БРОНЕПОЕЗД (сокр. БЕПО), бронированный подвижной жел.-дор. состав из бронепаровоза, одной .или нескольких бронеплощадок и контрольных платформ.
О с н о в н ое н а з н а ч е н и е Б.--содействие своим войскам в поражении живой силы противника, уничтожении его огневых и технич. средств на близких дистанциях в районе полотна ж. д. путем сочетания огня и движения. Успех удара зависит от своевременности, скрытности и быстроты действий и состояния ж.-д. пути. Б. действуют как совместно с др. родами войск, так и самостоятельно (в оперативной связи); в последнем случае задачи Б.--захват узлов и важных пунктов на ж. д., охрана ж. д., охрана побережий, наблюдение промежутков, прикрытие высадки войск с жел. дор., разведка, охранение войск, двигающихся вдоль ж. д., реже борьба с арт-ией и бронесилами и при особо благоприятных обстоятельствах засады и набеги в тыл прот-ка. Выполнение задач достигается обычно продвижением к прот-ку на близкое расстояние и огнем с ближайших дистанций. Как арт. батарея Б. применяется в исключительных случаях: при отсутствии арт-ии или значительных разрушениях ж.-д. пути, не позволяющих Б. приблизиться к прот-ку. Для использования результатов огня, а также для разведки, охранениями т. п. задач Б. часто придается десант (см.) силой до роты, снабженной по возможности техническими средствами передвижения (самокатами, мотоциклами) Десант перевозится на Б. или отдельно от него. В последнем случае сила десанта может быть увеличена и в гражд. Войну доходила до батальона.
С в о й с т в а Б.: а) положительные--быстрота передвижений, безопасность от поражения пулями и осколками снарядов, постоянная боевая готовность, недоступность прямому захвату живой силой, сила огня и моральное действие; б) отрицательные--ограниченность района действий, тяжесть работы под броней, сравнительная трудность управления и наблюдения, большая величина как цели, не могущей вдобавок покинуть ж.-д. рельсы, и возможность изоляции от тыла. Организационно Б.--воинская часть, имеющая на вооружении подвижной бронированный, состав, к-рый делится на б о е в у ю часть-- бронепаровоз и бронеплощадки с обслуживающей их командой --и б а з у (см. База бронепоезда)-- железнодорожный состав, предназначенный для жилья команды и обслуживания Б.
Б о е в а я ч а с т ь Б. а) Бронеплощадки (одна или две)--специальные ж.-д. платформы с броневым кузовом, вооруженные 1--2 орудиями калибра 76--107 мм и 4--6 пулеметами (обычно Максима); орудия и пулеметы устанавливаются в бронебашнях на тумбах или спец. кронштейнах (рис. 1). Броня 8--10-мм (старые образцы), двойная с бетонной прокладкой, не пробивается пулями и осколками. Внутренняя связь рупорная и телефонная. Посреди площадки устанавливается наблюдательная башня командира, б) Бронепаровоз--обычно серия "OB" с 4-осным тендером, покрытым такой же броней, как и бронеплощадки. На тендере броневая рубка ком-ра Б., от нее рупорная и телефонная связь на бронеплощадки и будку машиниста. Средняя скорость 35---40 км/ч. в) Две спаренные (4) контрольные платформы--обычные ж.-д. двухосные платформы, груженные материалами и инструментами для ремонта пути; поставленные в голове и хвосте Б., предохраняют его от фугасов.
Боевая часть Б. формируется в порядке, указанном на рис. 2; бронепаровоз тендером в сторону прот-ка; длина Б. без контрольных платформ ок. 46 м. Для внешней связи Б. имеет радио, дрезины и авиасигнальный пост, а для разведки и охраны тыла-- бронедрезины(см.). В зависимости от калибра орудий Б. делятся на л е г к и е (76-мм орудия), т я ж е л ы е (107-мм орудия) и о с о б о г о н а з н а ч е н и я (орудия калибра 152-мм и выше), причем последние являются в сущности железнодорожной артиллерией (см.) и выполняют ее задачи. Б. сводятся в дивизионы.
Современные тенденции в технич. развитииБ.: м о д е р н и з а ц и я (электрич. сигнализация для внутренней связи, усовершенствованные приборы для управления огнем, оборудование командирской рубки, радио), усиление брони, замена паровоза тепловозом или электродвигателем; самодвижущиеся бронеплощадки с двигателем внутреннего сгорания; вооружение зенитными орудиями и пулеметами; способность движения как по ж.-д. путям, так и по грунтовым дорогам и даже без дорог; в боевом применении использование для борьбы с авиацией и танками.
Б. иностранных армий.
Ф и н л я н д и я . 2 Б., каждый из 1 бронепаровоза, 3 бронеплощадок и 1 контрольной платформы, вооруженных двумя 76,2-мм пушками и 12 пулеметами.
Э с т о н и я . В мирное время 2 полка Б. Полк состоит из штаба, команды связи, легкого и тяжелого Б., рабочей команды и мастерских. Легкий Б. имеет одну легкую 4-орудийную батарею и кроме того на каждой платформе 1--2 пулемета; пулеметных вагонов два, в каждом по 4 легких и 2 зенит, пулемета. Тяжелый Б. имеет две тяжелые гаубицы, одну дальнобойную и одну легкую пушку; пулеметные вагоны, как.на легком Б. На каждые два Б. десантный отряд--3 пех. роты и пулеметная команда из 3 взводов по 2 станковых пулемета.
Л а т в и я . Дивизион Б. состоит из штаба, двух Б., инструкторской и хозяйственной команд. Вооружение: одно 107-.мм орудие, одно тяжелое орудие, одна зенит, пушка, 2 миномета, 12 тяжелых и 2 легких пулемета,
Л и т в а . Имеется один полк Б. 3-взводного состава. Вооружение: 2 полевых орудия и 8 пулеметов.
П о л ь ш а . Обучение личного состава в мирное время производится в учебных дивизионах, состоящих из 2 Б., содержащихся при ж.-д. полках. Типовой Б. состоит из двух частей: боевого и хоз. эшелона. Нормальное вооружение Б.: 2--4 полевых орудия, но возможно 6--8 и 10--16 пулеметов. Предусмотрены штурмовые вагоны для десантного отряда (взвод пехоты).
Р у м ы н и я . . 1 бронепоездной батальон. 4 Б., из них 2 широкой и 2 нормальной колеи. Первые вооружены каждый двумя 120-мм морскими пушками, одной 75-ммпушкой, 8 орудиями мелкого калибра и несколькими пулеметами, расположенными на 4 бронеплощадках.
Г е р м а н и я . Нормальный Б. организован, как показано на схеме (рис. 3): 1--паровоз, 2--тендер, 3--средний миномет, 4--легкий миномет, б--арт-ия, в--материальная часть, 7--вагон с песком, 8--арт-ия, 9--десант, 10--кухня. Скорость движения 20--30 км/ч. Запас горючего на 300 км. Все вагоны кроме платформ снабжены пулеметами. Б., составленный из 10 единиц, является довольно крупной целью,- вагон с песком, играя роль контрольной платформы, в то же время является своего рода бруствером для сзади идущих вагонов.
А н г л и я . В англ. армии Б. применяются только как средство для охраны ж. д. (Б. легкого типа) и обороны побережья (тяжелые типы, приближающиеся по своему характеру к ж.-д. арт-ии). Принята следующая организация Б.: 1) платформа с материалом для ремонта пути; 2) пулеметная площадка--наблюдательный пост ком-ра Б.; 3) паровоз; 4) тендер; 5) цистерна с запасом воды; 6) орудийная площадка с наблюдательным пунктом заместителя ком-ра Б.; 7) электрич. прожектор; 8) резерв технич. и ж.-д. прислуги; 9) телеграф; 10) хозяйственный вагон; 11) пулеметная площадка.
Фр а н ц и я. Во французской армии главное внимание обращено на создание тяжелых Б. (ж.-д. арт-ия) для охраны побережья. К Б. в полном смысле этого понятия могут быть отнесены E., вооруженные 200-мм мортирами Шнейдера. Легкие Б. частично сохранились после войны 1914--18 и имеют на вооружении 75-мм пушки и пулеметы Гочкиса. Для действий в колониях применяются Б.; боевой эшелон к-рых состоит из бронированных платформ, вооруженных пулеметами и горными орудиями (б5-мм), или обыкновенных платформ, на к-рые устанавливаются готовые бронебашни с вооружением. (В Сирии имеются 3 таких Б.)
С р е д с т в а м и б о р ь б ы с Б. являются: а) б р о н е п о е з д а ; , б) установленные на ж.-д. полотне или вблизи него 76-мм о р у д и я , стреляющие или прямой наводкой или сосредоточенным огнем по определенному участку пути, где можно ожидать появления Б.; стрельба из орудий больших калибров (напр. 107-мм пушек) является часто излишним расходом снарядов, т. к. попадания 76-мм снаряда вполне достаточно, чтобы вывести Б. из строя, по крайней мере на нек-рое время; в) по р ч а ж е л е з н о д о р о ж н о г о п у т и как обычными средствами, так и арт. огнем; г) а в и а ц и я, имеющая возможность нагнать Б. и забросать его бомбами; д) ф у г а с ы , закладываемые под ж.-д. полотно и взрывающиеся при проходе Б.; в этом случае необходимо, чтобы они взрывались от определенного веса проходящих вагонов, без чего присутствие фугасов м. б. обнаружено проходом порожних вагонов; е) б р а н д е р ы , т. е. железнодорожные площадки, нагруженные взрывчатым и горючим материалами, пускаемые навстречу Б. (паровозом или под уклон пути) и взрывающиеся при столкновении. С этой же целью используется черный паровоз.
Впервые Б. появились в 1871 при осаде Парижа; более широко применены в Англо-бурскую войну 1899--1902 в виде блиндированпых поездов, защищенных вместо брони досками, связками канатов, мешками с землей и т. п. К началу войны 1914--18 всеми воюющими гос-вами построено по несколько Б. простейшей конструкции. Так, в первом Б., участвовавшем в боях под Тарнополем в 1914, в броневагонах (профили обычного товарного вагона) были установлены 76-мм пушки на полевых лафетах. В боях под Брест-Литовском в 1915 русские Б. оказали своим войскам серьезные услуги. Позиционный характер войны и основательная порча путей приостановили их развитие. Большое развитие Б. получили в начальный (эшелонный) период гражд. войны, когда борьба велась за города на кратчайших путях между ними, т. е. на жел. дорогах. Б. самых разнообразных конструкций строились рабочими Брянска, Н.-Новгорода, Луганска, Мариуполя и других крупных заводов наспех, без чертежей и планов; всего было построено до 600 бронированных или блиндированных Б., оказавших огромные услуги Красной армии. Гражданская война дала много примеров боевого применения Б. Из них характерными являются: в наступлении--захват Баку красными Б. в апреле 1920; при прорыве--действия Б. N 49 им. Свердлова у ст. Юзовка 1 мая 1919; в контратаке--бой Б. у г. Речица 8 мая 1920; во встречном бою--действие ударной группы Б., приданных XIII армии, в боях у Сиваша; в обороне--бой у ст. Воропаново в июне 1919; в прикрытии отступления--бой 5 июля 1920 у ст. Парфианово; при атаке населенного пункта--бой под ст. Аксайской в начале 1920. Б. применялись польской армией в августе 1920 в боях под Варшавой, у ст. Воломин, под Новоминском и под Модлином. С переходом борьбы на грунтовые пути число Б. сократилось, но значение Б. в районах ж. д. не уменьшилось и их широко применяли как Красная армия, так и интервенты и белые. В РККА (приказ РВС 4/1 1919) издана и первая инструкция по боевому применению бронепоезда.
Лит.: Временный боевой устав броневых сил РККА, Служба на полевых бронепоездах, 1925; Боевой устав броневых сил РККА, ч. 2, кн. 3, Боевое применение бронепоездов, 1931; Б о г д а н о в В. и С о р о к ин-Р а ж е в Г., Бронесилы, М., 1926; Д е р е в ц о в С. и П у ш к и н А., Справочник по броневому делу для командного состава РККА всех родов войск, М.--Л., 1927; Ш и л ь д б а х К., Тактика войск специального назначения и вспомогательных частей, М.--Л., 1930; 3 у н В. А., Броневые поезда и их боевая служба, М.--Л., 1930; Г л а д к о в П., Тактика броневых частей, М.--Л., 1930; Руководство по боевой подготовке бронесил РККА (бронепоезда), М., 1931; З у н В., Роль бронепоездов в современной войне, "Механизация и моторизация армии", 1931, 1; Бронепоезд в бою, там же, в; H e i g I F., Taschenbuch, d. Tanks, Munchen, 1930. В. Зун.