Идея о создании статуи свободы появилась в 1865 году у академика Эдуарда де Лабулайе. Автором самой Статуи свободы является скульптор из Эльзаса, Фредерик-Опост Бар-тольди (Frеdеric Auguste Bartholdi), в то время еще молодой и никому неизвестный мастер. За несколько лет до этого Бартольди задумал постройку огромного маяка на Суэцком канале. По его планам этот маяк должен быть в виде женской фигуры. В руках скульптура должна была держать факел, свет от которого должен был освещать дорогу морякам. Но в свое время затею с маяком на Суэцком канале отвергли. Именно поэтому молодой скульптор отозвался с большим энтузиазмом на идею Эдуарда де Лабулайе.
При создании скульптуры Бартольди не раз обращался к картине Делакруа "Свобода, ведущая народ на баррикады". Именно образ Свободы с этого полотна стал главным прототипом для Статуи свободы. По одной из версий, у Бартольди даже была американская натурщица: красивая, недавно овдовевшая Изабелла Бойер, жена Айзека Зингера, предпринимателя в области швейных машин. "...Она освободилась от неловкого присутствия её мужа, который оставил её лишь с самыми предпочтительными в обществе атрибутами: состоянием... и детьми. С самого начала своей карьеры в Париже она была общеизвестной личностью. Будучи красивой французской вдовой американского предпринимателя, она оказалась подходящей моделью для Статуи Свободы Бартольди". (Рут Брэндон, "Зингер и швейная машина: капиталистический романс", стр. 211).
Скульптору Фредерику Огюсту Бартольди было поручено создать к 1876 году памятник в честь столетия подписания американской Декларации независимости. По взаимной договоренности, Америка должна была построить пьедестал, а Франция -- создать статую и установить её в США. Чтобы избежать финансовых трудностей, были организованы специальные фонды, которые занимались поиском средств. Во Франции средства собирали, устраивая увеселительные мероприятия и лотереи, собрав 2,25 млн франков. В Соединенных Штатах организовывали театральные представления, художественные выставки, аукционы и боксерские бои. Однако накопление средств для пьедестала происходило медленно, и Джозеф Пулицер (известный как основатель премии Пулицера) в своей газете "World" обратился с призывом поддержать сбор средств в фонд проекта. Он обрушился с критикой как на богатых, которые не желали финансировать строительство пьедестала, так и на средний класс, который привык полагаться на то, что деньги на благое дело всегда найдутся у состоятельных соотечественников. Жесткая критика Пулитцера имела успех и мотивировала американцев делать пожертвования.
Для создания статуи был приглашен инженер Густав Эйфель (Gustave Eiffel), который впоследствии прославится как автор знаменитой Эйфелевой башни. Эйфель разработал гениальную металлическую рамную конструкцию, которую поддерживал центральный опорный столб. На этом подвижном каркасе была укреплена внешняя, то есть видимая оболочка статуи из меди толщиной 2,4 миллиметра. Бартольди начал с постройки маленькой фигуры, всего 1,2 метра величиной, а потом изготовил еще три другие, постепенно делая их все больше. Они корректировались и доделывались до тех пор, пока не был достигнут оптимальный вариант. Основу сооружения составляет металлический каркас. Сначала он был железным, но позже, из-за коррозии, заменен каркасом из нержавеющей стали. Металлокаркас крепится к центральному стержню, сваренному из четырех металлических колонн. Вокруг этих колонн устроены две винтовые металлические лестницы. Они состоят из 168 ступеней (каждая) и ведут от пьедестала к короне. Металлический каркас статуи покрывают триста медных листов, на закрепление которых пошло около 300 тысяч медных заклепок. Вес всего медного покрытия составляет более 90 тонн. Правая рука статуи взметнула над морем факел. Ее длина составляет 13 м. К факелу ведут 54 ступеньки ее лестницы. Факел состоит из множества мощных ламп красного и желтого цвета и освещает порт ночью. Голову скульптуры венчает корона, состоящая из семи остроконечных лучей, которые символизируют семь континентов и семь морей. Внутри короны находится смотровая площадка для 30 человек. Факел и корона имеют вечернюю подсветку. Постамент для статуи установлен на основании в виде звезды с 11 лучами и имеет высоту в 46,2 м. Высота самой статуи - 46 м. Все сооружение весит около 250 тонн. Детальные разработки Эйфель передал своему помощнику, опытному инженеру по строительным конструкциям, Морису Кехлину. Интересно, что медь для статуи имеет российское происхождение.
Место для статуи Свободы в нью-йоркской гавани, утвержденное Актом Конгресса 1877 г., было выбрано генералом Уильямом Шерманом, с учетом пожеланий самого Бартольди, на острове Бедлоу, где еще с начала XIX века стоял форт в форме звезды.Закладку бетонного фундамента для постамента осуществили в начале 1884 года. Проект пьедестала разработал американский архитектор и скульптор Ричард Морри Хант. К августу 1885 финансирование пьедестала, спроектированного американским архитектором Ричардом Моррисом Хантом, было завершено, и первый камень был заложен 5 августа. Строительство завершилось 22 апреля 1886. В массивную каменную кладку пьедестала встроены две квадратные перемычки из железных брусьев; их соединяют железные анкерные балки, уходящие вверх, чтобы там стать частью эйфелевского каркаса самой статуи. Таким образом статуя и пьедестал являются единым целым.
4 июля 1884 года Франция официально преподнесла статую послу США. Эта скульптура была собрана и разобрана во Франции, и в 1885 году на военном паруснике (фрегате) "Изер" отправилась в Нью-Йорк. Статуя транспортировалась из Франции в США в разобранном виде - она была разделена на 350 частей, упакованных в 214 ящиков. Сборка статуи на пьедестале заняла четыре месяца. Постамент для статуи был возведен на средства граждан Америки, но трудности со сбором денег задержали завершение проекта более чем на год. Общая стоимость изготовления статуи составила 250 тысяч долларов (в масштабах цен конца XIX в.). Наконец, 28 октября 1886 года статуя Свободы была торжественно открыта президентом США Гровером Кливлендом. Это было очень величественное и самое высокое сооружение в мире. В левой руке Свобода держит книгу (ее длина - 7,2м; ширина - 4.1 м), на которой высечены две даты: 4 июля 1776 года (день принятия Декларации независимости) - 14 июля 1789 года (день взятия Бастилии).
Статуя Свободы в цифрах
Высота от верхней части основания до факела
46,05 м
Высота от земли до верхушки факела
92,99 м
Рост статуи
33,86 м
Длина кисти руки
5,00 м
Длина указательного пальца
2,44 м
Голова от макушки до подбородка
5,26 м
Ширина лица
3,05 м
Длина глаза
0,76 м
Длина носа
1,37 м
Длина правой руки
12,80 м
Толщина правой руки
3,66 м
Толщина талии
10,67 м
Ширина рта
0,91 м
Высота таблички
7,19 м
Ширина таблички
4,14 м
Толщина таблички
0,61 м
Высота от земли до вершины пьедестала
46,94 м
Посетители проходят 354 ступени до короны статуи или 192 ступени до вершины пьедестала. В короне расположено 25 окон, которые символизируют земные драгоценные камни и небесные лучи, освещающие мир. Семь лучей на короне статуи символизируют семь мировых океанов и континентов. На табличке, которую статуя держит в левой руке, написано (римскими цифрами): "4 июля 1776 года" (дата американской Декларации независимости). Общий вес меди, использованной для отлива статуи, - 62 тыс. фунтов (31 тонна), а общий вес ее стальной конструкции - 250 тыс. фунтов (125 тонн). Общий вес цементного основания - 54 млн. фунтов (27 тыс. тонн). Статуя была изготовлена из тонких листов меди, отчеканенных в деревянных формах. Сформированные листы потом были установлены на стальной каркас Толщина медного покрытия статуи - 3/32 дюйма или 2,37 мм.
Подвижность на ветру: ветер силой в 50 миль в час вызывает раскачивание статуи в 3 дюйма (7,62 см), а факел раскачивается на 5 дюймов (12,7 см).
28 октября 1886 года, под пушечные выстрелы, рев сирены и непрекращающиеся фейерверки, президент Гроувер Кливленд от имени американского народа принял преподнесенную в дар статую и сказал: "Мы всегда будем помнить, что Свобода избрала это место своим домом, и алтарь ее никогда не покроет забвение".
Со дня своего открытия, статуя служила навигационным ориентиром и использовалась в качестве маяка. Три смотрителя в течение 16 лет по очереди поддерживали огонь в ее факеле.
История статуи Свободы и острова, на котором она стоит, - это история перемен. Статуя была помещена на гранитном пьедестале внутри форта Вуд, построенного к войне 1812 года, стены которого были выложены в форме звезды. Служба маяков США отвечала за обслуживание статуи до 1901 года. После 1901 года эта миссия была возложена на военный департамент. Президентским постановлением от 15 октября 1924 года форт Вуд (и статуя на его территории) был объявлен национальным памятником, границы которого совпадали с границами форта. В 1933 году обслуживание национального памятника было передано Службе национальных парков. 7 сентября 1937 года площадь национального памятника была увеличена и распространилась на весь остров Бедлоу, который в 1956 году был переименован в остров Свободы. 11 мая 1965 года остров Эллис был также передан Службе национальных парков и стал частью национального мемориала "Статуя Свободы". В мае 1982 года президент Рональд Рейган назначил Ли Йакокка возглавить движение частного сектора по реставрации статуи Свободы. На реставрацию было собрано 87 млн. долларов благодаря партнерству Службы национальных парков и корпорации "Статуя Свободы - остров Эллис", которое стало самым успешным сотрудничеством государственного и частного сектора в американской истории. В 1984 году, в начале работ по ее реставрации, статуя Свободы была внесена ООН в число памятников мирового значения. 5 июля 1986 года отреставрированная статуя Свободы была вновь открыта для посетителей во время Уик-энда Свободы, посвященного ее столетию.
Статуя Свободы в разрезе.
Статуя Свободы изнутри. Четыре опоры (мини-эйфелева башня и винтовая лестница)
Изабелла Бойер Евгений (Isabella Eugenie Boyer)(1841-1904) родилась в Париже в англо-французской семье.
В 1863 году в Нью-Йорке, в возрасте 22 лет, она выходит замуж за 52-летнего Исаака Меррита Зингера (Isaac Merritt Singer), основатель знаменитой фирмы по производству швейных машинок "Зингер Шевинг Компани"(Singer Sewing Machine Co.).
Первой женой Исаака была Екатерина Мария Хэйли (Catherine Maria Haley, 1830-1860) с которой он развелся из-за романа жены со Стефеном Кентом (Stephen Kent). От первой жены у Исаака было двое детей - Вильям и Лиллиан (William A. Singer, Lillian C Singer). Кроме того он состоял в гражданском браке с Мэри Энн Спонслер (Mary Ann Sponsler) и на момент знакомства с Изабель, был арестован за насилие в семье. Однако это не остановило Изабель (Исаак был богатым человеком) и они поженились.
Вскоре, Изабелла и Исаак переехали из Нью-Йорка в Особняк Олдвэй (Oldway) в Пэйгнтон (Paignton) на побережье Девона в Англии, ибо американское общество очень неодобрительно относилось к многоженцу Исааку. От Исаака Изабелла родила двух девочек -- Изабель и Винаретту (Winnaretta Eugenie Singer, Isabelle Blanche Singer), и четырех мальчиков -- Мортимера, Вашингтона, Парижа и Франклина (Adam Mortimer Singer, Washington Merritt grant Singer, Paris Eugene Singer, Franklin Merritt Morse Singer). Всего же многоженец Исаак был отцом 22 детей.
С Мэри Энн Спонслер: Августа Исаак Зингер, Виолетта Тереза Сингер, Альберт Джон Сингер, Фанни Элизабет Сингер, Джаспер Гамлет Зингер, Мария Оливия Сингер, Джулия Энн Сингер, Каролина Вирджиния Сингер, ( Isaac Augustus Singer, Violetta Teresa Singer, John Albert Singer, Fanny Elizabeth Singer, Jasper Hamlet Singer, Mary Olivia Singer, Julia Ann Singer, Caroline Virginia Singer) двое умерли при родах.
С Мэри Мак Гонигал (Mary McGonigal): Флоренция Л Мэттьюз , Мэри Мэтьюз, Чарльз А. Мэттьюз (Florence L Matthews, Mary Matthews, Charles A. Matthews), двое умерли при родах.
С Мэри Иствуд Уолтерс (Mary Eastwood Walters): Элис Иствуд Мерритт ( Alice Eastwood Merritt).
Исаак Зингер умер в 1875 году и стоимость его имущества составляла 14 миллионов долларов. Как и всякий многоженец он оставил после себя два совершенно различных завещания, что привело к судебной тяжбе межбу его наследниками и наследницами. Однако суд САСШ признал Изабель законной вдовой и главной наследницей его капитала.
В 1879 году Изабель повторно выходит замуж за голландского музыканта Виктора Реубсаета (Reubsaet), певца и скрипача с мировым именем. Виктор родился в Ситтарде, в семье простого сапожника. Как и большинство людей жаждущих славы, он обманывал окружающих, именуя себя виконтом Д,Естенбургом. Именно благодаря такому обману он сумел стать настоящим дворянином. В 1881 году, итальянский король Умберто, пожаловал "виконту Д.Естенбургу" титул герцога Кампоселице (Camposelice).
Изабель, ставшая герцогиней Кампоселице, была еще очень красивой женщиной, когда встретилась со скульптором Бартольди. Благодаря этому она стала моделью-натурщицей для знаментиой Стауи Свободы.
Воторой муж Изабель умер в 1887 году. В 1891 году, она третий раз выходит замуж за Павла Сохеге ( Sohеge).