На мой взгляд каждый раз когда к киношной научной фантастике подключаются американцы, это стоит оценить. Ибо при всей своей общей вычурности и тенденции к устареванию вроде тех же "Звёздных войн", американский научно-фантастический канон определённо занимает одно из лучших мест в мире, твёрдо сидя на своем троне как Айзек Азимов на картине Ровены Моррилл.
Пришельцев, таких как Хищник, трудно назвать хорошими, это определённо не та категория братьев по разуму, с которой человечество хочет установить контакт. И всё же Хищники, на мой взгляд, входят в число самых интересных пришельцев, когда-либо созданных фантастикой вообще и американской фантазией в частности. Тут и светотрансформирующий камуфляж, и зрение в различных спектрах, и голосовое подражание, и разнообразный инопланетный арсенал - от складного копья до плазменной пушки. При этом Хищник по большей части избежал участи плохой экранизации - двум частям "хищной" серии (фильмы "Чужой против Хищника" - тема отдельная) достались положительные отзывы критиков. Первый "Хищник" достойно представил новую идею и решительно снял вопрос "а что бы сделал Арни против Хищника?" Тем самым первая часть более вопросов не вызывает. Дальше мои пути и пути кинокритиков расходятся. Отодвинув "Хищника 2" подальше от "хищнического" канона, кинокритики, по-крайней мере американские, ещё раз показали, что ориентироваться на них перед просмотром фильмов не стоит. Дело тут скорее не в неком незамеченном превосходстве "Хищника 2", а в том что эта часть - просто образец того, как нормальный научно-фантастический фильм может обойтись без детализированного вымышленного мира, глубокого психологического сюжета и (или) навороченных компьютерных спецэффектов. Как только начинаешь что-то разветвлять, пристраивать, переделывать, то нередко приходится считаться с определённым риском, и последняя часть, "Хищники", это испытание не прошла: будучи потенциально интересной, она не выдерживает бремени в виде кучки бойцов, будто набранных для "Дома 2", свихнувшегося выжившего ветерана в исполнении Лоуренса Фишбурна, якудзы, долгое время молчащего даже в условиях чужой планеты и банального экзистенциального вопроса количества патронов в перспективе дальнейшего выживания на планете Хищников. Другому актёру, Дэнни Трехо, который вполне мог бы быть долгоживущим антагонистом Хищников, отведена кратковременная роль, в конце которой его по сюжету Хищники просто используют как пассивную, коленопреклоненную наживку. Единственное, ради чего, на мой взгляд, можно посмотреть последнюю часть - это роли Эдриана Броуди и Олега Тактарова, а также попка Алисе Брага.
"Хищник 2" "берёт" набором пошире: урбанистическим реализмом Лос-Анджелеса вместе с его колоритными бандами, психологизмом лейтенанта полиции Майкла Харригана (Дэнни Гловер), сексуальным хватанием Леоны (Мария Кончита Алонсо) за промежность собеседника, черепом, который Хищник вырвал вместе с позвоночником, машиной, салон которой заполнен выкуренной наркотой, самобытным Кингом Уилли (Кэлвин Локхарт) и приготовлением трофейного черепа из его свежесрубленной головы, высокотехнологичной охотой на самого Хищника, наконец пистолетом 18 века, который один из Хищников дарит Харригану. К слову, "Хищник 2" - это ещё и единственный фильм трилогии, где Хищники и человек расходятся миром: в первой части Хищник совершает ритуальный самоподрыв, а в последней на самоубийство обречены выжившие люди. То, что Харриган покидает корабль Хищников живым - на самом деле не парадокс: как победитель схватки Харриган добивается уважения Хищников, несмотря на то что поверженным оказывается один из их сородичей, ибо завалить хотя бы одного из них не каждому человеку под силу. В целом, Хищники продуманы так, что не задаешься вопросом, каким образом их продвинутые технологии соседствуют с примитивным животным мышлением. А если и задаешься, то "Хищник 2", который, в частности, впервые показывает космический корабль Хищников, предлагает объяснение: их техническая продвинутость - результат движущей силы воинственного охотничьего менталитета, многовековое следование которому обязывает. Даже забавные моменты, вроде того, где ретирующийся Хищник появляется на фоне насторожившейся домохозяйки с метлой, удачно интегрированы в сюжет и не портят картину на мой взгляд. По "Хищнику 2" можно, пожалуй, ещё и изучать историю, ибо в нем отражено многое из 1990 года в США (несмотря на то что по сюжету на дворе 1997-й), взять хотя бы пёструю сцену в полицейском участке, где показаны задержанные маргиналы. Нет уже в живых игравшего роль Хищника Кевина Питера Холла, умер Кэлвин Локхарт, но они играли в "Хищнике 2" - продукте замечательного периода кино 90-х, вошедшего в историю на многочисленных кассетах...