АВИАЦИЯ МОРСКАЯ, часть военно-воздушных сил. предназначенная для несения боевой службы в интересах морских сил. Вся боевая деятельность А. м. на морском театре военных действий должна быть направлена к тому, чтобы: 1) путем самостоятельных действий нанести поражение линейным и прочим морским силам противника, 2) путем обслуживания и боевого взаимодействия с морскими силами обеспечить последним наиболее выгодные условия проведения боевых операций. Для достижения этой цели на А. м. возлагается выполнение определенных боевых задач. которые могут быть подразделены на: 1) задачи обслуживания, 2) задачи совместных боевых действий с отдельными кораблями, частями или соединениями морских сил и 3) на самостоятельные боевые действия, выполняемые исключительно при помощи авиасредств. К задачам боевого обслуживания относятся: возд. разведка, воздушный дозор, корректирование арт. огня кораблей и береговых батарей, постановка дымовых завес, охрана от подводных лодок противника и служба командования и связи. Совместные боевые действия А. м. с кораблями, частями и соединениями морских сил выражаются в ее непосредственном активном участии в операциях морских сил путем выполнения бомбардировочных, торпедных и штурмовых атак кораблей и береговых целей. Самостоятельные боевые действия А. м. главное свое отражение находят в боевых действиях против линейных кораблей и крейсеров, по морским базам и тылу противника и в ведении борьбы с его воздушными силами.
К л а с с и ф и к а ц и я и б о е в о е назначение.
В зависимости от основных видов боевого назначения части А. м. подразделяются н а р а з в е д ы в а т е л ь н ы е, бомбардировочные, т о р п е д о н о с н ы е и и с т р е б и т е л ь н ы е . Все указанные виды А. м., за исключением истребительной и торпедоносной, имеют на вооружении преимущественно гидросамолеты в целях обеспечения наилучшей маневренности на театре и безопасности летной работы над морем. Морская истребительная авиация, предназначенная в условиях морской войны в основном для целей обороны прибрежных пунктов, имеет на вооружении колесные (сухопутные) самолеты, как обладающие более высокими летно-тактическими свойствами, чем гидросамолеты. Состоящие на вооружении морской авиации самолеты соответственно боевому назначению частей также подразделяются на разведывательные, бомбардировочные, торпедоносцы и истребители. Разведывательная авиация в свою очередь разделяется на авиацию б л и ж н е й р а з в е д к и и авиацию д а л ь н е й р а з в е д к и . Назначение авиации ближней разведки заключается в выполнении: разведки прибрежных районов моря; охраны фарватеров от подводных лодок, торпедных катеров и заградительных средств противника; атак вспомогательных судов и подводных лодок; штурмовых действий по десанту; дозорной службы. Кроме того на авиацию ближней разведки возлагается корректирование артиллерийского огня береговых батарей и кораблей флота при действиях у своих берегов. Назначение авиации дальней разведки заключается: в выполнении разведки районов открытого моря, баз флота и укрепленных районов побережья противника; в поисках кораблей противника в море; в выполнении бомбардировочных атак легких сил флота и транспортов с десантами, а также в бомбардировании портовых сооружений и баз флота индивидуально или совместно с частями бомбардировочной авиации. Задачи бомбардировочной авиации состоят в выполнении бомбардировочных атак флота противника как при стоянке его в базах, так и на походе в море; в бомбардировании баз флота противника, его снабженческих и ремонтных органов, органов управления аэродромов и баз А. м. По характеру базирования боевые части А. м. разделяются на сухопутные, береговые и корабельные. Сухопутные части А. м. базируются на сухопутные аэродромы (см. Аэродром сухопутный), обычно расположенные или в районе морских баз или в небольшом удалении от моря. Береговые части базируются на морские аэродромы (см. Аэродром морской), расположенные по побережью или вблизи от него на внутренних водных бассейнах (озера, реки). Корабельная авиация базируется на авианосцах (см.), авиатранспортах и боевых кораблях флота. Успешное выполнение боевых задач требует сведения отдельных самолетов в группы. Основной тактической единицей в морской авиации является звено, состоящее из 3 -- 4 самолетов. Самолеты звена летают в определенных строях и находятся в тесной связи между собой. Действиями звена в воздухе руководит командир звена. При достаточной подготовке личного состава звено способно противостоять атакам превосходящего его по силе воздушного противника, но не может считаться способным к самостоятельному выполнению всех необходимых видов боевой службы авиации. Соединение нескольких однородных звеньев, руководимое одним командиром и объединенное в самостоятельную административную единицу, составляет а в и а ц и о н н ы й о т р я д . - Отдельные отряды состоят обыкновенно не более чем из 4 звеньев. Следующим соединением,, назначенным для выполнения задач более крупного масштаба, является авиационная э с к а д р и л ь я . Эскадрилья состоит из нескольких неотдельных отрядов, в состав которых нормально входит по 6--10 самолетов (2--3 звена). Авиационные отряды и эскадрильи сводятся в б р и г а д ы . В Союзе ССР боевое руководство частями А. м. данного моря осуществляется начальником ВВС моря. Политическое руководство осуществляется через политотделы бригад. При начальнике ВВС моря находится управление, состоящее из штаба и отдела снабжения. Органами технического обслуживания частей и соединений морской авиации являются органы специальных служб и ремонтно-снабженческие органы (мастерские и склады).
Б о е в о е п р и м е н е н и е . Первое применение А. м. в войне на море относится к началу войны 1914--18. В процессе ведения этой войны боевая деятельность А. м., сначала заключавшаяся в несении только дозорной службы, постепенно вылилась в выполнение всех видов боевой службы (разведки и боя). В начале войны наиболее интенсивно работала английская А. м., имевшая в своем составе до 30% всех действующих самолетов. Действия А. м. сводились гл. обр. к разведке побережья, охране баз и к бомбардировочным налетам на морские тылы прот-ка. Этот характер боевой деятельности требовал применения разведчиков, истребителей и бомбардировщиков. В ходе войны А. м., наиболее мощно представленная в Англии, главные свои усилия перенесла на побережье и на сушу, действуя против морских баз, производственных предприятий и крупных населенных пунктов. В действиях против флота на море заслуживает большого внимания борьба с подводными лодками. Морские истребители несли службу по обороне побережья, составляя передовой эшелон противовоздушной обороны. В целом и по отдельным видам А. м. во время войны 1914--18 выросла в самостоятельный род войск и оказывала существенное тактическое и оперативное влияние на ход боевых действий и их обеспечение. В морской войне А. м. не причинила существенного урона флоту; так, герм, самолетами было потоплено: контрминоносцев-- 1; подводных лодок--3; торговых пароходов--4; мелких судов--16 (см. Адриатическоеморе, Балтийское море и др.; вопросы управления--см. Авиация военная).
А. м. приобретает большой боевой вес в составе боевых средств мор. сил. Цель р а з в е д ы в а т е л ь н о й деятельности А. м.-- сбор сведений о прот-ке, могущих послужить командованию основанием для принятия правильных оперативного и тактич. решений. Воздушная разведка на морском театре может считать свою задачу выполненной в том случае, если будет своевременно информировать командование о дислокации главных сил флота прот-ка и действующих отдельно б. или м. крупных соединений этого флота, а также вести периодически наблюдение за главной и маневренными базами противника, расположенными на основных операционных направлениях. В зависимости от удаления от своих баз, характера задания, а отчасти от метода расчета и выполнения воздушная разведка на море разделяется на ближнюю и дальнюю. "Предел ближней разведки определяется необходимостью обнаружить приближение противника к своим базам за такой промежуток времени, к-рый обеспечил бы переход базы (крепости) и стоящих в ней кораблей флота из состояния ожидания в положение боевой готовности и развертывания сил для боя. Наименьший предел дальней разведки определяется требованием установить вероятность появления кораблей противника у своих берегов ночью или к рассвету ближайшего дня" (из "Наставления по боевому применению морской авиации"). Обеспечение возд. Разведки строится на анализе вероятного противодействия противника в каждом данном случае и осуществляется выполнением разведки либо на принципе внезапности либо на принципе силы. Выбор того или другого способа обеспечения зависит от условий обстановки при выполнении поставленного задания. Воздушная разведка благодаря большой скорости полета самолетов, большому радиусу их действия, а также трудности маскировки противника от возд. наблюдения имеет несомненное преимущество перед остальными видами разведки на море (надводные корабли и подводные лодки). Основными же недостатками ее и до настоящего времени остаются небольшая сравнительно продолжительность непрерывного полета самолетов и зависимость от атмосферных условий и времени суток.
Боевая деятельность б о м б а р д и р о в о ч н о й А. м. заключается в бомбардировке кораблей, баз, аэродромов, военно-промышленных, а также административно-политических центров противника. Боевые действия бомбардировочной авиации разделяются на дневные и ночные. Ночные бомбардировочные атаки выполняются преимущественно по сильно укрепленным береговым целям в тех случаях, когда дневные их атаки связаны с сильным противодействием ПВО прот-ка (истребительная авиация и зенитная арт-ия). Обеспечение дневных бомбардировочных налетов от противодействия неприятельской истребительной авиации достигается выполнением этих налетов группами бомбардировочных самолетов в составе и боевых порядках, обеспечивающих ведение оборонительного боя с атакующими истребителями противника. Кроме того в некоторых случаях к бомбардировочной группе придаются специальные самолеты прикрытия (воздушные крейсеры). Объекты, служащие ц е л я м и для бомбардирования в условиях морской войны, в зависимости от степени их уязвимости могут быть разделены на три класса. К первому классу относятся цели, требующие применения особо тяжелых бомб фугасно-бронебойного действия. К ним относятся линейные корабли, линейные крейсеры, защищенные броней или специальными устройствами (бетон и т. п.), фортификационные сооружения, доки и судостроительные верфи, крупные железнодорожные мосты. Для этих целей требуются бомбы весом не менее 250 кг.К целям второго класса относятся: легкие крейсеры, эсминцы, транспорты и другие небронированные крупные вспомогательные корабли, станционные сооружения, портовые склады, стенки гаваней, тыловые и основные аэродромы воздушных сил. Эти цели требуют применения бомб весом не менее 100 кг. Третий класс составляют цели, которые с успехом могут быть поражаемы легкими фугасными и осколочными бомбами (50 кг и 10 кг). К ним относятся тральщики, сторожевые катеры, баржи и прочие мелкие суда вспомогательного значения, мелкие портовые и станционные сооружения и казармы. Кроме того к особому виду целей относятся подводные лодки и живые цели. Против подлодок применяют глубинные бомбы (см. Бомба авиационная),а против живых целей -- бомбы осколочные и химические. Современные бомбардировочные самолеты, способные с большой скоростью проникать в тыл противника, неся на себе большое количество бомб, могут нанести тяжелые повреждения избранным для бомбардирования целям. При совместных действиях бомбардировщиков с морскими силами особо действителен так называемый комбинированный удар. Основными недостатками бомбардировочной атаки являются: кратковременность ее действия и невозможность немедленного повторения атаки теми же самолетами.
Боевая деятельность т о р п е д о н о с н о й А. м. заключается в выполнении торпедных атак крупных боевых и вспомогательных кораблей прот-ка на ходу в море и при стоянке в базах. Торпедометание применяется высокое и низкое. Метод низкого торпедометания заключается в том,, что атакующий самолет, подойдя на дистанцию торпедного выстрела, снижается до 20 м и сбрасывает торпеду. Этот метод, принимая во внимание, что дальность торпедной атаки не превышает в общем 10 кабельтовых (1850 м), ставит самолет в опасное положение от огня не только зенитной, но и прочей арт-ии атакуемого корабля.
Боевая деятельность береговой и с т р е б и т е л ь н о й авиации на море значительно ограничена в сравнении с деятельностью сухопутной истребительной авиации. Основная задача истребительной авиации на морском театре состоит в охране от возд. противника отдельных прибрежных пунктов и баз флота. Выполнение истребительной авиацией наступательных операций в целях обеспечения боевой деятельности своих возд. сил в условиях морского театра возможно лишь при помощи базирования истребителей на авианосцах.
Боевая деятельность к о р а б е л ь н о й авиации сводится исключительно к боевому обслуживанию эскадры флота, уходящей далеко от мест базирования прибрежной авиации, которая благодаря ограниченной дальности действия и привязанности к своим аэродромам с питающими и ремонтными органами не может обслуживать флот. Корабельные самолеты, несомые боевыми судами (линкоры, крейсеры), предназначены для разведки моря в районе нахождения своего корабля (соединения) и являются как бы его глазами, способными на значительном расстоянии обнаружить состав и силы прот-ка; на основании этого боевые суда могут своевременно принять правильное решение и для корректирования огня главной арт-ии корабля. В виду ограниченного места на боевом корабле может помещаться не более одного звена самолетов. Корабельные самолеты как правило должны быть лодочного типа, для того чтобы по выполнении своей задачи иметь возможность сесть на воду вблизи своего корабля и быть подобранным на палубу при помощи кранов. Взлет с корабля производится при помощи специальных приспособлений-- катапульт (см.), выбрасывающих самолеты с работающим мотором в воздух. Для выполнения разведки корабельные самолеты снабжены фотоаппаратами, аэронавигационными приборами и различными средствами связи с кораблем (радио, ракеты, флажки, вымпелы для сбрасывания донесений и коды). Корабельная авиация, базирующаяся на авианосцы, может выполнять все задачи, присущие авиации, так как авианосцы могут принимать на себя любые классы самолетов (разведчики, истребители, бомбардировщики и штурмовики). Самолеты, базирующиеся на авианосцы, как правило бывают колесного типа, так как они производят взлет с палубы авианосца и на нее же совершают посадку по выполнении задачи. Однако работа колесных самолетов над морем постоянно сопряжена с большим риском, так как всякая вынужденная посадка в море из-за малейшего пустяка может повлечь за собой катастрофу и в лучшем случае аварию. Кроме того авианосец представляет собой чрезвычайно заманчивую цель для авиации противника, которая примет все меры к его уничтожению. Поэтому не исключена возможность, что к моменту возвращения к эскадре по выполнении боевой задачи корабельная авиация не найдет своего авианосца или найдет его настолько поврежденным, что посадка на него будет невозможна. В этом случае перед самолетами будут два выбора: либо делать посадку на воду у эскадры с расчетом на аварию и спасение своими кораблями либо сесть на берег в расположении противника. В целях уменьшения риска в работе над морем колесной авиации, базирующейся на авианосцы, некоторые страны прибегают к использованию с авианосцев особых конструкций самолетов--"амфибий" (см. Гидросамолет),--могущих делать взлет и посадку на сушу и на воду, но т. к. "амфибии" отличаются худшей маневренностью и тяжелым мертвым весом, их применение широкого распространения не получило, кроме Франции, где все морские колесные самолеты имеют специальные фюзеляжи, приспособленные для посадки на воду (в случае надобности), причем в таких случаях колесные шасси (см.) легко сбрасываются.
Поступление на вооружение А. м. все более мощных самолетов, а также быстрое совершенствование их вооружения и методов боевого использования уже в настоящее время дают основание морским гос-вам, обладающим сильной А. м., рассматривать ее как вооруженную силу, способную наравне с армией и мор. флотом к выполнению самостоятельных операций крупного масштаба.
Лит.: Б а р у з д и н В., Очерки по тактике морской авиации, М., 1927; X а н о в А. и М у с с е л и у с Б., Организация и боевое применение морской авиации, М., 1929; Л а в р о в В. К., Тактика морской авиации, М.--Л., 1930; Наставление по боевому применению морской авиации, 1930; Х а н о в А., Морская авиация, Москва, 1932; О н у ф р и е в А., Морская авиация в гражданской войне, М.-- Л., 1925; Л е б е д е в Н., Обзор литературы по морской авиации за 1928--30 годы, < Морской сборник", 1931, 7; В о е й к о в , Гидроавиация САСШ в период боевых действий 1917--1918 гг. в мировой войне, там же, 1923, 9; Л у ч и н е к и й С, Краткий обзор развития английской воздушной службы и ее применение в морской войне 1914--18, там же, 192 2. 10; Сидор о в А., Гидропланы на реках Сибири в 1919--19 20гг., там же, 1922, 11; S e r r e H., Emploi de l'aviation dans la guerre navale, <>Revue des forces aeriennes", 1931,. 24; S e r r e H., Questions relatives a l'emploi de l'aviation dans la guerre navale, там же, 1931, 28;G u i l l e m i n , L'aviation maritime de chasse, там же, 1931, 22; B a r i o t P., Emploi de l'aviation dans la guerre navale, там же, 1931, 27; B a r i o t P., Reflexions sur ]aguerre aeronavale, "Revue maritime", 1931, 136; F o r z a E., Catapultamento di velivoli da nave in mare ondoso, "Rivista aeronautica", 1931, 6.