Статья из Технической энциклопедии 1933 г. издания.
СУДОВАЯ АРТИЛЛЕРИЯ, артиллерия, устанавливаемая на военных судах.
М а т е р и а л ь н а я ч а с т ь . Судовая артиллерия разделяется на главную и вспомогательную. К главной артиллерии относятся орудия диаметром канала 20,34-40,6 см, предназначаемые для боя с главными силами противника (линейными кораблями и крейсерами). Вспомогательная артиллерия разделяется на п р о т и в о м и н н у ю , предназначаемую для действия против торпедных кораблей и разведчиков (75-^-152,2 мм), и
з е н и т н у ю--для стрельбы по самолетам и дирижаблям (37-7-127 мм). По типу орудия относятся - к п у ш к а м для прицельной стрельбы. Конструкция пушек отличается большой длиной канала (см. ниже таблицу) и рассчитана на применение большого заряда, притом одной величины. Увеличение дальности стрельбы осуществляется в них не увеличением заряда, а только увеличением угла возвышения. По условиям заряжания и устройству оболочки заряда орудия разделяются на п а т р о н н ы е (заряд заключен в металлич. гильзу) и к а р т у з н ы е(заряд вкладывается в специальных шелковых мешках -- картузах). Кроме того бывают орудия полуавтоматические, у которых последующие заряжания производятся силой отдачи, и автоматические, у которых отдачей производится заряжание и сам выстрел, так что выстрелы следуют один за другим, пока стреляющий не остановит стрельбу. Для возможности безопасной, быстрой и меткой стрельбы орудия на кораблях устанавливаются на специальных установках, называемых о р у д и й н ы м ис т а н к а м и . Орудийный станок вместе с орудием называется с и с т е м о й и состоит из следующих частей (фиг. 1, зенитное орудие): основание а--неподвижная часть (фундамент), прикрепленная болтами к палубе корабля, на к-рой стоит вся установка (в башенных установках основанием служит кольцо фундамента); поворотная часть б служит для вращения орудия в горизонтальной плоскости и состоит из вилкообразного вертлюга со станинами и поворотного механизма; качающаяся часть в служит для придания орудию углов возвышения и снижения; компрессор г служит для поглощения силы отдачи, развивающейся при выстреле;
-
накатник д служит для накатывания орудия после выстрела в первоначальное положение;
подъемный механизм е служит для наведения орудия (он придает качающейся части установки вместе с орудием требуемый угол возвышения или снижения); прицельное приспособление служит для прицеливания и состоит из механизма с 2 оптич. трубами; спусковое приспособление ж служит для производства выстрела из орудия. Станки с орудием устанавливаются или непосредственно на палубе--п а л у б н ы ес т а н к и или в башнях--б а ш е н н ы е станки. Башенная установка имеет следующие главные части: 1) вращающийся ствол с центральной трубой; 2) броневые рубки на крыше башни для управления стрельбой; 3) станки для орудия с компрессорами и накатниками; 4) электрические и ручные приспособления для вертикального и горизонтального наведения; 5) электрические и ручные приспособления для вращения башни; 6) прицельное приспособление с оптическими трубами;7) электрич. и ручные приспособления для подачи снарядов и зарядов; 8) электрич. и ручные приспособления для открывания и закрывания затвора; 9) приспособления для автоматического заряжания при определенных углах возвышения и снижения; 10) приспособления для крепления башни по походному--для устранения вращения, передвижения и приподнимания башни при качке; 11) приспособления для отопления и вентиляции башни. Отдельные части башенной установки следующие (фиг. 2): боевое отделение а-- верхняя часть башни, где помещается орудие со станками и постом управления механизмами башни; боевое отделение защищается броней и имеет вертикальные вырезы, в к-рые проходят стволы орудий; рабочее отделение б находится под боевым отделением, в нем расположены электрич. установки для действия механизмами заряжания и наводки; перегрузочное отделение для перегрузки поданных из погребов снарядов и зарядов; податочная труба в,внутри к-рой сделаны направляющие для подачи снарядов и зарядов из погребов; зарядный и снарядный погреба г--нижняя часть башни, где хранятся снаряды и заряды. Погреба могут находиться и по бокам башни. Башня всей своей тяжестью лежит на клепаном цилиндрич. барабане. Для облегчения вращения между вращающейся частью башни и барабаном кладутся шары д, а с боков вокруг вращающейся части устанавливаются катки е для уцентрования башни. Питание электроустановок производится от судовых динамомашин, провода входят в башню в самом низу около штыря ж башни. Башня д. б. прочно соединена с судовым корпусом в целях распределения усилий, возникающих при стрельбе, на возможно большее число продольных и поперечных связей. На кораблях башни
размещаются так, чтобы иметь возможно больший угол обстрела по горизонту; наиболее характерные случаи размещения башен: линейное (фиг. 3), эшелонное (фиг. 4) и ромбическое
(фиг. 5). Стрельба из орудия ведется снарядами, к-рые в зависимости от назначения имеют различные устройства (см. Снаряды). Заряды, порох и снаряды помещаются в погребах, к-рые для защиты от попадания неприятельских снарядов устраиваются ниже уровня воды и по возможности вдали от теплых помещений корабля, т. к. высокая темп-pa уменьшает стойкость пороха (см. Судовые системы). Для подачи снарядов и зарядов из погреба к орудию проведена система подачи в виде элеваторов или беседок. Современное состояние судовой артиллерии характеризует таблица (см. таблицу), показывающая основные элементы С. а. современных флотов. В самое последнее время в процессе соперничества между империалистич. странами осуществляются работы в области совершенствования судовой артиллерии. Т. к. международными договорами стабилизованы предельные величины калибров(16", 8", 6"),то усилия сосредоточиваются на усовершенствовании (модернизации) артиллерии линкоров в пределах того же калибра и на конструировании все более и более совершенных образцов важнейшей 8-дюймовой пушки, а также зенитных орудий и специальных приспособлений для борьбы с подводными лодками. В США в течение 1930 г. начато перевооружение сильнейших линкоров новыми переделанными 16" орудиями, каковое получил линейный корабль "Мериленд"; то же предположено сделать с линкорами, вооруженными 14" орудиями, начиная с линкора "Миссисипи". Аналогичный процесс происходит в Англии и во Франции, а также в Японии и в Италии. Значительный прогресс наблюдается и в производственной технич. области (новые стали, методы обработки орудий), дающий возможность достижения более высоких качеств, быстроты изготовления и замены расстрелянной внутренней трубы (см. Пушечное производство).
Т а к т и ч е с к и м и с в о й с т в а м и судовой артиллерии являются: универсальность--
способность поражать надводные, подводные, воздушные и береговые цели; дальнобойность
граничащая у крупных калибров с дальностью видимого горизонта; меткость, позволяющая обстреливать подвижные цели на предельной дистанции; скорострельность и большие скорости полета снаряда, обеспечивающие успешность стрельбы по быстроходным целям; разрушительное действие снарядов, пробивающих толстую броню и делающих громадные рваные бреши в небронированных частях корабля. Отрицательными свойствами являются: большие веса арт. установок и сравнительно малая успешность стрельбы по подводным и воздушным целям. А р т и л л е р и й с к и е с т р е л ь б ы на мор е в основном не отличаются от методов стрельбы, принятых в сухопутной и береговой артиллерии. По характеру стрельба м. б. стрельбою одиночных орудий и залпами. В зависимости от начальной скорости снаряда, угла возвышения и дистанции стрельбы т р а е к т о р и им. б. настильными и навесными. Из фиг. 6 видно, что чем больше цель и чем настильнее траектория снаряда, тем больше п о р а ж а е м о е п р о с т р а н с т в о цели. На вероятность попадания при артиллерийских стрельбах оказывают влияние следующие причины: 1) под действием случайных причин (неточность выделки снаряда, разница в качестве пороха и в весе заряда и пр.) снаряды при одной и той же установке орудия ложатся не в одну точку, а покрывают нек-рую площадь в виде эллипсиса, растянутого по дальности. Это явление называется р а с с е и в а н и е м , а поражаемая площадь--э л л и п с исом р а с с е и в а н и я : наиболее кучно снаряды ложатся у центра эллипсиса рассеивания. Различаются два вида рассеивания--по дальности и боковое. Наибольшее поражение бывает тогда, когда центр эллипсиса рассеивания совпадает с центром цели; 2) помимо случайных причин на полет снаряда влияют причины постоянного характера--ветер, отклонение снаряда вследствие его вращения (деривация), ход стреляющего корабля, движение цели и пр. Эти явления требуют для правильной установки прицела и целика введения ряда поправок, часть которых учитывается заранее и определяется из таблиц стрельбы, а другие--путем проверки установки орудия пристрелкой. Корректируя всплески падающих снарядов, достигающих у крупных калибров 6 0 м высоты, добиваются расположения 1/3 залпа на недолете. При таком положении центр эллипсиса рассеивания будет совпадать с центром цели, и вероятность попадания будет наибольшей. Определив аргументы стрельбы, переходят на ведение огня на поражение. Вследствие движения стреляющего корабля и цели через нек-рый промежуток времени эллипсис рассеивания снаряда начнет сползать с цели, ничему во время стрельбы необходимо учитывать величину изменения расстояния в единицу времени (ВИР) и соответственно изменить установки прицела и
целика (фиг. 7). При стрельбах на поражение применяются два метода: 1) метод струи (фиг. 8) -- управление огнем ведется так, чтобы эллипсис рассеивания снарядов все время удерживался на цели; метод дает наибольшую успешность, но применение его возможно, если ВИР не превышает 4--5 кабельтовых в мин. (кабельтов -- 100 морских сж.),
2) метод завесы (фиг. 9) применяется при стрельбах по быстродвижущимся целям.
По характеру управление огнем стрельбы одиночного корабля подразделяют на центральное
и п л у т о н г о в о е . В первом случае управление огнем сосредоточено для всех орудий в руках старшего артиллериста корабля. Этот вид стрельбы дает лучшие результаты, но требует исправного состояния средств связи на корабле. Если связь между центральным постом управления артиллерийским огнем и башнями или орудиями нарушена или приходится вести огонь одновременно по нескольким целям, то переходят на п л у т о н г о в ую стрельбу. Каждый плутонг, т. е. группа из 2--3 орудий, расположенных в одном помещении, ведет стрельбу самостоятельно. Успешность плутонговой стрельбы гораздо ниже центральной и требует большой тренировки управляющих огнем. При стрельбах по берегу различаются 2 вида стрельб: 1) по видимой цели и 2) по невидимой цели. В первом случае стрельбы производятся как с якоря, так и на-ходу. Стрельба по невидимым целям в большинстве случаев производится с неподвижно стоящего корабля и сущность ее сводится к следующему: на берегу выбирается вспомогательная точка наводки А с расчетом, чтобы угол а между направлением на нее и направлением на цель В не превышал наибольшей величины отклонения целика (фиг. 10). Определив для установки прицела расстояние до цели по карте, целику дают установку, приняв во внимание снятый с карты угол а. При стрельбе орудие наводят на вспомогательную точку наводки А, и снаряды будут ложиться вблизи цели В. Корректировка производится или с поднятого на корабле привязного аэростата, или с самолета, или с наблюдательного пункта на берегу С, связанного с кораблем радиотелеграфом или радиотелефоном. Успешность стрельб по берегу всецело зависит от способов корректировки. При стрельбах по воздушным целям управление огнем плутонговое. Большие скорости полета самолетов и трудность корректировки разрыва в трех плоскостях позволяют применение лишь метода завесы. Успешность стрельбы вообще не велика. Сосредоточенные стрельбы нескольких кораблей по одной цели преследуют задачу нанесения противнику сильного удара в кратчайший срок. Различаются два вида стрельб--централизованные и децентрализованные. При первых огнем управляет флагманский артиллерист. Из фиг. 11 видно, что каждый корабль должен точно удерживать свое место в строю, чтобы ввести в стрельбу соответствующие поправки. Этим стесняется маневрирование и уничтожается инициатива отдельных кораблей. Всякая ошибка в месте хотя бы одного корабля увеличивает рассеивание,
а следовательно уменьшает вероятность попадания. Управление огнем в бою требует особо надежных средств связи. Положительные свойства централизованной стрельбы: возможность использования в бою полной скорострельности калибра, ведение огня залпами или беглым огнем и участие в стрельбах всей бригады (до 4 кораблей). При децентрализованных стрельбах каждый корабль управляет огнем самостоятельно. Чтобы при корректировке падений снаряда не спутать всплесков своих снарядов со всплесками снарядов других стреляющих кораблей, стрельба ведется по очереди, благодаря чему падает скорострельность. Опыт показал, что для такой стрельбы больше 3 кораблей соединять не следует, т. к. иначе падает % вероятного попадания. Положительные свойства--свобода маневрирования, инициатива отдельных кораблей соединения и простота управления огнем, не требующая связи. Сосредоточенные стрельбы применяются в бою лишь при наличии численного превосходства над противником или в первый период боя. Иначе неповрежденные корабли противника к концу боя могут решить его в свою пользу.
Действительность артиллерийских стрельб-- степень вреда, наносимого противнику. Стрельба м. б. успешной по количеству попаданий, но мало действительной, если они не поразят его живучести, и, наоборот, мало успешной, но действительной, когда один снаряд выводит корабль из строя или значительно понижает его боеспособность. Разрушительное действие С. а. зависит от рода снарядов и от условий попадания. Бронебойные снаряды могут пробивать броню, равную своему калибру, только на близких дистанциях, когда снаряд попадает под углом, близким к нормали. При выборе основных родов снаряда для боя руководствуются дистанцией и курсовым углом цели, т. к. от них зависит угол встречи снаряда, а следовательно и пробивная способность последнего. Для суждения о правильном выборе снаряда строятся диаграммы для своего калибра и брони противника, пользуясь к-рыми можно определить не только род снаряда, но и выгодные для себя дистанции боя. Маневрирование кораблей в артиллерийском бою не м. б. произвольным и должно подчиняться определенным тактич. требованиям, служащим для повышения успешности своего огня и понижения ее у противника. Основанием для выбора позиции артиллерийского боя служат: дистанция, курсовой угол и пеленг на противника (пеленгом называется направление на противника, взятое по компасу). Правильному решению при выборе двух
первых элементов способствует изучение диаграмм пробиваемости. Выбор пеленга зависит от ряда условий: солнца, ветра, волнения и пр. Надо стремиться поставить корабль в положение, при котором эти элементы способствуют успешности стрельбы. Большое значение в артиллерийском бою имеет тактич. скорость корабля, т. е. способность его сближаться или удаляться от цели, используя при этом всю свою артиллерию. Тактич. скорость зависит от скорости хода корабля и курсового угла.
сти хода корабля и курсового угла. Очевидно, что из 2 кораблей с одинаковым ходом большей тактич. скоростью будет обладать тот, у к-рого вся артиллерия действует на более острых курсовых углах. В основном требования артиллерии к маневрированию корабля в бою сводятся к следующему: 1) для повышения успешности своей стрельбы необходимо следить, чтобы ВИР не превышал 5--8 кабельтовых, т. к. иначе невозможно применение метода струи, дающего наибольший процент попадания; 2) маневрировать на постоянных курсовых углах, т. к. при этом во время боя можно использовать всю артиллерию и вместе с тем облегчается управление артиллерийским огнем; 3) для понижения успешности стрельбы противника при накрытиях изменять время от времени свой ВИР так, чтобы неприятель не мог его быстро определить, что достигается маневрированием на артиллерийском зигзаге. Курсы при этом меняются через 2--4 минуты. Различают два вида зигзагов-- траверзный и
зигзаг на острых курсовых углах. Такое маневрирование в первом случае будет сбивать противника по прицелу, а во втором--по целику. В целом боевое маневрирование при стрельбе сводится к занятию и удержанию избранных позиций, т. е. условий, содействующих успешному ведению артиллерийского огня. Защита современного корабля от действия неприятельской артиллерии достигается у крупных кораблей бронированием (см. Броня, Судостроение). Лучшим видом защиты явилось бы покрытие всего корпуса корабля (бортов и палубы) толстыми броневыми плитами, способными не пропускать ни одного снаряда. Но вес брони настолько велик, что подобная защита является невозможной (вес бронированной башни, вооруженной 305-мм орудиями, равен 1 100 т). Вооружение, механизмы, запасы и пр. отнимают от тоннажа корабля большую часть и на долю защиты остается не более 30--35% от веса корабля. В настоящее время приняты 2 системы бронирования линейных кораблей: 1) американская система (фиг. 12)--наиболее жизненные части корабля (механизмы, котлы, погреба, башни, рубки) покрываются толстой броней до 406 мм (высота броневого пояса, защищающего пловучесть, доходит до 4 м); 2) англо-германская система (фиг. 13), при к-рой защищается не только пояс по ватерлинии (пловучесть), но и пояс остойчивости корабля за счет утоньшения брони главного броневого пояса и уменьшения его высоты. Большое внимание в последние годы уделяется бронированию палубы от навесных попаданий снарядов и авиабомб. Для лучшего сопротивления бронируются 2--3 палубы с общей толщиной защиты до 125--150 мм. Палубная броня крейсеров колеблется 37-^-50 мм, и толь-
ко японские крейсеры постройки 1924 г. Имеют бронированную палубу толщиной 127 мм (см. БроняиВоенные Cуда).В. Свободин и Е. Ляпидевский.