4 июля 1927 года в Москве уполномоченными Наркомторга СССР, Наркомторга РСФСР, ВСНХ СССР, ВСНХ РСФСР, Далькрайисполкома (в лице краевого совнархоза), Госторга РСФСР и акционерного общества "Совторгфлот" был заключен договор об образовании Акционерного Камчатского общества (АКО). Совет Правления АКО первое время находился в Москве и состоял из 5-7 человек под председательством народного комиссара торговли А.И.Микояна и двух кандидатов, затем Совет Правления переместился во Владивосток на ул. Верхнепортовую, 18, где состоял из 7 человек под председательством С.П.Нацаренуса и трех кандидатов. Основной капитал Акционерного Камчатского общества определялся в 11 миллионов рублей и разделялся на 440 акций по 25 тысяч рублей каждая. Акционерами могли быть только государственные учреждения и предприятия.
В конце ноября 1927 г. АКОинформировало Дальневосточную Рабоче-крестьянскую инспекцию о том, что им к началу навигации 1928 г. намечено приобретение двух парусно-моторных шхун. Первая, с водоизмещением 500 - 550 т предполагалась для обслуживания факторий восточного побережья Камчатки, вторая - с водоизмещением 650-700 т - для работы на побережье Охотского моря. С учетом того, что кроме этих шхун в 1928 г. фактории будут обслуживаться 29 рейсами судов Совторгфлота, покупка третьей шхуны считалась нецелесообразной.
Для приобретения шхун в США был командирован ответственный член правления АКО Вячеслав Леонтьевич Бурыгин. 17 января 1928 г. он телеграфировал из Сан-Франциско: "Сегодня осмотрел шхуну постройки 1918 г.: деревянная, трехмачтовая, мотор 300 сил, тоннаж чистый 700 тонн, имеется 20 коек матросов, 10 администрации, небольшой магазин. Ход 8 миль, имеется парусное снаряжение, электричество, лебедки, подводная часть железным деревом, нос обшит сталью, нет радио. Просят 65.000 долларов, дешевле не отдают. Телеграфте Сиатль принципиальное согласие кредита. Мое впечатление этой шхуны хорошее". Правление АКО дало согласие на приобретение шхуны, одновременно предложив В. Л. Бурыгину произвести ее ремонт и освидетельствование, а также установить радиостанцию. Решели приобрести и деревянную моторную шхуну - "Чарльз Бровер", постройки 1918 года. В январе 1928 г. АКО купило в США обе деревянные парусно-моторные шхуны за 100.000 долларов. За участие в покупке указанных судов АКО американскому гражданину Плауну было выплачено комиссионное вознаграждение в размере 8000 долларов.
В конце января 1928 г. транспортно-складскому отделу АКО было поручено комплектование приобретенных шхун администрацией и обслуживающим персоналом. Тогда же было рассмотрено представление заведующего отделом о наименовании судов. Решено было оставить вопрос "открытым, представление заведующего транспортным отделом передать для предварительного обсуждения в отдел транспортно-производственный". Окончательное решение о наименовании обоих судов было принято Владивостокским торговым портом 11 апреля этого же года: шхуна "Апекс" получила название "Охотск", шхуна "Чарльз Бровер" стала именоваться "Чукоткой".
На заседании, состоявшемся 7 апреля 1928 г., правление АКО поручило пушно-снабженческому и транспортному отделам организовать встречу обеих шхун в Петропавловске. После прибытия судов необходимо было немедленно приступить к их переоборудованию. В Петропавловск к моменту прихода "Чукотки" предполагалось доставить все необходимые для загрузки обоих шхун товары, а также экипажи. К середине апреля 1928 г. оба судна были загружены приобретенными Амторгом в США товарами. Амторг был уведомлен о необходимости тщательного осмотра машин и другого оборудования судов, а также подготовки их к долгому плаванию, имея ввиду невозможность ремонта и пополнения запасов в Петропавловске. Перегонял будущий "Охотск" капитан Э.Г. Пухерт.
В процессе передачи приобретенных судов от Амторга в ведение АКО имелись нарушения, о которых в ноябре 1928 г. сообщал член Правления АКО О.Х. Кантер: "...такая передача судов, которая практиковалась Амторгом, совершенно ненормальная. Когда "Охотск" прибыл в Петропавловск, многие инструменты расходились по рукам нашей команды, а отчасти и американской команды. На следующее плавание нам придется потратить много денег, чтобы пополнить судовой инвентарь. Это хищение стоит тысяч рублей".
Вместимость первого судна АКО - "Охотска" составляла 785 рег. т, грузоподъемность 700 тонн, водоизмещение 1 354 т его главный двигатель типа "Атлас" развивал мощность 280 кВт. (300 или 320 л.с.) Кроме главного на судне были установлены три вспомогательных бензиновых двигателя. "Охотск" располагал также вспомогательным парусным вооружением, оказывавшим существенную помощь маломощной машине и нередко выручавшим его в экстремальных ситуациях. Конструктивной особенностью судна являлось наличие высокой надстройки, занимавшей всю кормовую половину корпуса. Она придавала "Охотску" своеобразный силуэт, благодаря которому он получил прозвище "плавучий комод". Сочетание деревянного корпуса и двигателей, работающих на легковоспламеняющемся топливе, позже сыграло в судьбе судна трагическую роль. Численность экипажа "Охотска" по штату 1929 г. составляла двадцать шесть человек. Второе судно АКО - шхуна "Чукотка" - имело водоизмещение 620 т, вместимость 569 рег. т, грузоподъемность 550 тон, мощность двигателя 384 л.с. а его экипаж насчитывал 27 человек.
Возрастание численности флота АКО требовало расширения портовых сооружений в Петропавловске. Несмотря на неоднократные обсуждения вопроса о месте, на котором следовало строить новые склады и причалы, решение так и не было принято. Вначале решили возвести временные сооружения, не тратя на это больших средств. Затем, если выяснится целесообразность базирования судов в Петропавловске, предполагалось выделить более 230 тыс. руб. на дальнейшее обустройство порта. В нем намечалось создать склад угля для пароходов, совершающих зимние рейсы. Однако к моменту прибытия "Охотска" и "Чукотки" Петропавловский порт был не приспособлен для их технического обслуживания. Ремонт судов ввиду отсутствия в порту мастерской и достаточного количества квалифицированных специалистов был затруднен. Выделенная в 1928 г. на ремонт "Охотска" сумма в 40 тыс. руб. оказалась недостаточной, так как силами петропавловского порта нельзя было осуществить демонтаж его надстройки. Поэтому в качестве ремонтной базы был выбран Усть-Камчатск.
В навигацию 1928 г. "Охотском" командовал капитан С. И. Кострубов. В этом году судно обслуживало западное побережье Камчатки. "Чукотка" под командованием П. И. Андржеевского (по другому источнику - В. М. Андржеевский.) работала на восточном побережье. Шхуна совершала регулярные плавания с грузами и пассажирами по восточному и западному побережьям полуострова, использовалось и как зверобойное судно. За первый рейс "Чукотка" собрала на факториях 210 мест пушнины и сырья стоимостью 304 081 рублей, выгруженных во Владивостоке и Петропавловске.
Зимовка обеих шхун в 1928--1929 гг. проходила в Петропавловске. К навигации 1929 г. АКО разработало расписание движения "Охотска" и "Чукотки". Суда должны были использоваться для снабжения населения Камчатского округа, Охотского и Ольского районов. Их выход с грузом из Владивостока планировался на 15 мая.
Летом "Охотск" из Петропавловска ходил в Усть-Камчатск и на Командоры. Осенью теплоход доставил в Петропавловск сруб дома и свежие овощи. Помимо перевозки снабженческих грузов, обе шхуны могли использоваться для транспортировки топлива и воды. Так, в 1929 г. предполагалось выделить шхуну "Чукотка" под завоз на Камчатку нефтепродуктов. Первый рейс планировалось осуществить в мае или июне, когда из-за низкой температуры не наблюдалось их значительного испарения. В январе 1930 г. рассматривался вопрос о снабжении с помощью "Охотска" пресной водой из бухты Нагаево плавучих крабозаводов, работавших у камчатского побережья. Для этого в бухте планировалось сделать приспособления, предназначенные для набора теплоходом воды. Зиму 1929 - 1930 гг. обе шхуны провели в Петропавловске.
Сочетание на "Охотске" деревянного корпуса и двигателей, работавших на легковоспламеняющемся топливе, стало причиной часто возникавших пожаров. Одно такое происшествие описывает в своих воспоминаниях легендарный капитан А. И. Щетинина , работавшая на судне в начале своей флотской карьеры: "Во время стоянки у завода, где на "Охотске" только что закончили ремонт, вахтенный моторист запустил вспомогательный двигатель, обеспечивавший работу генератора, и нарушил правила безопасности. Возник пожар. После удаления людей машинное отделение закрыли, судно отбуксировали на мель у южного берега бухты и затопили, для чего потребовалось прорубить деревянную обшивку борта. Пожар прекратился. Водолазы заделали отверстие в обшивке, воду откачали, и судно снова поставили к заводу на ремонт".
"Охотск" погиб от пожара летом 1930 г. Судно загорелось, стоя после ремонта у пирса петропавловского порта. Оно было отбуксировано на рейд в район мыса Сигнальный и потоплено выстрелом со сторожевого корабля.
Последние минуты "Охотска". Авачинская губа, 1930 г.
В 1930 г. шхуна "Чукотка" "блестяще выполнила хозяйственно-политическую задачу - завоз продовольствия в северные районы. Во время весеннего рейса во льды Охотского моря и в настоящий рейс в Чаунскую губу на борту "Чукотки" находилась научно-промысловая экспедиция АКО по изучению лежбищ морского зверя, опытного боя его, установлению сырьевой базы, типа и техники будущего зверобойного промысла АКО в ледовый период...".
Летом следующего 1931 г. шхуну "Чукотка" под командованием капитана Г. И. Фонарева направили на находящийся в ведении АКО остров Врангеля. 1 августа, на пути к острову, в Чукотском море она была раздавлена льдами. Команду шхуны принял пароход "Ительмен".