МИННОЕ ДЕЛО, отрасль инженерной науки, изучающая применение взрывчатых веществ для производства подземных и подводных взрывов с применением подготовительных и вспомогательных работ. В военное деле--устройство подземных галлерей, подкопов и установка мин в земле во время позиционной или крепостной войны. В горном деле -- производство подземных работ при проведении выработок и закладка зарядов взрывчатого вещества в буровых скважинах (см. Взрывные работы). В морской войне--установка мин около берегов и в водных районах для обороны против надводных судов и подводных лодок. Морские мины м. б. разделены на два основных класса: с т а н ц и о н н ы е и автоном н ьт е, в зависимости от того, происходит ли их взрыв с берега или автоматически от соприкосновения с неприятельским кораблем. Станционные мины (фиг. 1) обычно управляются и взрываются электрич. Током с берега или с какой-либо пловучей базы, связанной электрич. кабелем с миной. Наличие электрич. кабеля делает постановку станционных мин громоздкой, дорогой и возможной лишь не далее 10 миль от береговых станций. По способу производства взрыва мины классифицируются на к о н т а к т н ы е -- когда взрыв происходит от соприкосновения корабля непосредственно с самой миной, и н е к о н т а к т н ы е--когда взрыв производится каким-либо другим путем. Взрыв контактной мины м. б. достигнут различными способами, соответственно которым мины разделяются на механические, химические и электрические; в первых действует курковое или терочное приспособление-, вторые взрываются в момент когда от удара извне происходит химич. реакция, результатом чего является повышение t, и наконец последние детонируют от запалов гремучей ртути, взрываемых электрич. током.
Контактная мина представляет собой корпус из клепаных или сварных стальных листов грушевидной или сферич. Формы (фиг. 2). Внутреннее помещение мины разделяется металлич. перегородкой на два отделения, из к-рых нижнее служит для помещения заряда 1, а верхнее--воздушной каморой с целью придать мине- определенную пловучесть и остойчивость. В зарядном отделении помещается взрывчатый состав, б. ч. состоящий из шашек влажного пироксилина. В- верхней части мины расположены 3 или 5- втулок с вставленными в них углецинковыми батареями 2. На верхней сферич. поверхности располагают свинцовые колпаки 3, внутри которых помещены стеклянные трубочки с раствором двухромокалиевой соли (мина Герца). При ударе судна о корпус мины ломается свинцовый колпак, причем двухромокалиевая соль из сломанной трубки выливается в батарею, к-рая т. о. и заряжается. Ток проходит через запал 4 п взрывает его. На фиг. 2 изображено положение мины на палубе корабля: 5--ролики для передвижения мины по рельсам, 6--чашка якоря, в которую укладывается мина, 7 -- вьюшка якопя для наматывания минрепа (стального троса), 8--рама, в ко;орой вращается вьюшка, 9 -- мипреп, один конец прищеплен к мине, другой к я корю, 10 --палубные захваты для крепления мины к палубным рельсам в походном положении корабля.
Неконтактные мины взрываются или способом включения электрическ. тока или автоматически. Мины, взрываемые способом включения электрич. тока, т. н. о б с е р в а ц и о н н ы е м и и ы, связаны кабелями с берегом или пловучими базами и потому мало удобны и в некоторых случаях совершенно бесполезны, напр.--против погруженных подводных лодок. Мины неконтактные автоматические получили в минувшую войну большое развитие и применение (одними американцами было поставлено в Северном море ок. 60 000 мин). Неконтактные мины можно разделить на две категории: а) мины, имеющие антенну, соприкосновение корабля с к-рой вызывает взрыв мины (фиг. 3); б) мины, взрывающиеся или от действия магнитных сил, излучаемых металлич. Массой корабля, или от действия сложной системы колебаний, вызываемых машинами на идущем корабле. Мины с антенной имеют значение гл. обр. как средство борьбы с подводными лодками, т. к. благодаря антенне увеличивается район действия минного поля. Мины магнитные и другие чисто неконтактные мало применялись из-за хрупкости и сложности приборов, а также и потому, что действие этих взрывных приборов зависит от величины, скорости и различных магнитных масс корабля, благодаря чему возможен или преждевременный взрыв мины или его запаздывание. Идея взрыва мины на расстоянии без проводов заключается в том, что местный ток приемника, будучи замыкаем Под влиянием электромагнитных волн станции отправления, взрывает запал, чем вызывает и взрыв мины. Предохранение мины от несвоевременного взрыва может осуществляться: 1) настройкой установки на строго определенную длину волны, известную обороняющемуся; 2) применением способа приема лишь при действии сразу нескольких волн разной длины; 3) введением в устройство механизма, который замыкает цепь лишь после ряда сигналов, через определенные промежутки времени. Дальнейший признак для классификации мин--это способы постановки мин: а) пловучая мина, к-рая при помощи стального троса стоит на месте, удерживаясь якорем, носит название п л о в у ч е й я к о р н о й мины фиг. 4); б) мина, лежащая на дне (грунте), называется д о н н о й миной, и в) д р е й ф у ю щ а я мина, не имеющая связи с грунтом, постоянно находится в движении. Наиболее массовый тип--это пловучая якорная мина. Употребляется как на мелких глубинах, так и в открытом море. Может ставиться на глубинах до 1 --1,5 км. Взрывные механизмы мин--или колпаки, поломка к-рых вызывает взрыв, или специальные приборы, действующие от сотрясения мины при ударе последней о корабль. Количество зарядов (взрывчатого вещества) в минах самое разнообразное--от 8 до 500 кг, в зависимости от того, для каких целей сконструирована мина. Донная мина имеет значение г. о. для мелководья и против подводных лодок. Мина требует большого заряда и применения неконтактных взрывателей. Дрейфующая мина применяется на реках и местах, где имеется течение в определенную сторону; может употребляться как против кораблей, так и для взрыва мостов, плотин и других преград. Кроме перечисленных выше видов, мины также применяют как узко противолодочные средства: а) мины, буксируемые кораблем на стальном тросе по месту, где предполагается нахождение подводной лодки; б) мины, подвешиваемые к сетям, ставящимся на предполагаемых путях неприятельских подводных лодок. Буксируемые мины имеют легко обтекаемую форму для уменьшения сопротивления при буксировке. Мины, подвешиваемые к противолодочным сетям, обычно по своей конструкции сделаны т. о., что взрываются не только при соприкосновении с подводной лодкой, по и при попадании лодки в сеть. Последнее обстоятельство позволяет увеличить район действия сети при незначительном количестве самих мин. Обычно мины ставятся со всех видов кораблей, как надводных, так и подводных лодок, имея для того соответствующее оборудование на корабле и приспособление у самих мин. Классификация минных полей на основании войны 1914--18 гг. м. б. установлена в следующем виде: а) заграждения, или преграды (см. Заграждения), б) минированные зоны, в) банки, или отдельные минные поля. Минированные зоны представляют минированное водное пространство любой величины, точно отмеченное. Назначение зоны--создать неудобства и стеснение противнику при его выходах и операциях. Банки, или отдельные минные поля--заграждение, которое имеет специальное, но временное значение и устанавливается в водах противника--на предполагаемых путях его кораблей. Постановка банок, в отличие от минированной зоны, не может иметь длительного значения, и поддержание поставленной банки невозможно или бесцельно. Мины с а м о д в и ж у щ и е с я , выпускаемые минными аппаратами с подводных лодок и надводных судов, см. Торпеды.
Лит.: "Морской сборник", Л., 1930; П е т р о в М., Морская техника.ч. 1--2,Л., 1924--26; L a u b е и f M. e t S t r o h H., Sous-marins, torpilles et mines, P., 1923. А. Ворохобин.