Французский шансон в заснеженной степи. Шар S-35SOMUA.
Любовь Франции к России безгранична. Вначале 22 июня 1812 года приперся Наполеон, затем при последнем царе-батюшке, его родня воровала деньги из военного бюджета для охаживания французских шлюх-балерин, из-за чего флот России недополучил в свой состав кораблей, а армия вооружения и снаряжения - и проиграл русско-японскую войну с разгромным счетом. Затем аферист Витте, вступив в сговор с французскими банкирами организовал перекачку золотой валюты во Францию, увеличив внешний долг России в 7 или 8 раз, ну и в довершении всего, за русскую кровь пролитую в годы Первой мировой войны, ради спасения Франции, эта самая "милая и добрая" Франция снова потребовала от России бабла. Причем требовала очень настырно и терпеливо! Не получилось стрясти с СССР, так стрясла с нынешней России. Знал бы Иосиф Виссарионович, как будут лизать задницы французам нынешние россиянские демократы, так наверняка бы не было сейчас такого государства, как Франция - ведь судьбу оной страны ростовщиков, лягушкоедов и прокисшего вина решал он, Рузвельт и Черчилль. И ведь именно он отстоял право существования Франции как государства - Англия и США были против. Забыли французы. Оно и понятно - скуповаты, причем патологически (нормальные люди лягушек за лакомство не считают, что до коньяка - то народы Кавказа делают его гораздо лучше, равно как и в отношении шампанского - в крымское лучше, чем ихняя кислятина).
А за что же хотели Англия и США уничтожить Францию? За то, что оное государство тесно сотрудничало с гражданином Адольфом Алоизовичем Гитлером - фюрером государства Германия. И как же сотрудничало?
Мсье Рено изготовил для фюрера 25 тысяч 2,5-тонных грузовика моделей ANS и 4 тысячи 3,5-тонных ANN. Несколько меньшим оказался вклад мсье Пежо -- всего 15 тысяч грузовичков. И наконец, третий автомобильный король Франции мсье Ситроен выпустил на радость вождю 6000 2-х тонных машин типа "23R" и 4700 4,5-тонных типа "45" . Проделав простейшие арифметические действия, получаем, что французские машины составляют 19% от общего грузового автопарка 1940-44 гг. выпуска, а поскольку американцы не включали в свою статистику 5970 автобусов, то и более 20%. И это только производство для нужд третьего Рейха грузовиков и автобусов, а еще производились орудия, танки, самолеты.
А еще были трофеи. За 1940-1942 гг. французский автопарк сократился в основном в пользу Гитлера с 2,3 миллионов до 400 тысяч машин. А еще немцы получили французские самолеты, артиллерийские орудия, танки.
"22 июня 152-мм батарею лейтенанта Петрова атаковали немецкие танки. После нескольких выстрелов с близкой дистанции два танка буквально развалились, остальные отошли. По изъятым документам танки принадлежали разведбату 14-ой танковой дивизии. На обломках приборных панелей фосфоресцировали французские надписи. По официальным немецким документам 36-ой танковый полк 14-ой тд был укомплектован исключительно немецкой техникой, а в 40-м разведбате были только бронемашины..."
Новый танк фирмы SOMUA (Societe Outillage Mecanique et d'Usinage d'Artillerie) стал первым в мире танком, башня и корпус которого были отлиты целиком. Управление танком осуществлялось посредством двух бортовых коробок передач, башня имела электрический привод.
Бронирование корпуса танка состояло из трех частей, соединявшихся при помощи болтовых соединений, и достигало 41 мм. Максимальная толщина брони башни составляла 56 мм. Такой броневой защиты не имел в то время ни один танк в мире.
47-мм пушка SA 35 с начальной скоростью снаряда 760 м/с имела угол возвышения +42R, а склонения -18R. Кроме нее, в башне размещался 7,5-мм пулемет, шаровая установка которого, защищенная броневой маской, обеспечивала углы наведения по горизонту до 10R вправо и влево. Кроме того, на командирской башенке мог устанавливаться второй, зенитный, пулемет калибра 7,5 мм. Правда, его использование в боевой обстановке было довольно проблематично, поскольку командир машины и без того был слишком занят. Боекомплект состоял из 108 выстрелов и 3000 патронов.
Место механика-водителя находилось слева, а радиста -- справа. Оба имели смотровые люки с откидывающимися крышками. Для посадки экипажа в танк служила дверь в левом борту корпуса. Кроме того, в днище имелся аварийный люк. Хорошо забронированный и вооруженный, S-35 имел недостаток, свойственный всем французским танкам тех лет, -- одноместную башню, в которой командир танка был вынужден работать за троих.
Двигатель мощностью 190 л. с. и трансмиссия были размещены в кормовой части корпуса. Там же находился и протектированный бензобак. Моторно-трансмиссионное отделение изолировалось от боевого огнестойкой перегородкой. Не слишком мощный для 20-тонной боевой машины двигатель позволял танку развивать максимальную скорость по шоссе до 40 км/ч при запасе хода в 260 км.
Восемь опорных катков ходовой части с каждого борта были сблокированы попарно в четыре тележки, подвешенные (тоже попарно) на листовых рессорах. Девятый каток, расположенный сзади, подвешивался индивидуально. Кроме того, имелось два поддерживающих катка. Броневой фальшборт, прикрывавший ходовую часть, мог откидываться вверх, облегчая доступ к последней при техобслуживании и ремонте.
До капитуляции Франции в 1940 году было изготовлено около 500 танков S-35. 1-я, 2-я и 3-я легкие механизированные дивизии имели в своем составе по 87 таких танков, 6-я легкая кавалерийская дивизия в Тунисе -- 50. Некоторое количество S-35 состояло на вооружении танковых дивизий.
В 1940 году начались работы над усовершенствованным вариантом S-40, имевшим двигатель SOMUA мощностью 220 л. с. и измененную ходовую часть. Этих машин успели изготовить всего несколько штук. Поступив на вооружение французской армии в 1936 году, средние танки S-35 находились в строю до подписания перемирия в 1940 году, после чего использовались в немецкой и итальянской армиях.
S-35 поступали на укомплектование танковых полков (100, 201, 202, 203, 204 Panzer-Regiment) и отдельных танковых батальонов (40, 202, 205, 206, 211, 212, 213, 214, 223, 301 Panzer-Abteilung). В декабре 1940 года немцами был сформирован 201-й танковый полк (Pz.Rgt.201) двухбатальонного состава. Каждый батальон состоял из трех рот, а роты - из трех взводов. Во взводе числилось 5 танков: 1 S-35 и 4 Н-38/39. В танковой роте (с учетом двух S-35 в управлении роты) - 5 S-35 и 12 Н-38/39. Соответственно в танковом батальоне (с учетом 3 S-35 и 5 Н-38/39 при штабе и в штабной роте батальона) - 18 S-35 и 41 Н-38/39. Всего в танковом полку имелось 36 S-35 и 82 Н-38/39. В январе 1941 года во Франции формируется 301-й танковый батальон, а в феврале - 202-й танковый полк (также двухбатальонного состава). В марте 1941 года все они сводятся под единым командованием вновь сформированного штаба 100-й танковой бригады (Pz.Brig.Stab 100). Всего в 100-й танковой бригаде к концу марта 1941 года насчитывалось 295 танков (90 S-35 и 205 Н-38/39). 7 марта был создан отдельный танковый батальон "Wolf" (Pz.Abt.Wolf) переимнованием 2-го батальона 201-го танкового полка. Взамен него в 201-й танковый полк был включен 301-й танковый батальон, а танковый батальон "Wolf" переименован в 211-й танковый батальон. В апреле 1941 года с целью подготовки кадров для танковых частей с трофейными французскими машинами был сформирован 100-й учебный танковый батальон (Pz.Ers.Abt.100), причем в его состав наряду с Н-35/38/39 и S-35 вошли тяжелые B-1bis. В том-же месяце в 201-м и 202-м танковых полках были созданы 7-е роты с танками B-1bis. Правда, просуществовали 7-е роты недолго - 20 июня 1941 года они были сведены в составе вновь сформированного 102-го батальона огнеметных танков, который уже 22 июня был придан штабу 17-й немецкой армии, а на следующий день вступил в бой с советскими войсками. В июне 1941 года началось формирование 101-й бригады трофейных танков в составе 203-го и 204-го танковых полков. Таким образом, к 1 июля 1941 года в вермахте имелось две (100-я и 101-я) танковых бригады, дислоцировавшихся на территории Франции - по самым скромным оценкам 472 танка (328 Н-38/39 и 144 S-35). И это не считая 100-го учебного, 211-го и 102-го огнеметного танковых батальонов. 12 июля 1941 года немцы формируют 212-й танковый батальон.
В сентябре 1941 года была сформирована 22-я танковая дивизия, в состав которой был включен 204-й танковый полк. Правда, после завершения формирования танкисты принялись осваивать чехословацкую технику (танки PzKw 38(t)). Одновременно формировалась 23-я танковая дивизия, в состав которой вошел 201-й танковый полк (с последующим переходом на немецкую технику). 203-й танковый полк осенью 1941 года также начал переход на германскую технику, после чего был отправлен (по всей видимости, в качестве "отдельного") в состав группы армий "Север". А 202-й танковый полк в сентябре 1941 года был разделен: 1-й батальон был отправлен в Сербию, а 2-й и вновь сформированный 3-й танковые батальоны 202-го танкового полка в 1942 году вошли в 26-ю танковую дивизию (при этом 202-й танковый полк был переименован в 26-й).
23 июня с 5.00 германцы начали артобстрел Цитадели, при этом им надо было постараться не поразить своих солдат, окруженных в церкви. Артобстрел продолжался весь день. Германская пехота укрепляла позиции вокруг позиций защитников крепости.
Впервые против Брестской крепости были применены немецкие танки. Точнее - трофейные французские танки Somua S-35 - вооруженные пушкой калибра 47 мм и пулеметом 7,5 мм, достаточно хорошо бронированные и быстроходные. Их было 3 штуки - входивших в состав бронепоезда N28.
Один из этих танков был подбит ручными гранатами у Северных ворот крепости. Второй танк прорвался в центральный двор Цитадели, но был подбит орудием 333-го полка. Оба подбитых танка немцам удалось эвакуировать. Третий танк был подбит зенитным орудием в Северных воротах крепости.
"Боевое донесение командира 45-й дивизии генерал-лейтенанта Шлипера о занятии крепости Брест-Литовск
8 июля 1941 г.
...23.6. Проникшие ночью в крепость части 133-го и 135-го пехотных полков были согласно приказу отведены обратно на блокадную линию. При этом создалось трудное положение, так как русские тут же предприняли атаку на оставляемые районы. Группа немецких солдат (количество неизвестно) осталась запертой в церкви (центральный остров).
С 5.00 на центральный остров и на южную окраину северного острова был направлен ураганный прицельный огонь и удары авиации по площадям. Во время огня действия русских кукушек прекращались, а по прекращению огня немедленно возобновлялись. Опознавать этих стрелков, одетых в маскировочные халаты, было очень трудно.
Около 9.00 из 4-й армии прибыла агитмашина, из которой разъяснялась русским бесполезность их сопротивления и из которой они призывались к сдаче в плен. Эта агитация не давала должного эффекта. Поэтому дивизия бросала в бой новые танки, которые только и могли очистить остров и избежать ненужных потерь.
25.6. С раннего утра продолжалась очистка очагов сопротивления, причём командиру 135-го пп для этого были приданы дополнительно второй батальон 130-ro пп и 45-й разведотряд с третьим батальоном 133-го пп. Из-за ограниченности района действия применение артиллерии стало невозможным. Крепкие стены сводили на нет попытки штурмовать их силами пехоты, а танков и самоходных орудий не было.
Один действующий миномёт 81-го сапбата без огневого прикрытия не мог достать домов, занимаемых русскими. Попытки восстановить русские танки могли кончиться успешно только 26.6. Ввод в действие приданного по приказу армии 28-го танкового взвода в составе трёх французских танков "Сомуа" мог быть осуществлён лишь с утра 26.6. ..."
Трофейный французский средний танк Somua S35 как часть Panzerzuge 27 (бронепоезд No.27). СССР, 1941 год.
На 22 июня 1941 г. на Востоке находилось 6 бронепоездов с установленными на специальные платформы средними танками "Сомуа" S-35. По откидным аппарелям танки могли съезжать на землю, чтобы принять бой в составе так называемых "десантных групп". Бронепоезда N 26, 27, 28 имели в своем составе по 3 танка, N 29, 30, 31 - по два, всего 15 машин. S-35 28-го бронепоезда были приданы 45-ой пехотной дивизии при штурме Брестской крепости.
Применялись S-35 на разных участках советско-германского фронта:
Для действий в Финляндии было выделено два танковых батальона (40-й и 211-й), в которых насчитывалось 106 танков. 211-й танковый батальон был укомплектован трофейными французскими танками (три танковые роты) и имел в своем составе 59 боевых машин: 41 Н-35/39 и 18 S-35.
"...На Кандалакшском направлении танковые части 38 т.бр. планировалось использовать совместно с 104 и 341 сд. Эти части должны были обойти оборону немцев с севера и выйти в тыл отрезав немцам путь отхода к финской границе. В задачу бригады входило разгромить гарнизоны в Миоккалахти и наступая по дороге Миоккалахти-Куолаярви выйти в район Куолаярви и отрезать отступление 36 арм.корп. Армейский 88 танковый полк совместно с полком из 122 сд. и двумя артдивизионами по плану должен отрезать противнику путь отхода на Вуоярви. 5 сентября 1944 года части 38 т.бр. заняли исходные позиции, а на следующий день начали движение в рейд. 9 сентября в 17 ч. 20 м. началось наступление советских войск на направлении Кандалакши, а части 38 т.бр. прибыли в этот день к району переправы через реку Тунтсайоки. На переправе танки были обнаружены авиаразведкой немцев. Командование немцев перебросило на помощь оборонявшему это направлении батальону 378 пп. из 169 пд. роту танков 211 танкового батальона. Передовые части 38 т.бр. (два взвода по три Т-34, командиры лейтенанты Хесин и Кухаренко) вышли на дорогу Миоккалахти-Куолаярви и перерезали её южнее Миоккалахти. Один взвод (Кухаренко) занял оборону фронтом на юг, а второй (Хесина) направился по дороге на север и ворвался с тыла в Миоккалахти. Гарнизон был им разгромлен без потерь в танках. Взвод Кухаренко (три Т-34, позывные танков "Отважный" - командирский, "Орёл", "Непобедимый") в 21 ч. в ночь с 9 на 10 сентября направился по дороге на юг в сторону Куолаярви, а основные части 38 т.бр. в это время сосредоточились на дороге в 3-5 км южнее Миоккалахти. Ещё два взвода бригады двигались по дороге за взводом лейтенанта Кухаренко. Тем втеменем танковая рота 211 танкового батальона немцев устроила на дороге Миоккалахти-Куолаярви засаду в которую попали три Т-34 взвода Кухаренко. Однако бой происходил в тёмное время суток и попаданий в советские танки не было, а те на большой скорости проскочили засаду и проехав три-четыре км попали под обстрел немецкой артиллерии и остановились. Через короткое время танкисты успевшие съехать с дороги, увидели колонну таков идущих сзади, с севера, с открытыми люками и зажжёнными фарами. Это были танки 211 танкового батальона которые сначала танкисты приняли за второй взвод танков бригады идущий следом. По силуэтам танков удалось определить, что это немецкие машины и развернув башни на 180 градусов все три Т-34 в упор открыли огонь по головному танку. Первым же снарядом он был подбит, а затем был подбит и второй идущий за ним. Немецкие танкисты не сделав ни одного выстрела стали покидать свои машины и бежать к лесу. Советские танкисты открыли пулемётный огонь и убили и ранили несколько танкистов. На дороге стояли два подбитых и ещё шесть (по др.д. 8) исправных французских средних танка "Somua" S-35. После подхода к этому месту частей бригады исправные танки были залиты горючим, укомплектованы экипажами и направлены в бой вместе с танками бригады. Но это были не единственные захваченные советскими частями исправные танки 211 танкового батальона. Ещё во время движения к Миоккалахти разведчики 217 сп. 104 сд. обнаружили на одной из сопок три немецких танка 211 батальона. Восьмая рота 3-го батальона 217 сп. получила приказ атаковать их. Десять бойцов роты подползли близко к танкам и после короткого артналёта закричали "ура". Немецкие танкисты в панике частично разбежались, а некоторые сдались в плен. Все три танка достались исправными.
Три Т-34 взвода Кухаренко продолжили движение по дороге и попав под огонь артиллерии один танк был подбит, но сумел самостоятельно выйти из под обстрела. Танк Кухаренко стал объезжать фугас на дороге и застрял в болоте по самую башню. Третий Т-34 был подбит на дороге. Через 14 часов к месту боя подошли танки и рота автоматчиков бригады. Танки перешли в наступление и выбили немцев. Потери этого боя были большие, из 10 танков сгорело 5, имелись среди танкистов раненые. Продвигаясь к Куолоярви части 38 т.бр. уничтожили батальон немцев 82 пп. Но не все бои были удачными. Так 10-11 сентября двигаясь по дороге на немецкий опорный пункт шесть Т-34 бригады попали в засаду. Не имея возможности свернуть с дороги четыре танка были сожжены, причём в одном сдетонировал боезапас и взрывом сорвало башню. Один Т-34 (капитана А. Мельникова) ворвался в опорный пункт немцев и был там подбит в бою, экипаж погиб. Последний танк получил повреждения и вместе с десантом отошёл. Подошедшие танки бригады с боем выбили немцев из опорного пункта. 13-14 сентября бригада получила приказ пропустить вперёд части 104 сд. и рассредоточиться в лесу. С выходом частей 104 сд. в Куолаярви бои здесь закончились. Во время боёв части 104 сд. захватили 10 сентября 16 танков и 4 орудия, 11 сентября части дивизии и танкисты бригады уничтожили 6 бронемашин, 2 орудия и до 100 человек пехоты. Всего с 9 по 11 сентября части РККА на Кандалакшском направлении уничтожили 4 и захватили 17 немецких танков. Уничтожено также 12 автомашин и захвачено 26 автомашин и бронетранспортёров.
Немецкие части из-за угрозы окружения стали отступать из района Алакуртти к границе. 14 сентября советские части заняли Алакуртти однако завершить разгром немецкого 36 арм.к. не удалось т.к. 4 сентября был подписан договор с финнами по которому части немцев после 15 сентября 1944 года находящиеся на территории Финляндии должны сложить оружие и быть переданы советской стороне как военнопленные. Разоружением немецких частей занималась финская сторона. Части Красной Армии оставили 2-х км коридор по которому части 36 АК через район Куолаярви ушли в Финляндию. Однако отход немецких частей не был мирным их бомбила авиация и обстреливала артиллерия. Бои на Кандалакшском направлении продолжались до 30 сентября 1944 года. Всего за период боёв с 4 по 30 сентября уничтожено 28 немецких танков, 51 орудие, 71 автомашина, 26 мотоциклов и до 7000 пехоты. Захвачено 17 танков, 22 орудия, 40 автомашин, 1 самолёт и другое имущество и вооружение. Захваченные советскими частями "Somua" после боёв по распоряжению командующего фронтом отправлены эшелоном в Кубинку. Сопровождал эшелон лейтенант 38 т.бр. Н. И. Кухаренко. Потери 38 т.бр в людях составили 96 человек из которых 52 безвозвратно.
Части 36 АК немцев не стали разоружаться и оказали сопротивление финнам. В ночь с 2 на 3 октября 1944 года немецкие части при поддержке танков провели атаку в направлении Кеми и Карунки и оттеснили финнов на линию реки в 3-х км от Торнио. Однако в ходе боёв к 10 октября финны вернули себе позиции. Немецкие части с танками отошли на север где их преследовали части 3 и 11 пд. и 15 бригады финнов. Два подбитых "Somua" были брошены немцами на дороге Кеми-Торнио..."
Последние столкновения войск РККА с французскими танками боевых групп дивизий SS Принц Евгений, Хэндшар, Скандерберг и Кама происходили осенью 1944 года в ходе сражений за Югославию.
Трофейный французский средний танк Somua S35. 202-ой танковый батальон, Балканы, 1944 год.
Трофейный французский средний танк Somua S35 в Норвегии, 1942 год. (25-я танковая дивизия, 40-й танковый батальон - 40 Panzer-Abteilung.)
Следует отметить, что некоторое количество танков SOMUA немцы использовали для борьбы с партизанами и охраны тыловых объектов.
Следует заметить, что французские танки пересекли границу СССР 22июня 1941 года, ровно через 129 лет после того, как это сделал Наполеон. Поход их продлился дольше, но до Москвы французы в этот раз не дошли.