Трехбарабанные вертикально-водотрубные паровые котлы (сист. Стирлинга и производные от нее) состоят из двух верхних и одного нижнего барабана, соединенных пучками кипятильных трубок (фиг. 46).
Трехбарабанные паровые котлы с одним верхним и двумя нижними барабанами с изогнутыми трубками (системы Торникрофта, Уайт-Форстера, Шульца и т. д.) применяются исключительно в судовых установках. Между передними и задними пучками помещается обыкновенно перегреватель; задний пучок часто разбивают на две секции, отделенные шамотной перегородкой, с целью удлинить путь газов. Благодаря разделению путей пара и воды в паровых котлах этого типа поддерживается всегда весьма оживленная циркуляция, а именно: восходящие токи имеются в переднем и первой половине заднего пучка, нисходящие--во второй половине заднего пучка. Пар собирается обычно в особом паросборнике, соединенном с задним барабаном рядом изогнутых трубок. Топки этих К.п. снабжаются механич. решетками--цепными или ступенчатыми, горелками для сжигания пылеобразного топлива или отапливаются газом. Топочные газы обтекают первый пучок, затем проходят через перегреватель, омывают последовательно обе секции заднего пучка и затем отдают свое тепло в экономайзере и воздушном подогревателе. Значительные свободные пространства между передним и задним пучками позволяют придать перегревателю достаточно большую поверхность нагрева. Питание производится в верхний задний барабан, откуда холодная вода опускается в нижний барабан, прогреваясь по пути и выделяя большую часть котельного камня, который собирается в нижнем барабане и удаляется из него продувкой. К. п. подвешивают за оба верхние барабана при посредстве тяг и шарнирных соединений к стальному остову здания котельной. Этот способ укрепления К. п. в соединении с криволинейным очертанием кипятильн. трубок уменьшает до минимума опасность возникновения t-ных напряжений в отдельных частях котла. Система трехбарабанных К. п. является в настоящее время одной из самых совершенных конструкций для крупных установок до 3 500 м2 поверхности нагрева в единице (для поверхностей нагрева> 2 000 м2 обычно ставят двойные котлы с общим паросборником) в виду надежности циркуляции, эластичности всей конструкции, статич. определимости системы, а также незначительного числа барабанов, являющихся одной из самых дорогих частей всего котла.