое преобразование и запланированный рост объемов общенародной собственности.
   Назначение руководителей всех уровней проводится на конкурсной основе и с согласия трудовых коллективов.
   Руководители подразделений систематически отчитываются перед собраниями трудовых коллективов о проделанной работе в части выполнения производственного плана, плана социального развития предприятия и морально-психологического климата в коллективе. В случае отзыва трудовым коллективом своего согласия о назначении руководителя, вышестоящая организация обязана в установленные законодательством сроки или повторно согласовать с коллективом назначение этого руководителя, или предложить альтернативную кандидатуру для утверждения, обеспечив при этом выполнение утвержденных планов и преемственность управления.
   4. Народное хозяйство страны развивается и функционирует как плановая система.
   Работа народного хозяйства ведется по централизованным планам. При этом в масштабах страны разрабатываются и реализуются долгосрочные стратегические планы, среднесрочные пятилетние планы и текущие годовые планы. Разрабатываются эти планы Центральным планирующим органом социалистического правительства. Основные направления стратегических планов и первых пятилеток в них, как и целеполагание, утверждаются системой Народовластия с помощью всенародных референдумов. Проекты пятилетних и годовых планов рассматриваются Верховным Советом страны и после утверждения становятся законом для всех субъектов и объектов управления.
   Задания утвержденных Верховным Советом пятилетних и годовых государственных планов доводятся до отраслевых министерств и регионов, а через них - до подведомственных им предприятий.
   При плановом ведении народного хозяйства серийное производство предметов потребления организуется по заказам конечных потребителей. Это:
   а) устраняет "товарность" из понятия товарно-денежных отношений. Функции денег должны быть сведены лишь к учёту труда и контролю материальных отношений между производителями и потребителями продукции и услуг;
   б) устраняет потребность в рынке как регуляторе спроса и предложения на предметы потребления;
   в) служит альтернативным способом формирования (или уточнения) бюджетов отраслей, ответственных за производство предметов потребления;
   г) повышает степень соответствия продукции требованиям конкретного потребителя, что особенно важно для производства сложных и дорогих предметов длительного пользования, в то время как планирование производства предметов краткосрочного спроса вполне может осуществляться исходя из его возможных колебаний на основе статистического анализа прошлого спроса;
   д) требует при разработке и внедрении в производство новых видов продукции учета предпочтений потребителей на основе демонстрации им опытных образцов, что снижает риск расходования общественных ресурсов на массовое производство продукции, которая может оказаться впоследствии невостребованной.
   Ведение хозяйства страны по единому централизованному плану позволит избавиться от экономических кризисов и рационально использовать природные, материальные, трудовые и финансовые ресурсы, обеспечит поступательное движение общества к коммунизму.
   Распространение электронных кредитных карточек создаст предпосылки для перехода к именным электронным деньгам ("рабочим квитанциям"), что вместе с производством предметов потребления по заказам потребителей будет решительным шагом к полному исключению товарно-денежных отношений из сферы потребления. При их розничном потреблении определенная сумма будет списываться с личного баланса розничного потребителя и записываться на баланс предприятия-изготовителя. При их производственном потреблении оборот денег не будет происходить - операции ухода с одного предприятия и прихода на другое будет отражаться на балансовых счетах этих предприятий.
   5. Обеспечивается всеобщая и полная занятость трудоспособного населения.
   Это означает, с одной стороны, исключение безработицы, а с другой - недопустимость тунеядства, что отвечает известному принципу социализма "кто не работает - тот не ест". Все граждане трудоспособного возраста, чтобы иметь номинальную зарплату и получать равные для всех продукты и услуги из общественных фондов потребления, должны в том или ином качестве быть работниками народного хозяйства. При этом государство должно создавать необходимые условия для перетока кадров в сферу производства материальных благ и услуг, имея в виду, что, в конечном счёте, все граждане трудоспособного возраста должны в том или ином качестве участвовать в процессах производства этих материальных благ и услуг.
   6. Увеличивается распределение общественного продукта через общественные фонды потребления и уменьшается сфера действия товарно-денежных отношений.
   Заработная плата должна регулярно понижаться за счет опережающего расширения сферы бесплатного (безденежного) пользования (потребления), например, путем аннулирования платы за пользование городским общественным транспортом или путем освобождения от коммунальных платежей, и систематического планового снижения цен.
   Рост распределения продуктов и услуг через общественные фонды потребления и сокращение денежных отношений, с одной стороны, будет объективно выгоден большинству граждан, а с другой - не допустит поворота этого процесса вспять, т.е. не допустит расширения товарно-денежных отношений. Движение к коммунизму станет, таким образом, самоподдерживающимся процессом, не зависящим от чьей бы то ни было воли.
   Потребление через общественные фонды не будет означать неограниченный его характер, а лишь безденежный. Ограничения могут вводиться (из-за дефицита ресурсов) на потребление продуктов и услуг, которые общество считает необходимым предоставлять своим членам в равной степени, для создания барьеров расточительству, а также при внедрении рациональных (исходя из естественных возможностей потребления) нормативов пользования теми или иными продуктами и услугами.
   7. Не допускается в какой бы то ни было форме частнособственническое присвоение прибавочного продукта.
   Прибавочный продукт, выработанный на предприятиях общенародной собственности, является общенародным достоянием и не может быть потреблён никак иначе, нежели чем путём централизованного распределения через общественные фонды накопления (для расширенного воспроизводства в будущем периоде) и потребления (в текущем периоде).
   Отдельные работники, руководители любого уровня управления, трудовые коллективы не вправе присваивать и использовать прибавочный продукт для увеличения фонда заработной платы или для стимулирования труда.
   В дополнение к запретительным и карательным мерам по борьбе со злоупотреблением служебным положением (коррупцией) должны быть приняты системные профилактические меры, обеспечивающие подконтрольность (отчётность, сменяемость) руководителей руководимому коллективу, открытость управленческой документации, разделение функций взаимодействия должностного лица с гражданами и принятия им решений.
   8. Обеспечивается равная оплата за равный труд по всей территории страны.
   Трудящиеся всех профессий и специальностей, одинаково выполняющие одинаковые обязанности при одинаковых условиях труда, должны получать одинаковую, достаточную для удовлетворения их материальных и духовных потребностей, зарплату независимо от места нахождения предприятий, в которых они работают, на территории страны. При этом не допускаются: занятие одним работником более одной должности на данном предприятии и работа по совместительству вне его.
   Качество работы предприятий и результаты деятельности трудовых коллективов должны оцениваться, как по объективными показателями, т.е. по соответствию продукции стандартам или техническим условиям, так и по отзывам потребителей.
   Социалистическим производственным отношениям должно соответствовать определение трудового вклада человека как по выполнению плановых заданий, так и по оценке добросовестности его работы соответствующим трудовым коллективом (бригадой, отделом и т.д.). Поэтому оценка трудового вклада отдельного труженика в конечный продукт, производимый коллективом, может включать в себя как производственные показатели его работы (количество и качество выполненной работы), так и показатели, характеризующие его социальные установки по мнению коллектива, в котором он работает. Такая комплексная оценка необходима для воздействия на тунеядцев и лентяев, стимулирования роста производительности труда и квалификации работника, а также для обеспечения справедливости, выраженной в социалистическом принципе "равная оплата за равный труд".
   При фиксированной номинальной зарплате для коллектива, находящегося в определённых трудовых условиях, и фиксированном фонде заработной платы для него, часть зарплаты может распределяться пропорционально трудовому вкладу с использованием коэффициента трудового участия, причём оценка вклада либо утверждается (если первоначальное предложение вносит руководитель), либо непосредственно определяется трудовым коллективом. Возможна и балльная система оплаты труда, в которой оценка коллектива используется для назначения работнику сразу всей зарплаты. Данный способ коллективного метода назначения зарплаты может найти применение, в частности, для коллективов с ненормированным рабочим днём, а также для надомников и руководителей всех уровней управления.
   Реальная практика будущих производственных отношений, возможно, даст и другие формы коллективного определения индивидуальной оплаты труда.
   В случаях нанесения материального ущерба предприятию или злостного нарушения трудовой дисциплины, трудовой коллектив или руководство могут инициировать процедуру наложения штрафа, перевода на другую работу или увольнения.
   Должна быть налажена система передачи передового опыта отстающим товарищам в форме постоянно действующей производственной учёбы. К молодым и малоопытным работникам должны прикрепляться опытные наставники.
   9. Обеспечивается выравнивание условий труда для всего трудоспособного населения.
   Создание одинаково благоприятных условий для всех видов трудовой деятельности является основой для выравнивания оплаты труда между трудовыми коллективами и отдельными тружениками, а следовательно, для достижения равенства материальных условий жизни трудящихся.
   Объективными процессами, ведущими к выравниванию трудовых условий, являются:
   а) автоматизация производства, снижающая долю неквалифицированного ручного труда;
   б) повышение технической оснащённости производства, снижающее потребность в труде в опасных и вредных условиях;
   в) сокращение продолжительности рабочего времени.
   Становление социалистических производственных отношений должно включать меры по постепенному выравниванию трудовых условий за счёт:
   а) обеспечения неограниченного дополнительного бесплатного питания на предприятиях;
   б) бесплатности образования и всех форм повышения квалификации;
   в) организации физкультурно-оздоровительных мероприятий на производстве и вне его, бесплатность доступа к объектам культуры различного назначения, бесплатность общественного транспорта и т.д.;
   г) разнарядки по выполнению определённых видов тяжёлой или непрестижной работы в течение ограниченного промежутка времени как условия для получения интересной и престижной работы в будущем или как альтернативы военной службе.
   10. Создаются условия для всестороннего развития способностей всех граждан.
   Этим принципом реализуется необходимость для страны в повышении образования населения вплоть до всеобщего высшего образования и квалификации трудовых ресурсов вплоть до всеобщего высшего разряда (или категории), обеспечивающих постепенный перевод экономики страны на полностью автоматизированное производство не только продуктов, но и знаний, что отвечает уровню производительных сил будущего коммунистического общества.
   Повышение и выравнивание уровня образования и квалификации работников будет способствовать повышению и выравниванию квалификации и качества выполняемых ими работ, а, следовательно, выравниванию трудовых затрат и оплаты труда.
   Всеобщее и всестороннее развитие способностей будет способствовать развитию технического и художественного творчества всего населения страны, включая работников - в свободное от работы время.
   Применительно к социально-экономическому управлению получение всеобщего высшего образования с прохождением экономической практики на действующих предприятиях позволит всему взрослому населению страны профессионально подходить к обсуждению и утверждению планов общественного развития коллективов, регионов и страны в целом на соответствующих референдумах.
   Кроме того, рост общеобразовательного уровня трудящихся и их сознательности, наряду с распространением передовых информационных технологий и повышением производительности труда, ведущим к сокращению необходимого рабочего времени, создадут предпосылки для вовлечения трудовых коллективов в контроль за деятельностью администрации и в управление делами предприятия.
   11. Превышение зарплаты трудового коллектива над средней зарплатой по стране сохраняется лишь до тех пор, пока сохраняются различия в условиях труда, связанные с климатическими условиями, тяжёлой физической работой, опасностью работы или дефицитностью специальности, особой заинтересованностью общества в решении определённой задачи или получении определённой продукции.
   Суровые климатические условия и тяжёлая физическая работа определяются объективно по температуре окружающей среды и расходу физической энергии работников. Опасность работ определяется удельной профессиональной заболеваемостью и смертностью данной профессиональной категории работников. Дефицитность какой-либо специальности возникает, если для выполнения производственного плана требуется больше трудящихся, чем имеется в наличии. В этой ситуации планирующему органу (обществу) придётся прибегнуть к повышению средней номинальной зарплаты для дефицитной специальности.
   Все данные о зарплате каждого гражданина, повышающих коэффициентах и алгоритмах их вычисления должны быть общедоступными.
   Зарплата руководителей (вплоть до уровня Совета Министров) должна устанавливаться на уровне подчинённых им высококвалифицированных работников.
   Сами по себе звания, титулы, разряды и т.п. не могут являться основанием для повышенной ставки оплаты. Их наличие лишь создаёт возможность для увеличения трудового вклада работника, который должен быть оценен трудовым коллективом в виде увеличения его зарплаты при распределении общего фонда заработной платы коллектива.
   12. Снижение роли внешнего стимулирования и повышение внутренней мотивации труда.
   Внешнее стимулирование труда (физическое насилие, материальное стимулирование, психологическое манипулирование) характерно для эксплуататорских формаций, в которых правящий класс заинтересован в максимизации объёма производства с целью увеличения присваиваемой части произведенного продукта.
   Внутренняя мотивация присуща неэксплуататорским формациям, в которых труд становится средством удовлетворения потребностей самих трудящихся. При социализме потребности трудящихся связаны как с поддержанием жизни (личное потребление), так и с достижением коллективных, общественных целей (например, наука, искусство, оборона).
   С развитием производительных сил до такой степени, что удовлетворение материальных потребностей (поддержание жизни) будет составлять лишь сравнительно небольшую долю общественных ресурсов, основной внутренней мотивацией станет потребность в самом творческом труде. Индивидуумы без тяги к труду, жажды к знаниям и саморазвитию, как отклоняющиеся от общечеловеческой психофизиологической нормы, вероятно, будут подвергаться лечению, а их содержание будет носить характер благотворительности.
   Превращение труда в потребность для большинства членов будущего коммунистического общества и смена характера труда на творческий труд отразится на этапе социалистического строительства в сокращении продолжительности обязательного рабочего времени в стране и расширении использования системы ненормированного (с точки зрения присутствия на предприятии) рабочего дня.
   Невозможность создания сразу же изобилия предметов личного потребления, необходимость траты общественных ресурсов для борьбы с возможной внешней угрозой и наличие индивидуалистической потребительской психологии у определённой части населения страны в момент начала строительства социализма обусловливают возможность лишь постепенного перехода от внешнего стимулирования к внутренней мотивации труда.
   Повышению внутренней мотивации труда при социализме будут соответствовать:
   а) Переход от сдельно-премиальной к балльной или повременно-премиальной системам оплаты труда там, где станет невозможным объективно определять количественный трудовой вклад отдельного работника (например, в результате автоматизации), что явится отражением естественной тенденции стирания разницы между физическим и умственным трудом и повышения творческой составляющей труда.
   б) Замена сдельно-премиальной системы оплаты труда на систему оплаты планового объёма выпущенной продукции с возможностью сокращения рабочего времени, если повышение производительности труда достигнуто за счёт рационализации действий самого работника (а не за счёт обновления оборудования). Это будет способствовать сокращению сферы действия товарно-денежных отношений и всестороннему развитию способностей человека.
   в) Повышение роли социально-психологических методов стимулирования (почётные грамоты, вымпелы, личные штампы качества, поручение особо ответственной работы, помещение фотографий на доску почёта, благодарственные письма семье и т.п.) при снижении роли материального стимулирования в виде премий.
  
   Конкретная реализация указанных принципов должна будет различаться в зависимости от этапов построения социалистического общества.
   На первом этапе представляется целесообразным восстановить систему оплаты труда, имевшую место в передовых отраслях СССР [Костин Г.В. Удовлетворение потребностей трудящихся в социалистическом секторе экономики народного хозяйства СССР. - Журнал "Прорыв" N 25/2009], исходя из следующих зарекомендовавших себя принципов:
   а) от каждого по способностям каждому по труду;
   б) равная оплата за равный труд;
   в) поощрение выпуска продукции, обеспечивающей приоритетные потребности общества;
   г) большая оплата за более квалифицированный и тяжёлый труд, а также за более суровые технологические и природно-климатические условия труда.
   Базой организации зарплаты должно быть нормирование труда, осуществляемое независимыми государственными комиссиями на основе хронометража выполнения работ работниками соответствующих профессий и квалификации.
   На втором этапе построения социализма должно быть осуществлено выравнивание затрат человеческой энергии между различными видами труда за счёт автоматизации не только производства материальных благ (в виде полностью автоматизированных предприятий), но и автоматизации производства знаний (в виде систем искусственного интеллекта), охвата высшим общим и профессиональным образованием всего населения страны, внедрения экспертных систем принятия решений, позволяющих использовать менее квалифицированным работникам логику решения задач, применяемую высококвалифицированными работниками. Производственные машины-автоматы должны будут полностью освободить человека от тяжёлого физического труда (что выровняет людей с точки зрения затрат мускульной энергии), усиление интеллекта людей с помощью компьютеров выровняет квалификацию работников (компьютеры позволят привести к равенству затраты умственной энергии), а обеспечение бесплатного питания на предприятиях снимет вопрос о необходимости измерения и компенсации затрат энергии.
   В результате постепенно отпадёт необходимость в использовании принципа "большая оплата за более квалифицированный и тяжёлый труд, а также за более суровые природно-климатические условия труда". Исчезнет разница между умственным и физическим трудом. Главным стимулом труда станет творческий его характер и общественное признание его результатов, а не материальное вознаграждение. И этим будет обеспечена одна из основных предпосылок перехода общества к коммунизму.
   На третьем (заключительном) этапе перехода от социализма к коммунизму, труд должен будет вознаграждаться, по большей части, в форме бесплатно распределяемых продуктов и оказания бесплатных услуг (на базе общественных фондов потребления) по потребностям в пределах имеющихся ресурсов (в идеале, т.е. при равных физических данных людей, поровну).
   В заключение хотелось бы отметить, что изложенные принципы организации социалистических производственных отношений и их трансформации в коммунистические являются отражением происходящих во всём мире объективных процессов общественного развитии (в частности, научно-технического прогресса), обеспечивающих в конечном счёте необходимые предпосылки для создания материальной базы коммунистического общества.
   В целом же оценка эффективности социалистических преобразований, вообще, и совершенствования форм распределения национального дохода социалистического общества, в частности, должна осуществляться, в первую очередь, по показателю средней продолжительности жизни людей в стране. в котором находят в интегрированном виде отражение все факторы благосостояния людей: и совершенствование условий труда и отдыха, и улучшение качества продуктов питания, и улучшение условий быта, и улучшение здравоохранения, и повышение уровня образования, и улучшение охраны окружающей среды, и уверенность в будущем дне, и искоренение в сознании людей ложных буржуазных ценностей и т.д., и т.п. Опыт СССР в этом смысле наглядно продемонстрировал всему миру принципиальные преимущества социалистического строя - средняя продолжительность жизни в стране с 32 лет в 1913 году увеличилась к 1963 году до 70 лет, - и это несмотря на войны, а также ошибки и заблуждения в построении новой человеческой цивилизации в отдельно взятой стране, окружённой враждебными силами.
   Дмитрий Викторович Парамонов, Москва,
   Феликс Федорович Тягунов, Москва.
   24.02.2010
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"