Толстобров Михаил Юрьевич : другие произведения.

Ирония и лицемерие

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Деловая этика и теория комического


   Ирония и лицемерие
   Человек редко задумывается над чем он смеется. Смешно - и все! Что тут думать? Однако по тому, над чем и как он смеется, можно многое сказать о нем самом. Более того, ценность анализа в этой области состоит не столько в умении владеть чужим вниманием (в чем собственно уже преуспели некоторые профессионалы от торговли и острословы, поставившие это дело "на поток"), сколько в собственном развитии.
   Всем известны такие термины как юмор, ирония, сатира, сарказм. Стоит ли загружать теорией комического столь умных людей, читающих этот текст? Наверное, нет. Но напомнить все-таки можно, поскольку дело осложняется следующим моментом: существует куча классификаций и точек зрения на этот счет. Кроме того, при попытке раскрыть внутреннее содержание соответствующих явлений мы иногда наталкиваемся на некоторые затруднения, из-за чего чрезмерно серьезный текст на эту тему начинает выглядеть несколько заумно и даже смешно (возможно, это связанно с особенностями моего восприятия). В то же время, хотелось бы обратить ваше внимание и на пару серьезных моментов. Таким образом, следуя принципам перевернувшегося с ног на голову мира попытаюсь сделать все хотя бы в легкой форме, несмотря на то, что некоторые моменты довольно сложно представить в комическом виде. Для этого нужен талант циника, к которому я с некоторых пор отношусь с большим уважением, хотя сам таким талантом не обладаю.
   Плавно переходя к содержанию мессиджа, замечу, что большинство из тех, кто называет себя циником, глубоко ошибаются. Для некоторых из них существует более точное определение.
   В качестве примера приведу следующее: меня очень достают публикации в деловых изданиях, в которых стилистическое преподнесение информации идет в ущерб ее логической составляющей. Если Вы думаете, что эта проблема не столь существенна, то вы глубоко ошибаетесь. Сформулировать причину такой ситуации нелегко. Сразу хочу отметить, что под словосочетанием "сформулировать причину" я понимаю "описать ситуацию так, чтобы было понятно, как ее изменить". Утверждать можно лишь то, что мейнстрим подталкивает журналиста и редактора думать больше о том, как воспримут его продукт, а не о том, насколько он соответствует действительности. Если уйти от общих фраз, то больше всего меня достало одно деловое издание, в котором приводились цифры, не поддающиеся элементарной проверке (простому соотнесению их между собой и с общеизвестными фактами). Зато у автора нашлось достаточно времени, чтобы стилистически вылизать свое творение.
   Кроме того, создатели этого таблоида посвятили целую статью цинизму в бизнесе, где с гордостью именовали себя циниками и превозносили сие качество как образец трезвого восприятия мира и делового мышления. Следует отметить, что авторы этой забавной статьи были вполне осведомлены о том, где жили первые люди, за которыми, собственно, и закрепилось название циники (киники). Они жили где попало: в бочках, на помойках, под открытым небом и вообще вели собачий образ жизни. Они пренебрегали нормами общественной морали полностью (в то же время, полагая смысл жизни исключительно в добродетели). Они находились в такой оппозиции к господствующему порядку в обществе, что упоминаемая статья - всего лишь жалкое тявканье. Собственно поэтому их и именовали циниками (от греч. kyon - собака, отсюда же кинолог).
   А теперь давайте подумаем, как называются циники, которые являются таковыми в зависимости от случая; которые пишут статьи о цинизме, чтобы показать, что они умеют лаять и вне зависимости от реального положения дел будут лаять на того, на кого укажет тот, кто платит; как называются бизнесмены, делающие деньги на общественной морали; как называются те, кто смеется, чтобы не умереть от тоски, которая более всего проявляется, когда они остаются наедине с собой. Правильно, господа: они называются лицемерами.
   В продолжение темы, хотелось бы задаться вопросом, а почему, собственно, юмор или сатира не могут быть ближе к миру бизнеса, чем, скажем, ирония? Сейчас - не могут! И на это есть целый ряд причин, обусловленных тенденцией. Думаю, что здесь самое время выделить два основных типа смешного: 1) юмор, принимает явление в целом, смеется над частными недостатками; 2) сатира отвергает все явление целиком. Ирония и сарказм занимают среднее положение при такой градации.
   Ну с сатирой, вроде бы как все понятно. Злая усмешка и карикатура действительности, уничтожающая критика, которая направлена на то, чтобы никому не захотелось оказаться на месте ее объекта. Сатира - убойное оружие циника - человека, называющего вещи "своими именами", человека, который наслаждается этой своей "точной формулировкой", не обращая внимания на то, задело это кого-то или нет.
   Ирония - "одна из форм особой эмоциональной критики, при которой за положительной оценкой скрыта острая насмешка" (Ю. Бореев). Тоже, согласитесь один из оттенков смеха. "Ирония притворно хвалит те свойства, которые по существу отрицает, поэтому она имеет двойной смысл: прямой, буквальный, и скрытный, обратный" (Ю. Бореев). "Ирония родилась из особого стилистического приема, известного уже античным авторам. Древние греки называли так словесное притворство, когда человек хочет казаться глупее, чем он есть на самом деле. Мастер иронии умел отстаивать Истину* "от обратного". Так Сократ, притворяясь единомышленником своего оппонента и поддакивая ему, мог развить его взгляды до абсурда" (Е.Третьякова). Интересно, а как называются те, кто иронизирует не для отстаивания истины?
   Юмор - это когда шутишь, пытаясь понять другого человека, когда ставишь себя на его место. Юмор вызывает смех "по самой природе которого, свойственно осуществлять положительный контакт между человеческим сознанием и бытием. Смех - одна из форм диалога между его субъектом и внешним миром (желательным партнером общения)". Юмор - это когда "ему и больно и смешно", юмор - это когда смешно всем, юмор - это открытость и сострадание, это влюбленность в собеседника... Не сочтите за иронию, но часто ли вы так смеетесь?
   А вообще, наиболее жизнеспособный тип смеха в обществе - это ирония. "Функция иронии - соединять несоединимое, делать образ перекрестьем двух и более знаковых систем. Стремление свободно переходить через границы установленных правил и мнений, не будучи связанным никакой окончательной истиной*" (Е.Третьякова). Так что иронизируйте, но будьте осторожны...
  
   И на последок: как отличить циника от лицемера? Очень просто. Циник громко говорит, но тихо смеется. Лицемер - наоборот. Он привык скрывать и изворачивать иформацию, рассчитывать (кому что следует сказать), зато никогда не откажется навязать свою эмоциональную оценку или выставить на показ свой смех, типа я смеюсь над тем, чего вам не понять, не следует знать и, вообще, потому что я лучше. Циник же скажет вам правду в глаза и будет тихо потешаться над вами, наблюдая со стороны. --- * - прим.ред.: Вопрос, о каких истинах идет речь, остается открытым. Возможно, заглавня буква спасет дело...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"