Тонина Ольга Игоревна : другие произведения.

Подводная лодка U-9. Черное море

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:


   Ольга Тонина
  
   Подводная лодка U-9. Черное море.
    []
  
   Тип IIB
   Заложена 20 июля 1934 г.
   Водоизмещение надводное/подводное - 279/328 тонн Длина - 42,7 м Ширина - 4,08 м Скорость в надводном/подводном положениях - 13/7 узлов Дальность плавания - 3100миль Максимальная глубина погружения - 150 м Вооружение - 3 533 мм торпедных аппарата, артиллерийское - спаренный 20мм зенитный автомат Экипаж - 22-24 человека
   Спущена на воду 8 апреля 1935 г. на верфи Germaniawerft, Kiel (werk. No 543)
   Вступила в строй 30 июля 1935 г.
    []
   Принята в состав флота 21 августа 1935 г. Принял капитан-лейтенант Ганс-Гюнтер Лооф. (Kptlt. Hans-Gunther Looff)
    []
   В память о подводной лодке U-9 прославившейся в годы Первой Мировой войны, лодка носила на ограждении рубки эмблему в виде Железного Креста.
    []
  
    []
  
   U-9 и U-24 перевозятся на баржах по каналу или реке, с целью переброски в Черное море.
  
  
   С 1 октября 1942 по 20 августа 1944 года входила в состав 30-й флотилии ПЛ (30. Flottille), базировавшейся на Черном море.
    []
   Командиры ПЛ в указанный период:
  
   28 октября 1942 - 15 сентября 1943 Капитан-лейтенант Ганс-Йоахим Шмидт-Вейхерт (Hans-Joachim Schmidt-Weichert)
  
   16 сентября 1943 - 20 августа 1944 обер-лейтенант Гейнрих Клапдор
   (Oblt. Heinrich Klapdor)
  
   5 апреля 1944 - 6 апреля 1944 обер-лейтенант Мартин Ландт-Хайен
   (Oblt. Martin Landt-Hayen) (перевод лодки из Севастополя в Констанцу)
  
   7 апреля 1944 - июнь 1944 капитан-лейтенант Клаус Петерсен
   (Kptlt. Klaus Petersen)
    []
  
  
   20 августа 1944 года в 10.30, неподалеку от Констанцы, 44.12N, 28.41E, лодка была потоплена советской авиацией.
   В 1945 году ПЛ была поднята и отбуксирована в Николаев. Зачислена в состав ВМФ СССР как ТС-16 (TS-16), но из-за сильных повреждений лодки, ее не стали восстанавливать и исключили из списков флота 12 декабря 1946 года.
    []
  
  
   Боевое патрулирование N1.
  
   11 ноября 1942, Констанца - 1 декабря 1942, Констанца.
   Продолжительность - 21 день.
  
   Командир ПЛ.
   Капитан-лейтенант Ганс-Йоахим Шмидт-Вейхерт (Hans-Joachim Schmidt-Weichert)
  
   1-й вахтенный офицер
   Гейнрих Клапдор (Heinrich Klapdor)
    []
  
  
  
  
   Боевое патрулирование N2.
  
   19 декабря 1942, Констанца - 7 января 1942, Констанца.
   Продолжительность - 20 дней.
  
   Командир ПЛ.
   Капитан-лейтенант Ганс-Йоахим Шмидт-Вейхерт (Hans-Joachim Schmidt-Weichert)
  
   1-й вахтенный офицер
   Гейнрих Клапдор (Heinrich Klapdor)
    []
  
  
  
   27 декабря 1942 года в 16.20, возле Сочи, ПЛ была атакована советским тральщиком, который сбросил на не 8 глубинных бомб. ПЛ получила незначительные повреждения.
  
  
   Боевое патрулирование N3.
  
   3 февраля 1943, Констанца - 3 марта 1943, Констанца,
   Продолжительность 29 дней.
  
   Командир ПЛ.
   Капитан-лейтенант Ганс-Йоахим Шмидт-Вейхерт (Hans-Joachim Schmidt-Weichert)
  
   1-й вахтенный офицер
   Гейнрих Клапдор (Heinrich Klapdor)
    []
  
  
  
  
   Боевое патрулирование N4.
  
   17 апреля 1943, Констанца - 10 мая 1943, Констанца
   Продолжительность 24 дня.
  
   Командир ПЛ.
   Капитан-лейтенант Ганс-Йоахим Шмидт-Вейхерт (Hans-Joachim Schmidt-Weichert)
  
   1-й вахтенный офицер
   Гейнрих Клапдор (Heinrich Klapdor)
    []
  
  
  
   5 мая в квадрате CL9628 атаковала танкер, водоизмещением приблизительно 7000 тонн. Предположительно поврежден. Фактически был безрезультатно атакован танкер "Кремль", в 20 милях к югу от мыса Кодер, ПЛ услышала взрыв своей торпеды, самоликвидировавшейся через 10 минут.
  
  
   Боевое патрулирование N5.
  
   20 мая 1943, Констанца - 12 июня 1943, Констанца
   Продолжительность - 24 дня.
  
   Командир ПЛ.
   Капитан-лейтенант Ганс-Йоахим Шмидт-Вейхерт (Hans-Joachim Schmidt-Weichert)
  
   1-й вахтенный офицер
   Гейнрих Клапдор (Heinrich Klapdor)
    []
  
  
  
  
   Боевое патрулирование N6.
   26 августа 1943, Констанца - 10 сентября 1943, Констанца
   Продолжительность 16 дней.
  
   Командир ПЛ.
   Капитан-лейтенант Ганс-Йоахим Шмидт-Вейхерт (Hans-Joachim Schmidt-Weichert)
    []
  
  
   Боевое патрулирование N7.
   2 октября 1943, Констанца - 6 ноября 1943, Констанца
   Продолжительность 36 дней.
  
   Командир ПЛ
   обер-лейтенант Гейнрих Клапдор (Oblt. Heinrich Klapdor)
    []
  
   ПЛ донесла, что 29 октября в 21.30 в квадрате CL9312, к NW от Сочи, был вероятно потоплен торпедой советский танкер водоизмещением 3000 тонн. Подтверждения нет.
  
   Боевое патрулирование N8.
   28 ноября 1943, Констанца - 25 декабря 1943, Констанца
   Продолжительность 28 дней.
  
   Командир ПЛ
   обер-лейтенант Гейнрих Клапдор (Oblt. Heinrich Klapdor)
    []
  
   Боевое патрулирование N9.
  
   21 февраля 1944, Констанца - 28 февраля 1944, Констанца
   Продолжительность - 8 дней.
  
   Командир ПЛ
   обер-лейтенант Гейнрих Клапдор (Oblt. Heinrich Klapdor)
    []
  
   Боевое патрулирование N10.
   23 марта 1944, Констанца - 2 апреля 1944, Севастополь
   Продолжительность - 11 дней.
   Командир ПЛ
   обер-лейтенант Гейнрих Клапдор (Oblt. Heinrich Klapdor)
    []
  
   31 марта во время налета советских штурмовиков одна бомба попала в левый борт U-9, появилась трещина в прочном корпусе. Командир лодки, обер-лейтенант Клапдор, получил осколочные ранения. Лодка была подготовлена к переходу в Констанцу, где менее чем за месяц была отремонтирована.
   Перебазирование
   5 апреля 1944, Севастополь - 6 апреля 1944, Констанца
   Продолжительность - 2 дня.
   Командир ПЛ
   обер-лейтенант Мартин Ландт-Хайен (Oblt. Martin Landt-Hayen)
  
   Боевое патрулирование N11.
   26 апреля 1944, Констанца - 28 мая 1944, Констанца
   Продолжительность - 33 дня.
  
   Командир ПЛ
   капитан-лейтенант Клаус Петерсен (Kptlt. Klaus Petersen)
    []
  
  
   5 мая 1944 года, ПЛ доложила о потоплении около Туапсе в квадрате CL91, артиллерийским огнем небольшого рыболовного судна водоизмещением 50 тонн.
  
   11 мая 1944, при нахождении в квадрате Grid CL 9187, в точке 43.50N, 39.26E , ПЛ обнаружила советский конвой из танкера, миноносца, тральщика, семи малых кораблей охранения и трех гидросамолетов МБР-2. Лодка атаковала конвой самонаводящейся акустической торпедой Т-5 "Цаункениг" в 16.32, и через 2 минуты 31 секунду услышала взрыв торпеды. Торпедой был поврежден СКР "Шторм" (водоизмещение 412 тонн, построен в Ленинграде, заводской номер 194). После атаки конвоя, лодка подверглась атаке со стороны сил эскорта и получила незначительные повреждения.
    []
    []
  
   "10 мая СКР "Шторм" вместе с ТЩ и 12 СКА конвоировал ТЩ "Пионер" и ТР "Тракторист" из Поти в Сухуми. 11 мая в 4.40 конвой вышел из Сухуми в Туапсе, двигаясь со скоростью 17 узлов противолодочным зигзагом. В 17.30 в точке с координатами 43R 49,9' с.ш. и 32R 23,8' в.д. был атакован неприятельской ПЛ. В 17.33 в кормовой части раздался сильный взрыв, поднялся столб воды черно-бурого цвета, и корабль зарылся носом в воду. Кормовая часть по 123-й шп. (около 8 м) была оторвана и быстро погрузилась. Корабль остался без хода, образовался дифферент на корму. В 17.34 сыграли боевую тревогу. Последствия взрыва оказались серьезными: были затоплены кубрик N 3, машинная кладовая, артпогреб N 2, переборка между погребом и вторым МО фильтровала воду. Взрывной волной из румпельного отделения выбросило кислотный баллон и кусок палубы весом свыше 100 кг, которые разрушили фор-марс и носовой мостик. Оказалась разрушена колонка машинного телегра-фа и повреждена штурманская рубка.
   За борт снесло минный кран и траловую лебедку. Взрывной волной за борт сбросило 45-мм орудие N 2, 37-мм автомат N 3. У 102-мм орудия N 2 вертлюг вместе с телом орудия был сброшен с тумбы, орудие упало на палубу, навалившись стволом на кормовой мостик. Получили повреждения и требовали заводского ремонта 37-мм автомат N 2 и пулемет "Кольт-Браунинг". К счастью,
   10 больших и 6 малых глубинных бомб не сдетонировали, а сброшенные в воду взорвались последовательно по корме на расстоянии 1,5 -- 2 кбт. В общей сложности корабль принял около 190 т воды, потеряв до 40% запаса плавучести. Погибли 13 человек, 6 -- тяжело ранены, 11 --легко.
   Сразу же после взрыва началась борьба за живучесть, личный состав 2-го турбинного отделения установил подпоры на переборку затопленного 2-го погреба, произвел конопатку швов и сальников гребных валов. Обе турбины были застопорены. Дано освещение, запущены водоотливные средства для осушения 2-го МО. Экипаж корабля показал хорошую подготовленность, проявил инициативу и сметку в борьбе за живучесть в сложных условиях.
   Несмотря на полученные тяжелые повреждения "Шторм" остался на плаву, в 17.47 БТЩ "Щит" взял СКР на буксир и в 22.18 привел его в Туапсе. Осмотр в базе показал, что центр взрыва пришелся на 123-й шп. и сохранившаяся кормовая часть корабля между 108-м и 123-м шп. держалась на сгофрированных листах верхней палубы.
   Днищевые листы загнуло вверх и деформировало. С обоих бортов на 107-м и 108-м шп. в подводной части имелись пробоины площадью до 2 м2. С левого борта на 110-й шп., на 2 м ниже ватерлинии, шла пробоина размером 50x30 см с рваными краями наружу. Палубу 3-го кубрика подняло вверх почти до подволо-ка. Верхнюю палубу до 108-го шп. де-формировало со стрелкой прогиба до 1 м. Возникли гофры в районе 63 -- 65-го шп. На переборке 108-го шп. была нарушена водонепроницаемость по заклепочным швам, переборка оторвана от обшивки борта.
   Правый турбозубчатый агрегат заклинило. Промежуточный вал во втором артпогребе скрутило по фланцевому соединению и согнуло под углом 40R. Поврежден гребной винт: одна лопасть отломана полностью, две другие оказались помяты и имели выщерблены. У левого турбозубчатого агрегата перебило гребной вал. Кронштейны гребных валов повисли на валах. Трубопроводы и механизмы машинно-котельных отделений повреждений не имели.
   Водолазы Туапсинской ВМБ на место сорванных крышек горловин поставили деревянные щиты, а пробоины заделали клиньями и все залили цементом. После этого артиллерийский погреб N 2 был осушен. 31 июля на буксире МБ "Вежилов" в сопровождении БТЩ "Щит", 6 БО и 12 МО "Шторм" вышел из Туапсе и 2 августа приведен в Батуми. Встал в аварийно-боевой ремонт. Окончательное восстановление боеспособности корабля было выполнено в плавучем доке после окончания войны."
  
   17 мая 1944 года , ПЛ доложила, что в поддень в квадрате CL6620, в 18 милях SE от Геленджика, она через 46 секунд наблюдала попадание торпеды в нос атакованного танкера и танкер поврежден. Подтверждения нет.
   25 мая 1944 года, ПЛ доложила, что до полудня к югу от Туапсе в квадрате CL9170, был атакован торпедой и поврежден сторожевой катер или охотник за ПЛ. Подтверждения нет. Фактически ПЛ слышала через 11 мин. 30 сек. Взрыв самоликвидировавшейся торпеды.
  
  
   Боевое патрулирование N12.
  
   15 июля 1944, Констанца - 11 августа 1944, Констанца
   Продолжительность 28 дней.
   Командир ПЛ
   обер-лейтенант Гейнрих Клапдор (Oblt. Heinrich Klapdor)
    []
  
  
   20 августа 1944 года в 10.30, в Констанце, 44.12N, 28.41E, лодка была потоплена советской авиацией.U-9 получила прямое попадание и легла на грунт у пирса.
    []
   В 1945 году ПЛ была поднята и отбуксирована в Николаев. Зачислена в состав ВМФ СССР как ТС-16(по другим данным ТС-116). (TS-16), но из-за сильных повреждений лодки, ее не стали восстанавливать и исключили из списков флота 12 декабря 1946 года. В конце 1946 г списана на лом. Железный Крест с рубки U-9 представлен в экспозиции музея ЧФ РФ.
    []
  
  
   Использованы материалы:
  
   http://uboat.net/types/iib.htm
   http://uboat.net/boats/patrols/u9.html
   http://uboat.net/allies/merchants/3247.html
   http://uboat.net/boats/u9.htm
   http://uboat.net/flotillas/30flo.htm
   "Морская коллекция" N5-2005
   http://www.grafskaya.com/article.php?id=391
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"