С момента полной индустриализации строительной отрасли в 60-х годах прошлого столетия - возникает нормативное пространство в его современном состоянии, базирующееся на четырех стратах: научно-технической, социальной, экономической и экологической. В основу всех этапов "жизненного цикла сооружения" (проектирования, возведения и эксплуатации) закладываются критерии надежности сооружения: безотказность, ремонтопригодность и долговечность. Принимается новая классификация всех зданий и сооружений по уровню капитальности строения.
Указанные выше критерии надежности были жестко увязаны с внутренней социальной политикой государства, а соблюдение системы принятых СНиП, ВСН и ГОСТов гарантировалось неукоснительным административным и уголовным преследованием нарушителей. Поэтому за долгие годы существования и обновления нормативного пространства все работники отрасли, начиная с момента профессионального обучения, приводили свои профессиональные решение в соответствие с существующими нормативными документами.
В этих условиях интересно рассмотреть последствия внедрения Постановления Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 02.02.98 N 18-11 для всей строительной отрасли в целом и для ее основных потребителей.
Введение данного Постановление совпало с периодом длительных неплатежей бюджета наиболее крупным предприятиям строительной индустрии за поставленную и отгруженную продукцию. К примеру, в Ижевске с крупнейшими трестами и домостроительным комбинатом государство расплачивалось в 1999 г. без какого-либо индексирования за объемы 1994 г. Подобными задержками финансирования уже был нанесен значительный ущерб всей отрасли.
С момента принятия данного Постановления "О ТЕПЛОЗАЩИТЕ СТРОЯЩИХСЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ", начинается, так называемый "Новый этап энергосбережения - 2000".
Исключительно в угоду производителям импортных теплоизоляционных материалов, которые в этот момент были вынуждены выносить вредные производства с территории Германии и других государств, чьи правительства приняли экологические запреты на вредные производства, этим Поставновлением были внесены в СНиП II-3-79 "Строительная теплотехника" пресловутые изменения N 3. В нарушение нормального теплотехнического расчета - в СНиП возникает практически не связанная с общим текстом таблица 1а и 1б, по которой Постановлением регламентировалось принимать приведенное сопротивление теплопередаче ограждающих конструкций в зависимости от градусо-суток отопительного периода для различных типов общественных и жилых зданий.
За весь период существования нормативной системы не выходило правительственных Постановлений, регламентировавших тот или иной вид расчета, было вполне достаточного СНиП, указаний и справочных пособий к СНиП, выпускавшихся профилирующими научно-исследовательскими институтами.
Постановление обязывало непременно пользоваться указанными таблицами, поскольку нормальный теплотехнический расчет давал совершенно иные результаты. При расчете по таблицам получалось, что кирпичные стены, "для соответствия стандартам Северной Европы", необходимо было принимать не менее... 4 метрам, а стеновые панели крупнопанельных зданий - толщиной не менее полутора метров.
Следует отметить, что в конце 80-х годов в бывшем СССР была принята аналогичная, но более продуманная и увязанная со всеми стратами нормативного пространства ресурсосберегающая политика:
--
в климатических зонах, начиная с 3-го климатического района принималось трехслойное остекление;
--
толщина кирпичных стен увеличивалась на полкирпича;
--
ДКС регламентировалось приступить к освоению трехслойных панелей ограждения для крупнопанельных сооружений.
Постановление от 02.02.98 N 18-11 запрещало строительство кирпичных зданий по существующим нормам, прекращало закладку крупнопанельных зданий наиболее востребованных серий. Данное решение не было увязано со всем комплексом нормативных документов. Оно было направлено исключительно на прекращение работы флагманов строительной индустрии.
Например, вышедший еще в русле планового обновления нормативной системы СанПин от 1997 г., запрещал переход к автономным источникам теплоснабжения, хотя Постановление N 18-11 прямо отрывало дорогу поставщикам зарубежных тепловых модулей, рассчитанных для мест с недоразвитой системой централизованного теплоснабжения. Постановление не только открыло дорогу устаревшим зарубежным технологиям, снятым с производства в СССР в начале 60-х годов прошлого столетия, оно не только способствовало разрушению строительного комплекса и перехода к кустарным технологиям середины 30-х годов. Именно это Постановление легло в основу процесса неуклонного удорожания жилья на фоне намеренного стимулирования спроса со стороны государства, повышения прибылей зарубежных поставщиков и подрядчиков в условиях растущей инфляции спроса.
Поскольку принятое Постановление не было увязано с существующей нормативной системой, органы Госстроя не могли более 2-х лет выдать нормальные рекомендации по устройству теплоэффективного ограждения даже для кирпичных стен. В результате, зарубежными подрядчиками были предложены конструктивы пустотных кладок и вентилируемых фасадов, снятых с производства в середине 50-х годов, использовавшихся еще в 19-м веке (кладка Попова, колодезная кладка и пр.). Один этот переход к пустотной кладке - сразу же опускает сооружение в классификации по уровню капитальности, т.е. сокращает продолжительность его эксплуатации в среднем на 20 лет.
К сожалению, рано или поздно, придется подводить печальные итоги последнего десятилетия "энергосбережения", поскольку только в 2005 г. жилья в России уже построено в два раза меньше, чем в 2004 г. Это следствие - государственного управления отраслью, а вовсе не того, что строители России не умеют или не хотят работать.