Тока : другие произведения.

Ступени

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это начало пути


   Вступление
  
   Как где-то было сказано, "Путь - это движение от ощущения страха к разрешению самому себе любить". Так, значит чтобы любить, нужно избавиться от страха (оставим слово "ощущение" на совести соавтора). Как это сделать? Да очень просто. Для начала нужно найти этот самый страх. Потом его полюбить. Нет! Потом разрешить ему меня любить. Нет! Потом... суп с котом! Найдем страх - там видно будет.
   - Эй, страх, выходи!
   Тишина...
   Ну что ж:
   - Раз, два, три, четыре, пять - я иду искать. А кто не спрятался - я не виноват!
   Спрятался, спрятался, еще как спрятался.
   - Ладно, все равно найду!
  
  

* * *

   Я иду искать
  
   Иду, иду, гляжу - лестница - ступени уходят в небо... и вот, ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит:
   - Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты стоишь, я дам тебе и потомству твоему. Но, лишь после того, как сей подъем преодолеешь. Вот лестница. Поднимись по ней , ступень за ступенью. Взойди по ней и снизойди. И откроются тогда глаза твои мудрости и сердце твое - любви.
   - Дык, - говорю, круто, - говорю, - тока я ваще-то за страхом шел. Страх я ищу. Там, куда ты меня посылаешь, страх водится или как?
   А в ответ - тишина. Только лестница передо мной - ступени уходят в небо.
   И тут я ИСПУГАЛСЯ.
  
  

* * *

  
   Учитель
  
   И тут я испугался: неужели же я туда поднимусь? Ведь здесь, на твердой земле мне и так хорошо. Все так привычно и гармонично. Все обжито, знакомо, и каждая дворняжка при встрече, сразу... На фиг мне еще и лезть куда-то? От добра ж добра не ищут...
   - Ты рассуждаешь вполне логично, дружок, но несмотря на это, все это ложь.
   - Это почему же??? - я так возмутился, что даже не поинтересовался у этого типа, откуда он взялся, и как это он умудрился прочитать мои мысли.
   - Почему? Да по той простой причине, что ты ИСПУГАЛСЯ. И говорит в тебе этот самый страх, на поиски которого ты якобы отправился. Железная, непоколебимая логика отказа от поиска, избегания борьбы, ухода от трудностей, воздержания от любви... На этой логике ты можешь прожить всю жизнь, гордясь своим "благоразумием", но вряд ли, будучи честен сам с собою, ты захочешь продолжать так жить.
   - Ладно, - я почесал в затылке, - а ты кто такой?
   - Я? Я - Учитель.
  
  

* * *

   Рассвет
  
   - Учитель... Учитель?
   - Да, именно так. Считай, что тебе повезло.
   Этот чудак не производил впечатления буйного сумасшедшего, и я решил, что вдвоем, по крайней мере, будет не так скучно.
   - Ну что ж, учитель - так учитель. Пойдем, что ли?
   Он взглянул на меня с усмешкой:
- Постой, ты же хотел найти страх, так вот же он! Твой страх, не какой-то там абстрактный!
   Я прислушался к себе.
- Да, только что он здесь был. Был, да сплыл. Снова спрятался, видать. Хитрый, гад!
   - Ну-ну, - хмыкнул он. - Должен тебе заметить, - лицо его стало до смешного серьезным, - что страх в тебе не один, их в тебе - превеликое множество. У каждого своя природа, свои причины. Тот, с которым ты только что имел дело - один из самых мощных и коварных - страх измениться, страх потерять себя.
   - Причем тут "потерять"?
   - При том, что ты, где-то там на бессознательном уровне, уверен, что если ты предпримешь что-то, чего не делал до сих пор, или отступишь от своих привычек, тем более - принципов, то уже не будешь прежним человеком, ты буквально "потеряешь" себя, ты - умрешь!
   Я посмотрел вперед. Занимался рассвет. Лестница уходила в светлеющее небо.

* * *

   Назидание
  
   Он продолжал:
   - Ты отправишься в путь один - каждый проходит свой путь в одиночку... Не перебивай... Я буду навещать тебя время от времени. Иногда смогу быть тебе полезен. Что ты хотел спросить?
   - Уже ничего, - буркнул я.
   - Теперь о Пути. Лестница - не случайна. Ее ступени, соединяющие землю с небом - восходящие миры - ступени твоей зрелости. Лишь усвоив урок ступени, на которой находишься - сможешь подняться на следующую.
   - А в чем урок?
   - Урок в том, чтобы согласовать, привести в гармонию твой мир с остальным Миром. Изживая страхи, в том числе, - добавил он, предвосхищая мой вопрос.
   - И сколько у этой лестницы ступенек?
   - Хороший вопрос. Но все зависит от тебя, дружок. Это твои личные ступени, твои персональные миры. Но главное - запомни - они ведут вверх, от материального к духовному, от того, что можно пощупать к очень тонким материям, от земли к небу.
   - Ну, допустим, поднимусь я, что дальше?
   - Дальше? Увидишь сам, - произнес Учитель и тихо испарился...
  

* * *

   Некто в Красном
  
   "Лестница высотой в тысячу ступеней начинается с первой", - подумал я по-китайски и сделал шаг вверх...
   - Человек! - услышал я голос, вытаскивающий меня из небытия. - Челове-ек!
   Лестница пребывала где-то у горизонта, зато передо мной стоял, вернее п е р е л и в а л с я из себя в себя Некто в Красном.
   - Человек! - не унимался он.
   - Ась?
   - Посмотри на себя!
   - Ну?
   - Посмотрел?
   - Вроде.
   - Вроде! - Передразнил он. - Посмотри, как ты стоишь, как ты ходишь, как ты лежишь, как ты говоришь и как ты дышишь!
   - Нормально дышу, чего привязался?
   - А вот и не нормально! Ты сутулишься, одно плечо выше другого, на лице гримаса, которую ты называешь улыбкой, нога нервно притоптывает, пальцы судорожно переплетаются, голос зажат, бледен и не выразителен, дыхание частое, поверхностное...
   Этот тип явно хотел меня достать...
  
  

* * *

   Воспоминание
  
   - Я понял, пора писать завещание...
   - И что ты собираешься завещать, дружок, и кому он нужен, букет твоих проблем? - его взгляд сверлил дырочку в моих бедных мозгах. - Закрой глаза и смотри, - приказал он.
   Я прикрыл глаза просто потому, что уже не мог его видеть... То, что происходило дальше, напоминало кино со сменяющимися ракурсами и наплывающей камерой...
   ... - Прекрати реветь! - бросает какой-то взрослый мужик маленькой девочке. Всхлипы действительно прекращаются...
   - Прекрати реветь! - мое раздражение выливается в эти слова. Этот мужик - я, маленькая девочка - моя четырехлетняя дочь. Она не слушается, делает по-своему и потому - наказана. Слезы тут не помогут...
   ...слезы текут у меня по щекам... это не справедливо, не честно, мне очень, очень обидно... вот ты снова собирается на меня кричать... - Прекрати реветь!!! - ты никогда раньше мне такого не говорил... у меня перехватывает дыхание... ты же мой папа... сжимается горло и грудь... я сделаю, как ты сказал... стиснутые губы сдерживают плач, но...
   - Папа, я не могу не плакать! - установившаяся на короткое время тишина прорывается громким ревом...
   - Ну что ты, малышка! - до мужика, кажется что-то дошло, - плачь, милая, плачь, извини меня, все будет хорошо...
  
  

* * *

   Инсайт
  
   - Ты все понял? - он произнес это медлено, выдерживая паузу после каждого слова. - Еще десяток таких "не реви" и девчонка научится себя зажимать. Затыкать себе рот. Не выражать своего горя. Ты получишь послушного ребенка. А она - камень на сердце и кучу комплексов, которые с возрастом органично перетекут в проблемы со здоровьем...
   - Не дождешься, - буркнул я, насупившись.
   - Я очень на это надеюсь, - произнес он, мягко коснувшись моего плеча.
   Я оглянулся, вокруг - холмы, холмы, холмы... Изгибы реки - "сталь в зазубринах перекатов" и лестница у горизонта, уходящая в небо.
  
  

* * *

   Пейзаж
  
   - Тебе ничего не режет слух в твоем восприятии пейзажа?
   Я уставился на него. Читать мысли - ладно, залезать в память - куда ни шло, но считывать ощущения?
   - Меня больше волнует то, что у меня здесь не осталось ничего личного, все здешние обитатели видят меня насквозь!
   - Мягкость холмов и "зазубрины перекатов" - он проигнорировал мой крик души, - эти образы очень точно отражают положение вещей. Возможна ли гармония на половину? Уютно ли человеку в деформированном совершенстве?
   Было не очень понятно, к чему он клонит.
   - Слушай внимательно. По твоему телу можно запросто читать основные события твоей жизни. Я говорю о событиях, которые вряд ли находят себе место в твоей официальной биографии. Испуг, болевой шок, ужас расставания, пережитое насилие, повторяющийся негативный семейный сюжет - все это запечатлено в твоих мышцах, походке, жестах, мимике, голосе. Даже - в особенностях восприятия окружающего.
   - Ужас!
   - Мрак. - Подтвердил он. - Но не полный. Есть и "холмы" - ты не полностью покорежен жизнью. Есть надежда.
  
  

* * *

   Почему я здесь?
  
   Я вновь увидел себя стоящим перед тем, кто назвал себя Учителем, и услышал себя задающим этот вопрос.
   - Почему я здесь? - эхом отозвался он. - Не ты ли отправился на охоту за страхом?
   - Да, но почему я встретил здесь именно этого Ф и з р у к а , - наконец-то я нашел этому типу меткое прозвище, - а не кого либо еще?
   - Мой добрый друг, - он ни капельки не обиделся за коллегу, - тебе же было сказано, это твои личные этапы. Физрука, - улыбка мелькнула в его глазах, - ты встретил на своей первой ступени потому, что это необходимый для тебя, первый, базисный урок. Позволь мне процитировать тебя же: "Работу с тонкими телами нужно начинать с плотного. Хотя некоторые считают иначе." Вот ты и начал с "плотного" - ты прекрасно это чувствовал и раньше. Для других - другие этапы, другой порядок. Запомни:
  
   КАЖДЫЙ ВНУТРИ СЕБЯ ЗНАЕТ, НА КАКУЮ СЛЕДУЮЩУЮ СТУПЕНЬКУ ОН ДОЛЖЕН ПОДНЯТЬСЯ.
  

И был вечер и было утро: день один.

  
  

* * *

   Осознание
  
   Разбудил меня мой давешний знакомый.
   - Ты - Физрук, - преподнес я ему его новое прозвище.
   Никогда раньше не видел, чтобы человек улыбался всем телом. Буквально - от ушей до носков его мягких ботинок.
   - Сегодня, - начал он, продолжая улыбаться, - сегодня ты будешь учиться чувствовать свое тело... Прислушайся к себе...
   Мир во мгновение ока сузился до размеров моего тела, но тут же стал расширяться вовнутрь.
   ...Осознай свою позу. Удобно ли тебе? Почувствуй свое дыхание...
   Я доверился его голосу и закрыл глаза.
   ...Сделай глубокий вдох, задержи воздух в легких и выдохни. Еще разок...
   ...Сосредоточься на своих ногах, вернее на ступнях и пальцах ног... Напряги их... и расслабь... И еще разок - напряги... и отпусти...
   ...Перенеси свое внимание на голени... напряги их, пожалуйста... и отпусти... Еще раз...
   ...Теперь напряги мышцы бедер... и расслабь... И снова...
   ...Мышцы таза... Живота...
   ...Выгни спину, вытянись, словно кошка... и расслабься...
   ...Мышцы груди... Плечи... Мышцы рук...
   ...Сожми кулаки, крепко-крепко... Дай им налиться силой... и отпусти... Еще разок...
   ...Шея... Затылок... Лоб... Щеки... Крылья носа... Губы...
   ...Мысленно найди точку центра твоего тела... Напряги все мышцы, устремив их к этой точке... Расслабь... Еще раз...
   ...Теперь напряги все мышцы, но теперь направь напряжение от этой точки наружу... И расслабься...
   ...Сделай глубокий вздох и можешь открыть глаза...
   - Я понял, - воскликнул я, придя в себя. - У МЕНЯ ЕСТЬ ТЕЛО!
  

* * *

   Главное
  
   - Раз уж я здесь, - скажи, что мне предстоит узнать на этой ступени, чему научиться? Что здесь главное?
   - Главное? - он смотрел мне в глаза. - Ну что ж. Главное для тебя здесь, дружок, ВЕРНУТЬ СЕБЕ ДЕТСКУЮ РАДОСТЬ САМООЩУЩЕНИЯ.
   - Детскую радость самоощущения, - повторил я заворожено.
   - Именно. Твое тело должно вспомнить забытую им глубину и искренность общения с миром. Для этого тебе нужно научиться расслабляться. Расслабляться все глубже и глубже, слой за слоем сбрасывая с себя твой панцирь - мышечные зажимы, хранящие память о всех твоих несчастьях.
   - Хранящие мой страх?
   - Вот именно. Шаг за шагом, слой за слоем.
  
   ВЕДЬ КАЖДОЕ ТВОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ - ЭТО ЕЩЕ ОДИН ШАГ К САМОМУ СЕБЕ - НАСТОЯЩЕМУ.
  
  

* * *

   Шторм
  
   - Вытяни руку перед собой, закрой глаза и дотронься указательным пальцем до кончика своего носа, - сказал он.
   Можно было ожидать от моего наставника более оригинальных упражнений, но я не стал спорить и выполнил его просьбу.
   - Замечательно. А теперь я попрошу тебя совершить то же самое действие. Но пускай оно займет у тебя намного больше времени - минуту, две, три, а лучше - пять.
   Ну что ж. Пять так пять. Пятью пять - двадцать пять. Раз, два, три, четыре, пять - вышел зайчик... Постепенно, однако, происходящее с моей рукой интересовало меня все больше и больше. Привычное движение, растянутое во времени, совершенно дезориентировало. Руку словно парализовало, вместо плавного движения она продвигалась рваными рывками. По непонятным причинам меня стало покачивать. Я уже совсем не был уверен, что попаду, и уверенности становилось тем меньше, чем ближе к лицу была рука. Мой указательный палец превратился в корабль, в дикий шторм пытающийся пришвартоваться к своему причалу и рискующий быть выброшенным на скалы или получить пробоину ниже ватерлинии и потонуть, бросив экипаж на съедение акулам. Но вот, вот она наконец, долгожданная пристань...
   - Попал!!! - воскликнул я, еще не веря в чудесное избавление...
  
  

* * *

   Дальше
  
   - Неплохо, - похвалил меня мой Физрук. - Кажется у тебя получилось.
   - Что получилось? - Я все еще находился там, на капитанском мостике.
   - Получилось отдаться происходящему - результат, на самом деле, не так важен.
   - Как не важен?! - возмутился я.
   - Не так важен, как процесс, - успокоил. - Ты готов продолжать?
   Я кивнул в знак согласия.
   - Твоя следующая задача - заглянуть в себя...
   Мне представились мои бедные глаза, выворачивающиеся в глазницах и устремляющие взор в дебри моей черепушки. Глаза потихоньку привыкают к полумраку и начинают различать детали...
   - ... То есть - научиться телесному вниманию, - его поднимающийся по нотам гаммы голос вывел меня из транса. - Ты должен заново научиться воспринимать забытые ощущения тонуса твоих мышц. Твоя задача -
   ПРОСТО БЫТЬ ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ.
  
  

* * *

   Глядя внутрь
  
   - Итак, сейчас тебе предстоит ощутить свое тело, - продолжал Физрук. Постарайся почувствовать в нем определенные ощущения и хорошенько их запомнить. Закрой глаза. Изучи свое состояние...
   - Определи-ка, какая рука теплее: левая или правая. Пускай это займет у тебя некоторое время...
   - Теперь определи, какая нога более теплая...
   - Хорошо. Теперь определи, какая часть тела наиболее холодная...
   - Теперь оцени, какая часть лица у тебя наиболее теплая...
   - А сейчас прочувствуй, какая часть тела у тебя наиболее расслабленная...
   - А теперь прислушайся, какая часть тела сейчас больше всего просит твоего внимания...
   - Теперь оцени, какая часть тела у тебя наиболее мягкая, где мышцы будто расплавлены...
   - Теперь почувствуй самую невесомую в данный момент для тебя часть тела, ту часть , в которой ты совсем не чувствуешь веса...
   - А теперь , дружок, попытайся вспомнить свои ощущения. Отметь про себя, что ты почувствовал: теплое или холодное, напряженное и расслабленное, приятное и неприятное, твердое - мягкое, тяжелое - невесомое...
   Он протянул мне замечательно красивые тетрадь и ручку:
- Нарисуй на листе человечка - большого, на весь лист. На своем рисунке отметь те места у человечка, в которых тебе удалось почувствовать свои ощущения. Подпиши, что именно тебе удалось почувствовать в этих местах...
   Сделав все, как он сказал, я взглянул на титул тетради. Черным по белому там было выведено:
  

ДНЕВНИК ВОСХОЖДЕНИЯ

СТУПЕНЬ I

  
  

* * *

   Река
  
   На некоторое время я остался в одиночестве. Вздохнуть полной грудью, осмотреться... Закат. Холмы. Лестница у горизонта. Не спадающая жара. Река. Вполне равнинная, спокойная речка. С чего вы накануне она мне показалась бурной, да еще и с перекатами?
Влажный запах реки коснулся моих ноздрей. "Хорошо бы искупаться", - подумалось. Чистая река приняла меня целиком, окатила мягкой прохладой, бережно поддержала меня за спину, пока я рассматривал переходы теплого в холодное вечернего неба.
Потом я плавал, рассекая руками, грудью, ногами тишину - плавал долго, до изнеможения. Река помогла мне выбраться на берег и, прощаясь, стекала с меня ручейками и каплями. В сладкой усталости я растянулся на песке.
   - Как ощущения? - у меня даже не было сил "вздрогнуть от неожиданности".
   Физрук присел рядом со мной.
   - Клево! - я был краток.
   Он улыбнулся:
   - Не ломая себе кайфа, постарайся запомнить ощущения в теле. Завтра мы будем с ними работать.
  

И был вечер и было утро: день второй.

  
  

* * *

   Вода живая
  
   Что-то мне снилось, снилось, я ехал куда-то, мелькали лица, дома, мосты...
   Посвист какой-то птицы явно не вписался в это мелькание, остановил его, выхватил меня из него целиком и расширил мой мир до линии горизонта косо очерченной холмами, голубого купола, настраивающегося оркестра утреннего разноголосья и сухих запахов разгара лета...
   - И тела, - подсказал вездесущий Физрук.
   Да, тело - пело. Чуть не плясало.
   - Да-да, уже значительно лучше. Но то ли еще будет!
   Его утренний оптимизм почему-то не встретил во мне протеста, а наоборот, породил энтузиазм:
   - С чего же мы начнем это утро?
   - С чего? Да с того же, чем ты вчера закончил день! - не давая мне опомниться он схватил меня за руку и потащил в реку.
   То ли от неожиданности, то ли от того, что вода еще не успела прогреться - у меня на мгновение захватило дух, тело словно замкнулось в себя в попытке отстраниться от враждебной среды, но в следующую секунду раскрылось навстречу этой первозданной материи, сливаясь с ней, отдавая себя и принимая ее свойства, становясь ей - сплошной, обволакивающей, прохладной, текучей...
  

* * *

   Почувствуйте разницу
  
   - Пришел в себя? - его голос звучал из далека.
   - Пришел. В. Себя... А? Да, конечно. - Я все еще был рекой, а река была мной.
   - Ладно, возвращайся потихоньку, - сжалился он.
   Время текло медленно и не торопливо, как и река. Как и я... Наконец река отпустила меня:
   - Я готов.
   - Хорошо. Тогда начнем. - Он смотрел на меня не мигая. - Прикрой глаза и сожми-ка кулак.
   Кулак - так кулак...
   - Постепенно напряги всю руку... Плечо... Другое плечо... Распространи напряжение на вторую руку, вплоть до кулака... Спину... Не забывай ни одной, самой маленькой мышцы... Поясницу... Грудь... Живот - не очень сильно... Таз... Бедра... Голени... Ступни и пальцы ног... Шею - не переусердствуй... Мышцы лица - губы, нос, щеки, лоб, кожу головы... Так и сиди... Наращивай напряжение... девять,... десять,... одиннадцать,... двенадцать - все, отпускай, падай...
   - Аааааа! Ооооох! Какой кайф... Пытка кончилась!
   - Кайф? Постарайся сосредоточиться на том, что происходит сейчас с твоим телом, понять, в чем выражается это самый "кайф".
  
  

* * *

   Идем дальше
  
   Тело гудело. Я лежал и слушал его.
   - Странные ощущения... Тепло. Вибрация во всем теле... Пульс... Такое впечатление, что меня стало больше.
   - Замечательно, - он казалось знал заранее, что я скажу. - Теперь обрати внимание на ту часть тела, где ощущения самые приятные.
   - Пожалуй, в руках.
   - Постарайся задержать их на возможно больший срок, и одновременно перевести дальше, к плечам...
   Сосредоточившись на руках, мне удалось продлить жизнь ощущений на несколько секунд, но не более того.
   - Хорошо. Будь добр, напряги только руки... Десять... Одиннадцать... Двенадцать... Отпусти.
   Руки наполнились теплой, приятно тянущей пульсацией, которую на этот раз удалось поднять к плечам и даже довести до шеи и затылка. Впрочем, шея не сопротивлялась.
  

* * *

   Волна
  
   Шея не сопротивлялась, однако никак не удавалось прочувствовать лопатки. Ощущения "застревали" в плечевом поясе и дальше не шли.
   - Ладно, - сказал Физрук, - придержи пока ощущения в плечах, не теряй их, и обрати внимание на свое дыхание.
   Дышалось мне хорошо.
   - Прислушайся к себе и почувствуй, когда ты более расслаблен, на вдохе или на выдохе?
   Я прислушался.
   - На выдохе, определенно.
   - Прекрасно. Вспомни теперь об ощущениях в плечах.
   Плечи еще теплились.
   - Теперь веди ощущения дальше на волне расслабления, вызываемой выдохом.
   Немного потоптавшись на месте, теплая, размягчающая волна покатилась вниз, достигла пяток и, оттолкнувшись от них, вновь устремилась вверх, омывая и расслабляя мои ноги, попу, спину, плечи, шею, голову, плавно переходя на лицо и вновь спускаясь... Проходя через грудь, она вдруг вызвала боль, живот откликнулся судорогой, которая частично распространилась на область таза, и последние ее отголоски в ногах вновь сменились мягким теплом.
   - Не понял! - я был возмущен до глубины души.
  

* * *

   Причина
  
   Физрук сидел напротив и сочувственно улыбался:
   - Да, дружок, не все так гладко, красиво и хорошо. Твои Ступени медом не намазаны.
   - Но, черт возьми, почему расслабление должно вызывать судорогу и боль?
   - Если ты будешь внимательно прислушиваться к тому, что происходит в твоем теле во время этого упражнения, постепенно осознаешь, что разные части тела по-разному откликаются на проводимое по ним расслабление. Каждый участок реагирует немного по-своему. В том числе и неприятными, мягко говоря, откликами. Смею тебя заверить, ты услышал лишь самые вопиющие из них, упустив более тонкие...
   - Ты не ответил. Почему расслабление вызвало боль?
   - Это происходит потому, что... Сколько тебе лет? - неожиданно спросил он.
   Я назвал цифру.
   - Вот именно. Будучи совсем маленьким человеком, ты жил в себе и в мире, очень естественно в него вписываясь и в нем проявляясь. Однако постепенно издержки воспитания, запреты, страхи и т. п. блокировали твои естественные проявления, не давая им адекватного выхода. Как блокировали? Да элементарно: импульс, идущий изнутри, подавлялся мышечным усилием, как ты мог видеть на примере своей дочери... Уже десятки лет твое тело действует по привычным программам, усугубляя положение все больше и больше.
Знаешь, что такое твоя боль в груди? Это зажим, образовавшийся из-за страха выражения сильных эмоций. Судорога в животе? Это блок, порожденный страхом агрессии...
   - Страхом? - переспросил я растерянно.
   - Именно!
  
  

* * *

   Страх
  
   - Так вот он где - страх, - я что-то, кажется, начинал понимать.
   - Да, в том числе и здесь. Ты даже можешь его потрогать, - усмехнулся Физрук.
   Я коснулся своей груди.
   - Но ведь я расслабляюсь, откуда же боль? - я все еще не получил ответа на свой вопрос.
   Его взгляд сказал мне многое еще до того, как он открыл рот, чтобы ответить.
   - Ты УЧИШЬСЯ расслабляться, - поправил он. - Местами это получается лучше, местами - хуже, а в некоторых местах, в тех, которые стерегут твои чувства в их тюрьме, эта попытка вызывает, вместо расслабления - мгновенный зажим и, соответственно - боль. И это - уже десятки лет существующий условный рефлекс в этих участках тела. Рефлекс страха - один из самых мощных.
   - Что же делать? - я пребывал в растерянности.
   - Что же делать? А сам ты как думаешь?
   - Я? - это местоимение неожиданно включило в себя больше, чем обычно...
  
  

* * *

   Облако
  
   Ну вот. Шел, шел и нашел. Кто ищет, тот всегда. Уже и забыл, что искал, а все равно нашел. И где? Не за синими морями, не в тридевятом царстве, а, блин, вот, вот здесь он у меня. Здесь и здесь. Страх. С-Т-Р-А-Х. СТРРРРРРАХ. ТРАХ-ТАРАРАХ.
   Ну, и что же мне теперь с ним делать, как справиться с этой напастью?
"Для начала нужно найти этот самый страх...", вспомнил я. Нашел. Дальше что? "...там видно будет"...
   Редкие облака причудливых форм неспешно плыли, влекомые ветром, южным ветром в северные края. Одно из них напоминало улитку, тянущую за собой свою гигантскую раковину. Она ползла, она летела без оглядки навстречу своей судьбе, ей неведомой. Я следил за ней, насколько было возможно, она меняла очертания, в основном из-за изменения ракурса, но гордая ее устремленность ее не покидала.
   Где-то в моей груди, на месте страха зрело какое-то решение.
  

* * *

   Что делать?
  
   Физрук вернулся под вечер. Звук его мягких шагов заставил меня прервать мое довольно странное занятие - перекатывание невидимого мячика из руки в руку. Причем мячик ощущался очень явственно, не хуже, чем настоящий.
   - Ну что, надумал? - спросил он, помогая мне сесть.
   Я посмотрел ему в глаза. "Зеленовато-серые, красивый цвет" - отметил я про себя. Разрозненные до сих пор мысли складывались в конкретику ответа.
   - Да, - начал я. - Кое что я понял. С тех пор как ты меня оставил, я не только думал, но и делал.
   - Я знаю, - он и бровью не повел.
   - Я делал все, чему ты меня успел научить. Я осознал участки, где сосредоточено напряжение, я напрягал их и расслаблял, прислушиваясь к разнице в ощущениях, я сравнивал ощущения в этих местах с ощущениями в остальном теле по самым разным параметрам: тепло - холод, легкость - тяжесть, мягкость - жесткость, сравнивал по размеру, даже по цвету. Я пошел дальше и старался, небезуспешно, нивелировать эти различия за счет проблемных участков...
- Я прислушивался к своему дыханию, улавливая расслабляющую волну выдоха и прокатывал ее по телу сверху вниз и снизу вверх медленно и размеренно, раз за разом увеличивая ее мощь...
- И что же? Я работал так и эдак, но, говоря по правде - не очень преуспел. Я добился лишь того, что теперь ощущаю очень четко и зажим в животе и боль в груди. Поэтому я возвращаюсь к своему вопросу, Физрук:
  

ЧТО ЖЕ МНЕ ДЕЛАТЬ?

  

И был вечер и было утро: день третий.

  

* * *

  
  
  
   Вам любопытно, что там дальше? Мне тоже... Продолжение, вероятно, следует...
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"