Тонина Ольга Игоревна : другие произведения.

Охранное судно - парусно-моторная шхуна "Брюханов"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Ольга Тонина
  
  
   Охранное судно - парусно-моторная шхуна "Брюханов".
  
  
  
   О тех, кто работал на этой шхуне известно гораздо больше, чем о ней собой. Парусно-моторная шхуна "Брюханов", осадка без груза 6 футов, в полном грузу -- 12 футов. Занималась охраной рыболовства на Дальнем Востоке. В поисках браконьеров, заходила даже в опасную в навигационном отношении реку Камчатка. В 1923 году, шхуна "Брюханов" была единственным рыбоохранным судном на Дальнем Востоке!
   Из Доклада В.К.Арсеньева Дальневосточному Краевому Комитету Всесоюзной Коммунистической Партии (большевиков):
   " ....В 1923 году, когда я шел на пароходе "Память Ленина" в Охотском море, то с палубы корабля вместе с капитаном Грозбергом за один только день мы насчитали 58 парусных судов. Чьи они?.. Все японские. Надо полагать, что столько же прошло и ночью, значит за одни сутки в самой середине Охотского моря мы встретили около 120 японских судов. Если мы попадем в Берингово море, то опять-таки увидим шхуны -американские и отчасти японские.
   Произошло как бы молчаливое разделение морей. Корейцы решили взять каботаж в свои руки у берегов Уссурийского края, японцы хозяйничают в Охотском море, а американцы владеют Беринговым морем. Все эти суда иностранные, а флаг советский найти в водах Великого океана также трудно, как встретить знакомого на улице Москвы.
   Длина нашей береговой линии от границы с Кореей до Чукотского полуострова и далее до Чалымской губы, считая в том числе и остров Сахалин, равна 20 тысячам километров и эти 20 тысяч километров охраняет одна только моторно-парусная шхуна "Брюханов". Такая охрана побережья, само собой понятно, не достигает цели. Когда шхуна "Брюханов" уходит из Владивостока, она не только не может ловить хищников, а озабочена только тем, как бы проверить документы на законных рыбалках. Хищники, будучи хорошо осведомлены о времени ухода шхуны "Брюханов" из Владивостока, спокойно принимаются за свой промысел, зная, что шхуна надзора вернется только к ноябрю месяцу. Особенно мы обескораблились в период с 1918 по 1922 годы. Не имея кораблей, мы не можем подвезти соль, вывезти рыбу, мы не можем вообще хозяйничать и управлять краем. В настоящее время Акционерное Камчатское общество имеет три парохода и приобретает еще пять, итого восемь...."
   Советское правительство предпринимало меры по предотвращению хищнического истребления китов в наших водах - в 1923 году был подписан концессионный договор сроком на 15 лет с представителями норвежского акционерного общества "Вега" о монопольном праве общества на промысел китов в камчатских и чукотских водах. "Вега" же, со своей стороны, обязалась выплачивать СССР пять процентов с каждого заработанного ею рубля. Но главное -- она должна была подготовить советских мастеров-китобоев: гарпунеров, раздельщиков-крючников и жиротопов. В первых числах июня 1925 года капитан китобойной базы "Командорен-I" Отто Пауст принял на борт шестерых граждан СССР. Однако вскоре выяснилось, что поведение норвежца, абсолютно ничем не отличается от хамского и наглого поведения его соотечественников в Белом море.
   В июне 1926 года основным промысловым районом "Командорена" были избраны Командорские острова. Из 284 добытых китов 110 были загарпунены возле островов. И тут же, в бухте Лисинской, их разделали и бросили. Рядом с котиковыми лежбищами, где их и застало их охранное судно "Брюханов" под командованием капитана А.И.Дудника. Поэтому уже в ноябре 1926 года, Совет Народных Комиссаров принял решение о расторжении договора с акционерным обществом "Вега" в виду явного нарушения договорных условий.
   Капитан А.И.Дудник в 1928 году стал капитаном плавучего крабоконсервного завода "Первый краболов", а в 1940 году, провел Северным морским путем на Камчатку пароход "Анатолий Серов".
   На шхуне "Брюханов" работал также Андрей Евсеевич Лилко, ставший в 1932 году капитаном парохода "Красный Октябрь", а затем командовавший пароходами "Молот", "Монгол", "Лазо".
   На шхуне "Брюханов" в самом начале своей трудовой деятельности работала учеником и будущий капитан дальнего плавания А. И. Щетинина
   Чем занимались охранные суда? Они контролировали процесс рыболовства и охоты на ценных зверей, вели борьбу с браконьерами. И во времена СССР, и ранее - во времена Российской империи. Зачастую дело доходило и до вооруженных столкновений. Браконьерский промысел котика в российских водах и действия русских охранных судов в виде кошмарного образа "белого русского крейсера", который "свинцом и сталью" насаждал простой и суровый закон: "НЕ СМЕЙТЕ КОТИКОВ СТРЕЛЯТЬ У РУССКИХ КОМАНДОР!" нашел достойное отражение в западной русофобской литературе, воспевавшей бандитскую романтику "охотничьего флота", в частности в романе известного русофоба Джека Лондона "Морской Волк", а также в стихотворении "Стихи о трех котиколовах" известного русофоба и пропагандиста английского фашизма Редьяра Киплинга:
   "Горько бросить корабль и груз - пусть их забирает черт!
   Но горше плестись на верную смерть во Владивостокский порт...
   ...русский закон суров - лучше пуле подставить грудь,
   чем заживо кости сгноить в рудниках, где роют свинец и ртуть"
   Но если с частными лицами и судами мелких американских или европейских компаний еще можно было как то бороться, то действия японских браконьеров, прикрываемые боевыми кораблями ВМС Японии охранные суда остановить увы не могли.
  
   Использованная литература:
  
   http://old.vladnews.ru/magazin.php?id=13¤t_magazin=1696&PHPSESSID=2j4acnurjqogtbun0j0b34cqd2
  
   http://www.clubdv.ru/forums/index.php?automodule=downloads&req=download&code=confirm_download&id=118
   http://www.npacific.ru/np/library/publikacii/questhist/istor-7.htm
  
   http://www.npacific.ru/np/library/publikacii/potomki/titul_pot.htm
  
   http://www.rdinfo.ru/
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"